Алексей паперный биография личная жизнь
Регулярно возить в Петербург московские ансамбли я начал еще во времена клуба “Платформа”. Сама концепция клуба, история его создания и команда, стоявшая у истоков (а состояла она сплошь из москвичей) располагали к тому, чтобы культурный обмен со столицей был поставлен в “Платформе” на широкие железнодорожные рельсы.
Когда, волею обстоятельств, я переместился в клуб The Place, а было это в самые тучные времена, накануне кризиса 2008 года, когда у всех было много денег и всем хотелось постоянно знакомиться с чем-то новым, история сотрудничества с московскими коллективами упрочилась.
В числе прочих я организовал приезд в Петербург ансамбля “Паперный ТАМ”. Создал его легендарный Алексей Паперный, основополагающая фигура в интеллигентской клубной жизни Москвы.
Алексей Паперный
Актер, режиссер, композитор и сочинитель, Паперный еще в молодости нашумел среди столичной молодежи своим спектаклем “Твербуль”, наверное, первым опытом независимого музыкального спектакля в России. Кассеты, с записями песен из этого спектакля передавались из рук в руки, чуть ли не из под полы, в добрых традициях самиздата. И слушались они в узких компаниях на прокуренных кухнях.
Окрыленный успехом, молодой Паперный создал коллектив “Паперный ТАМ”. Я не рискну выступить подробным летописцем художественных достижений Алексея. Я не очень хорошо знаю новейшую историю культурной Москвы. Уверен, что при желании вы найдете любые материалы на этот счет.
Я же впервые услышал о нем именно через его ансамбль. Это был яркий образец того, что потом с легкой руки Олега Нестерова и его лэйбла “Снегири” стало называться “другой шансон” или “шансон с человеческим лицом”. А по сути ансамбль исполнял музыку в лучших традициях городского романса, соединяя авторскую песню с эстетикой рок-музыки. Давало себя знать и театральное прошлое Паперного. Каждая песня в его руках превращалась в маленький музыкальный спектакль. В каждой была история, яркие образы и точно очерченные персонажи. И все это обрамлялось интеллигентной и мелодичной музыкой, в которой традиционный рок-состав был разбавлен кларнетом или баяном. В общем, тихая и умная красота.
Помимо своих музыкальных упражнений, Алексей был знаменит на всю Москву, как один из первопроходцев в культуре концертных клубов для интеллигентной публики. Вместе со своей матерью, энергичной, умной, легендарной Ириной Борисовной, он открыл знаковый столичный клуб “Китайский летчик Джао Да”, который на много лет стал родным домом для всех интересных коллективов России и ближнего зарубежья.
“Китайский летчик Джао Да”
Маленький подвальчик и небольшая сцена видели на своем веку выступления групп “Пятница”, “Ленинград”, Tequila Jazzz, Markscheider Kunst и многих других. Со свойственным Паперному артистизмом и склонностью творить мифологию, он не смог ограничиться просто открытием площадки, а придумал вместе с клуб целую легенду, сказку с персонажами (тот самый “китайский летчик”), биографиями и прочими атрибутами. И на протяжении многих лет все взрослые участники процесса играли в нее как дети.
В общем, для меня фигура Алексея Паперного, с которым я долгое время хотел познакомиться, но не имел возможности, была нужной и желанной. Но долгое время все как-то не срасталось.
Концерт Tequila Jazzz в “Летчике”
Наконец в 2007 году я решил попробовать сделать концерт “Паперный ТАМ” в клубе The Place.
Надо сказать, что при всей красоте его музыки, популярность коллектива в Петербурге относительная. И каждый концерт этого проекта – всегда лотерея. У Паперного безусловно есть преданная база петербургских поклонников, это достаточно широкое коммьюнити. Но люди это преимущественно взрослые, а поэтому не особо активно выбирающиеся на концерты. Поэтому никогда не возможно предугадать, какая часть из них в этот раз все-таки решит оторвать от дивана свое тело и переместить его в клуб.
С концертом в The Place все, слава Богу, получилось прекрасно. “Паперный ТАМ” в принципе редко давали концерты в Петербурге, а перед этим и вообще случилась гигантская пауза, вызванная тем, что коллектив долгое время записывал новый альбом. Люди соскучились по любимым песням, и поэтому в этот раз набили зал под завязку.
