Актриса вера пашенная личная жизнь
Кто такая Вера Пашенная? Как сложилась ее карьера на театральной сцене и в советском кинематографе? В каких фильмах снялась Вера Пашенная? Биография, актерская деятельность, личная жизнь, судьба актрисы – все это будет рассмотрено в представленной статье.
О семье актрисы
Вера Пашенная родилась в семье русского провинциального актера Николая Пашенного, известного под сценическим псевдонимом Рощин-Инсаров. Играть в театре отец нашей героини начинал на любительских площадках Москвы. Настоящим родным домом для него стали театральные труппы Немчиновского и Секретаревского театров. Это были небольшие сцены, с которых, тем не менее, сошла целая плеяда выдающихся советских артистов.
В молодые годы в театре играла и мать Веры – Евгения Пашенная. Ее ожидала успешная сценическая карьера. Однако Евгения Николаевна заметила, что театральная деятельность не оставляет ей времени на семью. С этого момента она отказалась от выступлений на сцене и регулярных гастролей. Впрочем, протест матери Веры Николаевны против занятости в театре вскоре негативно отразился на отношениях с мужем. В результате – некогда крепкая семья в скором времени распалась.
Детство и юность
Пашенная Вера Николаевна появилась на свет 19 сентября 1887 года в Москве. Когда девочке не исполнилось еще 10 лет, ее родители расстались. Евгения – мать Веры – вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал мужчина по имени Николай Кончаловский, который оказывал ей поддержку в воспитании двух детей.
Пашенная Вера окончила обычную среднюю школу в Москве. Девушка решила посвятить жизнь врачебной практике. Однако незадолго до поступления в медицинскую гимназию сделала выбор в пользу актерской деятельности. Юная Вера Пашенная подала документы на поступление в Московское театральное училище, куда была успешно зачислена с первой попытки в 1904 году.
Дебют в театре
В 1907 году, сразу же после успешного окончания столичного театрального училища, начинающая актриса Пашенная Вера получила предложение стать частью труппы Малого театра. На тот момент как раз заканчивала свою карьеру знаменитая артистка Мария Ермолова. В последующем некоторые ее роли перешли именно к Пашенной.
В течение короткого времени Вере удалось добиться статуса ведущей артистки Малого театра. И это неудивительно, ведь юной актрисе было по силам мастеровито раскрывать образы простых барышень из народа в комедийных и драматических пьесах на бытовую тематику, которые пользовались спросом у заядлых театралов того времени.
Уже на первом этапе развития актерской карьеры Вера Пашенная сумела продемонстрировать на сцене весь свой незаурядный актерский талант. Молодую артистку ценили за ее чрезвычайно эмоциональную, темпераментную игру на сцене, а также великолепное владение речью.
Раннее замужество
Незадолго до выпуска из Московского театрального училища Вера Пашенная, фото которой можно увидеть в статье, решила связать жизнь с довольно известным актером по имени Витольд Полонский. Венчание состоялось для молодых людей в июне 1905 года.
Вскоре новоиспеченные супруги переехали в небольшую комнату на Петровке, аренду которой оплачивали совместными усилиями.
В замужестве Вера Пашенная стала посвящать все свободно время работе в театре. Помимо прочего, начинающая актриса готовилась к рождению первого ребенка. Супруг молодой актрисы стал выказывать недовольство ее занятостью на сцене. Вскоре ни один день в доме молодоженов не обходился без скандалов.
Осенью 1906-го Пашенная Вера Николаевна, актриса, родила дочь, которую назвали Ириной. Однако даже появление на свет первенца не спасло семью от скоропостижного развала. Когда девочке исполнилось 3 года, знаменитая актерская чета окончательно решила расторгнуть брак.
Развитие сценической карьеры
Начиная с 1918 года Вера Пашенная стала заниматься преподавательской деятельностью в Малом театре. Здесь актриса вела актерские курсы, на которых обучала начинающих артистов драматическому искусству.
