Алексей мажуков биография личная жизнь
Одним из создателей уникальной песенной культуры Советского Союза был Алексей Сергеевич Мажуков — наш земляк. К сожалению, его имя не на слуху и мало кто в Чувашии знает об этом человеке.
Восстановим справедливость и расскажем о талантливом композиторе, который в 2016 году мог бы отпраздновать свой 80 летний юбилей.
Алексей Сергеевич Мажуков, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, родился в Чувашии, в городе Шумерля, 10 февраля 1936 года.
Его музыка известна многим: так, именно Мажуков был композитором художественного фильма «Любимая женщина механика Гаврилова» (который, к слову, принес Гурченко награду за лучшую женскую роль на МКФ в 1982 году), — а вот сам маэстро, к сожалению, остался крайне обделен вниманием в нашей республике. Для чистоты эксперимента мы провели небольшой опрос жителей Шумерли, в число респондентов вошли люди разного возраста (от 16 до 58 лет). Из числа опрошенных о Мажукове не знал никто.
Любопытный факт: во всех энциклопедиях, посвященных деятелям культуры и искусства, фамилия Алексея Сергеевича — «Мажуков», хотя на самом деле, как признавался впоследствии сам композитор, его настоящая фамилия «Мужиков». Ее он поменял еще в начале своего творческого пути, объясняя это тем, что при объявлении его выхода на сцену многие в зале начинали посмеиваться и шушукаться.
Алексей Мажуков выпускник Чебоксарского и Саратовского музыкального училищ. Учился в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, где начал увлекаться джазом и американской музыкой (из-за этого увлечения он был исключен из рядов студентов), окончил Московскую государственную консерваторию, куда смог поступить не сразу, вновь из-за проблем с Саратовской консерваторией. Скрыв свое отчисление, Мажуков смог поступить на первый курс, а впоследствии был переведен сразу на третий курс.
В период учебы Мажуков играл в небольших ансамблях, писал инструментовки для радио. Первую песню «Колыбельная» на стихи О. Гаджикасимова сочинил в 1964 году, одно время ее мелодия была музыкальной заставкой программы «Для тех, кто не спит» радиостанции «Юность». После консерватории работал дирижером, композитором-аранжировщиком в эстрадных оркестрах, в частности, в биг-бэнде Эдди Рознера. В 1972–1973 годах руководил оркестром «Советская песня».
Композитор Алексей Мажуков написал музыку для многих кинокартин и телефильмов: «Любимая женщина механика Гаврилова», «Летние гастроли», «Портрет с дождем», «Горький можжевельник», «Где ты, любовь?».
Его песни вошли в репертуар Аллы Пугачевой («Ты снишься мне», «Очень хорошо»), Муслима Mагомаева («В снегах потеряны тропинки»), Софии Ротару («Красная стрела», «А музыка звучит»), Анне Вески («Возьми меня с собой»), других исполнителей.
Но известен Алексей Мажуков не только песнями для эстрадных артистов. По сути, он является одним из самых ярких представителей так называемого easy listening в СССР — стиля поп-музыки, который характеризуется простыми, легкими и запоминающимися мелодиями, исполняемыми, как правило, под аккомпанемент эстрадного оркестра.
Вот что об этом говорит музыкант Михаил Груздев:
«С творчеством Алексея Мажукова почти не был знаком, а после выяснил, что некоторые известные мне песни и инструментальные композиции — его. Был приятно удивлен! Всеми любимая песня «Очень хорошо», на мой взгляд, одна из самых ярких в его творчестве! Характеризуя репертуар Мажукова, отмечу, что он в основном писал бархатные, лиричные и искренние песни о любви. Слушая его песни, вспоминаю обрывки советского прошлого. Композиции эти настолько гармоничны, что могу считать Мажукова одним из главных представителей советского Easy listening!».
Если бы композитор Алексей Мажуков написал всего только три песни: “Очень хорошо!”, “Ты снишься мне” для Аллы Пугачёвой, и “Красная стрела” для Софии Ротару, то он уже был бы достоин войти в золотой фонд российской музыки. Однако его творческая биография включает в себя встречи и работу со знаменитым Эдди Рознером, неповторимой Клавдией Шульженко, Геленой Великановой, Эдитой Пьехой, Иосифом Кобзоном и многими-многими другими. “Только до Утёсова не удалось добраться – он рано умер!” – шутит Мажуков.
