Анастасия ефремова биография личная жизнь дети
Анастасия Ефремова
Анастасия Олеговна Ефремова. Родилась в 1956 году в Москве. Российский театральный критик. Дочь актера и режиссера Олега Ефремова.
Анастасия Ефремова родилась в 1956 году в Москве.
Отец – Олег Николаевич Ефремов (1927-2000), советский и российский театральный режиссёр, актёр, педагог. Народный артист СССР.
Мать – Ирина Ильинична Мазурук, окончила сценарный факультет ВГИКа, писала рассказы, публиковалась. В 49 лет умерла от рака.
Дед по матери – Илья Мазурук, полярный летчик, Герой Советского Союза, снимал со льдины папанинцев.
Брат по отцу – Михаил Ефремов (родился 10 ноября 1963), советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист Российской Федерации.
У родителей Анастасии был гражданский брак. Официально Олег Ефремов был женат на Лилии Толмачевой. Олег Ефремов и Ирина Мазурук жили в квартире в Лаврушинском переулке – у родственников матери Анастасии.
Как признавалась Анастасия Ефремова, она была нежелательным ребенком: “Рожать меня родители не планировали. Просто у мамы была безвыходная ситуация: предыдущая беременность – внематочная. Если бы она сделала аборт, вообще не смогла бы иметь детей. Поэтому, когда она забеременела, решили рожать. Но получилось это как-то не ко времени и не к месту”.
Семейная жизнь ее родителей не сложилась. У обоих были романы на стороне. Однажды ее мать изложила свои приключения в личном письме и случайно забыла исписанные листы на кровати, а отец нашел. Спустя три года совместной жизни родители Анастасии расстались. Ее мать тогда пыталась покончить с собой: перерезала вены на руках и горле, но ее успели спасти. Позже, чтобы скрыть шрамы, ей всю жизнь приходилось носить множество серебряных браслетов.
До семи лет в свидетельстве о рождении Анастасии в графе «отец» стоял прочерк. Далее Олег Ефремов официально ее признал и дал свою фамилию. Как рассказывала Анастасия, в тот момент мать жила с журналистом Кимом Бакши, который собирался ее удочерить. Но отец, узнав об этом, признал отцовство – так она стала Анастасией Олеговной Ефремовой.
В детстве жила с матерью, но связи с отцом никогда не теряла. Она часта бывала в гостях у него и родителей Олега Ефремова. Мать отца Анна Дмитриевна осталась ее любимой бабушкой на всю жизнь. “Она любила меня сильнее, чем кто бы то ни было другой в семье”, – делилась Анастасия.
Анастасия Ефремова в молодости
С матерью отношения не складывались. Статус нежеланного ребенка, по признанию Анастастии, сопровождал ее всю жизнь. “Отсутствие любви мамы мне очень помогло в жизни. Я в некоторой степени стала «железным человеком», которому ничья любовь в принципе и не нужна. Когда у нас совсем все стало тяжело в отношениях, я переехала к папе. Я до сих пор горжусь отцом и всегда с радостью напоминаю себе: «Я дочь Ефремова»”, – говорила она.
В школе училась плохо. Она признавалась: “В школьные годы я много читала, а к наукам интерес так и не возник. В результате в пятом классе я вообще перестала заглядывать в учебники и отсиживалась «на камчатке»”. С трудом окончила восемь классов. Аттестат зрелости получила в рабочей школе молодежи. Первым местом ее работы была справочная «Аэрофлота». Затем устроилась секретарем в цирк на Цветном бульваре.
В юности попробовала сниматься в кино – засветилась в фильме «Дни хирурга Мишкина», но актерская профессия её не привлекала.
Благодаря отцу поступила на театроведческий факультет ГИТИСа. “Все знали, что в ГИТИС пришла поступать дочка Ефремова, разве меня могли не взять”, – делилась она в одном из интервью.
Анастасия Ефремова и отец Олег Ефремов
Сильным ударом для Анастасии стала смерть отца. “Мне так было страшно. Он был огромной бетонной спиной за моей спиной, я растерялась безумно, моя стена – она рухнула. Я балансирую, он должен был быть всегда. Это было невероятное для меня потрясение”, – отмечала она.
Анастасия Ефремова работает театральным критиком и редактором журнала. Ездит по России в качестве рабочего критика, отсматривает спектакли, пишет рецензии. Сотрудничает с Союзом театральных деятелей, куда ее пригласил Александр Калягин.
Личная жизнь Анастасии Ефремовой:
В браке родила троих детей – сыновей Олега и Викентия, а также дочь Ольгу.
Старший сын Анастасии Ефремовой был назван в честь отца. Однако он погиб спустя два года после смерти знаменитого деда. Молодой человек не дожил четырех дней до сдачи экзаменов на актерский факультет ВГИКа, на 29-м километре Ярославского направления Московской железной дороги, недалеко от дачи в Валентиновке он попал под поезд и трагически погиб. Олегу был всего 21 год.