“Паперный ТАМ”
Мы перекинулись с Алексеем несколькими фразами, и на этом наше знакомство можно было считать законченным. В то время он находился в состоянии глубокой ипохондрии, ему не нравился записанный материал, его одолевали творческие метания, к тому же он уже продолжительное время не выпивал. В итоге он, отыграв концерт, стремительно умчался в гостиницу. А мы продолжили вечером с его директором, а по совместительству сотрудницей “Китайского летчика” Таней Ядрышниковой. Таня была человек-огонь, остается им и до сих пор. Мы с ней прошли через несколько клубов, наслушались всякой музыки и напились всяких напитков. В итоге глубоко за полночь я поехал провожать ее в гостиницу. Номер ее располагался по соседству с номером Паперного, и нашей главной задачей было пройти мимо него максимально тихо, чтобы не дай бог не разбудить маэстро. Как вы понимаете, мы были в такой некондиции, что сделать это было достаточно сложно. Но мы старались. И вот уже, когда до заветной двери оставалось несколько метров и мы как раз поровнялись с номером Паперного, дверь его комнаты с шумом распахнулась. На пороге стоял Алексей и со словами “Напились? Ну, заходите, поболтаем”, он пропустил нас к себе в номер.
В итоге мы разговаривали с ним до утра. О концертной жизни, о клубной жизни, о жизни вообще. О том, кто какие вещи мечтает сделать. А еще о том, как было бы здорово построить театральный клуб. То есть такую площадку, где наравне с концертами проводились бы интереcные живые, демократичные спектакли для умной и интересующейся публики. Сошлись на том, что это, пожалуй, самая интересная задача из ближайших.
В общем, так получилось, что мы срезонировали и нашли общий язык.
В скором будущем Паперный открыл в Москве именно такое пространство – клуб “Мастерская”, место, которое очень быстро стало культовым, а впоследствии – легендарным.
Клуб “Мастерская”
Наши же с ним дороги пересеклись еще несколько раз, на моей территории, в Петербурге, и в результате этих пересечений в нашем городе возникло кое-что интересное. Но об этом я расскажу тогда, когда дойду до описания нужного времени. Все по порядку. Никто никуда не спешит.
Группа «Паперный ТАМ» – пример удачной борьбы с собственной репутацией. Было: интеллигентный домашний коллектив, иногда выступающий в уютном московском клубе. Стало: группа, за одну песню побеждающая привередливую публику «Крыльев», Горбушки и ЦДХ. Две этих ипостаси ничуть не противоречат друг другу: музыкант, артист и промоутер Алексей Паперный любое место может превратить в свой дом. В его песнях – сливки реггей, латино, сдержанной цыганщины и музыки из советских кинофильмов. Паперный стал чем-то вроде “нашего Ману Чао” – сочиняет сказки для детей (с песнями, конечно), устраивает в Москве большие уличные фестивали. Но не это главное. Когда поет Паперный, хочется зажмуриться: кажется, что на сцене встает солнце.
Несмотря на то, что нынешний состав группы «Паперный Т.А..М…» сложился буквально 3 года назад, историю группы следует рассматривать с 1989 года. Именно тогда актер театра-студии «У Никитских ворот» Алексей Паперный (кстати, потомок знаменитого российского литератора) и создал «Товарищество Актеров и Музыкантов» (ТАМ). Отделившись небольшой труппой от вышеупомянутого театра, молодые актеры под управлением Алексея поставили странное театральное действие «Твербуль», впоследствии получившее первый приз на Театральном Фестивале в Эдинбурге (1990). «Эта превосходная молодая группа из Москвы информирует нас о том, что в их истории нет сюжета, если не считать сюжетом страну, в которой они живут и воздух, которым они дышат…»(Англия, Эдинбург, «Скотмэн», 15 августа 1990).
Далее последовали призы на фестивалях в Ирландии и США (1991), шумный успех в Нью-Йорке и Париже (1992), гастроли в Голландии, Швеции и Австрии. «…Твербуль – коллаж заразительных сцен, образов, грез и прекрасных гипнотических песен» (Нью-Йорк Таймс, 6 июля 1991) «Сама музыка – лучшая часть спектакля. Алексей Паперный, автор, композитор и исполнитель, помимо его разнообразных талантов, обладает таким загадочным талантом неподдельности, которую мы не видели со времен яппи, предшественников хиппи» (Нью-Йорк, Дейли Ньюз, 15 июля 1991).
