Алентова биография личная жизнь дети фото
Биография
Судьба советской актрисы Веры Алентовой тесно переплелась с жизнью и творчеством знаменитого артиста и режиссера Владимира Меньшова, который приходится ей мужем. Вместе они создали культовую картину «Москва слезам не верит», прославившую их имена на весь мир.
Актриса Вера Алентова
Также артистка знаменита тем, что вот уже более полувека остается верна одному театральному коллективу. Ее и сегодня можно увидеть в постановках Московского драматического театра имени Пушкина.
Детство и юность
Вера родилась 21 февраля 1942 года в провинциальном городе Котласе. Она появилась на свет в династии актеров: мать Ирина Николаевна и бабушка были артистками театра. Отец Валентин Михайлович Быков также был актером, но умер, когда Вере было 4 года, поэтому она не помнит его. После смерти супруга мама решила переехать в Украину, в Кривой Рог, где будущая актриса пошла в школу.
Вера Алентова в детстве
Детство артистки проходило в бедности. Мать много работала, но денег на игрушки все равно не хватало, и ей приходилось делать кукол из картона. Вера много времени проводила наедине с собой, придумывая веселые рассказы, чтобы скоротать время. Вскоре она начала приобщать к ним и друзей со двора. Алентова втайне мечтала стать актрисой, но мать была категорически против подобной профессии.
Вера Алентова в юности
Семья Алентовых часто переезжала. Из Украины они переселились в Узбекистан, а потом на Алтай, в город Барнаул. Там будущая актриса по настоянию матери пыталась поступить в медицинский институт, но ей не хватило знаний для успешной сдачи экзаменов. Тем не менее, Вера не отказалась от мечты и с помощью отчима попала в труппу местного театра. Узнав об этом, Ирина Николаевна закатила скандал, ведь дочери следовало сначала получить образование в Москве, а потом уже пробовать стать актрисой.
Вера Алентова в молодости
Алентова была вынуждена пойти работать, но брать к себе несовершеннолетнюю девочку никто не хотел. Ей отказали на почте, потом в аптеке. Единственным местом, куда приняли будущую артистку, оказался меланжевый комбинат, где она проработала год.
Театр
В 1961 году Вера отправилась поступать в Москву. Она подала документы во все столичные театральные училища и была принята в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Маркова. Там судьба свела ее с Владимиром Меньшовым. К слову, тогда будущего оскароносного режиссера считали неперспективным студентом, а его супруге прочили печальное будущее рядом с несостоявшимся артистом.
Вера Алентова и Владимир Меньшов
По воспоминаниям Алентовой, курс оказался сильным. Студенты старались перещеголять друг друга в знаниях и оригинальности творческих идей, поэтому запоем читали литературу, в том числе и самиздат, и популярные журналы «Иностранная литература», «Техника молодежи», «Знание – сила», «Новый мир». Ребята посещали поэтические слушания, где выступали Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский.
Будучи студенткой, Алентова начала выходить на сцену МХАТа. Девушка надеялась попасть в этот театр и после окончания вуза, но молодой выпускнице было отказано. Пережив шок, Вера поспешила в Московский театр им. Пушкина, где до окончания набора молодых актеров оставалось несколько дней.
Вера Алентова в Театре имени Пушкина
Прослушивание артистка прошла успешно и в 1965-м была зачислена в труппу театра. Там Вера сразу получила главную роль в «Шоколадном солдатике» Бернарда Шоу, а в скором времени она стала одной из ведущих актрис.
Исполнительнице удавались характерные и драматические образы. Одним из ярких эпизодов театральной карьеры стала постановка «Я – женщина», которая шла несколько лет с аншлагами. Но жизнь в театре не была простой, наивную и доверчивую актрису всюду окружали интриги и обманы. Другие члены труппы порой выдумывали невероятные истории об Алентовой, чтобы отобрать у нее лакомые роли.
Вера Алентова в театре
Режиссеры наперебой предлагали участие в своих постановках, но случались и периоды застоя, когда актриса долго прозябала в родном театре. Наиболее плодотворным оказался творческий союз Веры и режиссера Романа Козака. Вместе они поставили 7 премьерных спектаклей за 9 лет. Именно на этот период пришелся пик театральной карьеры артистки.