Дочь – Ольга Ефремова (урожденная Нестерова; род. 7 августа 1987), стала актрисой, окончила Щукинское училище, работала в Вахтанговском театре. Она вышла замуж за итальянца и родила сына Арсения. Ольге не удалось сохранить брак и она вернулась из Италии в Москву.
Анастасия Ефремова очень близка со своим братом Михаилом Ефремовым. “Сейчас мы с Мишей – самые близкие люди. По-прежнему, если мне нужен совет или просто плохо, я всегда могу ему позвонить. И услышать в трубке знакомые отцовские интонации”, – говорила она.
Анастасия Ефремова и Михаил Ефремов
Фильмография Анастасии Ефремовой:
1977 – Дни хирурга Мишкина
последнее обновление информации: 24.10.2020
Биография
После смертельного резонансного дорожно-транспортного происшествия с участием Михаила Ефремова летом 2020-го его ближний круг хранил достаточно продолжительное молчание. Только спустя несколько месяцев на откровенный разговор о ДТП единокровного брата решилась Анастасия Ефремова. Она заявила, что будет защищать актера всегда, призвав публику и коллег сначала досконально разобраться во всем, прежде чем лить помои на обвиняемого.
Детство и юность
Олега Ефремова с фактической второй женой Ириной Мазурук познакомила Галина Волчек. В то время девушки дружили, и будущий главреж «Современника» подумала, что эти двое талантливых людей могут стать парой. И не ошиблась.
Артист сыграл пышную свадьбу со сценаристом, когда еще официально являлся мужем Лилии Толмачевой — супруги расстались, но дружили всю жизнь. Новые отношения просуществовали всего 3 года, и в них 9 ноября 1957-го родилась дочь Настя.
Анастасия Ефремова в молодости
Она считалась нежеланным ребенком: отец жил театром, а мать решилась рожать, оказавшись в безвыходном положении по состоянию здоровья (наличие одной маточной трубы). При этом девочке хватало любви главы семейства, а заботы той, что подарила жизнь — нет. И этот факт закалил характер, превратив ее в настоящую железную леди.
Зато бабушка Анна Дмитриевна с дедушкой Николаем Ивановичем души не чаяли во внучке. Последний, руководствовавшийся принципом «любить надо самого маленького», с удовольствием купал ее и гулял с ней.
Когда в семье вдруг появился Михаил, Анастасия не пребывала в восторге, старалась привлечь к себе внимание взрослых, уходя с дачи в лес и устроив переполох. Впрочем, в дальнейшем брат с сестрой стали не разлей вода и поддерживали друг друга.
Что касается общего родителя, то тот относился к детям одинаково, никого не выделяя. С ним у наследницы было полное взаимопонимание.
«У меня с мамой совсем испортились отношения, и пропало взаимопонимание. Я позвонила папе: “Можно я у тебя поживу?”. Он сразу согласился: “Ну конечно, только скажи Алле”. Алла тогда уехала на гастроли. Как только она вернулась, мы ей сказали, и года 3 я там прожила, пока не въехала в собственную квартиру», — рассказывала Ефремова в интервью.
Знаменитой фамилией она гордилась всегда и, не стесняясь, пользовалась при каждом удобном случае. Например, при поступлении на театроведческий факультет ГИТИСа, где училась вместе с режиссером Владимиром Беляковичем, однажды предложившим ей роль в своем спектакле «Чайка».
Личная жизнь
Первая попытка сестры Михаила Ефремова устроить личную жизнь не увенчалась успехом. Брак распался вскоре после свадьбы, но в нем Анастасия в 1982-м успела родить сына Олега, названного в честь отца.
Наследник впоследствии поступил в Школу-студию МХАТ, но учеба не ладилась, и студент то бросал университет, то вновь возвращался. К сожалению, в возрасте 21 года юноша, планировавший покорить ВГИК, трагически погиб, попав под колеса скорого поезда в конце июня 2003-го.
Все. Пошли спать в новый год.
Posted by Анастасия Ефремова on Tuesday, December 31, 2019
Анастасия Ефремова c семьей
В середине 80-х женщина вышла замуж во второй раз. Избранником оказался Андрей Нестеров, перешедший из Щукинского училища в экономический вуз и в 90-х переквалифицировавшийся в предпринимателя. 7 августа 1987-го супруги приветствовали дочь Ольгу, в дальнейшем выпустившуюся из «Щуки» и прослужившую 2 сезона в Вахтанговском театре.
Сейчас продолжательница актерской династии Ефремовых вместе с мужем Алессандро Сини живет в Испании. Там она занимается воспитанием сына Арсения и танцами. А также снимается в кино (в том числе и в России) и пробует себя в качестве модели, балуя подписчиков в «Инстаграме» стильными фотографиями. В 1995-м семья пополнилась Викентием, окончившим Московский приборостроительный техникум при РГТЭУ.
20 декабря 2016-го в программе «Наедине со всеми» гостья рассказала Юлии Меньшовой, что давно живет одна на даче в Валентиновке и наслаждается одиночеством.
Карьера
Несмотря на то, что Настя с детства обожала читать, искренний интерес к наукам у нее так и не возник. В 5-м классе она и вовсе перестала интересоваться предметами, за что девочку через 3 года отчислили из учебного заведения. Доучиваться пришлось в Школе рабочей молодежи.
