Александр годунов биография личная жизнь
Биография
Ценители балета и критики называли Александра Годунова уникальным танцовщиком. В нем соединились все три составляющие, которые превращают артиста в звезду: безупречная техника танца, драматическая выразительность лица и тела, актерский талант.
Александр Годунов
Советский и американский артист прославился ролями в балетных постановках и голливудских кинохитах. Выступал с Майей Плисецкой, дружил с Михаилом Барышниковым, выходил на съемочную площадку с Брюсом Уиллисом и Харрисоном Фордом.
В СССР имя танцора на десятилетия попало в списки «предателей родины», а на чужбине «невозвращенец» Александр Годунов не нашел счастья.
Детство и юность
Родился будущая звезда балета в 1949 году в Сахалинской области, где служил отец-военный. Когда сыну исполнилось 3 года, родители расстались. Мама с двумя сыновьями переехала в Ригу.
В детстве Годунов мечтал о карьере военного, но мама отвела 8-летнего сына в балетное училище. Вскоре мальчику понравилось танцевать: педагоги хвалили Сашу за удивительную пластику и гибкость, в училище он подружился с Михаилом Барышниковым.
Александр Годунов в молодости
Будущие звезды в ранней юности переживали из-за низкого роста, но в 17 Годунов за лето вытянулся на 13 сантиметров и вскоре достиг 1,9 м, тогда как друг остался на отметке 1,68 м.
В 1967 году балетный танцовщик окончил училище и попал в коллектив элитного хореографического ансамбля «Молодой балет», который годом ранее организовал Игорь Моисеев. Под его руководством Годунов танцевал 4 года, затем перешел в труппу Большого театра и попал в руки балетмейстера Алексея Ермолаева, доведшего технику танца звезды до филигранной точности.
Балет
Дебют в партии Принца на сцене БТ в «Лебедином озере», поставленном Александром Горским, оказался успешным. На молодого артиста обратили внимание театральные примы. С одной из них – 28-летней Людмилой Власовой – вспыхнул роман, который увенчался браком. Самая красивая балетная пара БТ танцевала партии в постановках «Спартак», Иван Грозный», «Ромео и Джульетта».
Танцовщик Александр Годунов
Затем правом выбирать партнера воспользовалась ведущая актриса БТ Майя Плисецкая, и танцора ввели на роль Принца в «Лебединое озеро», которое ставил балетмейстер Юрий Григорович. Искушенные зрители оценили мастерство 21-летнего артиста и стали ходить «на Годунова». Александр проснулся знаменитым, карьера стремительно развивалась, а в творческой биографии появились роли Хозе в «Кармен-сюите», Альберта в «Жизели», Солора в «Баядерке».
В БТ Годунова обожали и ненавидели. Коллеги и партнеры по спектаклям, зрители обожествляли артиста, у начальства и служащих «компетентных органов» звезда вызывал раздражение независимым характером и «неправильным» поведением на гастролях. Годунов не слушал советов, которые давали в КГБ гастролерам, встречался и разговаривал с теми, с кем запрещалось.
Александр Годунов в балете «Жизель»
На совет руководства подстричь длинные волосы ответил отказом и напоминал голливудскую звезду, а не советского артиста. Своенравного и непокорного Александра Годунова обожали в Америке и Европе. На постановки БТ билеты раскупали за месяцы вперед, иностранные импресарио требовали звезду. Бдительным служащим «органов» популярность танцора не нравилась, под разными предлогами его не выпускали за рубеж, видя в нем потенциального «невозвращенца».
После того как отказался возвращаться с гастролей в Канаде Барышников, Годунову запретили выезжать. Мысль повторить поступок коллеги все чаще посещала артиста. Барышников купался в лучах славы в Америке, а Годунов, которого многие считали более талантливым, прозябал в Союзе.
Александр Годунов и Михаил Барышников
В 1974 году режиссер Марина Пилихина сняла фильм-балет «Анна Каренина», где главные роли достались Плисецкой и Годунову (Вронский). Ехать на гастроли без танцора или заменить его было невозможно. В самолете артист признался коллеге, что не вернется домой. Плисецкая упросила не делать этого, ведь тогда смонтированный фильм положат на полку. Годунов отказался от намерения.
В 1979-м Григорович ввел звезду на партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», на август запланировали гастроли в Америку. Годунова в списки не включили, но американская сторона поставила ультиматум: или спектакль с Годуновым, или отмена тура. Отказ от гастролей мог обернуться утратой миллионов долларов, и танцора выпустили в США.
