Александр каневский биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июля 2020; проверки требуют 3 правки.
Александр Семёнович Каневский (род. 29 мая 1933, Киев) — русский прозаик, поэт и драматург, киносценарист. С 1991 года живёт в Израиле.
Несколько лет издавал в Тель-Авиве юмористический журнал «Балаган», весёлый детский журнал «Балагаша» и сатирическую газету «Неправда».
Биография[править | править код]
Родной брат актёра театра и кино Леонида Каневского. Окончил школу с золотой медалью, но в Киевский университет не был принят. Окончил Киевский автомобильно-дорожный институт, после чего был распределён в город Кзыл-Орда (Казахская ССР), где написал свою первую пьесу. После возвращения в Киев писал программы для популярных артистов эстрады Юрия Тимошенко и Ефима Березина (участники популярного комического дуэта Тарапунька и Штепсель), сценарии для мультфильмов, пьесы и киносценарии. Печатался в московских газетах и журналах, таких как «Литературная газета», «Советская культура», «Правда», «Неделя», «Собеседник», «Огонёк», «Крокодил», «Юность». В 1980 году переехал в Москву. Был одним из авторов популярной юмористической телепередачи «Кабачок „13 стульев“», участником не менее популярной юмористической телепередачи «Вокруг смеха», создал и руководил театром «Гротеск».
Эмигрировал в Израиль (1991), где поселился в Тель-Авиве. В иммиграции продолжил писать. Издавал юмористические журналы «Балаган» и «Балагаша» для детей, а также сатирическую газету «Неправда». С 2005 по 2009 годы был художественным руководителем театра комедии «Какаду».
Написал более двадцати повестей и сборников рассказов, пьес и репортажей, изданных общим тиражом более миллиона экземпляров.
Был членом Профессиональных комитетов драматургов Киева и Москвы, а также Союза кинематографистов СССР и Союза театральных деятелей. Член Союзов русскоязычных писателей Израиля (входит в правление)[2] и Северной Америки[3], Союза кинематографистов России, Международного ПЕН-клуба,[4] Международной академии науки, образования и культуры (США), почётный член Международного союза литераторов и журналистов «APIA» (Лондон).[5]
Лауреат Международного конкурса «Алеко», Международного Московского кинофестиваля, премии им. Юрия Нагибина (2009), премии Федерации союзов писателей Израиля (за роман «Смейся, Паяц!»), премии конкурса «Человек года» в Лондоне (2010), Золотой медали Франца Кафки (2011). Профессор Пенинсульского университета Кремниевой Долины (2013).
Сочинения[править | править код]
Пьесы[править | править код]
- Семь Робинзонов (Вперёд назад).
- Возьмите шпагу (Три полотёра).
- Великий обманщик (Лёка любит Люку).
- Май нейм из Маня (инсценировка повести «Теза с нашего двора»).
- Проглотить удава (в соавторстве с Робертом Виккерсом).
- Два старых муравья.
- Сеанс одновременной любви.
- Курортная история.
- Лягушка-путешественница.
- Сказка о Бой-Бое — герое и Бай-Бае — лентяе.
- Сеанс одновременной любви.
Книги[править | править код]
- Перша дитина — сборник рассказов и миниатюр (на украинском языке)[6]
- Бережіть жінок — сборник рассказов (на украинском языке)
- А что у вас? — сборник миниатюр (в соавторастве с Робертом Виккерсом)
- В шутку и всерьёз — сборник рассказов, 1974 г.
- Как стать любимым — репертуарный сборник,1975 г.(в соавторстве с Робертом Виккерсом)
- Случайная встреча — сборник рассказов, 1979 г. (А.Каневский, Л.Наумов)
- Принципиальный разговор — сборник рассказов, 1980 г. (на украинском языке)
- Давайте краснеть — сатирический сборник
- Чудаки — сборник рассказов[7]
- Алло, я вас вижу! — сборник рассказов[7]
- Города и люди — полное собрание впечатлений, 1990 г.[7]
- Моё открытие Израиля — сборник рассказов[7]
- Шестеро в одной машине, не считая седьмого — сборник эксцентрических рассказов[7]
- Теза с нашего двора (повесть) — о русскоязычной алие (часть I — «Май нейм из Маня», часть II — «Как пройти на Голгофу»)[8][9]
- Смейся, Паяц (роман) — Москва, издательство «Зебра Е», 2006 г.
