Александр иванович пельтцер биография личная жизнь
Когда я вернулся из Сибири, отношения мои с отцом резко изменились. Если раньше в семейных конфликтах я всегда принимал сторону мамы, то, повзрослев, я начал лучше понимать папу. А папа, если и не принял меня за равного, то посчитал за взрослого и начал вводить меня в круг своих друзей.
Так я познакомился с Александром Ивановичем Пельтцерем.
А.И. был младшим братом Татьяны Пельтцер, но это совсем не значит, что он был менее яркой фигурой. Отнюдь.
Пельтцер был многосторонним, интереснейшим человеком. Мало того, что он был прекрасным конструктором (серия гоночных автомобилей “Звезда” была его работой), он ещё изумительно играл на гитаре.
Иванов-Крамской (был тогда такой очень известный гитарист), приезжал к А.И. домой, чтобы поиграть вместе, просто для удовольствия. Так я услышал “Чакону” Баха в исполнении двух гитар. Это было незабываемо!
В доме вечно толклись артисты театра “Ромэн”, они приходили просто попеть-поиграть.
У Александра Ивановича в доме я впервые увидел Володю Высоцкого. Когда он попытался что-то исполнить, Ляля Чёрная (звезда театра “Ромэн”) сказала: “Дарагой! Ты нэ петь, нэ играть нэ можешь! Сиди, дарагой, пей и слушай, как это надо делать!” Это было задолго до пика славы Высоцкого.
У А.И. был повреждён позвоночник, и ноги его не держали – он передвигался на костылях. Беда случилась во время войны, при испытаниях нового мотора на торпедном катере. Двигатель разлетелся.
Кроме меня было ещё несколько молодых, которых А.И. называл: “Мои руки”. Мы помогали ему мастерить.
Был момент, когда А.И. решил сделать “аппарат Дина”.
Появилась тогда публикация, в которой говорилось, что, некто Дин, изобрёл антигравитационную машину! Вращалась там очень хитрая система грузов и противовесов.
По просьбе А.И, обсчитать систему пытались ребята академика Александрова (круг знакомств “дяди Саши” был необычайно широк). “Ты понимаешь, Сашенька, это скорее всего ерунда. Правда, просматривается какая-то неопределённость…”
Мы модель собрали: на платформе стояла система грузов и противовесов, а приводилась она во вращение через гибкий вал от мощного электромотора. Обороты регулировались ЛАТРом. По мере повышения оборотов, наша модель сначала металась по полу, потом амплитуда становилась всё меньше и меньше. Мы ставили её на точные лабораторные весы, повышали обороты и… или опрокидывалась платформа, или разлетался гибкий вал, или вырубало свет во всём подъезде.
Ревела машина… Случился нервный срыв у дяди Сашиной овчарки, жена заявила, что в таком бардаке жить не может, забрала сына и пса и уехала к маме… Мы продолжали эксперименты. Было полное впечатление, что ещё немного и машина взлетит…
Но тут появилась ещё одна публикация: в первой публикации “забыли” указать, что машина поднимается вверх… по тросу! Конец “машине Дина”.
Александр Иванович жил в районе метро “Аэропорт” на первом этаже в однокомнатной угловой квартире. Как инвалиду войны, ему разрешили пробить стену на улицу и пристроить к стене гараж. В гараже стояла “Победа”. Из квартиры в гараж был устроен лифт, конструкции А.И.Пельтцера.
Сиденье водителя было оборудовано привязными ремнями для сидений пилотов истребителя, а двигатель дядя Саша зафорсировал где-то сил до 200. Что он только не вытворял на этой машине! Поставить её на два колеса, было дяде Саше раз плюнуть.
Милиция машину знала и за превышение скорости не останавливала, а 100 км/час были у дяди Саши скоростью минимальной. Я не раз слышал как папа, сам любитель быстрой езды, говорил ему: “Сашка! Кончай гонять – разобьешься!” Не помогало.
Одним из знакомых дяди Саши был Юрий Гагарин, который дядю Сашу обожал.
