Александр роу биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июля 2020;
проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Роу.
Алекса́ндр Арту́рович Ро́у (1906—1973) — советский кинорежиссёр, автор 16 художественных фильмов (из них 14 фильмов-сказок) и 3 документальных. Народный артист РСФСР (1968). Член ВКП(б) с 1943 года.
Биография[править | править код]
Александр Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец (ныне — Ивановская область). По другим сведениям, он родился в Москве, но вскоре после рождения отец отправил его с матерью в Юрьевец в связи с началом Первой революции[1]. Его семья была состоятельной: его отцом был ирландец Артур Уильям Роу (Rowe) — инженер, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство и женился на гречанке Юлии Карагеоргий. В 1914 году Артур Роу вернулся на родину, оставив в России семью.
С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери — мальчик торговал мелкой кустарной галантереей. Он окончил семилетнюю школу и поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 года работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. В. Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой (окончил в 1934 году).
С 1930 года Александр Роу работал на киностудии «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом у Якова Протазанова на съёмках фильмов «Праздник святого Иоргена» (1930), «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936)[2], а также на картинах других режиссёров.
С 1937 года — режиссёр киностудии «Союздетфильм» (затем — ЦКДЮФ имени М. Горького). Первая самостоятельная режиссёрская работа — фильм-сказка «По щучьему веленью» (1938). Именно сказочное кино для всех возрастов стало основной темой его творчества.
Александр Роу поставил такие знаменитые вариации на тему русских народных сказок, как «Василиса Прекрасная» (1939), «Кащей Бессмертный» (1944), «Марья-искусница» (1959), «Морозко» (1964), в 1965 году фильм получил приз «Лев Сан-Марко» (Гран-при) на XXVI Венецианском кинофестивале[3][4]), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Золотые рога» (1972). Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы — «Конёк-Горбунок» (1941), «Майская ночь, или Утопленница» (1952), «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), современных литературных сказок — «Королевство кривых зеркал» (1963). Совместно с режиссёром-балетмейстером Ростиславом Захаровым Александр Роу поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок» (1960).
Кроме того, в 1949 году выступил режиссёром документального фильма «Артек» (приурочен к 25-летию лагеря) и стереофильма «День чудесных впечатлений»[5].
Умер 28 декабря 1973 года в Москве. За пять дней до смерти, лёжа в больнице, попросил организовать прощание с ним на студии, а в момент, когда его будут выносить, чтобы оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Его друг Лев Потёмкин организовал всё, как он просил[1]. Уже после смерти Александра Роу по написанному им с Потёмкиным сценарию Геннадий Васильев снял фильм «Финист — Ясный сокол» (1975).
Похоронен в Москве на Бабушкинском кладбище.
Семья[править | править код]
Александр Роу был женат на актрисе, народной артистке РСФСР (1951) Ирине Зарубиной. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна.
Фильмография[править | править код]
Год | Название | Примечание |
---|---|---|
1930 | Праздник святого Иоргена | Помощник режиссёра |
1933 | Марионетки | Ассистент режиссёра |
1936 | Бесприданница | Старший ассистент режиссёра |
О странностях любви | Ассистент режиссёра, актёр (ведущий концерта, нет в титрах) | |
1937 | Белеет парус одинокий | Ассистент режиссёра |
1938 | По щучьему веленью | Режиссёр |
1939 | Василиса Прекрасная | Режиссёр |
1941 | Конёк-Горбунок | Режиссёр |
Боевой киносборник № 7 | Режиссёр, новелла «Ровно в семь» | |
1945 | Кащей Бессмертный | Режиссёр, автор сценария |
1949 | Артек (документальный) | Режиссёр, автор сценария |
День чудесных впечатлений (стереофильм) | Режиссёр, автор сценария | |
1950 | Крым (документальный) | Режиссёр |
1952 | Майская ночь, или Утопленница | Режиссёр |
1954 | Тайна горного озера | Режиссёр |
1956 | Драгоценный подарок (стереофильм) | Режиссёр |
1958 | Новые похождения Кота в сапогах | Режиссёр |
1959 | Марья-искусница | Режиссёр |
1960 | Хрустальный башмачок | Режиссёр (совместно с Ростиславом Захаровым), автор сценария |
1961 | Вечера на хуторе близ Диканьки | Режиссёр, автор сценария |
1963 | Королевство кривых зеркал | Режиссёр |
1964 | Морозко | Режиссёр |
1968 | Огонь, вода и… медные трубы | Режиссёр |
1969 | Варвара-краса, длинная коса | Режиссёр, автор сценария |
1972 | Золотые рога | Режиссёр, автор сценария |
1975 | Финист — Ясный Сокол | Автор сценария |
Награды и звания[править | править код]
- народный артист РСФСР (1968)
- заслуженный деятель искусств РСФСР (1961)
- орден Октябрьской революции
- орден «Знак Почёта»
- медали
Память[править | править код]
- 2004 — документальный фильм телеканала «ТВ Центр» «Киносказочник. Александр Роу» (автор сценария Ольга Криницына, постановка Раду Крихан)
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Парамонова К. К. Александр Роу. — М.: Искусство, 1979. — 152 с. — (Мастера советского театра и кино).