С тех пор состав, и, как следствие, стиль группы, сильно изменились. От баллад с виолончелью в стиле «декаданс» коллектив уходит в «кабацкие» плясовые с аккордеоном, а потом и вовсе в жаркие танцевальные ритмы «латины» с расширенной перкуссией. Неизменным остался лишь сам Паперный – харизматичный певец с гитарой, искренний поэт и композитор-космополит. Немаловажым фактором в творческом развитии коллектива, и самого Паперного в частности, явился созданный Алексеем клуб «Китайский Летчик Джао Да». Удивительное место с необычайно творческой атмосферой и является той музыкальной средой, откуда черпают вдохновение музыканты группы. Спонтанные джемы с музыкантами Сезарии Эворы, The Skatalites , Ману Чао и многих других коллективов, появлявшихся в этом камерном клубе, научили Паперного и компанию быть открытыми к разным музыкальным культурам. Театральные же амбиции Паперного и по сей день удовлетворяются в музыкально-театральных постановках в стенах родного заведения.
«По жанру – городской романс в интерпретации слегка опустившегося интеллигента, знающего толк в мировой музыке.»(Комсомольская правда, 27 января 2003)
Четко сформулировать стиль группы до сих пор не может никто, поэтому для краткости его принято называть «альтернативным шансоном». В 2002 году группа «Паперный Т.А..М…» подписала контракт с лейблом «Снегири», выпускающим серию альбомов с подзаголовком «шансон с человеческим лицом». С этого момента коллектив переходит из разряда «домашнего семейного театра» в общественно значимую единицу современной российской музыки. Выступления на Международном open- air Фестивале «Улица Pilsner Urquell» у стен Кремля, крупнейшем российском рок-фестивале «Крылья» на аэродроме Тушино в 2003 и а «Лужниках в 2004 г., и « East- West Festival’е» во французском городе Ди только подтвердили большие возможности группы, в течение нескольких лет выступавшей исключительно в «Китайском Летчике».
К настоящему моменту группа «Паперный Т.А..М…» записала свой четвертый альбом. Новая пластинка под названием «Танцы» вышла в свет 15 мая 2004 Отпраздновать это радостное событие группа решила сольным концертом в ДК «Горбунова» 27 мая. Концерт прошел очень удачно. «Горбушка» на 1,5 часа превратилась в настоящую танцевальную площадку: задорные песни Паперного заставили зрителей пуститься в пляс, а декорированная разноцветными лампочками сцена полностью меняла обычную для Горбушки роково-мрачноватую атмосферу.
Нынешний состав является странным товариществом музыкантов совершенно разных пристрастий и традиций, от кельтской до латиноамериканской. Судите сами:
Юрий Костенко (кларнет и саксофон), – музыкант с классическим образованием, участвует во многих московских спектаклях и мьюзиклах, включая нашумевший «Чикаго».
Нилолай Сарабьянов (гитара), – московский гитарист, известный своим участием в таких музыкальных проектах как: MadDog, Неонавт, Brazil Jazz,. В настоящее время помимо работы с группой «Паперный ТАМ», выступает с Анатолием Герасимовым, знаменитейшим джазовым саксофонистом, в начале 70-х игравшим в биг-бэнде Дюка Эллингтона.
Владимир Гочуа (бас-гитара), – и поныне участник первой российской рэгги-группы «Джа Дивижн».
Даниил «Ленц» Ленци (перкуссия), – бывший участник нескольких ска-банд: петербургской « Frog Legs» и московских «Каберне Денев» и «Пакава Ить».
Официальный сайт: www.paperny.ru
При копировании текстов и фотографий с сайта «Информационный портал шансона» ссылка на russianshanson.info обязательна.
В интервью Jewish.ru Ирина Паперная рассказала, как 20 лет назад Москва начинала тусить в их клубе «Китайский Лётчик Джао Да», о подпольных концертах Шнура и плясках с Кустурицей.
«Китайскому Лётчику Джао Да» – 20 лет. Весело было стоять у истоков клубной жизни в Москве?
– Весело и пышно. Тогда ж ничего не было, одна страна существовать перестала, другая ещё не родилась. Мы же были молоды, деятельны и уже чуть знакомы с жизнью за границей. Уйдя из театра Марка Розовского, мы несколько лет ездили по миру с «Твербулем» – музыкальным спектаклем моего сына Леши Паперного. А потом Татьяна Друбич придумала клуб, в котором танцевали на столе. В 1990 году появился клуб «Белый таракан» – там собиралась потрясающе разномастная публика: интеллигенция, предприниматели-нувориши и звёзды эстрады. Пугачёва порой заглядывала. Однажды приехали люди в масках и всех уложили лицом в пол, кого-то искали, но все обошлось. Я работала в «Кризисе жанра» и «Пропаганде», в «Вермеле» и «Максим Максимыче» была соучредителем. У Лёши за это время появились группа «Паперный ТАМ» и еще несколько театральных проектов, помимо «Твербуля». И тут Владимир Джао предложил нам подумать, что бы такого интересного сделать из подвала, который он приобрел в Лубянском проезде.