Гагарин был почётным председателем общества советских картингистов, а дядя Саша – действительным председателем. Пригласил он нас с папой как-то в Лужники, где должны были проходить соревнования по картингу. Приехали мы. Места наши на трибуне для почётных гостей. Недалеко Гагарин в окружении свиты. Соревнования не начинают – Пельтцер не приехал. Вдруг слышим рёв мотора (глушителей дядя Саша не признавал) и к гостевой трибуне, виляя между ограждениями, на двух колёсах подлетает “Победа”, плюхается на все четыре, открывается дверь: “Ребятки! Выньте меня, а то старт давать пора!”
А.И.Пельтцер. Фото: wiki.zr.ru
Александр Иванович Пельтцер
28.11.1906 – 26.11.1975
Россия
Автомобильный конструктор и спортсмен. В 1929 г. окончил Высший электромеханический иинститут в Москве. Работал на строительстве автозавода в Нижнем Новгороде, позже перешел в НАТИ – Научный Автотракторный Институт. Конструировал и испытывал газогенераторные автомобили.Участвовал в создании газогенераторного грузовика ЗИС-13. В сентябре 1935 года принял участие пробеге Москва-Киев двух газогенераторных автомобилей ГАЗ-А. Три года спустя на газогенераторной “эмке” установил рекорд скорости для газогенераторного автомобиля.
Во второй половине 30-х годов прошлого века А. Пельтцер, Ю. Долматовский и Б. Попов создали компактный переднеприводный автомобиль ПДП, который планировали выпускать на Подольском механическом заводе.
С 1946 года – начальник конструкторского бюро гоночных автомобилей ЦКБ Главмотовелопрома, с 1951 – главный конструктор бюро скоростных автомобилей НАМИ.
В 1946 – 1957 годах под его руководством были созданы автомобили с двухтактными двигателями рабочим объемом 250 – 500 куб.см., предназначенные для единственной цели – установления рекордов скорости в своем классе. Первый из них, “Звезда-1” с мотоциклетным двигателем DKW-UL 350, оснащенным поршневым нагнетателем, был построена в 1946 году. Макет “Звезды” испытывали в аэродинамической трубе ЦАГИ, что помогло снизить коэффициент лобового сопротивления до 0,138. 5 ноября 1946 года конструктор за рулем своего автомобиля установил первый рекорд, пройдя “километр с хода” со средней скоростью 139,643 км/ч. Победа далась дорого: во время заездов А. Пельтцер сильно простыл, и в результате осложнений после болезни у него отнялись ноги. Больше в кокпит рекордного автомобиля конструктор не садился.
“Звезда-2” с двигателем, форсированным до 42 л.с. развила в 1947 г. скорость 159,645 км/ч. В следующем году, уже с двигателем мощностью 47 л.с., автомобиль достиг скорости 165,898 км/ч.
Развив на “Звезде-3” (1949 г.) скорость 172,827 км/ч, гонщик А. Понизовкин побил не только всесоюзный, но и международный рекорд. Поскольку в те годы СССР не входил в ФИА (FIA), результаты в мировых анналах зафиксированы не были.
“Звезда-3М” получила двигатель мощностью 64 л.с., оснащенный коловратным нагнетателем и зажиганием от магнето. В октябре 1950 года гонщик Ю.Ф. Кароль развил на этом автомобиле скорость 205,011 км/ч.
На следующем автомобиле – “Звезде-М-НАМИ” в 1952 году было установлено девять международных рекордов.
“Звезда-5” (1955 г.) получила кузов из авиашпона и реечное рулевое управление.
В 1957 году появилась “Звезда-6”. снаряженная масса автомобиля составляла всего 400 кг. для сравнения следует сказать, что снаряженная масса первой “Звезды” была равна 609 кг. В 1958 – 1960 годах на шестой “Звезде” было установлено два рекорда в классе 250 куб.см.
В конце 50-х годов Пельтцер занялся конструированием гоночных автомобилей, предназначенных для кольцевых гонок. На “Звезде-500” с двигателем ИМЗ-М52 (500 куб.см., 30 л.с.) завоевали одну золотую и две серебряные медали чемпионатов СССР. Две гоночные версии на основе НАМИ-041 имели двигатели мощностью 40 и 50 л.с. В 1960 году Г. Сургучев на НАМИ-041М стал победителем чемпионата СССР. Модель НАМИ-074Ю с двигателем “Москвич-407”, форсированным до 70 л.с., развивала в гонках 170 км/ч.