- Идущие на смех — сборник рассказов, притч и иронических стихов. Издательство «Феникс», Ростов.2010 г.
- Кровавая Мэри — детектив с юмором, грустью и чуть-чуть с фантастикой. Издательство АСТ, Москва,2010 г.[6]
- Мои эстрадости — Сборник монологов, притчей, сценок, интермедий, коротких пьес и эстрадных обозрений, Москва 2011 г. ISBM 978-5-9056
- Проклятия по контракту — детектив, с юмором и грустью, и чуть-чуть с эксцентрикой. Главные герои из детектива «Кровавая Мэри». Издательский дом «Бейт Нелли», Тель-Авив, 2012 г.
- Полное собрание впечатлений — сборник впечатлений, встреч и улыбок. Издательство «Зебра Е», Москва, 2013 г.
- Два старых муравья — повесть-водевиль. Издательство «Зебра Е», Москва, 2015 г.
- Елена прекрасная — трагикомический детектив. Издательство Лимбус Пресс, Санкт Петербург, 2016 г.
- Человек с того смеха — избранное. Издательство «Зебра Е», Москва, 2016 г.
- Два шага до аншлага — комедии, драмы, фарсы, водевили. Издательство «Зебра Е», Москва, 2017 г.
- Весёлый винегрет — сборник коротких рассказов, фельетонов и афоризмов. Издательский дом «Beit Nelly Media», Тель-Авив, Израиль, 2017 г.
- Кина не будет — сценарии кино и телефильмов, сатирических мультфильмов и сюжетов киножурнала «Фитиль». Издательство «ЭКСМО», Москва, 2019 г.
Фильмография[править | править код]
- 1963 — Сорок минут до рассвета
- 1976 — От и до
- 1979 — Киевский встречи
- Смехонические приключения Тарапуньки и Штепселя (этот сценарий и три предыдущих — в соавторстве с Робертом Виккерсом)
- Чудаки (13-серийный телесериал, ЧССР)
Мультфильмы:
- 1961 Окна сатиры
- 1964 Мишка+Машка
- 1967 Колумб причаливает к берегу
- 1975 Калейдоскоп-70. Жертва стандарта
- 1975 Верните Рекса
- 1979 Лень
- 1979 Рокировка
- 1983 Посылка из Бомбея
- 1990 Про Ивана Кузмича.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Александра Каневского
- Каневский Арон на сайте animator.ru
- https://life.trend.az/interview/1467910.html
- https://www.lechaim.ru/ARHIV/173/lkl.htm
- https://www.bulvar.com.ua/arch/2004/478-51/41c98d0eb9d9f/
- https://www.zebrae.org/-show=items&author_id=172.htm (недоступная ссылка)
Биография
Произведения Александра Каневского уже более полувека радуют русскоязычных читателей. При кажущейся простоте слога и незамысловатости сюжетов, рассказы и повести литератора заставляют плакать от смеха и смеяться сквозь слезы.
Детство и юность
Будущий писатель появился на свет поздней весной 1933 года в Киеве, в который через год после рождения Александра перенесли столицу Украины. Через 6 лет в семье родился еще один сын — Леонид Каневский, в 1984 году удостоенный звания заслуженного артиста РСФСР. Сейчас он известен на постсоветском пространстве в качестве ведущего документального цикла «Следствие вели…» на канале НТВ. Судя по фото, братья очень похожи, но у Александра Семеновича нет таких пышных усов, как у младшего родственника.
