Алентова биография личная жизнь муж
Биография Веры Алентовой
Вера Валентиновна Алентова – советская и российская актриса театра и кино, звезда фильмов «Москва слезам не верит», «Время желаний», «Ширли-мырли», «Завтра была война», «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…», «И все-таки люблю». Супруга режиссера Владимира Меньшова и мама актрисы Юлии Меньшовой.
Детство
Вера Алентова, в девичестве Быкова, родилась 21 февраля 1942 года в Архангельской области, в актерской семье Ирины Николаевны Алентовой и Валентина Михайловича Быкова. Оба служили в Котласском драматическом театре.
Девочка, получившая имя в честь бабушки, появилась на свет через 8 месяцев после начала войны. Мама Веры продолжала выступать в театре, а после работы шла на фабричную смену, после чего, уже дома, пришивала пуговицы на солдатскую одежду.
В 1945 году Валентина перевели в театр города Грозный. Семья последовала за ним. Вскоре он сильно простудился. В голодное послевоенное время этого хватило, чтобы 28-летний мужчина получил осложнение в виде воспаления легких и умер. 4 января 1946 года его не стало.
Вера практически не помнила отца, осталось лишь неуловимое ощущение кого-то близкого рядом. Зато она запомнила слова мамы: «У тебя все будет хорошо, ведь бог помогает сиротам». Вскоре после смерти главы семейства Вера с мамой уехала из родного Котласа и поселилась у родственников на Украине.
Детство было нелегким: еда была, но самая простая, вкус сладостей Вера даже не знала, а все игрушки из картона делала своими руками мама. Пока девочка ходила в садик, Ирина Алентова работала не покладая рук. Она служила в театре Кривого Рога, а по вечерам брала в руки нитку и иголку. Работа швеей помогала им не умереть от голода, ведь зарплату в театре задерживали месяцами.
В школу малышка пошла в платье, перешитом из маминого фланелевого халата. Долгие годы ее единственной кофточкой была старая водолазка, которую Вера стирала каждый вечер.
Самое грустное воспоминание из этого периода – двойная кража денег из маминого кошелька. Вера украла рубль и купила на него мороженое, на следующий день сделала то же самое. Ирина заметила пропажу, ведь по тем временам сумма была серьезная, и устроила Вере взбучку. Но самым страшным был не выговор, а слезы, которые текли по маминому лицу. Женщина корила себя за то, что не может сделать детство единственного ребенка счастливым.
Впрочем, Вера Алентова никогда не считала детство несчастливым. Дети умеют находить счастье в мелочах, даже будучи лишенными материальных благ. У маленькой Веры была любящая мама, друзья, игры.
Вере было восемь лет, когда она впервые вышла на сцену театра. Однажды мама взяла ее на работу. Ставили спектакль, в котором одну из ролей играла маленькая девочка. И как раз в тот день юная актриса заболела. Веру попросили выйти вместо нее. Тогда-то Алентова, по ее же словам, и подхватила «театральную бациллу».
Вечера после школы Вера проводила в одиночестве, в основном за книгами. Это приучило ее к самостоятельности и дисциплине. Заболев малярией, она скрупулезно отсчитывала время на часах, чтобы принять лекарство точно в срок. Актриса никогда не считала одиночество пороком, наоборот, умела находить с ним общий язык и обращать на пользу: анализировать текст, учить роли.
Мы росли, как трава во дворе Сегодня я понимаю, что мы, сами того не желая, нанесли урон вашему поколению. Мы, дети военного времени, росли в жутких условиях.
В школьные годы Вера постоянно придумывала невероятные истории, начала ставить спектакли вместе с дворовыми ребятами. Костюмы придумывали из цветов, листьев, старых занавесок и даже дырявых кастрюль.
Мать и дочь помотало по просторам Советского Союза: Вера пошла в школу на Украине, училась в Узбекистане, аттестат получила на Алтае. Когда Вере было 15, Ирина вышла замуж во второй раз. Отчимом Алентовой стал актер Барнаульского драматического театра, коллега Ирины. Именно он разглядел в Вере задатки актрисы, поскольку Ирина настаивала, чтобы после школы дочь поступала в медицинский институт в Барнауле. Женщина, прошедшая через войну и вдовство, понимала, что искусство не способно прокормить семью, а вот профессия врача – другое дело, медики нужны всегда. Ирина не хотела, чтобы дочь повторила ее судьбу.