Откуда вы знали Владимира Джао?
– Его мать в конце 80-х открыла эпохальное место – первое в Москве китайское кафе, «Мэйхуа» на Русаковской улице. Кафе полюбили. Туда приходили Познер и Троицкий, Дмитрий Крылов, Александр Молчанов и Гарик Сукачев. А мы просто жили в том доме на пятом этаже.
Кто в итоге придумал концепцию «Китайского Летчика»?
– Креативная составляющая «Лётчика» – поначалу заслуга Алексея Паперного и Петра Пастернака. Ну и немного моя. Владимир Юдзенович Джао пригласил нас посмотреть помещение. После недолгих дебатов было решено отказаться от псевдо-буржуазного стиля бывшей шашлычной – и вообще все снести, оставить только стены. Так родилась новая атмосфера – со сценой, светом, неподражаемыми лампочками, абажурами из перевернутых кастрюлек и картами путешествий «Китайского Летчика». Но главное – с особыми людьми. У нас на сцене выступали финны The Cleaning Women – играли на бельевых сушилках, давала первый открытый концерт группа «Пятница». Пелагея, ещё совсем юной девочкой, тоже именно у нас была с первым концертом. Ману Чао называл меня своей русской мамой, Олег Анофриев пел песни из «Бременских музыкантов», Слава Полунин одно время от нас не вылезал. Осколков-Ценципер, тогда главный редактор «Афиши», и Алексей Казаков, его заместитель, были нашими коллегами-друзьями, мы открылись практически в одно время. Дмитрий Дибров был частым гостем – все понравившиеся группы он приглашал в свой замечательный проект «Антропология». Это было круто!
Эмир Кустурица вместе со своим оглушительным No smoking Orchestra сыграл свой первый концерт у нас еще. А потом еще много лет зажигал у нас со своими друзьями каждый свой приезд в Москву. Был он таким веселым леваком-анархистом, на самом деле он – просто гений. «Время цыган» тому порукой. Сейчас он несколько изменился. Что же, время.
Когда Лёша стал ставить ежегодные спектакли в честь дня рождения клуба, в одном из них сыграли главные роли Пелагея и французский шансонье Нильда Фернандес. Позже Нильда стал нашим другом – с горечью и болью мы узнали в мае, что Нильда ушел в мир иной. Не выдержало сердце. Светлая, светлая память. В конце октября в «Китайском Летчике» пройдет вечер памяти, посвященный этому прекрасному музыканту.
Из компании ваших артистов всегда выделялся Шнур, но на праздновании 20-летия клуба его ведь не было?
–Шнур у нас вообще, можно сказать, начинал – это были одни из первых его концертов в 1999 году. Приезжал всегда немножко пьяный, шумный, мы очень хорошо общались. Ему тогда нравилось у нас, он ещё не был так законсервирован успехом. А потом наши пути стали разными – это не плохо и не хорошо, просто как есть. Последний раз он выступал у нас лет десять назад. Тогда в Москве отменили его концерт – из-за мата в песнях, – и мы предоставили ему площадку, в один день организовали рекламу. Народу было полно, и повеселились все отлично. Теперь Шнур стал таким знаменитым, что нам не по карману. Мы не очень-то часто видимся, хотя, думаю, что встретились бы с удовольствием.
Как вам живётся в окружении людей, весёлых с самого утра?
– Одна голландская газета в своё время вышла с серией моих фотографий и заголовком: «Крёстная мать ночной клубной жизни в Москве». Но ещё до всей этой славы я работала завлитом в нескольких московских театрах: у Табакова в студии на Чаплыгина, у Гедрюса Мацкявичюса в Театре пластической драмы и восемь лет в театре-студии «У Никитских ворот» у Розовского. А это значит – репетиции, в том числе ночные, спектакли, посиделки, читки пьес и, конечно, всякие разговоры под рюмочку дома на кухнях. Отмечали до первых петухов – и в театре, и на скамейках на Тверском бульваре. Это не просто пьяное братство – это жизнь, стихи, романы, горячие диспуты, разборы сцен, страдания, тоска и полет. Бурлящая жизнь «Летчика» стала продолжением. Поначалу там также собирались актёры, журналисты, порой после сдачи номера приходила вся «Афиша» – и мы так же спорили, болтали, выпивали, конечно. Александр Чепарухин выложил на днях видео в сетях с поздравлениями, где прямо заявил: «Без “Летчика” Москвы бы не было…» Вот так же и без веселья.
Алексей Паперный родился в Москве, в творческой московской семье. Был нормальным, тихим и очень домашним ребенком. В 9 лет мама решила отдать его в театральную школу своего приятеля Олега Кузнецова.