Александр Каневский в детстве
Дед Саши и Лени по отцовской линии служил главным садовником в имении графа Давыдова в Каменке на Черкащине (регионе Украины, сейчас называющемся Черкасская область). Отец братьев работал технологом-пищевиком и впоследствии дослужился до должности заместителя директора завода, перерабатывающего фрукты.
Однако у Александра и Леонида в изобилии имеются творческие гены. Кузен отца Анатолий был известным в Киеве актером, а мать Саши и Лени на момент знакомства с Семеном Каневским училась в консерватории по классу фортепиано. В романе «Смейся, Паяц» Александр Семенович рассказывает биографию женщины, ради любви отказавшейся от карьеры пианистки.
По сравнению с соседями по коммунальной квартире Каневские жили богато — у семьи были 2 комнаты и собственный крохотный туалет. Индивидуальный унитаз малолетний Саша воспел в первых стихах.
Впрочем, поводом для вдохновения юного поэта становились все перипетии коммунального быта — будь то похищение кошкой соседской котлеты или поиск галош. Семен Каневский быстро понял, что из старшего сына, «проглатывавшего» по 3 книги в день, технаря не выйдет, и надежды на продолжение династии пищевиков связывал с Леонидом, в детстве любившим плотно перекусить.
Семья жила весело и открыто, устраивала шумные пирушки, на которые уходила почти вся зарплата отца. К Семену часто приезжали друзья с Кавказа, где он работал в молодости. Веселье Саша Каневский распространял и на школы, в которых учился, — подросток любил разыгрывать одноклассников и преподавателей. Тем не менее в дополнение к аттестату зрелости Александр получил золотую медаль.
Однако ни награда за отличную учебу, ни рекомендации от 2 газет, в которых публиковался юноша, не помогли Каневскому поступить на журфак Киевского университета. В СССР в 1950 году боролись с «безродными космополитами», и в украинской столице процветал антисемитизм.
Когда документы Александра не приняли ни на филологическом, ни на юридическом факультете, парень при поддержке друга пошел за объяснениями к проректору. Диалог завершился скандалом. Каневский швырнул в университетского начальника мраморную пепельницу. Товарищ успел перехватить Сашину руку, и предмет только оцарапал ухо проректора, что спасло строптивого абитуриента от тюрьмы.
Александр Каневский в молодости
Тем временем мать отнесла документы Александра в автодорожный институт, и Каневский стал учиться на дорожно-строительном факультете. Все годы в институте Саша редактировал стенгазету «Оса», а при распределении попросил комиссию послать его в город с двойным названием. Вузовские начальники отправили выпускника в казахстанскую Кзыл-Орду, с 1997 года называющуюся Кызылорда.
В Казахстане антисемитизма не было. Каневский осел в Алма-Ате, где не только спроектировал мост, но и стал автором эстрадного представления «Алма-атинские яблочки». Когда Александр написал для казахского ЦК ВЛКСМ ревю «Мы с целины», инженера-автодорожника освободили от отработки по распределению, и начинающий писатель вернулся в Киев.
Личная жизнь
С будущей женой Александр познакомился на вечеринке у друзей. Каневский 3 года ухаживал за Майей, но сделать предложение решился только тогда, когда девушка собралась выходить замуж за его приятеля Анатолия.
Александр Каневский и его жена Майя / Официальный сайт
Супруга стала для писателя музой и лучшим другом, подарила Александру Семеновичу двух детей — сына Михаила и дочь Марию. Литератор овдовел через 10 лет после репатриации в Израиль.
Творчество
Первые произведения Каневский писал для эстрады. Театры жили на средства, выделяемые министерством культуры, и в них свирепствовала цензура. Эстрада существовала с продаж билетов и напрямую зависела от посещаемости. Идеологический контроль там был слабее. Еще одной нишей для творчества были произведения для детей.
