Актриса вия артмане личная жизнь
Биография
Вия (Алида) Фрицевна Артмане – одна из самых знаменитых советских киноактрис, известная по «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда». В 1969 году актриса получила звание народной артистки Советского Союза.
Детство и юность
Вия родилась 21 августа 1929 года в маленьком латышском поселке Кайве Тукумского края. Родители девочки были польско-немецкими крестьянами. Отец Фрицис Артманс трагически погиб незадолго до рождения дочери, поэтому девочку воспитывала мать Анна Заборская.
Актриса Вия Артмане (кадр из фильма «Последняя индульгенция»)
Детство актрисы было сложным и безденежным. Анна вышла повторно замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и весьма жестоким человеком, поэтому Заборской часто доводилось скрываться от него вместе с дочерью, а девочке с 10 лет пришлось зарабатывать на хлеб, и Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.
Когда Артмане исполнилось 15 лет, девушка переезжает в Ригу и поступает в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата – будущий знаменитый балетмейстер. Изначально в планах девушки было стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но волшебный мир рамп и кулис притягивал гораздо больше, поэтому сразу после войны девушка поступает в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом Вия получила в 1949 году.
Вия Артмане в молодости (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)
Тогда же начинающая актриса меняет свое настоящее имя Алида на более изысканное Вия, а вскоре впервые выходит на сцену. Актриса получала главные роли в пьесах классического репертуара, среди которых были произведения Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Николая Гоголя, Генрика Ибсена, Теннесси Уильямса, Бертольда Брехта. Вия Артмане оставалась в составе столичного театра вплоть до 1998 года, после чего сотрудничала с Новым Рижским театром, а также возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.
В середине 80-х годов занималась политикой и до распада СССР оставалась депутатом Верховного Совета Латвийской республики.
Фильмы
В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».
Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)
В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».
Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».
На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.
Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)
Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.
В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.
Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)
В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).
В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.
Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)
Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.
Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.
Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)
По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.
В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.
Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)
В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.
Личная жизнь
Мужем Вии Артмане стал знаменитый латвийский актер Артур Димитерс, который был намного старше своей супруги. После смерти мужа актриса неоднократно признавалась, что была не счастлива в личной жизни. Актриса вышла замуж не по любви, и единственное хорошее, что Вии подарила семейная жизнь – это дети.
Евгений Матвеев и Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)
Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь». Дочь Кристиана Димитере – художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.
Вия Артмане в разные годы выпустила три книги-воспоминания: «Vija Artmane», «Сердце на ладони» и «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Незадолго до смерти актриса приняла православную веру и изменила имя на Елизавета.
Смерть
В 1993 году Вия Артмане в процессе латвийской реституции лишилась квартиры в Риге и была вынуждена доживать последние годы на даче, в маленьком доме в поселке Мурьяни в 40 км от столицы. Нищенское существование подорвало здоровье Вии. Сначала дала о себе знать старая болезнь ног, на которых появлялись трофические язвы, вызывавшие жуткие боли. Позднее актриса перенесла инфаркт и пару инсультов.
Вия Артмане в последние годы (кадр из сериала «Каменская»)
Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в клинике городка Стренчи на 80-м году жизни. Могила артистки с ее фото на обелиске находится на Покровском кладбище в Риге.
В память о великой актрисе появилось несколько документальных фильмов, наиболее известными из которых являются «Обидеть королеву. Вия Артмане» и «Вия Артмане. Королева в изгнании».
Фильмография
- 1956 — «После шторма»
- 1963 — «Родная кровь»
- 1965 — «Никто не хотел умирать»
- 1967 — «Сильные духом»
- 1967 — «Туманность Андромеды»
- 1969 — «Гладиатор»
- 1972 — «Ель во ржи»
- 1973 — «Подарок одинокой женщине»
- 1978 — «Театр»
- 1978 — «Емельян Пугачев»
- 1985 — «Последняя индульгенция»
- 1986 — «Тайна Снежной королевы»
- 1990 — «Катафалк»
- 2003 — «Золотой век»
Царица не сцене, она прожила не очень счастливую жизнь. В конце своего пути признавалась, что главное для нее в жизни – совесть и чистота. В душе, быту, отношениях. Наверное и призналась в своей тайне, чтобы предстать перед Господом без мирских грехов…
Вия Артмане
Ошибка длиною в жизнь
Как и все девочки, особенно эмоциональные, склонные к фантазии и творчеству, Вия Артмане ждала своего принца на белом коне. Хотела любви, как в фильмах. Но, в жизни получилось совсем иначе.