Некоторыми историями Алексей Сергеевич поделился с нашим корреспондентом.
– Ходили слухи, что вас связывают какие-то родственные отношения с Эдди Рознером. Это правда?
– В пятидесятые годы джаз-оркестр Эдди Рознера был очень популярен. И однажды в минуту душевного расслабления он мне сказал: “Лёша, возьми фамилию Рознер! Я тебя усыновлю, будешь моим наследником!” Сыновей у него не было, дочь музыкой особо не интересовалась, и он очень переживал, что ему некому будет передать дело всей своей жизни – свой знаменитый оркестр. Мы посмеялись, но фамилию его взять я отказался – это было бы просто несправедливо перед моими родителями. Вот и вся история с “родственными связями”.
– Алексей Сергеевич, сейчас, за давностью лет, вы помните свою первую песню?
– Мою самую первую песню “Всё до поры” исполнила очень популярная в те годы певица Нина Бродская, которая сейчас живёт в Америке. А уже в 1976 году “Очень хорошо!” в исполнении Аллы Пугачёвой стала лауреатом фестиваля “Песня года”.
– Это было ваше первое сотрудничество с Пугачёвой?
– Нет, годом раньше в Болгарии, на конкурсе “Золотой Орфей” она наряду с “Арлекино” пела “Ты снишься мне”, тоже написанную мной. Причем, эта песня попала на конкурс совершенно случайно. Примерно за неделю до отъезда на “Орфей” Алла пришла ко мне вместе с Павлом Слободкиным, руководителем группы “Веселые ребята”, и попросила сделать аранжировки к конкурсным песням. Я спросил: “Чьи песни ты будешь петь?” Она отвечает: “Добрынина”. Я её упрекнул: “А что же тогда за аранжировками ко мне пришла? Вот к нему и иди!” Она заинтересовалась: “А у вас есть для меня что-то?” Я предложил “Ты снишься мне”, которая ей сразу понравилась, и она взяла её на конкурс.
– Как вы на Аллу вышли?
– Это она на меня вышла! Я тогда был известным человеком – гораздо известнее, чем она. Пугачёва мне сама позвонила, назначила встречу, приехала ко мне домой. Вот так мы познакомились, и судьбе было угодно, чтобы в её репертуаре появилось несколько моих песен. Потом она ещё спела романс и песенку “Весёлый ковбой” за кадром в музыкальном телевизионном спектакле “Когда-то в Калифорнии”. Но постепенно наши пути разошлись: после 1976-го она стала работать с Зацепиным, с Паулсом, потом сама стала “композитором Борисом Горбоносом”… И больше ни она, ни я не проявляли взаимного интереса.
– А вы встретились с Софией Ротару…
– С Ротару мы очень долго не могли подобраться друг к другу. Подтолкнул меня к этому питерский поэт Николай Зиновьев, который впоследствии написал для Аллы “Паромщика”. А тогда он только еще начинал этим заниматься. У меня была музыка, которая существовала уже года два . На неё пробовали написать текст несколько поэтов, в том числе и Илья Резник. (у него было название “Чистые пруды”). Показал я её и Зиновьеву. Сначала он написал что-то совершенно банальное про любовь, что уже сто раз было. Потом звонит и говорит: ” У меня есть образ – красные сады!” Я тоже это отверг. Наконец, родилась “Красная стрела”, что мне очень понравилось. Ведь поезда – это целая жизнь: любовь, встречи, разлуки… Зиновьев посоветовал предложить эту песню Ротару. София снималась в Останкино в какой-то передаче – я подошел к ней, она это восприняла очень интеллигентно и спокойно, только попросила подождать перерыва и поискать пока свободную студию, где я мог бы показать ей песню. Она пришла, я сел за рояль, сыграл – гробовое молчание. Меня даже холод пробрал – ну, всё, думаю, не понравилось! Вдруг она говорит: “Сыграй ещё!” Я сыграл второй раз, потом третий… В результате песню она взяла, мы назначили день записи. И тут она меня снова поразила своим отношением к работе. Ротару сделала четыре дубля: первый, прямо скажем, – неважно, второй немного лучше. Она начала нервничать: “Лёша, я не знаю, что делать! У меня не получается, мне всё это не нравится!” Я подсказал ей кое-какие штрихи, в результате третий раз спела она просто замечательно! Но всё равно не остановилась на этом и сама решила сделать ещё дубль. Ведь раньше артист не записывал песню по слову, по фразе до тех пор, пока все не будет звучать идеально. Песня в студии исполнялась сразу целиком, и ошибиться было нельзя. Несмотря на все волнения, Ротару эти четыре дубля записала меньше, чем за час.