К 20-м годам прошлого века Пашенная уже была известна как актриса, которой удалось в совершенстве освоить весь сценический репертуар Малого театра. До 40-х Вере Николаевне довелось создать широчайшую плеяду женских образов на сцене. Особое внимание у московской аудитории вызывали такие успешные постановки, как «Любовь Яровая», «Нашествие», «На берегу Невы», «Разгром», «Калиновая роща».
Выдающиеся театральные работы
На театральной сцене Пашенная Вера Николаевна приняла участие десятках постановок. Среди наиболее успешных работ артистки следует отметить следующие пьесы:
- «Джентльмен» (1907).
- «Дельцы» (1907).
- «Франческа ди Римини» (1908).
- «Без вины виноватые» (1908).
- «Казенная квартира» (1908).
- «На покое» (1908).
- «В борьбе за мужчину» (1908).
- «Бедная невеста» (1909).
- «Жены» (1909).
- «Белая ворона» (1909).
- «Старый обряд» (1910).
- «В старые годы» (1910).
- «Любовь Яровая» (1926).
- «Нашествие» (1943).
- «Ревизор» (1949).
- «Васса Железнова» (1952).
- «Каменное гнездо» (1957).
- «Остров Афродиты» (1960).
- «Гроза» (1961).
Признание и награды
На сцене Малого театра Вера Николаевна проработала порядка 30 лет. За это время выдающаяся артистка успела удостоиться целого ряда престижных премий и наград. В 1937-м Пашенной присудили звание народной артистки Советского Союза. Затем в 1943 году последовала Сталинская премия, которой актрису наградили за достижения в сфере драматического и театрального искусства. В 1961-м Вере Пашенной была вручена Ленинская премия за талантливое исполнение главной роли в успешной постановке «Васса Железнова».
Актрису уважали как авторитетные театральные критики, так и многочисленные коллеги по сценической площадке. Помимо прочего, имя артистки было известно на всю страну.
Вера Пашенная: фильмы
Вера Николаевна не только играла в театре, но также довольно активно снималась в советских художественных лентах. За свою карьеру в советском кинематографезнаменитая артистка успела засветиться в следующих проектах:
- «Бесприданница» (1912).
- «»Тайна дома № 5» (1912).
- «Гроза» (1912).
- «Поликушка» (1919).
- «Хромой барин» (1920).
- «Волки и овцы» (1952).
- «Горе от ума» (1952).
- «Васса Железнова» (1953).
- «Дорога правды» (1956).
- «Екатерина Волонина» (1957).
- «Идиот» (1958);.
- «Повесть о молодоженах» (1959).
Тяжелая болезнь
В 1961 году на сцене Малого театра состоялась премьера постановки «Честность» по произведению писателя А. Сафронова. В пьесе Вере Николаевне достался образ пожилой коммунистки по фамилии Колесова. Спектакль ставился к памятной дате – открытию 22-го съезда КПСС. Поэтому неудивительно, что все артисты, которые готовились к участию в пьесе, находились в нервном состоянии. Однако больше всего репетиции негативно отражались на самочувствии Пашенной. Артистка постоянно ощущала себя усталой и больной. Вскоре коллеги по сценической площадке забили тревогу и, как оказалось, не понапрасну.
В один момент Вере Пашенной потребовалась врачебная помощь. В ходе репетиций к показу будущей пьесы в театр была вызвана карета скорой помощи. После целой череды обследований Вере Николаевне поставили неутешительный диагноз – рак. Вначале актриса согласилась пройти комплексное лечение. Однако после проведения нескольких дней на больничной койке решила выписаться из медицинского учреждения. Актрису угнетала тамошняя атмосфера. Пашенная не привыкла проводить день за днем бездельничая. Да и оставаться наедине со своей проблемой артистка также не желала.
Вернувшись к работе в театре, Вера Николаевна осознавала, что это станет для нее приговором. Но артистка продолжала выходить на сцену, играя своих сильных, непокорных героинь. В утреннее время Пашенная посещала больницу, где проходила процедуры по облучению рентгеном. Уже в обеденное время ее можно было лицезреть в полной бодрости духа на сценической площадке.