Соавтором Каневского стал Роберт Виккерс. В начале 60-х годов к творческому тандему обратились за текстами Ефим Березин («Штепсель») и Юрий Тимошенко («Тарапунька»), входившие наряду с Аркадием Райкиным и супружеским дуэтом Марии Мироновой и Александром Менакером в элиту советской эстрады. На дочери Березина Анне Ефимовне в 1975 году женился младший брат Леонид Каневский.
Александр и Роберт, кроме эстрадных реприз и детских пьес, вместе написали сценарий к фильму 1963 года «Сорок минут до рассвета». Однако начинающих киносценаристов министерство обороны раскритиковало, а к картине приклеился ярлык «еврейский пацифизм». В дальнейшей фильмографии Александра Семеновича преобладают мультфильмы.
Леонид Каневский и Александр Каневский
Каневский публиковался в «Литературной газете», «Крокодиле» и «Неделе», создавал сценарии самых популярных советских юмористических телепередач: «Вокруг смеха» и «Кабачок “13 стульев”». С падением железного занавеса Александр Семенович репатриировался в Израиль, где создал журналы «Балаган» и «Балагаша». С 2005 по 2009 год юморист руководил тель-авивским театром комедии «Какаду».
Александр Каневский сейчас
В мае 2019 года рассказ Каневского «Я и моя стая» прозвучал в финале Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», состоявшемся в «Артеке». Произведение русского израильтянина выбрал для выступления школьник из Республики Коми Георгий Антонов. В 2019 году российское издательство «Эксмо» выпустило сборник сценариев Каневского «Кина не будет».
В марте 2020 года Александр Семенович дал интервью порталу Pravda.ru, в котором рассказал о завершении новой повести «…а бес в ребро!» и намерении приехать в Москву с презентацией книги. Визиту писателя в Российскую столицу помешала пандемия коронавирусной инфекции, а произведение сейчас можно прочитать в электронном виде.
Повесть Каневского рассказывает о любви израильтян, у которых есть не только дети, но и внуки. Однако возраст не мешает романтическим переменам в личной жизни героев. Познакомились Марк и Светлана в самом неромантичном месте — у входа в общественный туалет. Мужчина был с внучкой Идочкой, женщина — с внуком Додиком. Марк и Светлана помогли малышам посетить туалеты, соответствующие их гендеру, а затем обменялись номерами телефонов.
По совету друзей брат Леонида Каневского расширил повесть воспоминаниями о репатриации и размышлениями о жизни на Ближнем Востоке. В итоге главным героем произведения стал Израиль.
Библиография
- 1974 — «В шутку и всерьёз»
- 1975 — «Как стать любимым»
- 1979 — «Случайная встреча»
- 1980 — «Принципиальный разговор»
- 1990 — «Города и люди»
- 2006 — «Смейся, Паяц»
- 2010 — «Идущие на смех»
- 2010 — «Кровавая Мэри»
- 2011 — «Мои эстрадости»
- 2012 — «Проклятия по контракту»
- 2013 — «Полное собрание впечатлений»
- 2015 — «Два старых муравья»
- 2016 — «Елена прекрасная»
- 2016 — «Человек с того смеха»
- 2017 — «Два шага до аншлага»
- 2017 — «Весёлый винегрет»
- 2019 — «Кина не будет»
- 2020 — «…а бес в ребро!»
Вы здесь: Главная / ЛИЧНОСТИ / Борис Кунин. «Александр Каневский: о жизни, о себе, о брате»
Борис Кунин. «Александр Каневский: о жизни, о себе, о брате»
25.07.2013
/
Редакция
Краткая биографическая справка
Каневский Александр Семенович, родился 29 мая 1933 года в Киеве. После окончания школы с золотой медалью хотел учиться в Киевском университете, но пришлось окончить Автодорожный институт: в университет не приняли. Когда в комиссии по распределению узнали, что новоиспеченному специалисту-автодорожнику нравятся города с двойным названием: Монте-Карло, Буэнос-Айрес, Баден-Баден, то отправили … в Кзыл-Орду. Где он и построил своих два моста: первый и последний, а также написал первую пьесу.