Анастасия Ефремова и Ольга Ефремова
Трудовую биографию девушка начала со справочной «Аэрофлота», затем там же объявляла рейсы. Впоследствии она заняла должность секретаря в цирке на Цветном бульваре. Окончив ГИТИС, выпускница, сознательно обойдя актерский путь, искренне надеялась, что отец возьмет ее к себе, устроив в литературную часть МХАТа. Но тот отказал, зная, что наследница обладает патологической ленью.
В итоге Анастасия Олеговна почти десятилетие прослужила завлитом московского театра «Эрмитаж», при содействии Александра Калягина попала в Союз театральных деятелей и работала редактором журнала «Страстной бульвар-10», где публиковала рецензии на спектакли российских театров.
Кроме того, театральный критик является одним из основателей благотворительного фонда Олега Ефремова и фестиваля «ПостЕфремовское пространство», учрежденного в память об отце.
Анастасия Ефремова сейчас
До рокового 8 июня 2020-го, когда Михаил Ефремов устроил смертельное ДТП, его единокровная сестра спокойно жила на даче, где проводила счастливое время за чтением детективов и прогулками с собакой.
Анастасия Ефремова и брат Михаил Ефремов
После трагического случая Анастасия Олеговна долго отказывалась от любых комментариев по просьбе актера. Но, желая защитить родного человека, в последних числах августа она все же пришла в студию программы «Звезды сошлись» на НТВ с заявлением:
«Я не знаю, кто сидел за рулем. Конечно, там сидел другой человек. Я сейчас не имею с ним прямого общения. С ним могут разговаривать жена и дети. Я его в суде видела. Он подавлен был в первые дни. К последнему заседанию собрался. Есть много людей, которые его любят, так что не надо вешать на него все».
Впоследствии женщина делилась в интервью собственным видением произошедшего и сообщала журналистам о намерении обратиться в Европейский суд, недовольстве защитой Эльмана Пашаева и самочувствии брата в изоляторе.
Но нервы изменили железной леди, когда в октябре Мосгорсуд смягчил артисту срок с 8 всего до 7,5 лет. Мысли по этому поводу дочь Олега Ефремова публиковала на личной странице в «Фейсбуке», в итоге не сдержавшись и пожелав смерти от коронавирусной инфекции адвокату Александру Добровинскому.
Åôðåìîâà Àíàñòàñèÿ Îëåãîâíà − òåàòðàëüíûé êðèòèê, äî÷ü çíàìåíèòîãî ðîññèéñêîãî àêòåðà Îëåãà Åôðåìîâà, îñíîâàòåëü ôîíäà èìåíè ñâîåãî îòöà.
Íàñòÿ ÿâëÿåòñÿ ðîâåñíèöåé ëåãåíäàðíîãî ñòîëè÷íîãî òåàòðà «Ñîâðåìåííèê», ïîñêîëüêó ðîäèëàñü â ãîä åãî ñîçäàíèÿ (1956).
Ïàïèíà äî÷êà
Ê áîëüøîìó ñîæàëåíèþ Àíàñòàñèè, îòåö óøåë èç ñåìüè, êîãäà åé áûëî âñåãî òðè ãîäà. Ìàòü, ñöåíàðèñòêà Èðèíà Ìàçóðóê, ãîðåâàëà íåäîëãî è â ñêîðîì âðåìåíè íàøëà ñåáå íîâîãî ìóæà. Óçíàâ îá ýòîì, Îëåã Íèêîëàåâè÷ ïðèì÷àëñÿ, ñõâàòèë äåâî÷êó íà ðóêè è ïîåõàë ñ íåé â çàãñ. Êàê îêàçàëîñü, åãî âîçìóòèëî ðåøåíèå ñóïðóãà áûâøåé æåíû óäî÷åðèòü Íàñòþ. Îäíàêî íè÷åãî ïîäåëàòü îí óæå íå ìîã: ðîäèòåëè áûëè â ðàçâîäå, äî÷êà îñòàëàñü ñ ìàìîé, à îòåö ïóñòèëñÿ â «ñâîáîäíîå ïëàâàíèå».
Òîãäà àêòåð ðåøèë õîòÿ áû çàïèñàòü Àíàñòàñèþ íà ñâîþ ôàìèëèþ. Äåëî â òîì, ÷òî â äîêóìåíòå, âûäàííîì ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà, îòñóòñòâîâàëà çàïèñü îá îòöå.  ðåçóëüòàòå Îëåãó Íèêîëàåâè÷ó óäàëîñü äîáèòüñÿ ñâîåãî, è äî÷ü ñòàëà íîñèòü íå òîëüêî îò÷åñòâî ïàïû, íî è åãî ïðîñëàâëåííóþ ôàìèëèþ.