С 1959 года разрабатывал роторные двигатели, получив патент на ряд технических решений.
Будучи убедительной матерью и энергичной бабушкой на сцене и в кино, в реальности Татьяна Ивановна Пельтцер не нянчила ни собственных детей, ни внуков. Не довелось… Пока Советский Союз методично внедрял и осваивал планы «пятилеток» в масштабах страны, союз Татьяны Пельтцер и немецкого инженера Ганса Тейблера распался, не преодолев даже первую «пятилетку» в рамках семьи. После этого Татьяна Ивановна так и не решилась еще раз примерить на себя роль жены не на сцене, а в жизни.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Не родись красивой
Татьяна Пельтцер с отцом./ Фото: social.nastroenie.tv
Несмотря на отсутствие профильного образования, Татьяна Пельтцер стала одной из самых популярных, узнаваемых и любимых советских актрис. Внешне она всегда выделялась среди эталонных красавиц киношно-театральной среды своей неординарностью, яркой индивидуальностью. В детстве она с успехом играла в театре роль сына Анны Карениной. Зрители, растроганные талантом «мальчика», плакали, не догадываясь, что на самом деле аплодируют девочке.
С возрастом юная Татьяна стала понемногу превращаться если и не в прекрасного лебедя, то просто в интересную девушку. На нестандартных чертах лица, доставшихся ей в наследство от матери-еврейки и отца-немца, не раз останавливали взгляды потенциальные кавалеры. И лишь один из них сумел добиться взаимности.
Замуж – не напасть
Татьяна Пельтцер. Молодо, ветрено… / Фото: misstits.me
Настойчивого влюбленного звали Ганс Тейблер. Он был немецким коммунистом, философом и по совместительству инженером. В Москву приехал для учебы в школе Коминтерна. С Таней Пельтцер Ганс мог бы познакомиться, придя на спектакль с ее участием, если бы за несколько лет до этого юную актрису не уволили из труппы, признав «профнепригодной». Очень уж ее внешность шла вразрез с образами героинь, которых нужно было играть.
Еще до встречи с Гансом Татьяна устроилась работать машинисткой. Чувства к будущему мужу помогли ей пережить болезненный разрыв с театром. Немецкий коммунист влюбился в Пельтцер по уши. Первое время молодая семья жила в Москве, но затем Тейблер стал уговаривать жену поехать на его (и ее) историческую родину. Таня пошла на уступки супругу, сменив советскую столицу на немецкую.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
В «гостях» хорошо, а дома лучше
03. хххх./ Фото: izbrannoe.com
Вернувшись в Берлин уже женатым человеком, Ганс стал полностью финансово обеспечивать свою семью. Денег, которые знаток инженерного дела зарабатывал в автомобильной фирме «Опель», хватало на сытую, обеспеченную жизнь. Тейблеры жили на широкую ногу. Татьяна учила немецкий язык, общалась с местной театральной богемой и мечтала покорить Берлин своей актерской игрой.
В это время, в начале 1930-х годов, в Германии как раз начала формироваться нацистская партия. Молодой Татьяне Тейблер удалось побывать на одном из собраний и вживую увидеть Гитлера. Фюрер произвел на нее неприятное впечатление, отчасти подтолкнув к решению вернуться домой, в Москву.
04. хххх./ Фото: m.gazeta.ru
Впоследствии режиссер Марк Захаров вспоминал, что Татьяна Ивановна (то ли в шутку то ли всерьез) раскритиковала мужскую привлекательность немецкого лидера. Хотя поговаривают, что актрисе не понравилось совсем другое: восторженная реакция, которую визгливый Адольф Гитлер вызывал у многих своих соотечественников. Конечно, далеко не все восхищались личностью фюрера.
Из-за политических взглядов Гитлера страну покинул немецкий театральный режиссер Эрвин Пискатор, незадолго до этого предложивший русской актрисе и жене своего друга Тейблера роль в спектакле. С профессиональной реализацией Татьяне Ивановне пришлось повременить, поэтому мысли о возвращении в Союз стали одолевать молодую актрису всё чаще.