Личная жизнь актрисы
Как уже было отмечено выше, первым супругом Веры Николаевны Пашенной был успешный советский актер Витольд Полонский, который в свое время являлся одной из главных звезд «немого» кино. С этим мужчиной актриса связала жизнь в 1905 году. Через несколько лет, практически сразу после рождения дочери, супруги разорвали союз.
В 1913 году Вера Пашенная вышла замуж во второй раз. Избранником артистки стал театральный артист Владимир Грибунин. Вместе знаменитая актерская чета занималась воспитанием Ирины – дочери Веры от первого брака. Совместных детей у Пашенной и Грибунина не было.
Последняя роль
В январе 1962 года в Малом театре стартовала пьеса «Гроза» по сценарию Островского. Постановка пользовалась огромным успехом у столичных театралов. И это неудивительно, ведь одну из центральных ролей в спектакле исполняла Вера Пашенная. Как оказалось позже, это была последняя пьеса выдающейся артистки. На то время актриса находилась в довольно преклонном возрасте и регулярно болела. Однако ее выдержка продолжала поражать окружающих. Актриса не сдавалась, днями и ночами отрабатывая реплики с партнерами по постановке.
Когда показ спектакля «Гроза» завершился, творческой труппе наконец удалось уговорить Веру Николаевну отдохнуть. Актриса получила путевку в санаторий и отправилась загород. Казалось, что ее жизни на тот момент ничего не угрожает. Однако по возвращению в Москву пожилая артистка стала чувствовать себя хуже. У Веры Николаевны проявилось общее недомогание. Состояние актрисы ухудшалось с каждым днем. Ирина Витольдовна – дочь актрисы – решила перевезти больную раком мать в собственную квартиру. Но даже тщательный уход за Верой Николаевной со стороны близких людей не позволил избежать трагедии. 28 октября 1962-го знаменитая театральная и киноактриса ушла из жизни.
Провожать Веру Пашенную в последний путь собралось пол-Москвы. Прощание с актрисой состоялось у входа в Малый театр, перед которым был размещен гроб с телом артистки. Вокруг театра собралась огромная толпа поклонников творчества Веры Николаевны. На протяжении нескольких часов никто никуда не расходился. Мужчины толпились вокруг театра, сняв головные уборы и склонив головы, а женщины не могли остановить слезы.
Вскоре после смерти знаменитой артистки на доме по улице Газетный переулок, 1/12 в Москве появилась мемориальная доска с ее именем. Именно здесь в свое время проживала легендарная театральная актриса.
Вся жизнь этой талантливой актрисы была связана с театром, с каждым годом она покоряла своей великолепной игрой поклонников: ее любили, восхищались, преклонялись. А вот коллеги побаивались, а некоторые даже недолюбливали за крутой нрав, суровость, прямолинейность. Однако, и они признавали, Вера Пашенная – великая актриса, обладающая кипучей энергией, необузданным темпераментом, невероятной харизмой и чувством собственного достоинства.
Вера Пашенная
Многие любители искусства ошибочно считали, что первую «Бесприданницу» сыграла Нина Алисова, но это не так. Знаменитое произведение Островского первым снял режиссер Кай Ганзен в 1912 году. На роль Ларисы Огудаловой пригласил Веру Пашенную, для которой кинолента стала дебютной. Ей едва исполнилось 25 лет. Коварного обольстителя Паратова сыграл Борис Пясецкий, в этом же году актеры снялись вместе ещё в двух картинах: «Тайна дома No5» и «Гроза».