На сцену ставшего родным театра Вера Алентова выходила и с Владимиром Меньшовым. Спектакль «Любовь. Письма» ставила их дочь Юлия. Во время репетиционного процесса творческо-семейный тандем трещал по швам, трем лидерам было непросто ужиться на одной площадке. Перед премьерой конфликтная ситуация между отцом и дочерью достигла апогея: Юлия готова была отменить премьеру. Спасла положение Вера Валентиновна.
Вера Алентова и Владимир Меньшов в спектакле «Любовь. Письма»
21 февраля 2017 года Вера Алентова отпраздновала 75-летний юбилей. Народная артистка Российской Федерации отметила его с коллегами и зрителями на сцене театра им. Пушкина, исполнив главную роль в премьерной постановке «Апельсины & лимоны», специально осуществленной художественным руководителем Евгением Писаревым. Гости театра в перерывах между действиями знакомились с экспозицией сценических костюмов и фото актрисы, которых за полвека службы у Веры Валентиновны накопилось немало.
В тот же день Вера Алентова стала гостьей программы «Вечерний Ургант», в которой поведала о том, сколько лет отдала родному театру и почему никогда не принимала предложений от других режиссеров.
Вера Алентова в программе «Вечерний Ургант»
А спустя несколько дней на Первом канале вышел документальный фильм «Я покажу вам королеву-мать!», посвященный Вере Алентовой. Актриса впервые рассказала о малоизвестных фактах биографии, вместе с мужем Владимиром Меньшовым поделилась тем, что осталось за кадром известных фильмов с ее участием.
Коллеги по цеху, а также дочь Юлия Меньшова и внук Андрей рассказали собственные истории о знаменитой актрисе, маме и бабушке. Веру Валентиновну с юбилеем поздравили президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев.
Фильмы
Если в театре Вера буквально сразу стала получать ведущие роли в спектаклях, то в кино ее ждала совершенно противоположная ситуация. Ее дебютом стала роль школьной учительницы в фильме о летчиках «Дни летные». Потом последовала еще одна незаметная роль в кино, и на 10 лет актриса забыла о съемках, сосредоточившись на театральной карьере.
Вера Алентова в картине «Дни летные»
В 1977 году она сыграла в картине «Рождение», а спустя 2 года стала звездой советского кинематографа. И все благодаря культовому фильму «Москва слезам не верит», снятому ее мужем Владимиром Меньшовым.
Удивительно, но пригласить жену на роль Кати режиссер решил только после отказа двух других кандидаток. Ирине Купченко не понравился сценарий, а Маргарита Терехова в то время отправлялась на съемки в Одессу. Тогда Меньшов предложил роль Алентовой, которую и утвердил худсовет.
Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит»
Их родственные связи мало помогали съемкам, наоборот, Владимир со всей строгостью относился к работе супруги. Фильм «Москва слезам не верит» ожидал невероятный успех, пересекший границы СССР и достигший Америки. В 1981 году он был удостоен премии «Оскар», но режиссер не мог покинуть страну, поэтому за границу поехала Алентова.
Актриса путешествовала по миру и вместе с людьми разных национальностей смотрела свою работу. К ней подходили девушки и благодарили за душевную и правдоподобную историю.
После выхода мелодрамы «Москва слезам не верит» Вера Алентова проснулась знаменитой
За эту роль Вера Валентиновна удостоилась государственной премии СССР и была признана лучшей актрисой по версии журнала «Советский экран».
После столь оглушительного успеха Алентову стали приглашать на главные роли в кино. В 1982 году вышел фильм «Время для размышлений», где она сыграла в паре с Владимиром Меньшовым. Вера снялась в последней картине режиссера Юлия Райзмана «Время желаний» (1984).
Вера Алентова и Анатолий Папанов в драме «Время желаний»
Ее партнером стал Анатолий Папанов, сыгравший немолодого интеллигентного чиновника, который в лице героини Алентовой Светланы Васильевны хотел обрести семью, спокойную и счастливую жизнь. Но предприимчивая женщина добивается его повышения по службе против его воли, и все в итоге заканчивается трагично. В 1986 году за участие в картине артистка стала лауреатом Государственной премии имени братьев Васильевых.
С Меньшовым актриса работала еще не раз. В 1995 году она снялась в его комедии «Ширли-мырли», где сыграла сразу несколько ролей, а спустя 5 лет появилась в фильме «Зависть богов». В последнем она даже появилась в кадре с французский актером Жераром Депардье. Алентова сыграла возлюбленную Андрэ. Роль главного персонажа картины исполнил Анатолий Лобоцкий.