– Это была единственная ваша работа с ней?
– Нет, у неё есть ещё одна моя песня “А музыка звучит”. Кстати, с “Красной стрелой” был связан один интересный эпизод, о котором мне уже позже рассказал сам Зиновьев. Как-то они сидели в ресторане ЦДРИ в компании, где была и Пугачева. Алла похвалила “Красную стрелу”, говорит: “Да, из последних песен это самая яркая. Но я бы спела её лучше!”
– Ну и отдали бы еще и Пугачевой! Ведь раньше было нормой, что одну и ту же известную песню исполняют сразу несколько артистов, учитывая то, что песни тогда исполнители у авторов не покупали…
– Да, действительно, некоторые авторы отдавали свои песни двум-трем исполнителям, чтобы она чаще звучала и чтобы они могли получить больше авторских от исполнения. Грешили этим многие. Но отдавать старались не кому-нибудь, а именно известным артистам – это гарантия того, что песня быстрее раскрутится и “пойдёт в народ”. Ведь Россия – огромная страна, и со всех городов и ресторанов набегала приличная сумма – не то что сейчас. Но ведь существует ещё и радио, где любой певец мог услышать новую песню, которая ему понравится, и взять её в свой репертуар. Но я считаю, что это просто неэтично и неприлично. Лично мне совесть никогда не позволяла “сталкивать” артистов между собой.
– В самом начале творческого пути таких артистов, как Пугачёва и Леонтьев, подвергали нещадной критике за то, что они “не так” одевались, “не теми” голосами пели… А лично вы как композитор не подвергались гонениям со стороны Союза композиторов за то, что сотрудничали с ними?
– Прямых выпадов не было. Зато косвенных – не счесть! Это как в детской игре, когда определённого игрока стараются всеми силами или вытолкнуть из круга или не пустить туда…
Его музыка звучит во многих кинофильмах, самая яркая работа Мажукова в кино – музыка к легендарному фильму «Любимая женщина механика Гаврилова»
Музыкальный проект «Имена на все времена» готовит к изданию книгу о советской эстраде, в которую войдет интервью Алексея Мажукова.
Благодарим Ивана Ильичева за предоставленные фрагменты этого интервью и за фотографии из личного архива композитора.
– Алексей Сергеевич, расскажите, какая земля родила такой талант?
– Родился я в Саратове, там же учился в музыкальном училище. Потом поступил в Саратовскую Консерваторию, начал увлекаться джазом, американской музыкой. Из-за этого меня исключили из Консерватории. В 1959г. я приехал поступать в Московскую Консерваторию, с первого раза меня не приняли, когда узнали, что я недоучился в Саратове. На следующий год я повторил попытку, скрыл факт отчисления из Саратовской Консерватории, меня приняли сначала на первый, а потом перевели на третий курс. После консерватории меня пригласили работать в оркестр Эдди Рознера, где я писал свои первые аранжировки.
–Правда ли, что у вас была другая фамилия, и вы ее поменяли?
-У меня была фамилия Мужиков. Когда поначалу выходил на сцену, меня объявляли этой фамилией и в зале многие смеялись. И я решил ее поменять на Мажуков.
-А помните свою первую песню, которая зазвучала по радио?
– Это была «Колыбельная». Ее пела сначала Раиса Неменова, а потом Зденка Вучкович из Югославии. После этого я подумал: почему мои сверстники давно пишут песни, перебегают мне дорогу, а я сижу на инструментовках? Тогда профессия аранжировщика не была в почете. Аранжировщиков, шутя, называли «неграми» – мол, за выполнение черной работы
Так началось мое песенное творчество… После Рознера у меня появился свой оркестр, потом я работал в оркестре радио, потом в «Росконцерте» дирижером. А первая песня, которая сделала меня известным, была «Все до поры». Ее записала модная в те годы певица Нина Бродская. Было время, когда из каждого окна звучало: «За что мне это горе дано судьбой? Не я с тобою в ссоре, а ты со мной…».