Ïîñëå òîãî, êàê ðîäèòåëè ðàçúåõàëèñü, Àíàñòàñèÿ â áóêâàëüíîì ñìûñëå ýòîãî ñëîâà íå íàõîäèëà ñåáå ìåñòà. Òîñêà ïî îòöó áûëà ïðîñòî îãðîìíîé, âíóòðè äåâî÷êè îáðàçîâàëàñü ïóñòîòà. Ê ñ÷àñòüþ, ïàïà òàêæå áûë ïðèâÿçàí ê äî÷åðè, è îíè âèäåëèñü äî ñàìîé åãî ñìåðòè. Äåâî÷êà ÷àñòî ïðèåçæàëà â êâàðòèðó ê áàáóøêå ñ äåäóøêîé, ðîäèòåëÿì Åôðåìîâà, êîòîðûå æèëè â îäíîì äîìå ñ ñûíîì. Òóäà ïðèõîäèë è Îëåã Íèêîëàåâè÷.
Êðîìå òîãî, îí íå çàïðåùàë äî÷åðè áûâàòü ó íåãî íà ðàáîòå. Íàñòÿ ÷àñòåíüêî ïîëüçîâàëàñü åãî äîáðîòîé − ïðèõîäèëà â òåàòð, ãäå èãðàë Åôðåìîâ, çàíèìàëà ìåñòî â çðèòåëüñêîì çàëå è âíèìàòåëüíî ñëåäèëà çà ðåïåòèöèÿìè ñ åãî ó÷àñòèåì. Ðàçóìååòñÿ, îíà ïîñåùàëà è ñïåêòàêëè.
Ñî ñâîäíûì áðàòîì Ìèøåé ó Íàñòè óñòàíîâèëèñü ïðåêðàñíûå îòíîøåíèÿ: îíè ñèñòåìàòè÷åñêè ãóëÿëè âìåñòå, áûâàëè íà ðàçëè÷íûõ àòòðàêöèîíàõ è â ìóçåÿõ. Èõ äðóæáà íå ïîìåðêëà è ïî ñåé äåíü.
Ñìåðòü îòöà
Åñòåñòâåííî, êîí÷èíà Îëåãà Íèêîëàåâè÷à ñòàëà äëÿ Íàñòè ñòðàøíûì óäàðîì. Ïàïà áûë äëÿ íåå âñåì, è Àíàñòàñèÿ Îëåãîâíà îñòðî ïåðåæèâàëà òðàãåäèþ. Îäíàêî æèçíü ïðîäîëæàëàñü, è ïîñòåïåííî îòõîäèëà îò ïîòðÿñåíèÿ. Íî ïàìÿòü î äîðîãîì îòöå è ëþáèìîì ìèëëèîíàìè çðèòåëåé àêòåðå íå óãàñàëà. Îëåã Åôðåìîâ îñòàâèë ïîñëå ñåáÿ çàìåòíûé ñëåä â ðîññèéñêîì êèíåìàòîãðàôå, îäíàêî Íàñòÿ ðåøèëà ïðèëîæèòü óñèëèÿ äëÿ áîëåå ïðî÷íîãî çàêðåïëåíèÿ åãî â èñòîðèè.
 èòîãå îñíîâàëà ôîíä ïàìÿòè Îëåãà Åôðåìîâà è íà÷àëà ðåãóëÿðíî ïðîâîäèòü ôåñòèâàëü «ÏîñòÅôðåìîâñêèå âå÷åðà». Êðîìå òîãî, êàæäûé ãîä â äåíü åãî ñìåðòè (24 ìàÿ) îíà ñòàëà ñîáèðàòü ëþäåé íà ñïåöèàëüíûé âå÷åð â «Ìåëèõîâî», ëèòåðàòóðíî-ìåìîðèàëüíîì ìóçåå Àíòîíà Ïàâëîâè÷à ×åõîâà. Èçâåñòíûé àêòåð ëþáèë çäåñü áûâàòü âìåñòå ñåìüåé. Íåçàáûâàåìàÿ àòìîñôåðà ýòîãî ìåñòà, ïî åãî ñëîâàì, ïðèäàâàëà ñèëû è ñïîñîáñòâîâàëà íåâåðîÿòíîìó òâîð÷åñêîìó ïîäúåìó.
Ëè÷íàÿ æèçíü
Óõîä Îëåãà Åôðåìîâà ñàìûì òðàãè÷åñêèì îáðàçîì ïðèâåë ê ïîñëåäóþùèì ñîáûòèÿì, ñëó÷èâøèìñÿ â æèçíè Àíàñòàñèè. Ñíà÷àëà ðàñïàëñÿ åå áðàê, çàòåì ñòàðøèé ñûí Îëåã êàêèì-òî íåëåïûì ñïîñîáîì ïîïàë ïîä æåëåçíîäîðîæíûé ñîñòàâ è ïîãèá. Óòåøåíèå Àíàñòàñèÿ Íèêîëàåâíà íàøëà â ðàáîòå. Îíà ïîïðîñèëà î ïîìîùè èçâåñòíîãî àêòåðà Àëåêñàíäðà Êàëÿãèíà, è òîò óñòðîèë åå â Ñîþç òåàòðàëüíûõ äåÿòåëåé, êîòîðûì ñàì ðóêîâîäèë.