Вера Алентова и Жерар Депардье в фильме «Зависть богов»
В середине 2000-х фильмография актрисы пополнилась работами в комедии «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» и драме «И все-таки я люблю». В этих проектах Алентова предстала в возрастных ролях. В первом случае она сыграла маму героини Веры (Юлия Меньшова), во втором – мать Вадима Лягушова (Антон Хабаров).
Вместе с супругом артистка появилась в музыкальной комедии «Первый дома», где также участвовали Иван Ургант, Николай Фоменко, Дмитрий Нагиев и другие звезды кино и российского шоу-бизнеса. В мелодраме «Дар Божий» Алентова воплотила на экране образ Веры Левиной. Вскоре на экраны вышел фильм «Любовь как мотив». По сюжету героиня Веры Валентиновны, мать Дины (Евгения Брик), становится случайной убийцей зятя, а затем сама погибает при загадочных обстоятельствах.
Вера Алентова в мелодраме «И все-таки я люблю»
В 2014 году на экраны вышла лента «Дорога без конца», где Владимир Валентинович выступил в роли продюсера. Как нетрудно догадаться, главную роль исполнила Алентова. В этом же году актриса порадовала поклонников образом элегантной дамы Галины Семеновны, героини комедии «С Восьмым марта, мужчины!».
В 2009 году Алентова стала преподавателем кафедры актерского мастерства Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова, где и по сей день обучает студентов.
Личная жизнь
Личная жизнь Алентовой тесно связана с Владимиром Меньшовым, с которым она познакомилась в стенах Школы-студии МХАТ. Свадьбу молодые люди сыграли еще студентами, после чего последовало трудное испытание бытом и семейной жизнью.
Некоторое время они жили раздельно, а после окончания учебы даже разъехались по разным городам: Вера осталась в Москве, а Владимира определили в Ставрополь.
Вера Алентова с мужем Владимиром Меньшовым и дочерью Юлией Меньшовой
Плотный рабочий график и не самое лучшее материальное положение повлияли на отсутствие большого количества детей у актерской четы. В 1969 году родилась единственная дочь Юлия Меньшова. Но утомленные бытом супруги решили расстаться.
Официальный развод не состоялся, поскольку обоим актерам это было невыгодно. Они продолжили писать друг другу письма, и муж Алентовой каждые выходные приезжал к дочери.
Когда девочка пошла в первый класс, родители вновь сошлись. С тех пор они больше не расставались, несмотря на разногласия и конфликты, которые неизменно возникают в творческих семьях.
Имя актрисы нередко всплывает в новостях в связи с многочисленными пластическими операциями. В погоне за молодостью Вера Алентова нередко прибегала к услугам хирургии. Первую операцию по подтяжке лица она сделала в 1998 году. А вот последующие вмешательства сильно повлияли на ее внешность.
Вера Алентова до и после пластики
После пластики, третьей по счету, сделанной в 2016 году, у актрисы исказилась мимика лица: правый глаз стал казаться больше, а левый остался в полузакрытом состоянии. Алентова была в шоке от последствий операции и подумывала подать в суд на клинику. Тем не менее, скандал удалось решить без судебного разбирательства и чрезмерного шума в прессе.
Несмотря на неудачную операцию, сейчас Вера Валентиновна находится в отличной форме (рост – 172 см, вес – 67 кг). Секрет подтянутой фигуры актрисы прост – регулярные диеты, к которым она пристрастилась еще в молодости. К здоровому питанию Алентова пыталась приучить и дочь Юлию, которой периодически хватало отваги поддерживать маму в этом начинании.
В конце 2016 года актриса, находясь за рулем «Лексуса», попала в ДТП. Двигаясь на большой скорости, при перестроении она протаранила ехавший впереди «Хендай». Обошлось без жертв, а звезда отделалась штрафом в 500 рублей. Правда, в СМИ Алентова всячески отрицала факт аварии.
Вера Алентова сейчас
Несколько лет Вера Алентова выходила только на подмостки театра, но в 2018 году она приступила к съемкам в экранизации 8-го романа Виктора Пелевина «Ампир V», предпринятой режиссером Виктором Гинзбургом.
В фильме, премьера которого анонсирована на конец 2019 года, речь пойдет о человеке, превращенном в вампира и ставшем частью имперской элиты. Не потеряв связи с человечеством, Рама (так зовут главного героя) противостоит хозяевам мира.