Олег Кузнецов – бывший артист Таганки и талантливый человек, набирал студию юных актеров. Он был открытым и свободомыслящим, и своих учеников учил внутреннему раскрепощению, учил импровизировать.
Несколько лет спустя, когда Паперный уже закончил школу, студию передали Олегу Табакову, который отчислил юного Алексея из студии, решив, что он не подходит для театра. Сейчас Паперный даже благодарен ему за это решение, ведь ничего не может быть ужаснее, чем быть привязанным к одному месту и из года в год играть одну и ту же роль. Он начал свои скитания по театральным площадкам и в итоге попал в студию к Марку Розовскому, где и родился «Твербуль».
Твербуль» – прекрасный и трогательный спектакль о жизни Тверского бульвара. Это был спектакль-мюзикл, там практически не было слов, но были чувства и эмоции: сидит человек на скамейке, а мимо него идет жизнь. Он был создан без всяких драматургических законов, но при этом имел собственную логику и гармонию.
«Твербуль» не был принят театром Розовского; к тому моменту антагонизм между ним и молодой азартной командой, сделавшей «Твербуль», вырос настолько, что отщепенцам пришлось покинуть театр. Артисты стали колесить по миру и показывать свой спектакль где придется. Постепенно он приобрел оглушительную славу. Где его только не катали на протяжении 6 лет – в Америке, Германии, Франции, Финляндии; на какие театральные фестивали их только не приглашали! Труппа не рассчитывала на такой ажиотаж. Как теперь вспоминает Паперный, «все просто ошалели от такого успеха, от прессы, от шумихи; это был перебор, ведь это всего лишь маленький спектакль».
Когда артисты были в Америке, один продюсер предложил им контракт на год, что считается там высшей степенью признания, однако музыканты отказались – нужно было играть 7 дней в неделю. Алексей заявляет: «Не знаю как все остальные, а я не очень люблю много работать, мне не нравится когда концерты или работа в театре становятся неизбежностью». Тем не менее, легко и играючи, он поставил еще несколько спектаклей, находил время для музыкальных выступлений и имел отношение к открытию нескольких клубов. Первой ласточкой стал культовый клуб начала 90-х «Белый таракан».
«Белый таракан» Паперный создал вместе со своей мамой Ириной Борисовной. Это было совершенно уникальное место. Пара комнат в состоянии творческого беспорядка, маленькая сцена и богемная обстановка привлекали огромное множество самых разных людей. Возможно, сказался характерный временной период, когда люди не были избалованы многообразием клубной культуры. Творческий андеграунд собирался на кухнях, в квартирах, и «Белый таракан» вобрал в себя самое лучшее от домашних концертов и сборищ. За соседними столами могли сидеть новоявленные бизнесмены, бедные студенты, бандиты и арт-богема. Как вспоминает Алексей, тогда даже не было особых претензий к кухне. «Мы просто покупали в магазине обыкновенные сосиски, разогревали их в микроволновой печи, и все их с удовольствием ели, и бизнесмены, и художники. Просто время было такое, никто особо не заморачивался».
Когда эпоха «Белого таракана» закончилась, открылись “Максим Максимыч”, “Бедные люди”, “Кризис жанра”. Кстати, группа «Паперный Т.А.М.» была образована специально к открытию «Кризиса», и музыканты играли на его сцене в течение месяца.
На сегодняшний момент главное детище Паперного, организованное в форме клуба – это «Китайский летчик Джао Да». Джао Да – загадочный персонаж, который не знает границ – ни географических, ни музыкальных. Его философия проста – главное, это свобода перемещения в пространстве. Поэтому на сцене «Летчика» можно увидеть самых необычных музыкантов со всех континентов, услышать и тувинское горловое пение, и ямайскую музыку, и французских панков-шансонье – все, чем живет и дышит музыкант и промоутер Алексей Паперный.