Åôðåìîâîé íå ñèäåëîñü íà ìåñòå, åå ÷àñòî ìîæíî âèäåòü â ðàçíûõ ãîðîäàõ Ðîññèè. Àíàñòàñèÿ Îëåãîâíà ñòàëà ïîñåùàòü ñïåêòàêëè ïðîâèíöèàëüíûõ òåàòðîâ è ïèñàòü ðåöåíçèè íà ïîñòàíîâêè.
«Папа пришел на свадьбу Нины Дорошиной и Олега Даля и, посадив невесту к себе на колени, обратился к жениху: «Олег, никто, кроме нас с тобой, так не любит эту бабу!» После этого Даль пропал на две недели…»
Анастасия Ефремова — единственная дочь Олега Ефремова, которую родила ему сценаристка Ирина Мазурук. Об этом отрезке жизни Олега Николаевича мало что известно. Кто была эта женщина и почему семья распалась? Об этом и о многом другом Анастасия Олеговна рассказала впервые.
«Я — ровесница «Современника», родилась как раз в то время, когда папа создавал театр. Тогда же возникла папина-мамина семья, которой было отмерено всего три года. Девяносто пять процентов времени он проводил в театре, а пять процентов оставалось на жен, детей, подруг и все остальное. Папа всегда стремился к одиночеству. Всю жизнь рядом с ним были родные, жены, но это ничего не меняло. Я думаю, может быть, он вообще не был создан для семейной жизни. Уж во всяком случае, не с такой женщиной, как моя мама, которая требовала от мужчины большого внимания и бешеной любви. Моя мама была женщиной до мозга костей…
В графе «отец» стоял прочерк
Мой дедушка, Илья Мазурук, был героем Советского Союза, полярным летчиком, «сталинским соколом»,
который снимал со льдины папанинцев. Разумеется, они жили не бедно. Достаточно сказать, что бабушке вручили ордер на жилье в Доме на Набережной, который в те годы несколько опустел по известным причинам, и она сама выбрала там «скромную» пятикомнатную квартиру. И тем не менее с моим дедом бабушка рассталась, уйдя вместе с дочерью к молодому писателю Вадиму Кожевникову, который написал «Щит и меч». Сначала они жили небогато, а потом Кожевников получил во владение дачу в Переделкино и большую квартиру в Лаврушинском переулке, куда мама и привела впоследствии папу. Мама была неординарной женщиной. Как я теперь понимаю, вероятно, по уровню дарования она не уступала папе. Окончив сценарный факультет ВГИКа, она писала рассказы, публиковалась, стиль ее был безупречен. Говорят, по ее сценариям
до сих пор учат студентов. Конечно, она вращалась в литературно-театрально-богемных кругах. Было тогда в Москве такое популярное место — Коктейль-холл, где собирались после спектаклей, обсуждали премьеры, знакомились… Посещать это место было модно. Сохранилось письмо, в котором мама пишет другу, уезжавшему на время из Москвы: «Пока тебя не было, произошли два события — закрыли Коктейль-холл, и я вышла замуж за Олега Ефремова».
На самом деле официальной регистрации в загсе не было, потому что папа в то время был женат на актрисе «Современника» Лилии Толмачевой. Он с ней уже не жил, но и развестись тогда было непросто. Поэтому, хотя мама с папой и сыграли пышную свадьбу, это был гражданский брак. И в моем свидетельстве о рождении в графе «отец» стоял прочерк.
Молодожены поселились вместе с мамиными родственниками, в квартире в Лаврушинском переулке. Ведь у папы на тот момент была только коммуналка на Арбате, где он жил вместе с родителями. Сказать, что Олега Николаевича хорошо приняли в семье мамы, — ничего не сказать. Его просто обожали и прощали ему все! Когда уже родилась я и мама возилась со мной, папа, придя домой, иногда нетрезвый, шел к теще, чтобы попросить ее что-нибудь приготовить. И говорил ей так: «Ну что, жена модного писателя, пошли говорить за искусство». И бабушка надевала шелковое кимоно и бежала с ним на кухню. Папино обаяние было совершенно непреодолимо!
Рожать меня родители не планировали. Просто у мамы была безвыходная ситуация: предыдущая беременность — внематочная. Если бы она сделала аборт, вообще не смогла бы иметь
детей. Поэтому, когда она забеременела, решили рожать. Но получилось это как-то не ко времени и не к месту. У папы — «Современник», мама, не имея возможности с ним лишний раз поговорить, писала длинные письма на пятнадцати листах и засовывала папе в карманы, чтобы в свободную минуту он прочел. Ее обижало невнимание мужа. Но и она вела себя в браке не идеально. Она изменяла отцу, и это не было для него тайной. Однажды она изложила свои приключения в личном письме и случайно забыла исписанные листы на кровати, а отец нашел. Не думаю, что ему это было приятно…
Мне было три года, когда эта «ячейка общества» перестала существовать. Мама тогда попыталась покончить с собой: перерезала себе вены на руках и горле. Ее спасли. Чтобы скрыть шрамы, мама всю жизнь потом носила множество серебряных браслетов, которые звенели на ее руках.