Вера Алентова сыграла Иштар в фильме 2019 года «Ампир V»
В главных ролях предстанут Павел Табаков, Мирон Федоров, Марина Зудина, Владимир Долинский. Вера Валентиновна сыграет героиню Иштар.
Фильмография
- 1965 – «Дни летные»
- 1977 – «Рождение»
- 1979 – «Москва слезам не верит»
- 1982 – «Время для размышлений»
- 1984 – «Время желаний»
- 1987 – «Завтра была война»
- 1994 – «Жених из Майами»
- 1995 – «Ширли-мырли»
- 2000 – «Зависть богов»
- 2004-2007 – «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…»
- 2007 – «И все-таки я люблю»
- 2014 – «Дорога без конца»
Биография Веры Алентовой
Вера Валентиновна Алентова – советская и российская актриса театра и кино, звезда фильмов «Москва слезам не верит», «Время желаний», «Ширли-мырли», «Завтра была война», «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…», «И все-таки люблю». Супруга режиссера Владимира Меньшова и мама актрисы Юлии Меньшовой.
Детство
Вера Алентова, в девичестве Быкова, родилась 21 февраля 1942 года в Архангельской области, в актерской семье Ирины Николаевны Алентовой и Валентина Михайловича Быкова. Оба служили в Котласском драматическом театре.
Девочка, получившая имя в честь бабушки, появилась на свет через 8 месяцев после начала войны. Мама Веры продолжала выступать в театре, а после работы шла на фабричную смену, после чего, уже дома, пришивала пуговицы на солдатскую одежду.
В 1945 году Валентина перевели в театр города Грозный. Семья последовала за ним. Вскоре он сильно простудился. В голодное послевоенное время этого хватило, чтобы 28-летний мужчина получил осложнение в виде воспаления легких и умер. 4 января 1946 года его не стало.
Вера практически не помнила отца, осталось лишь неуловимое ощущение кого-то близкого рядом. Зато она запомнила слова мамы: «У тебя все будет хорошо, ведь бог помогает сиротам». Вскоре после смерти главы семейства Вера с мамой уехала из родного Котласа и поселилась у родственников на Украине.
Детство было нелегким: еда была, но самая простая, вкус сладостей Вера даже не знала, а все игрушки из картона делала своими руками мама. Пока девочка ходила в садик, Ирина Алентова работала не покладая рук. Она служила в театре Кривого Рога, а по вечерам брала в руки нитку и иголку. Работа швеей помогала им не умереть от голода, ведь зарплату в театре задерживали месяцами.
В школу малышка пошла в платье, перешитом из маминого фланелевого халата. Долгие годы ее единственной кофточкой была старая водолазка, которую Вера стирала каждый вечер.
Самое грустное воспоминание из этого периода – двойная кража денег из маминого кошелька. Вера украла рубль и купила на него мороженое, на следующий день сделала то же самое. Ирина заметила пропажу, ведь по тем временам сумма была серьезная, и устроила Вере взбучку. Но самым страшным был не выговор, а слезы, которые текли по маминому лицу. Женщина корила себя за то, что не может сделать детство единственного ребенка счастливым.
Впрочем, Вера Алентова никогда не считала детство несчастливым. Дети умеют находить счастье в мелочах, даже будучи лишенными материальных благ. У маленькой Веры была любящая мама, друзья, игры.
Вере было восемь лет, когда она впервые вышла на сцену театра. Однажды мама взяла ее на работу. Ставили спектакль, в котором одну из ролей играла маленькая девочка. И как раз в тот день юная актриса заболела. Веру попросили выйти вместо нее. Тогда-то Алентова, по ее же словам, и подхватила «театральную бациллу».
Вечера после школы Вера проводила в одиночестве, в основном за книгами. Это приучило ее к самостоятельности и дисциплине. Заболев малярией, она скрупулезно отсчитывала время на часах, чтобы принять лекарство точно в срок. Актриса никогда не считала одиночество пороком, наоборот, умела находить с ним общий язык и обращать на пользу: анализировать текст, учить роли.
Мы росли, как трава во дворе Сегодня я понимаю, что мы, сами того не желая, нанесли урон вашему поколению. Мы, дети военного времени, росли в жутких условиях.
В школьные годы Вера постоянно придумывала невероятные истории, начала ставить спектакли вместе с дворовыми ребятами. Костюмы придумывали из цветов, листьев, старых занавесок и даже дырявых кастрюль.