Втайне от мамы Вера решила попробовать свои силы на актерском поприще и пришла на пробы в Барнаульский драмтеатр. Ее приняли в труппу как актрису вспомогательного состава. При этом долгое время девушка и сама была уверена, что станет врачом. Но на подготовительных курсах к университету она увидела вживую операцию, причем не самую серьезную, но Вере стало плохо, она потеряла сознание. После этого инцидента Алентова поняла, что врачом ей не быть. Ирина выслушала переживания дочери и смирилась с выбором актерской профессии, но, будучи принципиальной женщиной, не терпящей профанов на сцене, наказала Вере поступать в театральное училище Москвы.
Было уже слишком поздно: набор во всех театральных вузах закончился. Так что следующий год Вера трудилась рабочей на барнаульском меланжевом комбинате, где занимались производством пряжи. Каждое утро девушка вставала спозаранку, добиралась до фабрики в переполненном автобусе, а потом всю смену носила металлические прутья. От машин в цеху стоял такой шум, что нельзя было расслышать собственные мысли. «Я сцепила зубы и работала», – вспоминала актриса.
Следующим летом Вера отправилась в Москву и поступила в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Маркова. Момент, когда Алентова увидела свою фамилию в списке поступивших, разделил ее жизнь на до и после.
Знакомство с Владимиром Меньшовым
Вера погрузилась в новую жизнь: бесконечные репетиции, прогонки, фолианты заученных реплик и прочитанной литературы. Времени на личную жизнь не было, но студентка была счастлива.
В первый же год она сблизилась с однокурсником Владимиром Меньшовым. Поначалу она не питала к нему романтических чувств. Они стали близкими друзьями, но уже тогда Вера заметила, что у Володи есть три качества, которые, по ее мнению, необходимы хорошему актеру: внутренний стержень, искренность и свой взгляд на вещи.
Между тем педагоги не замечали этих качеств и быстро повесили на Меньшова ярлык бездарности, в отличие от Веры, считавшейся на курсе одной из лучших студенток. Владимир не был обучен хорошим манерам и хронически производил плохое впечатление. Самым талантливым парнем на курсе считался Андрей Мягков, живший в одной комнате с Меньшовым. Но Владимир не оставлял надежд исправить положение дел, постоянно что-то учил, репетировал, писал. Уже позже он осознал, что душа его скорее лежит к режиссуре, нежели к актерству.
Когда Вера выбрала его хотя бы «в друзья», Владимир был на седьмом небе от счастья. Товарищи намекали ему, что для актера у него слишком неказистая внешность. Вера же была, по его словам, ослепительно красива. Они коротали вечера за долгими разговорами, Владимир долго и красиво ухаживал, стараясь удивлять Веру чем-то новым.
К концу второго курса молодые люди объявили о решении расписаться, чем немало удивили друзей по Школе-студии. Предложение сделал Меньшов, Вера же была настроена скептически. И не потому, что не любила, а по причине врожденного свободолюбия. Мама с детства твердила ей, что нужно рассчитывать только на себя. Да и скоропалительный брак казался ей большой ошибкой. Но когда Вера узнала, что в случае свадьбы им как молодой семье дадут отдельную комнату в общежитии, то согласилась.
Свадьбы была скромной – у молодоженов не нашлось и трех рублей, чтобы расплатиться с фотографом. Праздновать продолжили в общежитии, с нарезанной на газете колбасой и шампанским.
Как убеждали ее близкие и однокурсники, Вера подписала себе «приговор» – многие говорили, что у Меньшова нет перспективы. Однако тот факт, что Алентова выбрала «бесперспективного» студента, хотя легко могла бы найти уже состоявшегося в профессиональном плане мужа, воодушевил Владимира, придал ему сил и уверенности.
В 1965 году они окончили вуз и отправились в по-настоящему взрослую жизнь, которая в течение следующих десяти лет не раз преподносила им неприятные сюрпризы.
Первые роли
После выпуска Меньшов не мог найти работу в столице и отправился по распределению в Ставропольский драматический театр, уже понимая, что его актерская карьера, скорее всего, закончится, не успев толком начаться. Алентова же попала в Московский театр имени Пушкина.
В театре Алентова встретилась с драматургией Бернарда Шоу, Джона Б. Пристли, Фридриха Шиллера, Р. Огорда, Эдуарде де Филипе. Она играла в пьесах «Невольница», «Светит, да не греет», постановках «Зыковы», «Дети солнца», «Последние дни», «Кафедра».
Их разлука продлилась год, после чего Меньшов вернулся в Москву и поступил на режиссерские курсы ВГИКа. Жили они порознь: Владимир – в студенческом общежитии, комнату Алентовой выделил театр, и она делила ее с другой актрисой. «Семейные» комнаты были в театральном общежитии под запретом.