Ее принц оказался женат. Встретив юную выпускницу драматической школы при Художественном театре, Артур Димитерс, красавиц и сердцеед потерял голову. Настолько, что даже забыл о такой «незначительной» детали – своей официальной семье. Артмане не замечала актера, увлеченная работой. Но Артур был настойчив. Он караулил ее возле выхода из театра, потом провожал до дома, где она жила. Писал записки с объяснениями в любви. Алида (настоящее имя Вии) долго не поддавалась его «танковой атаке». Она мечтала о мужчине, который бы решал ее проблемы, а не создавал их своим присутствием (в то время контроль за нравственностью актеров был очень строгий).
Артур Димитерс
Вия (Алида взяла себе такое звучное имя во время учебы в актерской школе) хотела пройти вместе с будущим любимым «огонь, воду и медные трубы», сохраняя любовь. Но, с Артуром все было не так. Димитерс использовал не только записки, преследовал актрису и даже шантажировал. После нескольких месяцев «любовной осады», крепость пала: Артмане согласилась выйти замуж за Димитерса.
Вия Артмане в фильме “Театр”
Уже через пару недель актриса пожалела о своем решении. Она поняла, что создать семью с Артуром было страшной ошибкой. Стали проявляться черты, которые пугали актрису. Ревность – признак либо бессилия и заниженной самооценки, либо попытка полностью управлять жизнью любимого человека. Хотя…о какой любви можно говорить, если мужчина делает больно любимой?
Вия Артмане и Артур Димитерс
Артур ревновал Вию, как говорится, к «каждому столбу». Следом шли придирки, ссоры и злые, несправедливые упрёки. Только вначале верилось пословице: «Ревнует, значит, любит». Потом, ссоры переросли в простую ругань и злобу. Кричали так, что стекла дрожали в квартире. Со временем это надоедало до смерти. Вия долго терпела и всё ждала, когда же муж наконец-то остепенится.
Как и любая женщина, она считала, что рождение ребенка прекратит приступы ревности и уберет ссоры из семьи. Вия родила сына. Для женщины – это повод терпеть неурядицы в семье. Для мужчины – только лишний раздражитель. Так и случилось. Сын не тронул сердце супруга.
Артур Димитерс, Вия Артмане с сыном Каспарсом
Иногда актрисе хотелось все бросить и уйти, как когда-то сделала ее мама. Но теперь есть сын. И как он будет расти без отца? Терпение переросло в самоотречение. Артмане жертвовала всем ради семьи и детей. В то время, как Артур не хотел помочь ни в чем, уделяя время только работе и собственным интересам, Вии приходилось мотаться из Риги в деревню. Она успевала приготовить обед для семьи, постирать и прибраться в доме. А ведь репетиции и спектакли никто не отменял.
Вия Артмане
Кроме того, каждый кинорежиссер старался сделать все, чтобы только заполучить согласие актрисы сняться в его фильме. И вот, ее пригласили на роль простой женщины, Сони, матери троих детей, потерявшей поддержку мужа и работающей паромщиком.
Встреча, перевернувшая жизнь
С исполнителем роли солдата Евгением Матвеевым Вия встретилась уже на съемочной площадке. Перед ней стоял замкнутый и угрюмый человек с тяжелым взглядом. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Играя с ним невероятную любовь на экране, Вия не могла оставить без внимания тот огонь, который горел в душе актера. Матвеев оказался пылким и страстным, нежным, внимательным и надежным. Сыгранные образы получились настолько живыми и реальными, что людская молва их поженила сразу после выхода фильма в прокат.
Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме “Родная кровь”
Муж был в ярости. Ссора переросла в жуткий скандал. Муж в чем только не обвинял супругу. Уж очень роль была правдоподобной. Так сыграть можно только тогда, когда любишь. Это Артур хорошо знал. Вия терпела все нападки и оскорбления: чувствовала себя виноватой, ведь муж говорил правду.
У Матвеева в то время была жена и двое детей. Семьи рушить они не решились и не могли. Так и осталась тайна их отношений неразгаданной вплоть до смерти Вии. И только когда она уже почувствовала, что конец близок, призналась своей дочери:
– Твой настоящий отец – Евгений Матвеев…
Вия Артмане с дочерью Кристиной
Последняя встреча двух родных сердец
Матвеев не забыл свою партнершу по фильму. Да и как ее можно было забыть? В трудных ситуациях он старался подставить Вие свое мужское плечо. Поздравлял с днем рождения, предложил поселиться на его даче, когда актрису выгнали из собственной квартиры. И вот, в Москве, на юбилее Артмане (ей исполнилось 70), они встретились.