- Коновалова С. А. Александр Роу. — «Издательство «Иваново», 2012. — 336 с. — 500 экз.
Ссылки[править | править код]
- Александр Роу (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Александр Роу на сайте Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области
- Надгробный памятник Александра Роу
- The Wexford roots of Russia’s fairy tale film-maker
Биография
Великий советский сказочник Александр Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.
Детство и юность
Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий.
Режиссер Александр Роу
В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся.
Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе. В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу.
Александр Роу в детстве
После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду.
Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова.
Александр Роу в молодости
По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Фильмы
Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя.
Кадр из фильма Александра Роу «По щучьему веленью»
Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди – актеры.
Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.
Змей Горыныч в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная»
Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами.
Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».
Александр Роу и Георгий Милляр на съемках фильма «Василиса Прекрасная»
Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки.
«Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер.
Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу.
Инна Чурикова в фильме Александра Роу «Морозко»
«Морозко» – несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.
Открыл для советского зрителя Роу и имя Алексея Катышева, который не относился к профессиональным актерам и работал на съемочной площадке. После смерти режиссера судьба молодого человека сложилась не совсем удачно.
Алексей Катышев в фильме Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса»
В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало.
Александр Роу на съемках фильма «Варвара-краса, длинная коса»
В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Им же создан стереофильм, идеей съемки которого вдохновился И.В. Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было.
Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, не смотря на зарубежные корни, считал себя русским.
Александр Роу на съемках фильма «Золотые рога»
Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница». Пожалуй, одним из немногих исключений стала экранизация повести Вахтанга Ананяна «На берегу Севана», действие в которой происходит в Армении.
Личная жизнь
Александр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться.
Елена Савицкая, первая жена Александра Роу
Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу – Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы не было.
Режиссер обожал путешествовать. Кроме того, что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в режиссера влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой.
Ирина Зарубина, вторая жена Александра Роу
Роу в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни.
Продолжал режиссер поездки и во время болезни. На беспокойство жены неизменно отвечал, что ради увиденного не жалко и умереть.
Смерть
На склоне жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист – Ясный Сокол». К сожалению, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. 28 декабря 1973 года по естественным причинам Александр Роу скончался в столице.
Могила Александр Роу
Уже после его смерти Геннадий Васильев на основании набросков Александра Артуровича поставил последнюю сказку волшебника кинематографа.
Фильмография
- 1938 – «По щучьему веленью»
- 1939 – «Василиса Прекрасная»
- 1941 – «Конёк-Горбунок»
- 1945 – «Кащей Бессмертный»
- 1952 – «Майская ночь, или Утопленница»
- 1954 – «Тайна горного озера»
- 1958 – «Новые похождения Кота в сапогах»
- 1959 – «Марья-искусница»
- 1960 – «Хрустальный башмачок»
- 1961 – «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- 1963 – «Королевство Кривых Зеркал»
- 1964 – «Морозко»
- 1968 – «Огонь, вода и медные трубы»
- 1969 – «Варвара-краса, длинная коса»
- 1972 – «Золотые рога»
- 1975 – «Финист — Ясный Сокол»
Александр Роу
Александр Артурович Роу. Родился 8 марта 1906 года в Юрьевеце (ныне Ивановская область) – умер 28 декабря 1973 года в Москве. Советский кинорежиссёр. Знаменитый создатель фильмов-сказок. Народный артист РСФСР (1968).
Александр Роу родился 8 марта 1906 года в городе Юрьевец Костромской губернии (ныне – Ивановская область).
Имел ирландские и греческие корни.
Отец – Артур Уильям Роу, инженер ирландского происхождения, который в 1905 году приехал по контракту в Россию налаживать мукомольное производство.
Мать – Юлия Карагеоргий, гречанка.
Родился в достаточно состоятельной семье.
В 1914 году его отец Артур Роу вернулся на родину, оставив в России семью.
С 10 лет Александру пришлось работать для поддержки больной матери – он торговал мелкой кустарной галантереей. Он окончил семилетнюю школу и поступил в промышленно-экономический техникум. С 1921 года работал в агиттеатре «Синяя блуза». Из техникума перевёлся в киношколу имени Б. В. Чайковского, которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М. Н. Ермоловой.
С 1930 года Александр Роу работал на киностудии «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом у Якова Протазанова на съёмках таких фильмов, как: «Праздник святого Иоргена» (1930), «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936), а также на картинах других режиссёров.