Алексей Паперный организует свое душевное пространство не только посредством спектаклей и клубов. Несмотря на то, что он классически витает в облаках, как и подобает живущему своим внутренним миром артисту, он – отличный, деятельный организатор, приложивший руку к самым интересным событиям, которые проходили в свое время в Москве – приезд Эмира Кустурицы, группы Skatalites, Ману Чао, «Фестиваль уличных музыкантов» в стенах «Китайского летчика», Международный Фестиваль уличной музыки на Болотной площади. Последний был организован под впечатлением от полунинского театрального карнавала в Эрмитаже (собственно, музыкальной частью карнавала занимался также Паперный). «Мы хотели создать слегка театрализованное народное гуляние и хотели, чтобы вокруг играла нетрадиционная, необычная музыка. У нас образовался круг совершенно безумных артистов – и на пилах играли, и сумасшедшие гитаристы, и латиноамериканцы…» Количество пришедших на фестиваль превзошло самые нескромные ожидания. Рассчитывали на 4-5 тысяч человек за три дня, а получилось около тридцати тысяч. Такой успех вполне закономерен, считает Паперный. «Мне кажется, сейчас начался процесс, и смею надеяться, не без нашего участия, когда людей заинтересовала культура… ну, не такая кастрированная, не только узконаправленная, радийная, форматная. Хорошо, что есть такие странные и разные музыканты, играющие самобытную, своеобразную музыку. И интерес к этому – огромный».
Уличная музыка для Паперного – это вовсе не стиль и не жанр. Это музыка, обработанная атмосферой определенного города, места, которое формирует эту культуру. Улица обтесывает музыкантов. Здесь нет продюсеров и контрактов, и напрямую от того, как хорошо играет музыкант, зависит состояние его кармана. Уличные музыканты сами определяют вкусы публики и не стесняются играть на потребу этих вкусов. Но парадокс уличной музыки заключается в том, что именно здесь появляется все самое свежее и новое, самое необычное и интересное. И нередко бывает, что рожденное на улице направление быстро становится золотой жилой.
Музыка самого Паперного и его группы «Паперный Т.А.М.» не поддается никаким классификациям. «Ну как можно определить стиль, в котором плавает рыба или летает птица?!» – недоумевает Алексей. Но, как мы выясняем, эти классификации вовсе не нужны. «Сейчас такое время, когда уже нет такой глупой идеи разделить всех музыкантов по разным клеткам, в этом смысле стало больше свободы». Правда, подумав, он все-таки находит определение тому, что делает на музыкальном поприще. Это называется просто и лаконично – песня. Паперный пишет песни – хорошие, красивые, трогательные. «Многие современные музыканты – они же не песни поют, они играют музыку, а такого понятия как «песня» сейчас практически нет. Хочется, чтобы после меня остались не аранжировки, а хорошие песни, которые люди могли бы петь».
Паперный за свою творческую биографию уже выпустил несколько альбомов. Они столь же красивы и трогательны, но по ощущениям самого музыканта «более раздерганные», поскольку это был поиск себя в музыке. «Были периоды, когда я метался, хотел современным быть, искал «формат». Но теперь я понимаю, что это была такая глупость! Главное – это быть с собой в ладу, тогда и другим понравится».
Нынешний альбом «Удивительные приключения» – ни что иное как саундтрек к одноименной сказке. Необыкновенные истории о кучерявом мальчике Берти, о матросе Козихине, который заснул за штурвалом, за что был выгнан с корабля и стал путешествовать в поисках воды, о девочке Пеппи, которая была такая сильная, что могла взять в охапку шайку разбойников и бросить в вентилятор, чтобы они улетели прочь, о мужичке Савельиче, который за денежку дает лицензию на ловлю комаров. Героями его песен становятся уже знакомые нам персонажи – летчик Джао Да и сэр Джон Кукер. Музыка – ироничная и серьезная, смешная и трогательная. Сам Паперный считает, что этот альбом гораздо более выдержанный и цельный, чем предыдущие.
Альбом был записан очень быстро, в «теплой и человеческой обстановке». Вообще, Паперный не большой любитель студийной работы. «Это всегда пафос; при записи музыканты всегда чувствуют некую серьезность момента. Когда мы записывали предыдущие альбомы, мы устали бороться с работниками студии и звукорежиссерами. Звукорежиссер почему-то изначально гений, и ему видней, как должна звучать музыка». В итоге предыдущие альбомы получились такими, как будто их и придумал тот самый звукорежиссер – из них исчезла вся волшебность и красочность. Когда записывались «Удивительные приключения», музыканты решили, что не нужно никого слушать и вели себя по отношению к общепринятым законом записи достаточно бессовестно. Потому-то альбом и сохранил неповторимое звучание и необыкновенную ауру.
Алексей Паперный очень похож на одного своего героя – летчика Джао Да. Он тоже увидел весь мир, и у него нет желания его переделать. Он просто свободен и получает от жизни удовольствие.