Вера Пашенная в фильме “Бесприданница”, роль Ларисы Огудаловой (1912)
Вера Николаевна родилась в актерской семье, отец выступал под именем Николай Рощин-Инсаров. У супругов была еще одна дочь – Катерина. Сохранить брак им не удалось, вскоре решили расстаться. Мама Веры вышла второй раз замуж за Николая Кончаловского, именно он и стал девочкам настоящим отцом. Окончив гимназию, Вера решила стать врачом, начала готовиться к экзаменам, а потом передумала. Все-таки, профессия врача не так манила Веру, как сцена. В Московском театральном училище она проучилась три года, после окончания пришла в Малый театр и прослужила в нем до конца своей жизни.
Вера Николаевна сразу показала на подмостках свой талант и ей доверили роли, которая играла легендарная Мария Ермолова. Она быстро стала Примой театра, ее Вассу Железнову никто лучше сыграть не смог.
В кинематографе прекрасно сыграла генеральшу в картине «Идиот». Кстати, вторую часть Пырьев так и не снял. Юрий Яковлев отказался от съемок из-за душевных переживаний. Другого артиста на роль князя Мышкина режиссер брать не хотел.
Молодёжь в театре робела перед Пашенной, боялись присесть, находясь рядом с ней. А уж если кто-то прошёл мимо, и не поздоровался с именитой актрисой – о карьере мог сразу забыть. Вера Николаевна была очень требовательна к себе и другим. Не любила, когда ее роли переходили к актрисам второго плана. И уж если такое случалось, они обязаны были играть в такой же манере, как и она. Конфликты из-за этого возникали постоянно, в итоге, она играла во всех спектаклях сама. Приходилось выходить на сцену каждый день, и это сказывалось на ее здоровье. Пашенная не жалела себя, публика ждала ее выступления и подвести их, для неё равносильно было совершению преступления.
О том, что актриса назначала стипендии молодым абитуриентам, которые не прошли по конкурсу, знали единицы. Вера Николаевна ценила талантливых людей и делала всё, чтобы они могли готовиться к следующим экзаменам, а не работать за кусок хлеба. Оказывала помощь и пожилым артистам, просила коллег передать деньги, сама же оставалась в тени. Не любила афишировать свои добрые дела, предпочитала все делать тайно.
Вера Пашенная
Со стороны казалось, что роли давались ей легко. Но это совсем не так. Вера Николаевна с трудом запоминала текст. Она могла по 5-6 часов репетировать, изматывая себя и партнеров.
Требовательной и властной актриса была не только на сцене, но и в жизни. Мужей выбирала себе под стать, таких же творческих людей, как и она. Брак с артистом Витольдом Полонским долго не продлился. Даже рождение дочери Ирины, не сблизило супругов, оба пропадали на подмостках, и личная жизнь отходила на второй план.
Второй раз вышла замуж за артиста Владимира Грибунина. Муж умер 1 апреля 1933 года, не дожив всего три дня до своего 60-летия. Она пережила супруга почти на тридцать лет и, если бы не болезнь, могла еще долгое время выходить на свою любимую сцену.
Владимир Грибунин
Вера Николаевна и не догадывалась, что болезнь начала разрушать ее организм. Всегда энергичная и быстрая, начала по утрам чувствовать усталость, ноги и руки немели, постоянно клонило на сон. Диагноз врачей был страшным – онкология. Однако, актриса приняла все стойко, ни один мускул не дрогнул на ее лице. Решила: будет выходить на подмостки пока хватил сил, а если не сможет – в тот же день лишит себя жизни. Свои мысли никому не доверяла, но однажды все-таки призналась актрисе Панковой, с которой очень дружила.
Шла репетиция спектакля, обе женщины сидели рядом и тут Вера Николаевна шепнула Панковой:
– Татьяна Петровна, вот так жить я не хочу! Мне удалось заполучить ампулу, я её в вино – фьють, и нет актрисы Пашенной!
Вера Пашенная и Николай Соловьев-Незнамов в спектакле «Без вины виноватые»
От таких слов у коллеги внутри все похолодело, предложила актрисе свою помощь. Они решили, если Вере Николаевне станет плохо, она заменит актрису в её любимой пьесе «Гроза». В последнее время Пашенная работала, превозмогая боль, без уколов она не могла играть. Дочь Ирина постоянно находилась рядом, делала уколы, когда матери совсем уж было плохо. Панкова помнила об обещании, одевала только костюм, а позже начала наносить и грим.