Александр Годунов и Майя Плисецкая
Чтобы у Александра не возникло соблазна остаться, ему пообещали квартиру и звание народного. По словам супруги, Годунов не поверил обещаниям. Когда стихли аплодисменты после окончания последней гастрольной постановки, артист исчез из гостиничного номера и отправился в американское посольство. На первое время Годунова приютила семья Иосифа Бродского.
Вскоре артист вышел на сцену балетного театра, руководимого Барышниковым. Спустя год Годунов ушел из театра, не пожелав переходить из русского классического балета в современный американский. Александр создал труппу, которую назвал «Годунов и друзья». Спектакли имели огромный успех, и артисты отправились на гастроли в Японию, Аргентину, Израиль.
Александр Годунов в фильме «Крепкий орешек»
В кинематограф Годунова привлекла Жаклин Биссет. Дебют в мелодраме «Свидетель» с Харрисоном Фордом принес известность. Затем были роли в «Крепком орешке», приключенческой ленте «Камень викингов», комедии «Норт». Но главных ролей актеру не предлагали, а останавливаться на второстепенных он не желал. Исключение сделал для эпизода в драме «Зона», съемки которой проходили в Будапеште.
В 1995-м Годунов прилетел из Будапешта в Ригу, мечтая увидеть родителей и брата. Но отец на встречу не приехал, а мать заявила, что сына у нее нет. Возвратившись в США, актер погрузился в депрессию и запил.
Личная жизнь
Жена Людмила Власова отказалась оставаться с мужем в США: дома ее ждали мама и брат. Самолет с Власовой и труппой БТ, возвращавшейся после гастролей «Ромео и Джульетты» домой, в аэропорту «Кеннеди» задержали на 3 дня.
Александр Годунов и Людмила Власова
Сотрудники ФБР потребовали выпустить Людмилу на нейтральную территорию, где она смогла бы принять самостоятельное решение. Власова повторила отказ. Все 3 дня в машине возле самолета жену ждал Александр. Год артист пытался уговорить Милу переехать к нему, но так и не смог. Пара официально расторгла брак в 1982-м.
Александр Годунов и Жаклин Биссет
Второй любимой женщиной звезды стала Биссет, но даже на официальных приемах, куда Александр приходил с Жаклин, на вопрос о жене он отвечал, что жена осталась в России. Он так и не разлюбил Людмилу. Пару назвали «Ромео и Джульетта холодной войны».
Годунов и Биссет прожили вместе 8 лет и расстались.
Смерть
Сердце 45-летней звезды остановилось весной 1996 года: он умер в своей квартире. Горничная увидела тело артиста спустя 3 дня после смерти: Александр скончался, сидя в кресле. Врачи назвали причиной смерти осложнение гепатита, ставшего следствием алкоголизма.
Могила Александра Годунова
Прах актера после кремации развеяли над океаном. Эпитафия на могиле Годунова в Лос-Анджелесе гласит:
«Его будущее осталось в прошлом».
На Введенском кладбище российской столицы есть кенотаф артиста с надписью
«Ты всегда с нами».
Фильмография
- 1972 – «Московская фантазия»
- 1974 – «Анна Каренина» (фильм-балет)
- 1978 – «Кармен-сюита» (фильм-балет)
- 1985 – «Свидетель»
- 1986 – «Долговая яма»
- 1988 – «Крепкий орешек»
- 1990 – «Камень викингов»
- 1992 – «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени»
- 1994 – «Норт»
- 1996 – «Зона»
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Годунов.
Алекса́ндр Бори́сович Годуно́в (28 ноября 1949, Южно-Сахалинск, Сахалинская область, СССР — 18 мая 1995, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — советский и американский артист балета и киноактёр. Заслуженный артист РСФСР (1976).
Биография[править | править код]
Ранние годы[править | править код]
Родился в семье инженера-строителя. Родители, Лидия Николаевна Студенцова и Борис Илларионович Годунов-Водуков, познакомились в блокадном Ленинграде, где Лидия осталась по окончании Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, а Борис восстанавливал разрушенные бомбёжками здания и коммуникации[1]. После войны Годуновых с двухлетним первенцем Олегом направили на Сахалин, в Южно-Сахалинск, где в семье родился Александр.
Когда Саше исполнилось три года, родители развелись. Лидия Николаевна перевезла детей к брату в Ригу. Сама она приехала спустя год, отработав пятилетний контракт на Сахалине, и поступила работать на Прибалтийскую железную дорогу, которая предоставила ей комнату в коммунальной квартире[1] в центре Риги, на углу улиц Стабу и Тербатас.
В 1958 году Александр поступил в Рижское хореографическое училище. Училище окончил в 1967 году по классу педагогов Юриса Капралиса и Артура Экиса[1]. На протяжении всей жизни Годунов поддерживал с Юрисом Капралисом дружеские отношения[2].