Мать и дочь помотало по просторам Советского Союза: Вера пошла в школу на Украине, училась в Узбекистане, аттестат получила на Алтае. Когда Вере было 15, Ирина вышла замуж во второй раз. Отчимом Алентовой стал актер Барнаульского драматического театра, коллега Ирины. Именно он разглядел в Вере задатки актрисы, поскольку Ирина настаивала, чтобы после школы дочь поступала в медицинский институт в Барнауле. Женщина, прошедшая через войну и вдовство, понимала, что искусство не способно прокормить семью, а вот профессия врача – другое дело, медики нужны всегда. Ирина не хотела, чтобы дочь повторила ее судьбу.
Втайне от мамы Вера решила попробовать свои силы на актерском поприще и пришла на пробы в Барнаульский драмтеатр. Ее приняли в труппу как актрису вспомогательного состава. При этом долгое время девушка и сама была уверена, что станет врачом. Но на подготовительных курсах к университету она увидела вживую операцию, причем не самую серьезную, но Вере стало плохо, она потеряла сознание. После этого инцидента Алентова поняла, что врачом ей не быть. Ирина выслушала переживания дочери и смирилась с выбором актерской профессии, но, будучи принципиальной женщиной, не терпящей профанов на сцене, наказала Вере поступать в театральное училище Москвы.
Было уже слишком поздно: набор во всех театральных вузах закончился. Так что следующий год Вера трудилась рабочей на барнаульском меланжевом комбинате, где занимались производством пряжи. Каждое утро девушка вставала спозаранку, добиралась до фабрики в переполненном автобусе, а потом всю смену носила металлические прутья. От машин в цеху стоял такой шум, что нельзя было расслышать собственные мысли. «Я сцепила зубы и работала», – вспоминала актриса.
Следующим летом Вера отправилась в Москву и поступила в Школу-студию МХАТ, на курс Василия Маркова. Момент, когда Алентова увидела свою фамилию в списке поступивших, разделил ее жизнь на до и после.
Знакомство с Владимиром Меньшовым
Вера погрузилась в новую жизнь: бесконечные репетиции, прогонки, фолианты заученных реплик и прочитанной литературы. Времени на личную жизнь не было, но студентка была счастлива.
В первый же год она сблизилась с однокурсником Владимиром Меньшовым. Поначалу она не питала к нему романтических чувств. Они стали близкими друзьями, но уже тогда Вера заметила, что у Володи есть три качества, которые, по ее мнению, необходимы хорошему актеру: внутренний стержень, искренность и свой взгляд на вещи.
Между тем педагоги не замечали этих качеств и быстро повесили на Меньшова ярлык бездарности, в отличие от Веры, считавшейся на курсе одной из лучших студенток. Владимир не был обучен хорошим манерам и хронически производил плохое впечатление. Самым талантливым парнем на курсе считался Андрей Мягков, живший в одной комнате с Меньшовым. Но Владимир не оставлял надежд исправить положение дел, постоянно что-то учил, репетировал, писал. Уже позже он осознал, что душа его скорее лежит к режиссуре, нежели к актерству.
Когда Вера выбрала его хотя бы «в друзья», Владимир был на седьмом небе от счастья. Товарищи намекали ему, что для актера у него слишком неказистая внешность. Вера же была, по его словам, ослепительно красива. Они коротали вечера за долгими разговорами, Владимир долго и красиво ухаживал, стараясь удивлять Веру чем-то новым.
К концу второго курса молодые люди объявили о решении расписаться, чем немало удивили друзей по Школе-студии. Предложение сделал Меньшов, Вера же была настроена скептически. И не потому, что не любила, а по причине врожденного свободолюбия. Мама с детства твердила ей, что нужно рассчитывать только на себя. Да и скоропалительный брак казался ей большой ошибкой. Но когда Вера узнала, что в случае свадьбы им как молодой семье дадут отдельную комнату в общежитии, то согласилась.
Свадьбы была скромной – у молодоженов не нашлось и трех рублей, чтобы расплатиться с фотографом. Праздновать продолжили в общежитии, с нарезанной на газете колбасой и шампанским.
Как убеждали ее близкие и однокурсники, Вера подписала себе «приговор» – многие говорили, что у Меньшова нет перспективы. Однако тот факт, что Алентова выбрала «бесперспективного» студента, хотя легко могла бы найти уже состоявшегося в профессиональном плане мужа, воодушевил Владимира, придал ему сил и уверенности.