– Бродская записала целый цикл Ваших песен…
-Да, Нина много моего спела. И «Первую любовь», и «Напрасно ходишь». Мы всегда дружили, и, несмотря на то, что она уехала в Америку, мы до сих пор поддерживаем связь. Недавно она приезжала в Москву, позвонила, я приехал к ней в гости. Разговорились, а она говорит: «Вот, думала, приеду в Москву, меня здесь встретят журналисты, будет много встреч… А тут меня совсем забыли!». Я ее попытался утешить: «Нина, ну какие твои годы, у тебя же все впереди!». А она мне: «Когда нагнешься – сзади…»
– Одной из первых ваши песни спела Клавдия Шульженко. Вы помните ваше знакомство?
– С Клавдией нас познакомил поэт Миша Пляцковский. Он очень с ней дружил. Он позвонил мне и сказал: «Тобой заинтересовалась Шульженко». Я приехал к ней домой, показал песни, она попросила дать ей время на раздумье и через некоторое время она записала их на «Мелодии». Честно говоря, мне не очень нравилось, как поет Шульженко, но если она пела твою песню – это была честь. Она не очень хорошо со мной поступила, поменяв гармонию в песне «Зачем шумите, ивы», сделав свою интерпретацию. Словом, я остался недоволен ее записью, ее вариант показался мне хуже.
-А что за история с Павлом Аедоницким?
-О, это было очень давно. Тогда я написал песню для Бродской «Все до поры», песня уже звучала, а я не был членом Союза Композиторов и не состоял в авторском обществе. И даже не подозревал, что за эту песню мне положены деньги, причем немалые. Когда через год меня приняли в Союз Композиторов, я зарегистрировался в авторском обществе и стал получать свои законные гонорары. А однажды подходит ко мне Паша Аедоницкий и говорит: «Леша, ты меня извини, я ведь целый год, втайне от тебя, получал твои деньги в авторском обществе за песню «Все до поры».
LANALARINA
Эксперт + Журналистка + кулинар
878
21 подписчик
Спросить
15 марта 2019
Денис Мажуков потомственный музыкант. Его отец Алексей Мажуков — автор хитов советского времени, которые исполняли Алла Пугачева и Эдита Пьеха. Денис — известен не только в России, но и за ее пределами как гениальный автор и исполнитель музыки и песен в стиле рок-н-ролл, буги-вуги, регтайм, блюз.
Содержание статьи
- Биография
- Творчество
Музыка окружала Дениса с рождения. В шестилетнем возрасте он познакомился с редким для СССР направлением — госпел — церковными песнями афроамериканцев в США, и с буги-вуги. Тогда он понял, что это «его» музыка. и именно ей он хочет заниматься. Через несколько лет огромный вклад в его интерес к данной музыке внесла музыка группы «Битлз».
Но и разочарование он испытал в раннем возрасте. В 1983 году у мальчика появилась возможность выступить на телевидении. Он приготовил песню в стиле рок-н-ролл, но ее не пропустили. Американский стиль считался чуждым советским людям. А через год с лирической песенкой, тоже собственного сочинения, мальчика пропустили «на экран». потом были другие «правильные» песни, которые пользовались огромным успехом.
Это не изменило его взглядов. Он продолжал работать в любимых музыкальных направлениях.
Отец честно предупреждал сына. что с таким репертуаром в Союзе трудно добиться успеха, но Денис остался при своем мнении.
Было в его судьбе еще одно серьезное увлечение — спорт. В юности Денис занимался боевыми искусствами и даже стоял перед выбором: музыка или профессиональный спорт.
Любовь к рок-н-роллу пересилила. Мажуков поступил на эстрадно-джазовый факультет музыкального училища им. Гнесиных и успешно его закончил.
К этому времени западная музыка уже не была под запретом, и карьера молодого исполнителя складывалась успешно.Он выступал на крупнейших российских и мировых концертных площадках, записал девять альбомов, стал участником многих престижных фестивалей рок-н-ролла.
Был музыкантом в группе «Браво». Позднее стал основателем и лидером музыкального «Off Beat».
На проекте «Артист» в 2014 году Денис Мажуков произвел фурор. Аккомпанируя себе, он исполнил песню «Great Ball Of Fire» и набрал 91% баллов.