Имя Меньшова было неизвестно, тогда как об Алентовой узнали уже в 1966 году, после роль в фильме «Дни лётные», где ей досталась роль молодой учительницы Лидии Федоровны. В 1967 году она появилась в советско-венгерском фильме «Звезды и солдаты» в эпизодической роли медсестры. Почти все время Вера посвящала службе в театре.
В июле 1969 года у супругов родилась дочь Юлия. В ЗАГСе, оформляя документы на новорожденную, Вера узнала, что может поменять фамилию на какую угодно. Ранее о такой возможности она и не подозревала. В то время актриса носила девичью фамилию – Быкова. После свадьбы менять ее на «Меньшову» она не стала, но теперь всерьез задумалась взять фамилию матери – Алентова.
Фамилия Алентова имеет греческое происхождение; в переводе на русский «алентия» значит «истина». По материнской линии в роду актрисы было 4 поколения священников, и именно родом деятельности предков она объясняет этимологию фамилии.
В 1973 году Вере наконец выделили двухкомнатную квартиру от театра. Семья Меньшовых – Алентовых наконец воссоединилась.
В 1975 году актриса появилась в 8-серийной ленте «Такая короткая долгая жизнь», повествующей о судьбах простых советских семей, в роли Насти Овчинниковой. Москва, не балованная сериалами, затаив сердце следила за судьбой ее героини. И на экране Вера не боялась предстать некрасивой: она позволила прилизать себе волосы, оттопырить уши.
Москва слезам не верит
Звездный час актрисы наступил в 1979 году, когда Владимир Меньшов выстрелил кинороманом «Москва слезам не верит». Эта история про трех подруг-лимитчиц стала без преувеличения народной картиной. Вместе с Верой в актерском составе значились Ирина Муравьёва, Раиса Рязанова и Алексей Баталов.
Алентовой досталась главная роль – Катя Тихомирова, благодаря сильному характеру выбившаяся из заводской рабочей в директоры предприятия. Первым выбрали Баталова, а уже к нему «подбирали» актрису на роль Кати. В паре с Баталовым Алентова смотрелась убедительней, чем Терехова, Купченко или Теличкина. Роль была непростой: почти сорокалетней Вере предстояло сыграть не только свою ровесницу, но и 18-летнюю девушку-провинциалку.
В 1980 году фильм вышел на большой экран и начал шествие по миру. Его купили для проката сразу 100 стран, а в России за год картину посмотрели почти 85 миллионов зрителей. Фильм «Москва слезам не верит» стал одним из немногих отечественных фильмов, награжденных «Оскаром».
Дальнейшая карьера
В 1983 году вышла картина Юлия Райзмана «Время желаний». Здесь Алентовой досталась роль одинокой женщины, которая от безысходности стала супругой пожилого мужчины. И за работу актрисе дали звание лауреата Государственной премии РСФСР. А в 1992 году Вере Валентиновне дали звание Народной артистки РСФСР.
И еще одна заметная роль Алентовой – это своенравная учительница в картине 1987 года «Завтра была война». Ну а в 1995 году Меньшов решил доказать, что Вера Валентиновна не только социальная героиня, как Катя Тихомирова, позвав ее на роль сразу 4-х персонажей – американки, цыганки, чернокожей девушки и пассажирки лайнера – в свою комедию-фарс «Ширли-Мырли».
В 1993 году Веру Алентову в антрепризу пригласил театральный режиссер Леонид Трушкин. Также актриса продолжала службу в театре имени Пушкина, где была задействована в спектаклях «Пизанская башня», «Чествование», «Поза эмигранта». К слову, в «Пизанской башне» Алентова играет вместе с Владимиром Меньшовым – они играли супругов.
В 1993 году актриса стала президентом Благотворительного фонда социальной защиты членом СТД РФ, помогавшего бывшим и нынешним театральным работникам, попавшим в сложную финансовую ситуацию.
Среди последних ролей актрисы – Анна Брониславовна из мелодрамы «И все-таки люблю», Зинаида из сериала «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…» (2004) и его продолжениях, а также Галина Семёновна из комедии «С 8-м марта, мужчины!» (2014).
Семья
Семейная жизнь Алентовой и Меньшова знала не только взлеты, но и падения. В какой-то момент, уже после рождения дочери, между ними начали накапливаться обиды. «Большое и чистое затирается бытом. Мы подумали, что если мы не будем вместе, нам станет легче», – вспоминала Алентова, рассказывая о четырех годах жизни порознь. Формально супруги не оформляли развод, но воспринимали разъезд именно так.