В 1965 году они окончили вуз и отправились в по-настоящему взрослую жизнь, которая в течение следующих десяти лет не раз преподносила им неприятные сюрпризы.
Первые роли
После выпуска Меньшов не мог найти работу в столице и отправился по распределению в Ставропольский драматический театр, уже понимая, что его актерская карьера, скорее всего, закончится, не успев толком начаться. Алентова же попала в Московский театр имени Пушкина.
В театре Алентова встретилась с драматургией Бернарда Шоу, Джона Б. Пристли, Фридриха Шиллера, Р. Огорда, Эдуарде де Филипе. Она играла в пьесах «Невольница», «Светит, да не греет», постановках «Зыковы», «Дети солнца», «Последние дни», «Кафедра».
Их разлука продлилась год, после чего Меньшов вернулся в Москву и поступил на режиссерские курсы ВГИКа. Жили они порознь: Владимир – в студенческом общежитии, комнату Алентовой выделил театр, и она делила ее с другой актрисой. «Семейные» комнаты были в театральном общежитии под запретом.
Имя Меньшова было неизвестно, тогда как об Алентовой узнали уже в 1966 году, после роль в фильме «Дни лётные», где ей досталась роль молодой учительницы Лидии Федоровны. В 1967 году она появилась в советско-венгерском фильме «Звезды и солдаты» в эпизодической роли медсестры. Почти все время Вера посвящала службе в театре.
В июле 1969 года у супругов родилась дочь Юлия. В ЗАГСе, оформляя документы на новорожденную, Вера узнала, что может поменять фамилию на какую угодно. Ранее о такой возможности она и не подозревала. В то время актриса носила девичью фамилию – Быкова. После свадьбы менять ее на «Меньшову» она не стала, но теперь всерьез задумалась взять фамилию матери – Алентова.
Фамилия Алентова имеет греческое происхождение; в переводе на русский «алентия» значит «истина». По материнской линии в роду актрисы было 4 поколения священников, и именно родом деятельности предков она объясняет этимологию фамилии.
В 1973 году Вере наконец выделили двухкомнатную квартиру от театра. Семья Меньшовых – Алентовых наконец воссоединилась.
В 1975 году актриса появилась в 8-серийной ленте «Такая короткая долгая жизнь», повествующей о судьбах простых советских семей, в роли Насти Овчинниковой. Москва, не балованная сериалами, затаив сердце следила за судьбой ее героини. И на экране Вера не боялась предстать некрасивой: она позволила прилизать себе волосы, оттопырить уши.
Москва слезам не верит
Звездный час актрисы наступил в 1979 году, когда Владимир Меньшов выстрелил кинороманом «Москва слезам не верит». Эта история про трех подруг-лимитчиц стала без преувеличения народной картиной. Вместе с Верой в актерском составе значились Ирина Муравьёва, Раиса Рязанова и Алексей Баталов.
Алентовой досталась главная роль – Катя Тихомирова, благодаря сильному характеру выбившаяся из заводской рабочей в директоры предприятия. Первым выбрали Баталова, а уже к нему «подбирали» актрису на роль Кати. В паре с Баталовым Алентова смотрелась убедительней, чем Терехова, Купченко или Теличкина. Роль была непростой: почти сорокалетней Вере предстояло сыграть не только свою ровесницу, но и 18-летнюю девушку-провинциалку.
В 1980 году фильм вышел на большой экран и начал шествие по миру. Его купили для проката сразу 100 стран, а в России за год картину посмотрели почти 85 миллионов зрителей. Фильм «Москва слезам не верит» стал одним из немногих отечественных фильмов, награжденных «Оскаром».
Дальнейшая карьера
В 1983 году вышла картина Юлия Райзмана «Время желаний». Здесь Алентовой досталась роль одинокой женщины, которая от безысходности стала супругой пожилого мужчины. И за работу актрисе дали звание лауреата Государственной премии РСФСР. А в 1992 году Вере Валентиновне дали звание Народной артистки РСФСР.
И еще одна заметная роль Алентовой – это своенравная учительница в картине 1987 года «Завтра была война». Ну а в 1995 году Меньшов решил доказать, что Вера Валентиновна не только социальная героиня, как Катя Тихомирова, позвав ее на роль сразу 4-х персонажей – американки, цыганки, чернокожей девушки и пассажирки лайнера – в свою комедию-фарс «Ширли-Мырли».