Александр Роу в молодости
В 1937 году стал режиссёром киностудии «Союздетфильм» (затем – ЦКДЮФ имени М. Горького). Первая самостоятельная режиссёрская работа – фильм-сказка «По щучьему веленью» по одноимённой пьесе Елизаветы Тараховской, в основу сюжета которой легли три русские народные сказки («По щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь») – который вышел на экраны в 1938 году. Именно сказочное кино для всех возрастов стало основной темой его творчества.
В 1939-м Роу снял фильм-сказку «Василиса Прекрасная», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги – Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном», где образ врага ассоциировался с фашизмом, а его рисунок приближался к фигурам ранней готики.
Постоянно совершенствовал техническую сторону работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актёры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» – всё. А на их недоумённые возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование». Но у него был свой постоянный набор актёров, среди которых он старался распределить основных персонажей. А Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.
Роу экранизировал, в основном, русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в весёлую сказочную феерию.
Далее Александр Роу поставил такие знаменитые вариации на тему русских народных сказок, как: «Марья-искусница» (1959), «Морозко» (1964), в 1965 году фильм получил приз «Лев Сан-Марко» (Гран-при) на XXVI Венецианском кинофестивале), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Золотые рога» (1972). Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы – «Конёк-Горбунок» (1941), «Майская ночь, или Утопленница» (1952), «Новые похождения Кота в сапогах» (1958), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), современных литературных сказок – «Королевство кривых зеркал» (1963).
Лучшим фильмом Александра Роу считается «Морозко». Он покорил зрителей многих стран и взял несколько престижных призов.
Кадры из фильмов-сказок Александра Роу
Совместно с Р. Захаровым Александр Роу в 1960 году поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок».
Член ВКП(б) с 1943 года.
В 1949 году выступил режиссёром документального фильма «Артек» (приурочен к 25-летию лагеря) и стереофильма «День чудесных впечатлений».
Умер 28 декабря 1973 года в Москве. За пять дней до смерти, лёжа в больнице, попросил организовать прощание с ним на студии, а в момент, когда его будут выносить, чтобы оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Его друг Лев Потёмкин организовал всё, как он просил.
Был похоронен в Москве на Бабушкинском кладбище.
После смерти Роу по написанному им с Потёмкиным сценарию, Геннадий Васильев снял фильм «Финист – Ясный сокол».
Личная жизнь Александра Роу:
Был дважды женат.
Первая жена – актриса Елена Фёдоровна Савицкая.
Вторая жена – Ирина Петровна Зарубина (1907-1976), советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.
Они познакомились на съемках фильма-сказки «Василиса Прекрасная», где Ирина Зарубина исполняла роль безобразной и злобной купеческой дочки Меланьи. Между ними начался роман. Предложение Ирине Александр Роу сделал сразу же после премьеры сказки. В 1939-м они поженились.
В 1940 году у них родилась дочь Татьяна.
Ирина Зарубина – жена Александра Роу
Режиссёрские работы Александра Роу:
1930 – Праздник святого Иоргена
1933 – Марионетки
1936 – Бесприданница
1936 – О странностях любви
1937 – Белеет парус одинокий
1938 – По щучьему веленью
1939 – Василиса Прекрасная
1941 – Конёк-Горбунок
1941 – Боевой киносборник № 7
1945 – Кащей Бессмертный
1949 – Артек
1949 – День чудесных впечатлений
1950 – Крым
1952 – Майская ночь, или Утопленница
1954 – Тайна горного озера
1956 – Драгоценный подарок
1958 – Новые похождения Кота в сапогах
1959 – Марья-искусница
1960 – Хрустальный башмачок
1961 – Вечера на хуторе близ Диканьки
1963 – Королевство кривых зеркал
1964 – Морозко
1968 – Огонь, вода и… медные трубы
1969 – Варвара-краса, длинная коса
1972 – Золотые рога
Сценарии Александра Роу:
1945 – Кащей Бессмертный Режиссёр
1949 – Артек
1949 – День чудесных впечатлений
1960 – Хрустальный башмачок Режиссёр
1961 – Вечера на хуторе близ Диканьки
1969 – Варвара-краса, длинная коса
1972 – Золотые рога
Награды и звания Александра Роу:
– Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1961);
– Народный артист РСФСР (13.03.1968);
– орден Октябрьской революции;
– орден «Знак Почёта»;
1961 – МКФ в Ванкувере (Почётный диплом, фильм «Хрустальный башмачок»);
1965 – МКФ в Венеции (Гран-при «Золотой Лев Святого Марка», фильм «Морозко»);
1966 – II-й ВКФ (Приз за лучший фильм по разделу детских фильмов, фильм «Морозко») (Киев);
1966 – МКФ фильмов для детей в Тегеране (Серебряная медаль, фильм «Морозко»);
1966 – МКФ-кинообозрение «Капитолийский Юпитер» в Риме (Приз «Капитолийский Юпитер», фильм «Морозко»);
1981 – МКФ детского фильма в Кито (Золотая медаль (посмертно), фильм «Конёк-Горбунок»).
последнее обновление информации: 15.05.2020