Мажуков не считает себя религиозным человеком, однако уверен, что его музыкальная судьба предопределена свыше. и по-другому он просто не мог бы жить.
Направление, в котором работает Денис Мажуков — рок-н-ролл эпохи пятидесятых годов. Также он исполняет композиции в стиле буги-вуги, ритм-энд-блюз. по мнению Дениса они помогают понять рок-н-ролл. при этом музыкант не увлекается ремейками, а исполняет музыку в духе времени, когда зародилось это музыкальное течение.
Денис работает в основном на английском языке, альбомы на русском появились в его творческом активе спустя долгое время после того, как он начал выступать. Сам музыкант объясняет это тем, что английский «родной» язык рок-н-ролла.
Талант Мажукина признал легендарный исполнитель музыкального течения Джерри Ли. Во время концертов американского исполнителя в Москве, на которых присутствовал российский музыкант, Льюис сказал, что Денис играет как он сам в молодости.
Сам Денис вспоминает и слова Чака Берри, который во время репетиции сказал: «Парень, я хочу, чтобы ты еще поиграл для меня! Я такого еще не слышал!»
Многие сегодня считают, что Мажуков играет в стиле Джерри Ли. Музыкант уверен, что это высокая оценка его творчества — работать в манере легендарного исполнителя крайне сложно. Но также он уверен, что внес много нового в рок-н-ролл.
Это подтверждает и то, что Мажуков — единственный музыкант не американец, приглашенный в качестве участника на международный фестиваль Summer Jamboree в Сенигаллии. Организаторы пошли на это в уверенности, что никто, кроме Дениса не способен столь талантливо раскрывать в музыке целую эпоху.
Как правило, музыканты выбирают одно направление и развиваются в нем, а Мажуков работает в разных жанрах, и в каждом очень талантливо.
По мнению знаменитого музыканта, своим успехом он обязан не только таланту, хотя без этого — никуда. Не менее важными он считает трудолюбие и упорство.
Источники:
- tvdrama.ru: все о мире телевидения//Шоу «Артист»: биография Дениса Мажукова
- Культурные события Израиля//Интервью с Денисом Мажуковым
- Культура//Денис Мажуков: “Перехожу на русский язык”.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Возьми меня с собой (А.Мажуков – М.Танич)
Зимний сад (А.Мажуков – О.Гаджикасимов)
Белоснежка (А.Мажуков – А.Пьянов)
Будь всегда смешлив и весел (Когда-то в Калифорнии, 1976)
Бывает (А.Мажуков – В.Харитонов)
Былое эхо (А. Мажуков – В. Харитонов)
В снегах потеряны тропинки
Верность женская моя (197?)
Весна пришла (А.Мажуков – Ю.Чубенко)
Ветер (А.Мажуков – М.Шапиро)
Ветер осенний (А.Мажуков – А.Гольцева)
Водопад (А.Мажуков – Л.Кретов)
Вспоминайте, люди (Песня-80; муз. Алексея Мажукова – ст. Владимира Харитонова)
Говори мне(А. Мажуков – Н. Шумаков)
Годы не стареют (муз. А. Мажуков, сл. М. Танич)
Гордая песня (А.Мажуков – А.Митников)
Девушки в защитных гимнастёрках
Десятиклассники (А.Мажуков – Н.Шумаков)
Для нас двоих (А.Мажуков – И.Шаферан)
Женщины (А.Мажуков – А.Дементьев)
Зачем давал ты обещание (А.Мажуков – Л.Шишко)
Здравствуй, радость (А.Мажуков – А.Поперечный)
“Ивушка неплакучая”. Муз. А.Мажукова, сл. А.Парпары.
Именем любви (муз. А. Мажуков, сл. А. Поперечный)
Имя твоё (муз.А Мажукова,сл.А Вершинина)
Какая ночь (муз. Алексея Мажукова – ст. Афанасия Афанасьевича Фета)
Кланяйтесь, пожалуйста (А. Мажуков – О. Гаджикасимов)
Когда-нибудь (муз. А. Мажуков, сл. И. Шаферан)
Мир на двоих (А.Мажуков – И.Резник)
Мы долго ждём любви (А.Мажуков – М.Танич)
На пристани (А.Мажуков – В.Кузнецов)
Нам рано жить воспоминаниями
Напрасно ходишь (А.Мажуков – В.Харитонов)