После возвращения в Киев писал интермедии и эстрадные обозрения для популярных в 50-е – 70-е годы Тарапуньки и Штепселя, сценки и миниатюра для «Кабачка 13 стульев», сочинял короткометражки для киножурнала «Фитиль», сценарии мультфильмов, телефильмов и кинокомедий.
Многие годы большую часть жизни проводил в экспрессе «Киев-Москва», пока не переехал в 1980 году жить в Белокаменную. А в 1991-ом реализовал-таки юношескую мечту о городах с двойным названием: с тех пор живет в Тель-Авиве.
— Александр Семенович, вы с братом родились в мае, как, впрочем, и ваш покорный слуга. В детстве бабушка мне часто говорила: «Ах, внучек! Коль родился в мае, так и будешь всю жизнь маяться». Вы с ней согласны?
— Ни в коем случае: май – это весна, солнце, пробуждение, надежды. И, в общем, май нас обоих не подвел. А то, что у каждого из нас в жизни были сложности, май не виноват. Наоборот, может, именно благодаря майскому наполнению, мы с ними справлялись.
— А как вообще вы относитесь к знакам Зодиака и гороскопам? Я не о «копеечных» в рекламных газетенках и на интернет-сайтах. Я – о глубинной сути…
— Я стал внимательней относиться к гороскопам, когда в одном из них вычитал, что Близнецы чаще всего – это писатели и журналисты… Но, совсем зауважал, когда еще в одном гороскопе увидел: «Близнецы-писатели часто работают с соавторами» — я ведь начинал свою литературную деятельность с Робертом Виккерсом, и наше содружество продолжалось почти десять лет… Для меня гороскоп, как лоток золотоискателя: в мутной жиже есть золотые крупинки.
— Чего было больше в жизни: судьба вела вас или вы ее?
— Мы с ней поддерживали друг друга: судьба часто преподносила мне сюрпризы, сводя с замечательными людьми, которые украсили мою жизнь, а когда она давала мне подножку, у меня хватало сил оставаться на ногах. Я не жалуюсь на свою судьбу: она или поощряла в радости или закаляла в трудностях
— Во все времена был популярен вопрос: «Если бы начать жизнь сначала…». Вы пошли бы тем же путем?
— Вне всякого сомнения. Даже, если бы все повторилось заново: и то, что меня не приняли с золотой медалью в Киевский университет; и то, что мне пришлось оканчивать нелюбимый технический ВУЗ; и то, что рассыпали наборы моих книг, запрещали спектакли, поставленные по моим пьесам, изъяли из проката фильм, отснятый по моему сценарию… Не смотря на все это, я не мыслю себе другого занятия в этой жизни, надеюсь, что и в следующей тоже останусь писателем.
— По жизни вам доводилось встречаться с очень многими людьми. Готовы ли вы подписаться под строчками Игоря Губермана: «… Хороших людей большинство, но плохие нам чаще встречаются»?
— Под первой половиной фразы подписываюсь: «Хороших людей большинство…». Плохих тоже предостаточно, но моя память от них избавлялась, а хороших я помню, поэтому, мне кажется, в моей жизни их было намного больше.
— А дружбу или общение с кем вы можете назвать подарком судьбы?
— Главные подарки судьбы – это мои мама и папа, которые верили в меня и поддерживали в самых авантюрных начинаниях, и это мой брат Леонид, с которым мы шли и идем по жизни рядом, ни разу не поссорившись (кандидаты в книгу рекордов Гиннеса!)… Я могу назвать много имен людей, которые повлияли на мою жизнь, на мой характер, на мое виденье мира.
В первую очередь, это моя покойная жена Майя, сотканная из любви, доброты и сострадания, посланная мне Богом, чтоб научить меня поднимать глаза к небу.
Это режиссер Леонид Варпаховский, ученый секретарь Мейерхольда, отсидевший семнадцать лет в сталинских лагерях, но сохранивший оптимизм, жажду творчества и мальчишеское озорство.
