Актриса плешките эугения
Интересных актеров из Прибалтики зрители российской части СССР знали, если не по фамилии, то в лицо – точно. Именно они играли «зарубежную жизнь» (цитата из «Покровских ворот») в советском кинематографе. Одной из таких звезд была Эугения Плешките, литовская актриса, аристократической внешности – блондинка с голубыми глазами.
Литовский кинематограф по отношению к женщине
Эугении Плешките родом из деревни Гилиогирис исторической области Жемайтия в Литве за долгий творческий период довелось играть особ дворянских кровей, простых женщин прошлых веков и современниц.
Неизвестно, что было легче: изобразить английскую леди или соотечественницу? Режиссеры часто видели в актрисе определенный типаж блондинки, а не ее характер, чувственность, талант.
Так сложилось в литовской литературе, а затем и в кинематографе, что мужские образы, характеры, роли прописаны многогранно, а женские – как нечто второстепенное, подчеркивающее яркость партнера. Действительно, необходим большой талант, чтобы из предлагаемых крупиц собрать и показать цельность героини.
Карьера Эугении Плешките
кадры из фильма «Канонада» – 1961 год
Эугения сразу после школы поступила в Вильнюсскую консерваторию на только что открытый актерский факультет. В 1960-1961 годах она уже играла в Каунасском драматическом театре и снялась в первой картине «Канонада». Этот же театр принял юную актрису после выпуска.
В 1961 году Брат Эугении Йонас Плешкис совершил побег из СССР. Он угнал в Швецию самоходную баржу, которой командовал. Корабль и других членов экипажа вернули на родину, а Йонас получил политическое убежище. Повлияло ли это событие на карьеру его юной сестры, или так сложились обстоятельства, но следующая роль Плешките в кино состоялась в 1966 году в картине «Лестница в небо».
кадр из фильма «Лестница в небо» – 1966 год
В предыдущие 5 лет актриса активно играла спектакли с разноплановыми ролями, получала драгоценный опыт, который позднее помог ей и при работе в кино. Самой известной картиной в тот период стала лента Марлена Хуциева «Был месяц май», где Эугении досталась роль молодой немки.
кадры из фильма «Геркус Мантас» – 1972 год
70-е годы были самыми плодотворными для актрисы: 16 картин за 10 лет, не считая спектаклей в Молодежном театре. Известными за пределами Литвы стали:
«Геркус Мантас»;
«Чисто английское убийство»;
«Американская трагедия».
кадры из фильма «Чисто английское убийство» – 1974 год
В 80-х были «Женщина в белом» и «Английский вальс». Творчество талантливой актрисы было оценено присвоением званий Заслуженной (1978), а затем Народной артистки (1987) Литовской ССР. За роль Котрины в «Геркусе Мантасе» она получила госпремию республики.
С развалом СССР и приходом к власти местных националистов, людей, сотрудничавших с «оккупантами» стали игнорировать. С 1992 года – никакой работы, тем более что Эугения достигла пенсионного возраста.
Несколько тайн из личной жизни
О семье актрисы известно очень мало.
Со слов ее сына Мартинаса, родившегося в 1968 году, его отцом являлся Витаутас Цибирас (режиссер, работавший в театрах вместе с Эугенией), второй супруг. Об остальных 3-х официальных браках информации нет. Мартинас от творческих профессий далек. У него небольшой бизнес в оптовой торговле.
1.с сыном Мартинасом; 2. Мартинас сейчас
В 2004 году певец Борис Моисеев обнародовал не только роман с Плешките, относящийся к середине 70-х годов, но и наличие общего сына, якобы глухонемого инвалида. Опровержения от Эугении Юозовны не последовало. Однако в 2016 году в передаче «Секрет на миллион» Моисеев отношения подтвердил, но от совместного ребенка публично открестился.
1. в левом верхнем углу – Борис Моисеев, в правом нижнем – Эугения
На 13 лет (с 1995 по 2008) актриса уезжала на жительство в Америку, затем вернулась на родину. Ее возвращение в 2009 году связывают с получением премии «Золотой журавль» и похоронами Цибираса.