Оба пытались построить новые отношения, но не вышло. Причиной стало, по словам Веры, ощущение этой большой и очень чистой любви. В какой-то момент актриса нашла старые письма мужа и вспомнила о былых чувствах. Ей стало ясно, что ни к одному мужчине она не сможет питать таких же чувств, как к мужу. На очередное 1 сентября они отвели дочь вдвоем, вдвоем же и вернулись в родной дом.
Секретом счастливой семейной жизни Алентова называет в первую очередь дружбу между супругами. Они были друзьями с момента знакомства в коридорах общежития Школы-студии МХАТа и остались ими до сих пор, даже после «золотой» свадьбы.
Сегодня Вера Алентова с супругом живет в центре Москвы в небольшой квартире. В квартире до сих пор хранится огромное количество мягких игрушек Юлии. И еще недавно здесь жил четвероногий хранитель семейного очага – кокер-спаниель Чарли. Собачка умерла, что стало настоящей трагедией для семьи. В коридоре до сих пор висит фотография Чарли, а Вера Алентова любит делиться воспоминаниями о питомце.
Меньшовы живут «открытым домом». К ним часто и запросто приходят коллеги, иногда даже занимают денег. Супруги довольно отзывчивые, поскольку сами в жизни испытали немало трудностей. К слову, в семье странное распределение обязанностей: Алентова занимается, в большей степени, мужскими делами, может и гвоздь забить и обивку для мебели выбрать, ну а Владимир орудует на кухне, поскольку он родился в Баку, а там мужчины все готовят сами.
В 2016 году СМИ сообщил о ДТП с участием автомобиля Алентовой. Пострадавший рассказал, что ее Lexus RX протаранил его автомобиль и скрылся с места происшествия. Сама актриса факт ДТП отрицала.
Хотя актриса разменяла восьмой десяток, ее внешностью по-прежнему восторгаются зрители, а ее чувство стиля даст фору многим молодым актрисам. Кстати, отличную форму Вере Алентовой помогают сохранять не спортзалы, а самодисциплина. Актриса всегда внимательно относится к лишнему весу. К слову, женщина поправилась лишь раз в жизни – когда бросила курить по просьбе дочери. Чтобы похудеть, она последовала совету своего костюмера: «Хочешь похудеть, ешь треть от привычной дневной нормы». И это помогло.
Вера Алентова сейчас
В 2019 году на экраны вышла драма Светланы Проскуриной «Воскресенье», в которой Алентова играет одну из главных ролей. В центре сюжета – высокопоставленный чиновник, получивший анонимную записку с предсказанием скорой смерти, а Вера Валентиновна играет его маму. Фильм был номинирован на приз Московского кинофестиваля, но победа досталась «Тренингу личностного роста» Фархата Шарипова.
Также актриса появится в экранизации романа Виктора Пелевина «Ампир V», в котором молодой ничем не примечательный москвич превращается в вампира и выясняет, что ему подобные и управляют миром на самом деле. Алентова играет Иштар Борисовну, начальницу вампиров.
Ве́ра Валенти́новна А́ле́нтова[2][3][4] (фамилия при рождении — Бы́кова; род. 21 февраля 1942, Котлас, Архангельская область, РСФСР, СССР) — советская и российская актриса. Народная артистка РФ (1992)[5]. Лауреат Государственной премии СССР (1981) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986).
Биография[править | править код]
Вера Алентова родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области, в семье актёров Валентина Михайловича Быкова (1917—1946) и Ирины Николаевны Алентовой (1917—1988). Имя получила в честь бабушки по материнской линии, которая умерла в возрасте двадцати восьми лет. По линии матери у Веры Алентовой было двое дядьёв. Дед актрисы окончил Томский университет и работал врачом, бабушка окончила Бестужевские курсы. В роду актрисы были священнослужители, один из которых был расстрелян в 1937 году. Отец Веры умер, когда ей было всего четыре года, после чего мать увезла её на Украину.
В 1960 году Вера, вместе со своей матерью Ириной Алентовой, была зачислена в труппу Орского государственного драматического театра имени А. С. Пушкина, в котором проработала один театральный сезон, дебютировав в спектакле «Иркутская история» в роли Майи. На протяжении сезона Вера была занята в большом количестве спектаклей[6].
В 1961 году приехала в Москву, где поступила в Школу-студию МХАТ (руководитель курса — Василий Петрович Марков)[7]. Успешно окончила учёбу в 1965 году, после чего стала актрисой Московского драматического театра имени А. С. Пушкина.