Это Григорий Горин, уникальный писатель, добрый, ироничный и заразительно мудрый.
Это артисты Юрий Тимошенко и Ефим Березин (знаменитые Тарапунька и Штепсель). Дружба с ними показала мне оборотную сторону популярности, тяжелую, трудоемкую, потную… Слава не вскружила им голову – они с честью прошли самое тяжелое испытание: «медными трубами», не «бронзовели», не взбирались на пьедесталы, а оставались «земными», верными и отзывчивыми…
В моей жизни было еще много личностей, за встречу с которыми я благодарен судьбе. Объём интервью не позволяет мне перечислить всех. Но я отдал им дань благодарности в своём автобиографическом романе «Смейся, паяц!» — это и Зиновий Гердт, и Юрий Никулин, и Михаил Жванецкий, и Аркадий Арканов, и Яков Сегель, и Леонид Филатов, и Аркадий Хайт… Пользуюсь случаем и еще раз кланяюсь судьбе за то, что она приводила их в мою жизнь.
— Кстати, о вашем младшем брате. Вы долгое время были, как говорится, широко известны в узких кругах. Никогда, хотя бы в глубине души, не завидовали всесоюзной популярности «майора Томина»?
— Когда-то в Москве, в одном из телеинтервью, мне задали вопрос: знаете ли вы свое самое большое достоинство и самый большой порок. Я ответил, что главное мое достоинство – то, что Бог лишил меня чувства зависти. Я искренне радуюсь успехам моих коллег и они, зная это, требуют, чтоб я непременно присутствовал на премьерах, мол, от тебя исходит доброжелательство. Из этого должно быть понятно, как я радовался и радуюсь успехам брата!.. И вообще, я считаю, что зависть рождается от чувства неполноценности, несостоятельности, а я всегда был уверен в себе, даже до того, как пришла писательская популярность.
— Тогда уж ответьте и на второй вопрос: ваш самый большой порок?
— Этот порок всегда проявлялся при встречах с красивыми женщинами. Но, к сожалению, с каждым годом он становится все меньше и меньше.
— У меня есть брат, который старше на семь лет. Но в наиболее острых жизненных ситуациях старшим приходилось быть мне. Брать ответственность на себя. У вас такого не случалось?
— Случалось. Даже слишком часто. Даже, когда не надо. Но я не могу с этим бороться – лидерские качества проявлялись уже с детского садика: я там постоянно был Чапаевым и всех вел в атаку.
— То есть, брату всегда было с кого брать пример?
— Он в этом не очень нуждался: главное черта его характера, целеустремленность, была в нем заложена с детства. И отсутствие зависти – тоже. А умение дружить перешло ко мне и к нему от папы и мамы: в доме каждый вечер были гости, киевляне, москвичи… Грузины, абхазы, армяне… Шумные застолья, остроумные тосты, веселые песни… Когда сейчас нас спрашивают: вы не устаете от гостей? Мы отвечаем: у нас очень загульные гены.
— А о выборе профессии никогда не доводилось жалеть? Хотя бы в глубине души.
— На этот вопрос я уже ответил выше: надеюсь и в следующей жизни остаться писателем.
— То есть, вы тоже верите в то, что мы не однажды приходим в этот мир?
— Убежден!.. Встречал незнакомых людей с чувством, что когда-то с ними уже общался, и они ко мне бросались, как к родному. А однажды, в течение месяца, каждую ночь мне снилась одна и та же женщина, которая все время меня звала. Мне объяснили, что это женщина из прошлой жизни, что, очевидно, мы были очень близки, но я раньше ушел, вот она и тоскует… Почитайте профессора Моуди «Жизнь до жизни» и «Жизнь после жизни» — я ему верю. И потому, что он убедителен, и потому, что очень хочется в это верить!
— Мы все родом из СССР, но в документах, выданных после 1991 года, в графе «место рождения» написано «Беларусь», «Украина», «Российская Федерация»… Почему так целенаправленно пытаются стереть эту страну из человеческой памяти?