Вия Артмане
Море цветов было тогда у ног актрисы. Матвеев, худой и измученный болезнью, шел через весь зал. Вия не ожидала его тут встретить, ведь у него был рак. В глазах актера сверкал огонь страсти и любви. Они обнялись и долго стояли так. Не могли оторваться друг от друга, как будто чувствовали: встреча была последней. Родная кровь…
Упреки, потеря жилья и завещание
Вия Артмане пережила многое в своей жизни, после распада СССР у неё начались настоящие гонения. Привыкшая к огромному пространству советского кинематографа, ей не хватало места в Латвии. После общения с русскими, она по-другому начала воспринимать мир, человеческие отношения. На родине актрису упрекали за то, что она была кандидатом в ЦК Компартии, снималась в фильмах по русской прозе, отчасти в «Человек свиты».
А в 1993 году у заслуженной актрисы отобрали квартиру, в которой она прожила 40 лет. Актриса искала правду, она всё было напрасно. Чтобы Артмане поскорее освободила жилплощадь ей отключили отопление, свет, взвинтили плату за коммунальные услуги. Квартиру пытались поскорее вернуть бывшему владельцу.
Вия Артмане
Друзья предлагали Артмане переехать в Москву, но актриса отказалась, ведь все-таки ее родина была Латвия, хотя страна так жестоко с ней обошлась. На улице, конечно, Артмане не осталась, пришлось переехать на дачу, где актриса прожила последние 10 лет вместе с дочерью и внучкой.
В конце 90-х об актрисе власти вспомнили и к её 70-летию предоставили квартиру в центре Риги. Позже, Вия Артмане была удостоена высокой наградой – орденом Трёх звезд Латвии. Конечно, хорошо, что об актрисе начали заботится, но, от пережитого потрясения Вия Фрицевна перенесла два инсульта и инфаркт.
Незадолго до смерти вся семья актрисы приняла православие, актриса получила при крещении новое имя – Елисавета. В последнее время Вия Артмане очень болела, лежала на лечении в психиатрической больнице, там и скончалась 11 октября 2008 года.
Вия Артмане
Сын актрисы Каспар, после смерти матери сообщил, что шесть лет назад она написала завещание, в котором просила, чтобы в последний путь ее проводил игумен отец Евгений из Христа-Рождественского Кафедрального собора.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Ей не повезло родиться в полной семье, играть с отцом, ходить с ним на рыбалку, а вечерами втроем — вместе с мамой — сидеть за круглым столом… Стола не было никакого — его роль выполнял чемодан. А 19-летний папа Алиды-Вии умер за четыре месяца до ее рождения. Несчастный нелепый случай…
Артур Димитерс. Фото: Commons.wikimedia.org
Коровы, дороги и чужие углы
Мать скиталась с малышкой на руках, подрабатывая у зажиточных крестьян. А Вию в 10 лет отправила пасти коров. Сказал бы им кто-нибудь тогда, что девочка станет королевой советского экрана — посмеялись бы от души. Как над хорошим анекдотом.
Но смеяться получалось редко. Скорее от безысходности, чем по большой любви, мама снова вышла замуж. И снова беда: человек оказался пьющим, бьющим. И опять — дороги, чужие углы…
Выбраться из этой крестьянской нищеты было чудом. А Вия научилась не только вести себя в обществе, правильно держать вилку и нож — она научилась быть гордой, сильной, держать удары судьбы. Даже когда было невмоготу. И пользовалась своими «университетами» до конца жизни.
Откажет — ролей не увидит
Артур Димитерс был уже звездой, когда в рижский театр пришла Вия. На 14 лет старше, лысый, совсем не в ее вкусе. К тому же женатый, с ребенком. Она не хотела этой связи, этого мужчину. Мечтала играть на сцене. Но оказалось, сцена и мужчина… взаимосвязаны. Артур был настойчив, ревнив и едва не угрожал Вии: откажет ему — ролей не увидит.