С 2009 года руководит совместно с мужем Владимиром Меньшовым актёрско-режиссёрской мастерской во ВГИКе.
Семья[править | править код]
Во время учёбы на втором курсе Школы-студии МХАТ Вера Алентова вышла замуж за своего однокурсника Владимира Меньшова.
28 июля 1969 года у Алентовой и Меньшова родилась дочь Юлия. Тогда же Вера поменяла свою фамилию на материнскую — Алентова.
- Зять — Игорь Геннадьевич Гордин (род. 6 мая 1965), актёр театра и кино, Заслуженный артист Российской Федерации.
- Внук — Андрей Игоревич Гордин (род. 1997).
- Внучка — Таисия Игоревна Гордина (род. 2003).
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
- «Аленький цветочек» — Алёнушка
- «Шоколадный солдатик» Дж. Б. Шоу — Райна
- «Зыковы» М. Горького — Павла
- «Дети солнца» М. Горького — Елена
- «Пизанская Башня»
- «Федра» М. Цветаева — Кормилица
- «Счастливые дни» (Винни)[8]
- «Квадратура круга» (Людмила)
- «Человек и джентльмен» (Биче),
- «Сокровище» (Роберта Крой)
- «Жил-был Я» (Мерцальская)
- «Последние дни» (Гончарова)
- «Невольницы» (Евлалия)
- «Разбойники» (Амалия)
- «Разбитое счастье» («Светит, да не греет») (Ренева)
- «Я — женщина» (Маша)
- «Подонки» (Директор)
- «Призраки» (Мария)
- «Французский бенефис» (Актриса)
- «Варшавская мелодия» (Гелена)
- «Где любезная моя?»(Антрыгина)
- «Красотки кабаре» (Героиня)
- «Наваждение» (Зинаида)
- «Пули над Бродвеем» (Хелен Синклейр)
- «Бешеные деньги» (Надежда Антоновна Чебоксарова)[9]
- «Девичник club» (Люсиль)[10]
- «Недосягаемая» (Каролина)
- «Любовь. Письма» (Мелисса)[11]
- «Семейка Краузе» (Генриетта Карловна)
- «Апельсины & лимоны» (Джудт Блисс)[12]
Роли в кино[править | править код]
Признание[править | править код]
Государственные награды[править | править код]
- 1981 — лауреат Государственной премии СССР в области искусства — за исполнение роли Катерины Александровны Тихомировой в художественном фильме «Москва слезам не верит» (1979) производства киностудии «Мосфильм».
- 1982 — почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» — за заслуги в области искусства.
- 1986 — лауреат Государственной премии имени братьев Васильевых — за исполнение роли Светланы Васильевны в художественном фильме «Время желаний» (1984).
- 1992 — почётное звание «Народный артист Российской Федерации» (25 августа 1992 года) — за большие заслуги в области театрального искусства[5].
- 2001 — Орден Дружбы (19 февраля 2001 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства[13].
- 2002 — Почётная грамота Правительства Москвы (15 февраля 2002 года) — за большие творческие достижения в развитии театрального искусства и в связи с юбилеем[14]
- 2007 — Орден Почёта (14 июля 2007 года) — за заслуги в области культуры и искусства[15].
- 2012 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 ноября 2012 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность[16].
- 2018 — Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру»[17].
- 2019 — Медаль Пушкина (28 марта 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю творческую деятельность[18].
Общественные награды[править | править код]
- 1981 — лауреат премии «Сан-Мишель» на Международном кинофестивале в Брюсселе (Бельгия) за лучшую женскую роль — за исполнение роли Катерины Александровны Тихомировой в художественном фильме «Москва слезам не верит» (1979) производства киностудии «Мосфильм».
- 2008 — лауреат российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в категории «Лица» в номинации «Исполнительница женской роли в телевизионном фильме /сериале» — за исполнение роли Анны Брониславовны Лягушовой в художественном фильме «И всё-таки я люблю…» (2007).
- 2019 – Российская национальная актерская премия имени Андрея Миронова “Фигаро” в номинации “За служение русскому репертуарному искусству”.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Алентова Вера Валентиновна. Биография, роли в театре. Официальный сайт Московского драматического театра имени А. С. Пушкина // teatrpushkin.ru
- Вера Алентова в программе Екатерины Рындык «Без антракта», 2002 год.
- Алентова Вера Валентиновна, актриса: биография, фильмография, фотографии. // ruskino.ru
- Алентова Вера Валентиновна: обзор фильмов и спектаклей с участием актрисы, фотографии. // afisha.ru