— Мне кажется, дело не в том, что хотят стереть память об СССР – просто это реакция на прессинг, который давил на всех и каждого. Когда Союз рухнул, все стремительно рванулись в независимость, республики, области, города… Даже шнурки потребовали отделения от туфель.
— Пусть и шнурки, и туфли… Но мы-то родились в СССР! Почему нельзя это писать во всех анкетах и документах?
— Повторяю: это реакция на диктатуру империи. Думаю, пройдут годы, наше время станет историей, и многие начнут хвастаться своими истоками: мол, мы – выходцы из СССР, там жили наши прадеды.
— Рубеж второго и третьего тысячелетий ознаменовался массовым исходом людей из стран, где они родились. Чего в этом больше: просто желания жить сытнее или начала превращения некогда отдельных народов в единое Человечество?
— Причин этого массового Исхода было много: и избавится от социдиотизма, и повидать иную жизнь, и удрать от антисемитов, и открыть нормальное будущее детям, да и желание пожить сытно тоже манило. Я., например, уехал, потому что потерял перспективу. Я не могу жить без «завтра», я всегда строил планы на годы вперед, а тут вдруг исчезло будущее. Мы ехали не за колбасой, – я, сын и дочь оставили в Москве три квартиры, гараж, мебель, картины, одежду – ехали без багажа, по два чемодана на семью и три собаки. Очень тяжело было вырвать себя с корнем из своей привычной жизни, но… «Сегодня» разбилось вдребезги, а «Завтра» не было.
— А, может, надо было потерпеть и все бы постепенно наладилось?
— Может быть. Но я никогда не сожалею о содеянном: я полюбил Тель-Авив, не разлюбив Москву и Киев.
— Израиль – красивейшая страна! Действительно – Святая Земля! Мне даже там как-то лучше дышалось… А не хочется иногда опять пройтись по Крещатику, заглянуть на Бессарабку?
— Очень хочется и, минимум, раз в году я себе это позволяю: прилетаю в Киев, брожу по Крещатику, отполированному моими сандалиями, по Первомайскому парку, где в темных аллеях я целовался с девушками, встречаюсь с друзьями, которых, к великой грусти, остаётся все меньше и меньше: часть расплескало по разным странам, часть ушла из жизни – с каждым разом я вычеркиваю все больше номеров телефонов из записной книжки.
Постоянно бываю и в Москве – там ежегодно проходят мои творческие вечера и презентации новых книг. Даю кучу интервью, в газетах, на радио, на телевидении. Вот и в этом году меня пригласили прилететь в сентябре на Международную книжную ярмарку, где будут представлены две мои новые книги: «Полное собрание впечатлений» и «Детективные истории». Презентация их состоится в «Культурном центре Виторгана», замечательном, уютном и теплом доме, который создали Эммануил и Ирина Виторганы. И надеюсь, что как всегда, поддержать меня придут мои друзья и коллеги: Аркадий Арканов, Владимир Вишневский, Клара Новикова, Борис Грачевский, Леонид Якубович, Андрей Дементьев, Юлий Гусман, Александр Журбин, Григорий Гладков… К великой моей радости ржавчина расстояния не разъела нашу дружбу
— И, конечно, как всегда, вести этот вечер будет ваш брат Леонид?
— А куда он денется? Для этого я его растил и лелеял.
— Большинство моих коллег-журналистов обычно описывают людей известных, как неких небожителей. Живущих и действующих совершенно по другим законам и правилам. Но ведь и у вас дома есть любимые тапочки. Вдали от любопытных глаз вы тоже, хотя бы иногда, завариваете чай из пакетиков, готовите на скорую руку яичницу… Есть любимые книги и фильмы, артисты и писатели. А еще дети или внуки иногда расстраивают. Вот обо всем этом, если можно, максимально искренне.