Выйдя в очередной раз на сцену, Пашенная ей тихо сказала:
– Будьте готовы, второй акт придется играть Вам.
– Хорошо, – ответила Панкова, – Вера Николаевна, если вы уйдете сейчас, больше на сцену уже не вернётесь…
Первый раз в жизни подруга увидела слезы великой актрисы.
– Я не могу больше! Задыхаюсь! – закрыв лицо руками, простонала Пашенная.
Вера Пашенная в фильме «Васса Железнова» (1953)
И все-таки, она вышла на сцену и доиграла свою «Грозу» до конца… к сожалению, в последний раз. Через месяц Татьяна Петровна навестила подругу, болезнь превратила некогда статную актрису в тень. Изможденная, несчастная, вымученная женщина смотрела на Панкову глазами полными слез.
– Танюша, Вы помните про ампулу? Возле батареи стоит бутылочка, я уже все приготовила. Вот только выпить не могу…
Обхватила руками голову, закрыла глаза и громко разрыдалась. Услышав страшный крик матери, Ирина вбежала в комнату. Подумала, что коллега чем-то расстроила маму, и попросила ее удалиться.
Вера Пашенная (Вера Грибунина 19.09.1887 – 28.10.1962 )
Вера Николаевна умерла через несколько дней, что стало причиной смерти, болезнь или добровольный уход, так и остается тайной. Много лет Татьяна Панкова никому не говорила об их секретном разговоре с подругой. И только при конце жизни, раскрыла тайну в своих мемуарах.
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Рекомендуем прочитать о интересных судьбах актёров:
Весельчак, который украл чужую невесту. Никита Подгорный
Сердечные раны, измены и дом престарелых. Елена Измайлова
Трагедия на трагедии. Леонид Дьячков
Вера Пашенная
Вера Николаевна Пашенная (в замужестве – Грибунина). Родилась 7 (19) сентября 1887 года в Москве – умерла 28 октября 1962 года в Москве. Русская и советская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943) и Ленинской премии (1961).
Вера Пашенная родилась 7 (19 по новому стилю) сентября 1887 года в Москве.
Отец – Николай Петрович Рощин-Инсаров (настоящая фамилия – Пашенный, 1861-1899), известный драматический артист.
Сестра – Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (урождённая Пашенная, 1883-1970), драматическая актриса. В 1919 году эмигрировала в Европу.
В 1904-1907 годах училась у А.П. Ленского в драматических классах Московского императорского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина).
С 1907 года (с перерывом) – актриса Малого театра. Заменив в одном из спектаклей М. Н. Ермолову, быстро добилась признания и стала ведущей актрисой театра.
С 1914 года преподавала в драматических классах Московского императорского театрального училища (с 1918 – Драматические курсы при Государственном академическом Малом театре России, с 1943 – Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России).
В 1920-е годы играла в нескольких московских театрах: в «3-м театре РСФСР. Комедия» (бывший Театр Корша) (1921), Замоскворецком театре (в 1930-е – Московский театр Ленсовета, ныне – филиал Малого театра) (1923-1924), Музыкальной студии при МХАТ под руководством Вл. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) (1924). По приглашению К. С. Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа (1922-1923).
Вера Пашенная в молодости
На театральной сцене сыграла более 100 ролей.
Вера Пашенная в Малом театре начинала с ролей, перешедших к ней от Ермоловой. Ближе всего Пашенной были образы бытовой драмы и комедии, она играла героинь Островского и Грибоедова. Актрисе были свойственны огромный темперамент, романтическая приподнятость при бытовой достоверности, великолепное владение русской речью. Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом – и его легендой. Об ней говорили, что в этой актрисе чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра.