Группа «Паперный ТАМ» – пример удачной борьбы с собственной репутацией. Было: интеллигентный домашний коллектив, иногда выступающий в уютном московском клубе. Стало: группа, за одну песню побеждающая привередливую публику «Крыльев», Горбушки и ЦДХ. Две этих ипостаси ничуть не противоречат друг другу: музыкант, артист и промоутер Алексей Паперный любое место может превратить в свой дом. В его песнях – сливки реггей, латино, сдержанной цыганщины и музыки из советских кинофильмов. Паперный стал чем-то вроде “нашего Ману Чао” – сочиняет сказки для детей (с песнями, конечно), устраивает в Москве большие уличные фестивали. Но не это главное. Когда поет Паперный, хочется зажмуриться: кажется, что на сцене встает солнце.
Несмотря на то, что нынешний состав группы «Паперный Т.А..М…» сложился 8 лет назад, историю группы следует рассматривать с 1989 года. Именно тогда актер театра-студии «У Никитских ворот» Алексей Паперный (кстати, потомок знаменитого российского литератора) и создал «Товарищество Актеров и Музыкантов» (ТАМ). Отделившись небольшой труппой от вышеупомянутого театра, молодые актеры под управлением Алексея поставили странное театральное действие «Твербуль», впоследствии получившее первый приз на Театральном Фестивале в Эдинбурге (1990). «Эта превосходная молодая группа из Москвы информирует нас о том, что в их истории нет сюжета, если не считать сюжетом страну, в которой они живут и воздух, которым они дышат…»(Англия, Эдинбург, «Скотмэн», 15 августа 1990).
Далее последовали призы на фестивалях в Ирландии и США (1991), шумный успех в Нью-Йорке и Париже (1992), гастроли в Голландии, Швеции и Австрии. «…Твербуль – коллаж заразительных сцен, образов, грез и прекрасных гипнотических песен» (Нью-Йорк Таймс, 6 июля 1991) «Сама музыка – лучшая часть спектакля. Алексей Паперный, автор, композитор и исполнитель, помимо его разнообразных талантов, обладает таким загадочным талантом неподдельности, которую мы не видели со времен яппи, предшественников хиппи» (Нью-Йорк, Дейли Ньюз, 15 июля 1991).
С тех пор состав, и, как следствие, стиль группы, сильно изменились. От баллад с виолончелью в стиле «декаданс» коллектив уходит в «кабацкие» плясовые с аккордеоном, а потом и вовсе в жаркие танцевальные ритмы «латины» с расширенной перкуссией. Неизменным остался лишь сам Паперный – харизматичный певец с гитарой, искренний поэт и композитор-космополит. Немаловажым фактором в творческом развитии коллектива, и самого Паперного в частности, явился созданный Алексеем клуб «Китайский Летчик Джао Да». Удивительное место с необычайно творческой атмосферой и является той музыкальной средой, откуда черпают вдохновение музыканты группы. Спонтанные джемы с музыкантами Сезарии Эворы, The Skatalites , Ману Чао и многих других коллективов, появлявшихся в этом камерном клубе, научили Паперного и компанию быть открытыми к разным музыкальным культурам. Театральные же амбиции Паперного и по сей день удовлетворяются в музыкально-театральных постановках в стенах родного заведения.
«По жанру – городской романс в интерпретации слегка опустившегося интеллигента, знающего толк в мировой музыке.»(Комсомольская правда, 27 января 2003)
Четко сформулировать стиль группы до сих пор не может никто, поэтому для краткости его принято называть «альтернативным шансоном». В 2002 году группа «Паперный Т.А..М…» подписала контракт с лейблом «Снегири», выпускающим серию альбомов с подзаголовком «шансон с человеческим лицом». С этого момента коллектив переходит из разряда «домашнего семейного театра» в общественно значимую единицу современной российской музыки. Выступления на Международном open-air Фестивале «Улица Pilsner Urquell» у стен Кремля, крупнейшем российском рок-фестивале «Крылья» на аэродроме Тушино в 2003 и а «Лужниках в 2004 г., на фестивале «ТАНЦЫ» в Саду Эрмитаж в августе 2005 г. и «East-West Festival’е» во французском городе Ди только подтвердили большие возможности группы, в течение нескольких лет выступавшей исключительно в «Китайском Летчике».
До настоящего момента в арсенале группы имелось 4 альбома: «Любимая», «Скажи легко», «Удивительные приключения» и «Танцы». Последняя пластинка под названием «Танцы» вышла в свет 15 мая 2004. Отпраздновать это радостное событие группа решила сольным концертом в ДК «Горбунова» 27 мая. Концерт прошел очень удачно. «Горбушка» на 1,5 часа превратилась в настоящую танцевальную площадку: задорные песни Паперного заставили зрителей пуститься в пляс, а декорированная разноцветными лампочками сцена полностью меняла обычную для Горбушки роково-мрачноватую атмосферу.