Потом уже, когда мужа не будет в живых, Артмане признается, что никогда не было с ней рядом любимого. Был актер, отец… Но не тот, с кем хотелось бы пройти весь путь. Даром что Вия и Артур прожили вместе четверть века. Кроме сына от первой жены-художницы, у Артура появился ребенок вне брака — с тяжелой судьбой… Тем не менее Вия и Артур были коллегами, им нравилось обсуждать роли, спектакли. Но любовь… Это ведь не только совместная работа. Даже если любимая.
В коляске лежал маленький…Матвеев
Любовь — это… когда воздуха не хватает… И надышаться не можешь, как говорила героиня Нины Дорошиной. И когда не надо никому рассказывать про чувства — все написано на лице. Так сыграла Вия Артмане Соню в «Родной крови». Какое лицо! Какие глаза! Режиссер мог бы сделать ее героиню глухонемой — и она сыграла бы без единого слова. Вот какая настоящая любовь!
И все зрители, коллеги и муж Артмане это, конечно, поняли. Хоть и отпиралась она долго и пыталась убедить, что, кроме мужа, никого не знала. А люди заглядывали в коляску с малышкой Кристианой — и видели там маленького Евгения Матвеева.
С этой тайной Вия Францевна жила долгие годы. Пока на склоне лет не открылась сначала снохе, потом сыну. Правдиво сыграть любовь и не влюбиться не удалось ни Артмане, ни Матвееву. Страсть оказалась сильнее супружеского долга. Мучались, конечно, оба. Роман-то, судя по всему, вышел за грани съемочного процесса. Фильм снимался в 1963 году, 8 февраля 1964 года уже состоялась премьера. А Кристиана родилась 11 мая 1965 года… Да, в 1964 году был кинофестиваль в Ленинграде, где Вия получила приз за роль Сони. Возможно, потом они с Матвеевым бывали вместе на встречах со зрителями, ездили по стране…
Вряд ли Артмане придумала эту историю. Ни выгоды. Ни смысла. Да и ее сын Каспарс уверял журналистов: посмотрите на Кристиану — на ее волосы, нос. У нас же все не так. Это — матвеевское…
Оставить семьи ни Артмане, ни Матвеев не смогли. У него тоже было двое детей и почти 20 лет брака за плечами. Артур записал Кристиану на свою фамилию, и больше этот вопрос никогда не поднимался. Кристиана тему не комментирует и отцом считает Димитерса.
Ушла королевой
Элиза в «Пигмалионе», Джульетта, Офелия, Элен Безухова, Настасья Филипповна, Аркадина, королева Елизавета — Артмане упивалась театральными ролями. В кино дважды сыграла Екатерину II. Но по большому счету ее кинематограф — это лишь Соня в «Родной крови», сделавшая актрису звездой, яркий эпизод в нашумевшей картине «Никто не хотел умирать» и Джулия Ламберт в незабвенном «Театре» — роль, которую Рижская киностудия «преподнесла» Артмане к полувековому юбилею. Роль, в которой — случайно ли? — Вия Францевна сыграла по сути саму себя.
А дальше… О том, что было дальше, писали много, отчаянно. И впустую. Даже сын пытался докричаться через газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Изменить было уже ничего нельзя: СССР развалился, и «мать Латвии», как называли когда-то Артмане, превратилась вдруг в «советскую артистку» — с уничижительным оттенком. У нее отобрали квартиру в центре Риги, потому что объявился наследник прежнего хозяина. В театре перестали давать роли. Инфаркт, инсульты, обострение старых болезней, безработица и нищенская пенсия… Все это в одночасье свалилось на звезду экрана, которая когда-то была киносимволом Латвийской ССР, как Волонтир в Молдавии, Банионис в Литве, Кикабидзе в Грузии…
В отличие от некоторых, она не плевала в сторону России, не поносила тех, кто давал работу. Народная артистка любила зрителей, не заглядывая в паспорт. Неудивительно, что, когда ее выгнали из квартиры, в Ригу тут же полетели приглашения переехать в Россию. Отозвался и Евгений Матвеев. Говорят, предлагал жить на его даче. Артмане приняла это за шутку.
Поостыв, власти забросали Вию Францевну высокими наградами — новые-то символы в независимой Латвии еще не родились, а старые все наперечет. Но было уже поздно. Народной артисткой СССР Артмане стала в 39 лет (многих москвичей и питерцев эта награда догоняла только на пенсии). Теперь цацки не значили ничего. Незадолго до ухода дочь польки и немца Вия Артмане приняла православную веру, выбрав при крещении имя Елизавета. Покаялась. Сказала на прощание: «Такова жизнь». И ушла в мир иной. Королевой…