Работы Веры Пашенной в Малом театре:
1907 – Вера – «Дельцы» И. И. Колышко;
1907 – Кэт – «Джентльмен» А. И. Сумбатова;
1908 – Аннушка – «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
1908 – Маша – «Франческа да Римини» А. И. Куприна и А. И. Свирского;
1908 – Франческа – Габриеле д’ Аннунцио;
1908 – Таня Дедявкина – «Казённая квартира» В. А. Рышкова;
1908 – Христиана Мюллер – «В борьбе за мужчину» К. Фибих;
1909 – Липа – «Белая ворона» Е. Н. Чирикова;
1909 – Наденька – «Жены» Д. Я. Айзмана;
1909 – Марья Андреевна – «Бедная невеста» А. Н. Островского;
1910 – Клавдия – «В старые годы» И. В. Шпажинского;
1910 – Татьяна Кондарева – «Старый обряд» А. Н. Будищева;
1910 – Мария Стюарт – «Мария Стюарт» Ф. Шиллера;
1910 – Агния Семеновна – «Клеймо» П. Д. Боборыкина;
1911 – Катерина – «Гроза» А. Н. Островского;
1911 – Лариса – «Бесприданница» А. Н. Островского;
1912 – Ганка Бельская – «Пир жизни» С. Пшибышевского;
1912 – Розалинда – «Как вам это понравится» У. Шекспира;
1913 – Опимия – «Побеждённый Рим» Ал. Пароли;
1913 – Герцогиня Падуанская – «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда;
1913 – Анна Демурина – «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко;
1913 – Нина Степанова – «Насильники» А. Н. Толстого;
1913 – Татьяна Кунцева – «Проигранная ставка» А. М. Алпатьина;
1914 – Настасья – «Неприятель» С. С. Мамонтова;
1914 – Елена – «Соучастники» П. Д. Боборыкина;
1914 – Ксения – «Торговый дом» И. Д. Сургучёва;
1914 – Герцогиня Мальборо – «Стакан воды» Э. Скриба;
1914 – Людмила Батунина – «Старый закал» А. И. Сумбатова;
1914 – Наташа Терлецкая – «Первые шаги» В. А. Рышкова;
1915 – М-с Гильдфорд – «Добродетель и добродетель» А. Сютро;
1914 – Ядвига Вародич – «Светочи» А. Батайля;
1915 – Евгения Мироновна – «На бойком месте» А.Н. Островского;
1915 – Олена – «Воевода» А. Н. Островского;
1916 – Кума Настасья – «Чародейка» И. В. Шпажинского;
1916 – Арданова – «Шарманка сатаны» Н. А. Тэффи;
1916 – Татьяна Телегина – «Вторая молодость» П. М. Невежина;
1916 – Порция – «Венецианский купец» У. Шекспира;
1917 – Варенька Дьякова – «Романтики» Д. С. Мережковского;
1917 – Лауренсия – апофеоз «Освобожденная Россия» И. С. Платона;
1917 – Анна Павловна Оброшенова – «Шутники» А. Н. Островского;
1917 – Бианка – «Флорентийская трагедия» О. Уайльда;
1917 – Лиза – «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
1918 – Сюзанна – «Женитьба Фигаро» Бомарше;
1919 – Девица – «Старик» М. Горького;
1919 – Электра – «Электра» Г. Гофмансталя;
1920 – Леди Анна – «Ричард III» У. Шекспира;
1921 – Бригитта Клейполь – «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского;
1923 – Вера Филипповна – «Сердце не камень» А. Н. Островского;
1924 – Порция – «Юлий Цезарь» У. Шекспира;
1924 – Эсфирь – «За океаном» Я. М. Гордина;
1924 – Маргарет – «Волчьи души» Дж. Лондона;
1925 – Татьяна Русских – «Иван Козырь и Татьяна Русских» Д. П. Смолина;
1925 – Настасья Минкина – «Аракчеевщина» И. С. Платона;
1925 – Нипгал Умми – «Загмук» А. Г. Глебова;
1926 – Любовь Яровая – «Любовь Яровая» К. А. Тренёва;
1928 – Вера Михайловна Грушина – «Жена» К. А. Тренёва;
1929 – Ирина – «Огненный мост» Б. С. Ромашова;
1929 – Маланья – «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Г. И. Успенскому);
1930 – Клеопатра Кондратьевна Белосельская – «Вьюга» М. В. Шимкевича;
1931 – Василиса – «Ясный лог» К. А. Тренёва;
1932 – Варя – «Разгром» по А. А. Фадееву;
1932 – Таня – «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого;