Папы во время суицида дома не было, вскрыть дверь в ванную бабушке помог сосед. Конечно, папе обо всем тут же сообщили. Он приехал. Потом вспоминал, как я его встретила в коридоре и рассказывала, что маму «покусала собачка». Но он приехал — и уехал. Давить на него было бесполезно. Да и не могли мои родители существовать вместе. Ну вот гвозди от разных стен! Сейчас я понимаю, что скорее всего и любви между ними настоящей не было. Впоследствии у мамы было много романов, и она рассказывала мне о них. О папе же никогда не вспоминала. Иногда в ссоре говорила: «Вся в папашу!» — думая почему-то, что меня это должно обидеть. Что касается попытки самоубийства, она впоследствии не раз делала что-то подобное — то
снотворного переберет, то еще что-нибудь…
«Ребята, пора завязывать! Там — ребенок с лицом Ефремова!»
С папой мы не теряли связи никогда. Я в любой момент могла прийти домой и к нему, и к бабушке с дедушкой. Мама отца Анна Дмитриевна осталась любимой бабушкой на всю жизнь. Она любила меня сильнее, чем кто бы то ни было другой в семье. В их огромной комнате в коммуналке все было разбито на сектора: тут спальня, тут столовая, тут мой диванчик… Мне там было хорошо! Правда, когда появился Мишка, все переключились на него. В семье так было принято, что любить нужно самого младшего. И все-таки я почти все выходные проводила у Ефремовых. Бывала также на даче у маминых родных. Там задавались помпезные банкеты с присутствием
литературно-киношного начальства и сильных мира сего — тех, кто руководил искусством. А искусство-то было там, где папа… От этих приемов остались воспоминания об изысканной еде, антикварной посуде и редком тогда запахе французских духов. Так же пахли «шмотки», отдаваемые мне с барского плеча маминых сестер. А бабушка разрешала называть ее только по имени, что я и делала.
В детстве я, вероятно, была весьма недурна собой. Когда мы с мамой отдыхали в Коктебеле и там проводился шуточный конкурс красоты, я стала мисс Коктебель. При этом я была похожа не на красавицу маму, а на папу. Как-то у нас дома выпивала компания, кто-то из артистов подошел к колясочке и вдруг отпрянул: «Все, ребята, пора завязывать! Там — ребенок с лицом Ефремова!»
Выпросить деньги у отца нам с Мишей было сложно.
Меня с детства пытались снимать в кино, видимо, режиссеры хотели сделать приятное папе. Особенно часто я оказывалась на съемочной площадке в те периоды, когда у нас с мамой находила коса на камень и она отправляла меня жить к отцу. Помню, уже в моей юности он взял меня с собой на съемки сериала «Дни хирурга Мишкина», и там мне досталась крошечная роль. Папа (врач) выходит из дома, оказав помощь больному, а я говорю такую фразу: «Как хорошо, что вы вовремя приехали. Вот если бы не вы…» Долго режиссер бился со мной. Наконец, истратив пленку на пять дублей, он отпустил меня на свободу. Ну не судьба была мне стать актрисой! К тому же для этой профессии у меня слишком мало тщеславия и готовности терпеть внимание публики, узнаваемость. Папу это тяготило только под конец жизни, меня бы тяготило всегда!
Пришло время идти в первый класс, а в метрике, в графе «отец» у меня по-прежнему оставался прочерк. В то время мама уже жила с журналистом Кимом Бакши, и он благородно собирался меня удочерить, дать свою фамилию и отчество. Но отец откуда-то прознал про это и быстро исправил грех, признал отцовство — так я стала Анастасией Олеговной Ефремовой. Через много лет, когда я выходила замуж, регистрация проходила в том же загсе, где я была «узаконена». И расписывала нас та же чиновница — бывают же совпадения!
В школьные годы я много читала, а к наукам интерес так и не возник. В результате в пятом классе я вообще перестала заглядывать в учебники и отсиживалась «на камчатке». Я в самом деле до сих пор не имею представления о том, что такое физика, химия, алгебра, геометрия… Меня закономерно выгнали после восьмого класса, и я заканчивала образование в школе рабочей молодежи. До поступления в институт работала в справочной «Аэрофлота», потом диктором — объявляла рейсы, потом секретарем в цирке на Цветном бульваре. Никулин еще выходил на манеж коверным клоуном. В цирке приходилось временами тяжко из-за моей безумной любви к животным. Все время ходила за кулисы всех их подкармливать и утешать.
Последние два года до замужества я постоянно жила у папы. Очень благодарна его жене Алле Борисовне Покровской, которой вряд ли доставляло удовольствие присутствие великовозрастной падчерицы. Но,
будучи человеком чрезвычайно интеллигентным и воспитанным, она ни разу не дала мне этого почувствовать. Жить отдельно я не торопилась, потому что понимала: могу сильно «загулять» без присмотра. Мама на тот момент уже разошлась с очередным мужем — писателем Вилем Липатовым (автором «Деревенского детектива») и снова вышла замуж за какого-то начальника. Сейчас я понимаю: по-настоящему ей в жизни были интересны только вот эти бесконечно загадочные отношения между мужчиной и женщиной. Профессиональная деятельность интересовала ее гораздо меньше. Мне очень жаль, что не реализовался по-настоящему ее подлинный литературный дар. В 49 лет мама умерла от рака. Папа на похороны не пришел. Я на него не обиделась — для меня правота его поступков всегда была и остается неоспоримой.