В Москву, в Москву!..
Театру Сатиры Татьяна Пельтцер посвятила около 30 лет./ Фото: misstits.me
Она любовалась красотами Берлина, но отчаянно тосковала по своей семье и сцене. За 4 года благополучной и обеспеченной семейной жизни ей стало особенно сильно не хватать всего, что связано с родиной. И Татьяна Ивановна вернулась домой. Без супруга. О причинах ухода от мужа она не сказала ни одному человеку. Теперь уже театр спасал ее от тоски по своему любимому Гансу.
Приход к власти в Германии нацистов, Вторая мировая, тяжелое послевоенное время – и невозможность узнать, что случилось с мужем, пусть и бывшим. Всё это время Татьяна, вернувшая после приезда в Москву свою девичью фамилию, не знала, что антифашист Ганс Тейблер спасся в Швейцарии, что у него новая семья – жена и ребенок. Им удалось повидаться почти через 40 лет в Карловых Варах.
По воспоминаниям подруги, актрисы Ольги Аросевой, встреча Татьяны Ивановны и Ганса прошла тепло и непринужденно. Эти люди не были друг другу чужими и – кто знает! – возможно, пронесли свое чувство сквозь долгие годы разлуки. Хотя и поговаривают, что причиной развода супругов мог стать адюльтер юной Татьяны. Тем не менее, после Карловых Вар бывшие супруги стали часто видеться. Впоследствии у Пельтцер гостил внук ее немецкого мужа.
В Театре Сатиры, которому актриса посвятила около 30 лет своей творческой жизни, у нее случился служебный роман. Иван Бодров был женат, но Татьяна Ивановна всё же надеялась устроить свою личную жизнь. Оказалось – не судьба. Делиться своей личной жизнью Татьяна Пельтцер не любила. Зато она самой главной телевизионной бабушкой всего Советского Союза и внесла значимый след в историю театра.
БОНУС
Главная бабушка Советского Союза./ Фото: aloha-plus.ru
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
И сегодня из уст в уста в театральной среде передаются история,
как Татьяна Пельтцер перестала быть жертвой нацизма.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/180118/37505/
К 115-летию Татьяны Пельтцер (06.06.1904-16.07.1992)
Известно, что у по-настоящему народной актрисы Татьяны Пельтцер не было актерского образования, да и происхождения она была отнюдь не русского. Её отец — этнический немец Иван Романович Пельтцер (настоящее имя Иоганн Робертович) также был уважаемым в стране актером и режиссером, начинавшим еще в немом кино. Для юной Татьяны он и был единственным учителем и человеком, который поддерживал её потом всю жизнь.
Иван и Татьяна — оба лауреаты Сталинской премии. Что, конечно, для людей с немецкими корнями в те годы было уникальным явлением. По сути им обоим светила, как минимум, высылка, но любовь к Ивану Пельтцеру советского зрителя, а также уважение коллег сделали свое дело. Когда пришло время репрессий, за них вступились коллеги-актеры, включая Рину Зеленую и Марию Миронову — мать Андрея Миронова, которого Татьяна потом нянчила в детстве.
Так Иван Пельтцер и его тогда еще мало кому неизвестная дочь остались в Москве…
Иван и Татьяна Пельтцер
История появления семьи Пельтцер в России
Первого представителя в России немецкой дворянской семьи Пельтцер, как ни странно, звали Наполеон. Да-да, своим именем он был обязан тому самому Бонапарту. Дело в том, что когда тот завоевал земли Западной Пруссии, отец нашего Наполеона сумел на этом прилично заработать, купив за бесценок церковные земли. Сынок, правда, часть состояния промотал где-то в Европах и вернулся к отцу за добавкой. Тот не понял его, дал немного денег и выслал вон.
Так Наполеон Пельтцер почти с дырой в кармане добрался до России. Но тут ему повезло, тех денег хватило, чтобы открыть небольшое дело по производству тканей, которое постепенно раскрутилось. Пельтцерам тогда даже удалось восстановить свое дворянство.