«Молодой балет»[править | править код]
По окончании училища Годунов получил распределение в Латвийский театр оперы и балета, хотя имел приглашение от Игоря Моисеева в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет» («Молодой балет»). В то время, в 18-летнем возрасте, он ещё имел небольшой рост[3], из-за чего мог быть принят только в кордебалет — так Лидии Николаевне прямо заявил руководитель балетной труппы Александр Лемберг[1]. Годунов отправился на прием к министру культуры Латвийской ССР Владимиру Ильичу Каупужу с просьбой отпустить его в Москву, но разрешения не добился, поэтому уехал в столицу самовольно.
В «Молодом балете» (1967—1971) Годунов вплотную познакомился с элитой советского балета. В классах Асафа Мессерера и Александра Руденко он шлифовал технику, позволявшую исполнять как классические па-де-де, так и сочинения современных хореографов. Он солировал в «Мимолётностях» Касьяна Голейзовского, «Гран-па» Асафа Мессерера, «Поэзии чувств» Игоря Моисеева. Танцевал в «Адажио» Альбинони, поставленном Игорем Чернышёвым впервые в Советском Союзе, репетировал с Олегом Виноградовым и с эстонским хореографом Май-Эстер Мурдмаа[1].
С «Молодым балетом» Годунов объездил весь мир, но мечтал танцевать в Большом театре. Вскоре последовало приглашение от главного балетмейстера театра Юрия Григоровича.
В Большом театре[править | править код]
В 1971 году Годунов зачислен солистом в балетную труппу Большого театра. Его громкий дебют состоялся в «Лебедином озере».
Однако молодой солист пришёл в Большой, когда там открыто враждовали три группировки — Григоровича, Плисецкой и Васильева. Приглашение Майи Плисецкой стать её партнёром навлекло на него гнев главного балетмейстера. Поэтому Годунов танцевал очень мало: Спартака всего пять раз, Ивана Грозного — девять, Пастуха в «Весне священной» — два. Хозе в «Кармен» около сорока раз, Вронского в «Анне Карениной» — больше тридцати, Клавдио в «Любовью за любовь» — свыше двадцати. Последней его премьерой стал Тибальд в «Ромео и Джульетте».
Роли в труппе Большого театра[править | править код]
- П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, па-де-труа. 1971 г.
- П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, А. Мессерера. Принц. 1971 г.
- П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка Ю. Григоровича. Принц. 1971 г.
- Р. Щедрин. «Анна Каренина» Вронский. Постановка М. Плисецкой, Натальи Рыженко, Виктора Смирнова-Голованова. 1972 г.
- Ф. Шопен. «Шопениана». Юноша. 1972 г.
- Ц. Пуни. «Конёк-горбунок», па-де-труа «Океан и жемчужины». Постановка А. Горского. На гастролях в США. 1973 г.
- Л. Минкус «Дон Кихот». Базиль. 1973 г.
- Ж. Бизе — Р. Щедрин. «Кармен-сюита». Хореография А. Алонсо. Хозе. 1974 г.
- А. Пахмутова. «Озарённость». Хореография Н. Рыженко и И. Смирнова-Голованова. Любимый (1-й исполнитель). 1974 г.
- А. Адан. «Жизель». Альберт. 1974 г.
- Г. Малер. «Гибель розы». Хореография Ролана Пети. Юноша. 1974 г.
- А. Хачатурян. «Спартак». Хореография Ю. Григоровича. Спартак. 1976 г.
- Т. Хренников. «Любовью за любовь». Хореография В. Боккадоро. Клавдио (1-й исполнитель). 1976 г.
- С. Прокофьев. «Иван Грозный». Хореография Ю. Григоровича. Царь Иван. 1976 г.
- И. Стравинский. «Весна священная». Хореография Н. Касаткиной и Вл. Василёва. Пастух. 1977 г.
- С. Рахманинов. «Паганини». Хореография Л. Лавровского. Паганини. 1978 г.
- Л. Минкус. «Баядерка». Картина «Тени». Солор. 1978 г.
- С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». Хореография Ю. Григоровича. Тибальд (1-й исполнитель). 1979 г.
Побег из СССР[править | править код]
23 августа 1979 года во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке 29-летний Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. После известия о его отсутствии советские власти отправили жену Годунова — Людмилу Власову, единственную из труппы, на самолёте в Москву. Однако самолёт был задержан американскими властями прямо перед взлётом, и Государственный департамент США потребовал предоставить доказательства того, что Власова возвращается в СССР добровольно.