Понимая, что актрисой быть точно не хочу, я выбрала для поступления театроведческий факультет ГИТИСа. Сейчас с сожалением понимаю, что могла бы стать хорошим литературным переводчиком. Английским я занималась еще до школы, но как-то вяло. Надсмотра не было, а лень родилась раньше меня. В студенческие годы отец так же не вникал в процесс моей учебы, как и в школе. Во МХАТе у него было много забот, он практически жил там. Когда я закончила обучение и узнала, что в литературную часть МХАТа приглашен мой однокурсник, а не я, позвонила отцу и возмутилась. Папа ответил: «У меня же работать надо!» Но я не обиделась на отца. В этом мое великое счастье. Мне кажется, у каждого человека должен быть кто-то, кто всегда прав, и не обязательно папа, это может быть учитель, друг. Важно, когда такой человек есть. И уж конечно, у меня не озникало сомнений в папиной правоте, когда он не давал мне денег на сигареты.
Кстати, во всем, что касалось денег, отец был прижимист по отношению и ко мне, и к Мише. Он боялся нас избаловать. Чтобы взять у него деньги, нужно было аргументировать, на что они нужны. При этом папина реакция была непредсказуемой. Иногда он мог дать солидную сумму на модную одежду, привезти из-за границы дорогие джинсы, подарить свадебное платье… А иногда, когда я просила на еду и лекарства, он говорил: «Нет!» Советоваться с ним тоже было трудно. Обычно он на все отвечал: «Деточка, реши это сама». Сплетни он ненавидел, жалобы на других людей — тоже. Самое известное и потрясающее качество Ефремова — это то, что он ни о ком не говорил плохо. Даже если кто-то причинил ему неприятности, он говорил: «Да, она смешная!» или «Он смешной!» Он хотел работать, а все остальное для него было — мелкие дрязги. Папа практически никогда не вмешивался в нашу с Мишей личную жизнь. Только раз по поводу одного из моих мужей сказал: «Гони этого подонка!» Услышав это, я была счастлива! Папа сказал ругательное слово — значит, ему не все равно!
Ситуаций, когда я пользовалась именем папы, было немного, но иногда приходилось. Один раз, когда я лежала в Центре матери и ребенка на сохранении, попросила приехать папу ко мне, чтобы «поторговать лицом». Эффект был потрясающий! Правда, вместо цветов и фруктов папа почему-то привез… бутылку коньяка. Пришлось напомнить ему: «Папа, я же беременна…»
Он настолько не следил за событиями моей личной жизни, что «забыл» о рождении первенца. Я вернулась домой с сыном, проходит день, два — папа не приезжает и не звонит. Я сама звоню ему, чуть не плачу: «Почему ты не приезжаешь смотреть внука? Чем я тебя обидела?» Папа спокойно выслушал и сказал: «Хорошо, сейчас приеду». Примерно такая ситуация была и у Миши. Когда у него родился сын Николай, на даче все бегали вокруг него, а Олег Николаевич безотрывно смотрел новости по телевизору. Сколько его ни звали, он так и не пошел посмотреть, как купают малыша. Тогда Миша вспылил: «Конечно, новости важнее!»
Мишка очень похож на отца — и внутренне, и внешне. В нем есть папино обаяние, харизма и внутренний стержень. Отношения отца с Мишей были непростыми, Миша мог резко ответить, хлопнуть дверью… Но при этом я не припомню случая, чтобы они поссорились больше чем на два-три дня. Конфликты, которые между ними происходили, были сильно раздуты окружающими. Главное — был уникальный творческий контакт, счастливые годы совместной работы в театре.
Сейчас мы с Мишей — самые близкие люди. По-прежнему, если мне нужен совет или просто плохо, я всегда могу ему позвонить. И услышать в трубке знакомые отцовские интонации…
«Как я любил эту женщину!»
О многочисленных романах отца судачили всегда! Помню, мы ехали с ним в поезде, а в соседнем купе обсуждали: «Вот Ефремов женат, а едет с какой-то блондинкой, которая ему в дочери годится!» На самом деле таким уж жутким бабником он не был. Однажды его спросили: «Что для вас женщины?» — и он ответил: «К сожалению, далеко не главное…» Полагаю, я была знакома со всеми женщинами отца. Например, с Ниной Дорошиной у меня самые близкие отношения, несмотря на то что в пятидесятые именно она «соперничала» с моей матерью. Как вам объяснить?.. Чтобы это понять, нужно представлять себе атмосферу строящегося молодого театра. Театр, он же вообще замешан на любви… А тут — самый авангардный, самый первый в Москве, вообще первый в мире такой «Современник», где собрались «самые-самые»! Понятно, что все ходили взволнованные, влюблялись друг в друга… Это было естественно. И папа влюблялся в актрис, с которыми работал. Жизнь одна! Может быть, у меня какая-то неправильная мораль, но я считаю, что то, что у папы были романы, — это хорошо.