ИВАН ПЕЛЬТЦЕР
Иван Пельтцер в фильмах «Дочь моряка» (1941) и «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955)
Иван Пельтцер родился в зажиточной многодетной семье. Родители категорически не принимали его выбор актерской профессии, а потому учился он этому в тайне от них. После обучения Иван долгое время переезжал из одного провинциального театра в другой. Когда вернулся назад в Москву, то был уже довольно известным в стране комедийным актером.
Любовь к профессии у Ивана была настолько сильна, что он готов был заниматься этим при любой власти и в любых условиях. В конце жизни он тяжело болел, но и тогда продолжал сниматься в кино, сыграл массу обаятельных старичков.
Иван находил себе интересное занятие — играл на сцене и в немом кино, сам снимал фильмы и ставил спектакли, даже организовал актерскую школу, чтобы в голодные военные и революционные годы хоть как-то прокормить семью. И детей, Таню и Сашу, активно задействовал во всем этом с ранних лет.
Татьяна Пельтцер с отцом / Александр Пельтцер
Татьяна и ее младший брат Александр оба выросли неординарными людьми. С самых юных лет она уже научилась зарабатывать актерским мастерством. Причем, приглашал ее в постановки не только отец, но и другие режиссеры. А Александр выбрал другую профессию — его манила скорость. Пельтцер был создателем первого гоночного автомобиля «Звезда», работал главным инженером на заводе по выпуску автомобилей.
Его судьба сложилась не очень удачно. Однажды он попал в серьезную аварию и уже не смог ходить. Оказался на склоне лет ненужным жене и детям, и Татьяна до последнего заботилась о брате, как до этого — об отце.
ТАТЬЯНА ПЕЛЬТЦЕР
Татьяна Пельтцер в молодости и с мужем Гансом Тейблером
Татьяна Пельтцер была немкой только наполовину. Её мать Эсфирь Ройзен была чистокровной еврейкой, дочерью киевского раввина, после замужества стала Еленой Сергеевной Пельтцер.
Тем не менее, зов немецкой крови, видимо, оказался сильнее. Единственной настоящей любовью в жизни Татьяны был немецкий коммунист Ганс Тейблер. Встретились они в Москве, где он проходил обучение. Поженились и через несколько лет уехали в Германию. Вскоре Татьяна вернулась назад…
Причины назывались разные. По официальной версии (которая ее, возможно, и спасла от репрессий) Татьяна вернулась по политическим причинам. Тогда партия Гитлера набирала обороты, Пельтцер была свидетельницей его выступлений и глубоко все это не поддерживала.
По другой, которую сама и озвучивала уже потом, она мужу изменила. Татьяна не отличалась особой внешней красотой, но всегда была яркой, харизматичной женщиной. Даже там в Германии она была душой компании, в нее влюблялись.
Есть еще одна версия — «не сошлись характерами». Муж мечтал посадить Татьяну дома, а она хотела продолжать играть на сцене. Поскольку официально развод в Германии было получить сложно, то супруги историю с изменой выдумали. В любом случае, о распавшейся семье с Гансом Пельтцер потом жалела всю жизнь. Впоследствии они дружили, он приезжал с детьми от другого брака к ней на выступления в СССР.
Татьяна Пельтцер в фильмах «Простые люди» (1944) — одна из первых ролей и «Князь Удача Андреевич» (1989) — последняя роль
По возвращении на родину актерского триумфа у Татьяны не получилось, ее даже уволили из театра за профнепригодность. По факту же из-за ее «немецкого» прошлого. Лишь отец бесконечно верил в ее талант, после войны буквально за руку отвел ее в Театр сатиры, где она прослужила 30 лет.
Снимать в кино Пельтцер начали в 40 лет. Она еще могла играть молодых героинь, но амплуа ей этого не позволяло — режиссеры видели в ней только тетушек, а потом и вовсе бабушек. Знаменитой Татьяна стала только ближе к 50 годам после выхода фильма «Свадьба с приданым».
Не стало Татьяны Пельтцер в 1992 году, когда никого из прямых родственников уже давно не было на свете. Зато ее считали матерью и бабушкой десятки актеров, с которыми они играла, и миллионы зрителей нашей страны.