Вслед за этим в инцидент оказались вовлечены лидеры СССР и США Леонид Брежнев и Джимми Картер. В конце концов, через три дня самолёт, в котором находилась Власова, был выпущен в СССР. По мотивам этих событий в 1985 году в СССР вышел фильм «Рейс 222», сюжет которого был основан на реальных событиях, но скорректирован (вместо балетных актёров в нём фигурировали спортсмены), в том числе был написан другой текст, часто цитируемый.
- мини-сериал Фантазия белых ночей (2015, Первый канал)[4][5]
В этот трудный для Годунова период он несколько дней прожил в доме друзей Иосифа Бродского[6]. В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. Эта пара стала известна как «Ромео и Джульетта холодной войны». В 1982 году через посольство был оформлен их развод.
Годунов был принят в труппу Американского театра балета, где выступал как премьер (principal dancer). В 1982 году контракт с театром не был продлён из-за разногласий с руководителем труппы Михаилом Барышниковым.
Некоторое время выступал с собственной труппой. Как приглашённая звезда, много гастролировал в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии. Начиная с 1981 года периодически брал уроки актёрского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии легендарной Стеллы Адлер. В 1985 году ушёл из балета и продолжил кинокарьеру, начатую ещё в СССР. Продолжал поддерживать свою физическую форму, занимаясь в балетной академии Давида Лишина под руководством Татьяны Рябушинской, там же периодически проводил балетные мастер-классы.
Среди ролей в фильмах: фермер-амиш в фильме «Свидетель» в 1985 году, экспрессивный дирижёр оркестра в фильме «Долговая яма», 1986, Карл, террорист в фильме «Крепкий орешек», 1988, Скарабис, средневековый тиран, в фильме ужасов «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени» в 1992 году. Последняя роль актёра — экстравагантный террорист-химик Лотар Красна, мечтающий поработить мир, — была сыграна им в боевике 1995 года «Зона».
В течение семи лет поддерживал близкие отношения с киноактрисой Жаклин Биссет[7].
Смерть[править | править код]
Друзей Годунова к 18 мая 1995 года встревожило отсутствие телефонных звонков от него, что было для Александра нехарактерно. В его квартиру в комплексе кондоминиумов Шорхэм Тауэрс в Западном Голливуде послали медсестру, которая и нашла его мёртвым.
По утверждению врачей, смерть была вызвана осложнениями гепатита, обусловленными хроническим алкоголизмом[8][9].
В заявлении, опубликованном вскоре после его смерти, личный публицист Годунова Эвелин Шривер сказала: «У него не было СПИДа, он не совершал самоубийства. Это время было одним из самых счастливых периодов его жизни…»
Прах Годунова был развеян над Тихим океаном, его мемориал находится в Лос-Анджелесе, эпитафия на кенотафе гласит: «Его будущее осталось в прошлом» (англ. «His future remained in the past»).
На Введенском кладбище Москвы также находится кенотаф актёра. Эпитафия на нём: «Ты всегда с нами».
Фильмография[править | править код]
Награды[править | править код]
- Лауреат (золотая медаль) Московского международного конкурса артистов балета в 1973 году.
- Заслуженный артист РСФСР (1976).
- Лауреат премии Вацлава Нижинского (Париж).
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Биография А. Годунова на странице «Русский Кино Клуб в США» (недоступная ссылка)
- Годунов и Барышников. Победителей не судят
- Статья Leslie Scott на стр. The Death Clock
- www.lib.ru/BRODSKIJ/wolkow.txt
- Кенотаф на Введенском кладбище
- Э. Чуянова. Талант, который мешал.
- Сообщество, посвящённое творчеству Александра Годунова в «Живом Журнале» — архивы, записи, фотографии, мемуары
- Место смерти и свидетельство о смерти — фотографии
Имя: Александр Годунов (Alexander Godunov)
Дата рождения: 28 ноября 1949 г.
Знак зодиака: Стрелец
Возраст: 45 лет
Дата смерти: 18 мая 1995 г.
Причина смерти: Гепатит
Место рождения: Сахалин
Деятельность: артист балета и киноактер
Образование: Рижское хореографическое училище
Семейное положение: разведен
Биография
Танцор Александр Годунов был невозвращенцем. Так в Советском Союзе назвали тех, кто сбегал из-за железного занавеса, оставляя привычную жизнь, родных и близких, зная, что никогда не сможет вернуться. Для Годунова, так же как для других артистов, оставшихся на Западе, это решение было непростым. Но он все же сделал этот шаг.