А про Нину Дорошину отец говорил: «Как я любил эту женщину!» Она же влюбилась в него еще в юности, на съемках, на всю жизнь! Я не знаю, почему у них не сложилась семья. Нина говорит: «Я как-то оглянуться не успела, а тут уже ты родилась! Потом — Мишка…» Когда маме доложили о романе отца с Дорошиной, она не очень-то поверила, что это всерьез, — слишком была уверена в себе. Встретила как-то Нину в театре. Та ей: «Привет, Ириш!» Мама: «Знаешь, Нин, ты бы со мной не здоровалась, у меня рука-то тяжелая». А Нина весело сказала: «Хорошо!» — и поцокала каблучками по коридору. Мама вспоминала: «В тот момент я поняла, что у нее-то как раз все хорошо. А у меня — плохо…»
Еще одна светлая страница в личной жизни отца — это актриса, имени которой я назвать не могу, она не дала
мне такого права. Она появилась в его жизни после расставания с Аллой Покровской. Эта женщина по-настоящему о папе заботилась, полностью изменила его быт и даже научила одеваться. А одевался отец лет до пятидесяти ну просто чудовищно! Особенно в молодости, когда еще жил с моей мамой. Иногда даже из театра звонила Галина Волчек и отчитывала маму: «Ирина, ты обалдела? Ты вообще хоть смотришь, в чем он выходит?» А папа мог запросто прийти на репетицию в разных носках, в коротких штанишках, домашней рубашке. Много лет на выход у него был один рыжий костюм, который я ненавидела. Это единственная его вещь, которую я потом выбросила… Ему было совершенно все равно, как одеваться и уж тем более что там у него дома. Какие там стенки, какая посуда? Да у него лампы висели без абажуров и занавесок на окнах не было, мебели не хватало… Но когда в его жизни появилась Она, все изменилось практически мгновенно. Пока отца три дня не было, эта женщина полностью преобразила квартиру, повесила люстры, занавески, купила мебель… С ней он стал по-другому выглядеть, в его гардеробе появились стильные свитера, курточки. Постепенно папа вошел во вкус. Я очень благодарна ей! Потому что видела, как помолодел отец, видела в его глазах счастье. Когда он умер, она пришла на Тверскую с огромным букетом, почему-то надела мне на палец кольцо с бриллиантом, мы долго горько молчали. Потом я спросила: «Не жалеешь, что не осталась с папой?» Она ответила: «Я ответственный человек. И я понимала, что пришлось бы на себя взять не только Олега, но и тебя, и Мишу со всеми вашими проблемами. А у меня у самой двое детей, я не могла себе этого позволить».
Так под конец жизни отец пришел к вполне желанному одиночеству. Но теперь вместо людей ему стали мешать работать навалившиеся недуги. Но мой удивительный, так не похожий на всех остальных мужчин папа ни одного курса лечения не довел до конца и никогда ни с кем не говорил о своих заболеваниях. Просто, как только ему становилось легче, бросал уколы и переставал пить таблетки. Только раз я от него услышала: «Господи! Я бы все вынес — сердце, почки, пусть бы все болело! Но я дышать не могу!» Стремительно прогрессировала эмфизема легких. И дома, и в театре у него стояли специальные кислородные аппараты, которые помогали ему дышать. В то же время отец курил и выпивал — и все равно не был ни инвалидом, ни стариком. Когда его не стало, у меня было ощущение, что за моей спиной рухнула бетонная стена, а под ногами образовалась воронка, в
которую меня затягивает. Но это оказалось только первым несчастьем в целой цепи. Вскоре после смерти папы рухнул мой последний достаточно длительный брак. Развод дался очень непросто. Я осталась одна с детьми без денег и работы. А в 2002 году мой старший сын Олег погиб под колесами поезда… Я выпала из жизни на несколько лет. Смысла не было ни в чем. Спас театр. Сначала потихоньку начала ездить на спектакли в провинцию, а потом позвонила Александру Александровичу Калягину и сказала: «Я хочу к людям!» С тех пор служу в Союзе театральных деятелей под его руководством. А еще мне очень захотелось сделать что-то в честь папы. Что, кроме театра, могло его порадовать? Я организовала театральный фестиваль под названием «ПостЕфремовское пространство», посвященный русскому реалистическому, психологическому театру, в основном провинциальному. Я редактирую прекрасные журналы, я езжу по России в качестве рабочего критика, отсматриваю спектакли, пишу рецензии… Чувствую, что папа постоянно рядом со мной, и храню дома все его вещи. У меня осталась его одежда, и, отправляясь на важную встречу, я могу надеть его свитер или мокасины как талисман. Он был удивительным, мой папа. Как высоки и иногда для меня непостижимы были его стремления, начисто лишенные корысти и выгоды! Чего он хотел, к чему стремился?.. Помню, Михаил Сергеевич Горбачев как-то мне сказал: «Мы с твоим отцом — преждевременные люди». И вот я все думаю: что это значит?»
https://7days.ru