В 1993 году Веру Алентову в антрепризу пригласил театральный режиссер Леонид Трушкин. Также актриса продолжала службу в театре имени Пушкина, где была задействована в спектаклях «Пизанская башня», «Чествование», «Поза эмигранта». К слову, в «Пизанской башне» Алентова играет вместе с Владимиром Меньшовым – они играли супругов.
В 1993 году актриса стала президентом Благотворительного фонда социальной защиты членом СТД РФ, помогавшего бывшим и нынешним театральным работникам, попавшим в сложную финансовую ситуацию.
Среди последних ролей актрисы – Анна Брониславовна из мелодрамы «И все-таки люблю», Зинаида из сериала «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…» (2004) и его продолжениях, а также Галина Семёновна из комедии «С 8-м марта, мужчины!» (2014).
Семья
Семейная жизнь Алентовой и Меньшова знала не только взлеты, но и падения. В какой-то момент, уже после рождения дочери, между ними начали накапливаться обиды. «Большое и чистое затирается бытом. Мы подумали, что если мы не будем вместе, нам станет легче», – вспоминала Алентова, рассказывая о четырех годах жизни порознь. Формально супруги не оформляли развод, но воспринимали разъезд именно так.
Оба пытались построить новые отношения, но не вышло. Причиной стало, по словам Веры, ощущение этой большой и очень чистой любви. В какой-то момент актриса нашла старые письма мужа и вспомнила о былых чувствах. Ей стало ясно, что ни к одному мужчине она не сможет питать таких же чувств, как к мужу. На очередное 1 сентября они отвели дочь вдвоем, вдвоем же и вернулись в родной дом.
Секретом счастливой семейной жизни Алентова называет в первую очередь дружбу между супругами. Они были друзьями с момента знакомства в коридорах общежития Школы-студии МХАТа и остались ими до сих пор, даже после «золотой» свадьбы.
Сегодня Вера Алентова с супругом живет в центре Москвы в небольшой квартире. В квартире до сих пор хранится огромное количество мягких игрушек Юлии. И еще недавно здесь жил четвероногий хранитель семейного очага – кокер-спаниель Чарли. Собачка умерла, что стало настоящей трагедией для семьи. В коридоре до сих пор висит фотография Чарли, а Вера Алентова любит делиться воспоминаниями о питомце.
Меньшовы живут «открытым домом». К ним часто и запросто приходят коллеги, иногда даже занимают денег. Супруги довольно отзывчивые, поскольку сами в жизни испытали немало трудностей. К слову, в семье странное распределение обязанностей: Алентова занимается, в большей степени, мужскими делами, может и гвоздь забить и обивку для мебели выбрать, ну а Владимир орудует на кухне, поскольку он родился в Баку, а там мужчины все готовят сами.
В 2016 году СМИ сообщил о ДТП с участием автомобиля Алентовой. Пострадавший рассказал, что ее Lexus RX протаранил его автомобиль и скрылся с места происшествия. Сама актриса факт ДТП отрицала.
Хотя актриса разменяла восьмой десяток, ее внешностью по-прежнему восторгаются зрители, а ее чувство стиля даст фору многим молодым актрисам. Кстати, отличную форму Вере Алентовой помогают сохранять не спортзалы, а самодисциплина. Актриса всегда внимательно относится к лишнему весу. К слову, женщина поправилась лишь раз в жизни – когда бросила курить по просьбе дочери. Чтобы похудеть, она последовала совету своего костюмера: «Хочешь похудеть, ешь треть от привычной дневной нормы». И это помогло.
Вера Алентова сейчас
В 2019 году на экраны вышла драма Светланы Проскуриной «Воскресенье», в которой Алентова играет одну из главных ролей. В центре сюжета – высокопоставленный чиновник, получивший анонимную записку с предсказанием скорой смерти, а Вера Валентиновна играет его маму. Фильм был номинирован на приз Московского кинофестиваля, но победа досталась «Тренингу личностного роста» Фархата Шарипова.
Также актриса появится в экранизации романа Виктора Пелевина «Ампир V», в котором молодой ничем не примечательный москвич превращается в вампира и выясняет, что ему подобные и управляют миром на самом деле. Алентова играет Иштар Борисовну, начальницу вампиров.