Детство и юность
Саша вырос в Риге. В 10 лет мама отдала его хореографическое училище. Однокашником Годунова был Миша Барышников. Между ними с первого дня установилась дружба-соперничество. Оба были талантливы, оба отличались небольшим ростом, от чего очень страдали. Чтобы вырасти, литрами пили томатный сок и постоянно висели на турнике.
Позже, уже после переезда в Москву, Саша за полгода вытянулся на 20 сантиметров. А Миша так и остался невысоким. Встретившись с другом детства в столице, он произнес: «Эти 20 сантиметров я тебе никогда не прощу!» Слова, сказанные вроде бы в шутку, Александр не раз вспомнит годы спустя, работая с Барышниковым в Америке…
Балет
После училища Годунов попал в «Молодой балет» Игоря Моисеева, а вскоре его пригласили в Большой театр. Он радовался как ребенок и не подозревал, что окажется между молотом и наковальней. В Большом шла борьба кланов Юрия Григоровича и Майи Плисецкой. Режиссер принял танцовщика с распростертыми объятиями, обещал главные роли. Но прима-балерина, оценив молодое дарование, сделала его своим партнером.
Для Григоровича Годунов стал врагом, о главных ролях больше не было и речи. А когда Плисецкая нашла себе нового партнера, Александр оказался не у дел. Правда, режиссер вынужден был брать его на главные роли – Годунов был на голову выше остальных артистов. И все же у него не было возможности раскрыть свой талант. «Я хочу танцевать по-настоящему», – постоянно говорил он жене.
Это она, тоже балерина Большого, впервые намекнула, что можно остаться на Западе, у Александра этого и в мыслях тогда не было. Годунов только пришел в театр, а красавица Людмила Власова уже была ведущей артисткой. Ему 22 года, ей – 29. Ради пылкого возлюбленного она даже ушла от состоятельного мужа.
Попасть в Америку было непросто: Александра практически не выпускали за границу после того, как Барышников стал невозвращенцем. Зарубежные театры приглашали труппу на гастроли ради Годунова, однако руководство Большого постоянно придумывало неубедительные причины: «Он заболел», «Он не успел сделать паспорт». Но однажды партнеры поставили ультиматум: если Годунов не приедет, выступления не состоятся.
Театру были очень нужны эти гастроли, сулившие миллионы долларов. Пришлось Годунова взять. Чиновники опасались не зря: танцор, устав от разборок в Большом, замыслил побег.
Личная жизнь
19 августа 1979 года Александр Годунов вышел из нью-йоркской гостиницы и… растворился в толпе. На следующий день газеты пестрели заголовками: «Звезда русского балета остается в Америке». Людмилу сразу вывезли из гостиницы в посольство СССР. На нее давили, ее убеждали и запугивали, в том числе арестом матери. Женщину уже посадили в самолет, но американская сторона отказалась давать разрешение на взлет – полагала, что балерину вывозят насильно. Трое суток в аэропорту шли переговоры. Все это время Александр провел в зале ожидания у взлетной полосы, но жена к нему так и не вышла. Она улетела домой.
А Годунов подписал контракт с «Американским театром балета», которым руководил Михаил Барышников. Разногласия начались почти сразу. Михаил старался забрать все главные роли, а старому другу говорил: «Это другой балет, ты этого не умеешь». Через полгода Александр ушел из труппы Барышникова и создал собственную.
Он с большим успехом гастролировал по всему миру, получал достойные гонорары. У него появился шикарный дом, несколько автомобилей, его обожали поклонники. Была в жизни Александра Годунова и женщина – американская актриса Жаклин Биссет. По ее подсказке Годунов начал штурмовать Голливуд. Балетная карьера подходила к концу, и он хотел попробовать себя в чем-то другом.
Александр снялся в нескольких кассовых фильмах («Свидетель», «Крепкий орешек» и др.) и надеялся, что в будущем ему будут предлагать и главные роли. Увы, это будущее так и не наступило. В апреле 1995 года Годунов съездил на родину в Ригу, а вернувшись, ушел в длительный запой, ставший последним.
Смерть
19 мая 1995 года Александра Годунова нашли мертвым в собственном доме в Лос-Анджелесе – сидящим в кресле в комнате, оформленной пейзажами русской природы. Говорили, что он умер от осложнений гепатита, что много пил, тоскуя по родине и бывшей жене. При этом продолжал упорно тренироваться, чтобы не терять форму. Организм просто не выдержал экстремальных нагрузок.
Фильмография
– Московская фантазия
– Анна Каренина (фильм-балет)
– Кармен-сюита (фильм-балет)
– Свидетель
– Долговая яма
– Крепкий орешек
– Камень викингов
– Норт
– Зона
Лина Филимонова