И вот сейчас, после трех лет молчания, к большой радости нетерпеливых поклонников и просто ценителей хорошей музыки, Алексей Паперный и группа «Т.А.М.» с трепетом представляют свой новый альбом «Весна».
10 февраля 2008 года в клубе «Б2» заявлен концерт–презентация альбома «Весна».
Пластинка родилась поистине удивительным образом, поскольку в самый последний момент музыканты отказались от уже готовых результатов почти всех студийных сессий – «не то» – и рискнули пойти на большой эксперимент. Собрали инструменты, арендовали у коллег необходимую аппаратуру, выехали всем «табором» на дачу к Паперному в Баковку и полностью отключили средства связи с внешним миром.
В процессе работы никто не заметил, как один из финальных дней прошлого года плавно перетек в ночь, а затем и в утро – и вот: взволнованный Паперный отдает в выпускающую компанию свежеиспеченный «мастер».
Сразу же заметное при первом прослушивании достоинство нового альбома – полный эффект присутствия. Получилась не работа в лабораторных условиях, избавленная от всех шероховатостей, а одна большая эмоциональная история – трепетная, пульсирующая и захватывающая. Родилась почти настоящая пьеса – пусть раздробленная на акты, но в их живой связи являющая одну главную идею, произведение с сюжетом, вовсе не выдуманным.
Следующим большим плюсом данного альбома является его «немодность» в хорошем смысле слова. Благодаря минимализму и простоте использованных музыкальных средств человеку непосвященному очень сложно угадать дату записи альбома: диск мог появиться и в 2008, и с тем же успехом – в 1908 (если бы тогда компакт-диски были бы уже в ходу). Местами частушечно-подобное, местами вальсирующие на три четверти, местами протяжно-надрывное – все это как будто очень хорошо знакомо и сразу же узнаваемо людьми нашей ментальности. Мало того, что узнаваемо – оно принимается без вопросов, как данность. Ведь технологии меняются, но наша суть и наше истинное мироощущение остается неизменным.
Пытаясь охарактеризовать свою новую работу, Паперный старательно подыскивает правильные слова: «Задача была не удивить кого-то, а, скорее, удивить самого себя. Ведь все настоящее рождается помимо твоей воли. Мне хочется петь только о том, что я не могу назвать, сформулировать и тем более понять. Мне хотелось, чтобы песни звучали так, как они родились, чтобы там не появились «красоты», «усилители вкуса» и консерванты, которые почти всегда уводят от правды. Лучше не произвести эффекта, чем наврать с три короба. Мы хотели живого исполнения, целый год писались на разных студиях, а потом поехали в Баковку и просто всё разом сыграли и спели. Получилось то, что получилось 19 декабря 2007 года».
12 треков объединены под названием «Весна». Что интересно, изменяя своей давней традиции исполнять на концертах новые вещи, этот материал в полном объеме Паперный пока еще не показал никому. И правильно – невероятно целостно воспринимается эта его «Весна». «Мне очень нравится это название, – делится музыкант. – Понятно, что песен, альбомов, книг с таким названием тысячи. Эта Весна – когда ниоткуда, без всяких причин, среди холода и темноты вдруг становится легко, «как будто жизнь начнётся снова…».
Нынешний состав является товариществом музыкантов совершенно разных музыкальных пристрастий и традиций:
– Алексей Паперный (вокал, гитара) – является автором всех песен группы «Паперный ТАМ»; Алексей – автор, режиссер и сценарист множества уникальных спектаклей, поставленных за последние 7 лет в «Китайском Летчике»: «Гастарбайтеры», «Река», «Пустыня» и д.р. Также Паперный выступил в роли композитора, написав более 20 инструментальных треков к сериалу «Золотогй теленок».
– Юрий Костенко (кларнет и саксофон), – музыкант с классическим образованием (Российская Академия Музыки им. Гнесиных), самый «старый» участник группы, выступающий с Алексеем Паперным с 1989 года! На сегодняшний день Юрий один из самых востребованных клубный саксофонист. Выразительная игра, виртуозная импровизация и полное органичное слияние с DJ-сетом, делают его выступления эксклюзивной авторской работой.
– Владимир Гочуа (бас-гитара), – участник первой российской рэгги-группы «Джа Дивижн», а также лидер собственного коллектива «Середина неба». Пишет прекрасные стихи.
– Даниил «Ленц» Ленци (перкуссия), – бывший участник нескольких ска-банд: петербургской «Frog Legs» и московских «Каберне Денев» и «Пакава Ить». Выступает с карнавальным оркестром «La Comparsa Primera», группой «Los Barabanos». В последнее время является барабанщиком Петра Налича