— Отвечаю по пунктам:
Есть любимые тапочки, уже протертые, лоснящиеся, но я их не меняю на кучу новых, которые мне покупают близкие, травмированные дырками на моих тапках. Я ведь Близнец, я привыкаю к мебели, к одежде, любимые рубахи ношу, пока они на мне не истлеют. Вы ведь тоже Близнец, вы меня понимаете. Самое страшное потрясение в моей жизни – это ремонт, когда надо сдвигать мебель с привычных мест. Не говорю уже про переезд в другую квартиру – это глобальная катастрофа!..
Яичницу умею поджарить, даже с сыром и помидорами. Но меня к плите не подпускают, спасая квартиру от пожара: могу заговориться по телефону, и яичница взрывается и выстреливает в потолок помидорами.
Как вы понимаете, самый любимый артист – это мой брат Леонид. О Гердте, Никулине, Филатове я написал выше. Обожал Ролана Быкова – он фонтанировал талантом.
Из писателей мне очень близки Ильф и Петров, Бабель, Жванецкий, Генри и Карел Чапек. Из классиков – Гоголь, Чехов, Булгаков. Люблю Хулио Кортасара, Эдмона Ростана, Фридриха Дюрренматта. Это уже одновременно ответ на вопрос о любимых книгах (и пьесах).
Дети умные, одаренные, состоялись – казалось бы, нет поводов для беспокойства, но я их нахожу и занимаюсь самым глупым, бесперспективным и неблагодарным делом: даю советы. Дети, призвав всю свою выдержку, выслушивают и поступают по-своему, то есть, наоборот.
Внуки замечательные, они меня радуют, веселят и… дают мне советы. Я к ним прислушиваюсь – это же их век, их нравы, их приоритеты, а я – человек из прошлого тысячелетия, сентиментальный, как вор в законе, надо учиться их прагматичному мышлению и электронно-компьютерным отношениям. Учусь, сижу у айпада до упада.
Вообще, в семье сейчас со мной ведут себя осторожно, как со старинным сервантом, набитым хрустальными рюмками, бокалами, фужерами: лучше не трогать – может что-нибудь разбиться. Вспоминаю Михаила Светлова:
Вижу я, меня уже почетом,
Как селедку луком окружают…
— А никто из детей или внуков не пошел по стопам отцов и дедушек? Или есть еще писатели и актеры?
— Моя дочь Маша училась в Щукинском училище, но актрисой быть не захотела и ушла за год до окончания. «Почему?! – застонал я. – Ведь у тебя же пятерки!». И она ответила: «Актерство – это болезнь, а я – здоровый человек. Мои пятерки от ума, а не от души». И стала заниматься тем, что полюбила с детства: собаками и лошадьми.
Сын Михаил стоял на распутье: поэзия или медицина – он пишет замечательные стихи, многие из них стали песнями, их исполняли на эстрадах, по радио… Победила медицина, он стал врачом-психиатром, но продолжает писать стихи и напевает их под гитару. На его дне рождения я ему прочитал шуточное поздравление, которое заканчивалось такими строчками: «Ты у нас поэто-психиатр, а еще точней – психопоэт».
Внуков трое. Старшая Полина – художница, очень оригинальная и самобытная, половина моих книг ею проиллюстрированы, нравятся и мне, и издательству, и читателям. Средняя внучка Шурочка активно увлекалась лошадьми, но потом сделала зигзаг и занялась медицинским туризмом. Внук Миша окончил ВГИК и уже много и активно снимает фильмы… А моя племянница, Лёнина дочь Наташа – художница по костюмам, была главным художником русского телеканала «Израиль плюс», оформила много спектаклей в разных «солидных» театрах, в том числе и во МХАТЕ. Ее дочке Амалии всего полтора года, но она уже при виде деда Лёни строит выразительные гримасы и произносит темпераментные монологи…
Так что наши гены где-то как-то себя все-таки проявили!
— Спасибо, Александр Семенович, за обстоятельный разговор. Как говорится, всего вам и вовремя!