1935 – Мурзавецкая – «Волки и овцы» А. Н. Островского;
1935 – Эмилия – «Отелло» У. Шекспира;
1936 – Долорес – «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова;
1937 – Гурмыжская – «Лес» А. Н. Островского (ввод);
1937 – Поля Семенова – «На берегу Невы» К. А. Тренёва;
1938 – Анна Андреевна – «Ревизор» Н. В. Гоголя;
1938 – Серафима Ивановна Горюнова – «Дружба» В. М. Гусева (ввод);
1940 – Кручинина – «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
1943 – Таланова – «Нашествие» Л. М. Леонова;
1945 – Евфросинья Старицкая – «Иван Грозный» А. Н. Толстого. Режиссеры: П. М. Садовский, К. А. Зубов, Б. И. Никольский;
1948 – Кукушкина – «Доходное место» А. Н. Островского;
1948 – Рыбачка – «Южный узел» А. А. Первенцева;
1948 – Барабошева – «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского;
1949 – Хлестова – «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
1950 – Наталья Ковшик – «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука;
1952 – Васса Железнова – «Васса Железнова» М. Горького – Васса Борисовна Железнова;
1956 – Прасковия Шарабай – «Деньги» А. В. Софронова;
1957 – Хозяйка Нискавуори – «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки;
1960 – Ламбрини Кирьякули – «Остров Афродиты» А. Парниса. Режиссёр: В. Г. Комиссаржевский – Ламбрини;
1961 – Колесова – «Честность» А. В. Софронова;
1962 – Кабаниха – «Гроза» А. Н. Островского. Режиссёры: В. Н. Пашенная, М. Н. Гладков
Работы Веры Пашенной в МХАТ:
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова – Варя;
«На дне» М. Горького – Василиса;
«Три сестры» А. П. Чехова – Ольга;
«Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого – Ирина
Работы Веры Пашенной в Музыкальной студии при МХАТ под руководством В. И. Немировича-Данченко:
«Лисистрата» Аристофана – Лисистрата
Работы Веры Пашенной в Московском мюзик-холле:
1934 – «Как 14-я дивизия в рай шла» Д. Бедного. Режиссёр: Ф. Н. Каверин
Работы Веры Пашенной в других театрах:
«Анжело – тиран Падуанский» В. Гюго – Тизба;
«Анна Каренина» по Л. Н. Толстого – Анна Каренина;
«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского – Василиса Мелентьева;
«Вера Мирцева» («Уголовное дело») Л. Н. Урванцева – Вера Мирцева;
«Вишни цветут» И. В. Чекина – Зина;
«В новой семье» В. А. Александрова – Наталья Николаевна;
«Всех скорбящих» Г. Гейерманса – Рита;
«Гибель Содома» Г. Зудермана – Китти Гаттенберг;
«Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева – Ольга Николаевна;
«Дядя Ваня» А. П. Чехова – Соня;
«Евреи» Е. Н. Чирикова – Хана Френкель;
«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева – Елена Кармина;
«Живой труп» Л. Н. Толстого – Лиза;
«Забава» («Без любви») А. Шницлера – Христина;
«За океаном» Я. М. Гордина – Эсфирь;
«Идиот» по Ф. М. Достоевскому – Настасья Филипповна;
«Казнь» Г. Г. Ге – Кэт;
«Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского – Анна Клейнбауэр;
«Лес» А. Н. Островского – Аксюша;
«Мадам Сан-Жен» В. Сарду и Э. Моро – Катрина Юбше;
«Марион де Лорм» В. Гюго – Марион;
«Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана – Марикка;
«Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому – Дуня;
«Привидения» Г. Ибсена – Фру Альвинг;
«Рабочая слободка» Е. П. Карпова – Лукерья;
«Склеп» В. А. Рышкова – Вера Васильевна Томилина;
«Сполохи» («Жизнь достанет») В. А. Тихонова – Люба;
«Царь Эдип» Софокла – Иокаста;
«Чайка» А. П. Чехова – Полина / Маша / Нина Заречная;
«Электра» Софокла – Электра.
В 1924 году вместе с Н. А. Смирновой организовала из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре Театр-студию и стала его директором.
С 1933 года руководила несколькими курсами Театрального училища им. М. С. Щепкина при Малом театре, с 1941 – профессор. С 1945 года – руководитель кафедры актерского мастерства училища.
В 1936 году, оставшись на гастроли в Игарке, основала там Народный театр.
В кино снималась с 1912 года, дебютировав с роли Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице».
Далее были работы в лентах «Гроза» (Катерина), «Тайна дома номер пять» (куртизанка Эльза), «Поликушка» (Акулина), «Хромой барин» (Катенька Мордвинская).
Вера Пашенная в фильме “Поликушка”
С 1920-го сниматься перестала, сосредоточившись на работе в театре. Позже стала появляться на экране в 1950-е – в фильмах-спектаклях и кино.
Вера Пашенная в фильме-спектакле “Васса Железнова”
Вера Пашенная в фильме “Идиот”
Награды и звания Веры Пашенной:
– Заслуженная артистка Республики (1925);
– Народная артистка СССР (1937);
– Сталинская премия первой степени (1943) – за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-драматического искусства;
– Ленинская премия (1961) – за исполнение заглавной роли в спектакле «Васса Железнова» М. Горького и роли хозяйки Нискаувори вспектакле «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки (1957);
– Два ордена Ленина (1937, 1949);
– Орден Трудового Красного Знамени (1957);
– Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
– Медаль «В память 800-летия Москвы».
В коллекции Гостелерадиофонда хранятся записи спектаклей, сцен из спектаклей с участием актрисы, радиоспектаклей и литературных произведений А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Короленко, М. Горького, Б. Полевого, В. Пановой.
Член КПСС с 1954 года.
Вера Пашенная умерла 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Личная жизнь Веры Пашенной:
Дважды была замужем.
Первый муж – Витольд Альфонсович Полонский (1879-1919), актёр.
В браке родилась дочь Ирина. Внук – Владимир Сергеевич Сверчков (1933-1973), актёр и режиссёр Малого театра.
Вера Пашенная и Витольд Полонский
Второй муж – Владимир Фёдорович Грибунин (1873-1933), актёр.
Вера Пашенная и Владимир Грибунин
Фильмография Веры Пашенной:
1912 – Бесприданница – Лариса
1912 – Гроза – Катерина
1912 – Тайна дома номер пять – куртизанка Эльза
1919 – Поликушка – Акулина
1920 – Хромой барин – Катенька Мордвинская
1952 – Горе от ума (фильм-спектакль) – Хлёстова
1952 – Волки и овцы (фильм-спектакль) – Мурзавецкая
1952 – На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) – Манефа
1953 – Васса Железнова (фильм-спектакль) – Васса Борисовна Железнова
1956 – Дорога правды – Ремизова
1957 – Екатерина Воронина – бабушка Екатерины
1958 – Идиот – Генеральша Епанчина
1959 – Повесть о молодожёнах – Ольга Николаевна, директор детского дома
1959 – Растеряева улица (фильм-спектакль) – Балканиха
1960 – Женщины в искусстве (документальный)
Библиография Веры Пашенной:
1934 – Моя работа над ролью
1954 – Искусство актрисы
1964 – Ступени творчества