В 2012 году актриса скончалась в Клайпеде в возрасте 74 лет. Перед ее смертью вышел документальный фильм «Своя дорога», где она рассказывает о жизненном пути. В 2013 году появилась книга «Единственная. Время Эугении Плешките». К сожалению, оба произведения – на литовском языке без перевода.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки! Мне важно Ваше мнение, а если поделитесь моими публикациями в соц. сетях, я буду Вам очень признательна!
Эугения Плешките
Эугения Юозовна Плешките (лит. Eugenija Pleškytė). Родилась 6 января 1938 года в дер. Гилиогирис (Литва) – умерла 3 ноября 2012 года в Клайпеде. Советская и литовская актриса театра и кино. Заслуженная артистка Литовской ССР (1978). Народная артистка Литовской ССР (1987).
Эугения Плешките родилась 6 января 1938 года в литовской деревне Гилиогирис.
Старший брат – Йонас Плешкис (лит. Jonas Pleškys; по американским документам Plaskus; 1935-1993). Был офицером ВМФ СССР, командиром МБСС-136150 (морская баржа сухогрузная самоходная, пр. 431 ПУ). В ночь на 7 апреля 1961 года при переходе из Клайпеды в Таллин с помощью одного из членов экипажа переориентировал судовой компас и вместо порта назначения направил корабль к острову Готланд (Швеция), где обратился с просьбой о политическом убежище. Был заочно приговорён в СССР к смертной казни, однако с помощью ЦРУ выехал в Гватемалу. В 1970-х годах проживал в США, где работал программистом и аналитиком в Кремниевой долине. С 1979 года проживал в Каракасе (Венесуэла). Посещал Литву в 1992 году. Умер 14 апреля 1993 года в городе Аламида (Калифорния, США).
Окончила актёрский факультет Государственной консерватории Литовской ССР.
В 1961-1963 годах – актриса театра драмы в Каунасе.
В 1963-1965 годах – актриса академического театра драмы Литовской ССР.
В 1965-1992 годах – актриса Государственного театра молодежи Литвы, среди ее работ: Сью – «Все мои сыновья» А.Миллер; Маргарита Ивановна – «Аристократы» Н.Погодин; Элисон – «Оглянись во гневе» Д.Осборн; Она – «Вкус черешни» А.Осецка; фру Альвинг – «Привидения» Г.Ибсен; Стелла – «Фотофиниш» П.Устинов; Ауге – «Круг» В.Римкявичюс; Марина – «Провинциальные анекдоты» А.Вампилов; Аркадина – «Чайка» А.П. Чехов.
Эугения Плешките в молодости
С 1961 года снималась в кино, дебютировав в главной роли (учительница Довиле) в фильме режиссеров Арунаса Жебрюнаса и Раймондаса Вабаласа «Канонада».
Эугения Плешките в фильме “Канонада”
В 1972 году сыграла главную роль в исторической драме «Геркус Мантас», посвященной памяти уничтоженного Тевтонским Орденом прусского народа. Действие происходит в XIII веке. Фильм рассказывает о Геркусе Мантaсе – верховном вожде пруссов, порабощенных орденом крестоносцев. Эугения Плешките сыграла Котрину, жену вождя пруссов.
В 1973 году за роль Котрины ей была присуждена Государственная премия Литовской ССР.
Эугения Плешките в фильме “Геркус Мантас”
Сыграла главные роли в картинах «Чисто английское убийство» (миссис Карстерс), «Садуто туто» (Мария), «День возмездия» (Юстина), «Подарки по телефону» (Тамара Шимановская).
Значимой стала роль Морты в драме 1979 года «Чёртово семя». События фильма происходят в начале ХХ века. Мальчика Йониса продают в услужение к богачу Банису. Услужливый Йонис получает прозвище «Чертово семя», хотя никаких нареканий со стороны хозяев не имеет и очень нравится юной Тересе. Но женитьба не входит в его планы. С русско-японской войны Йонис возвращается хромым, женится на вдове Баниса и становится полноправным владельцем богатого хозяйства.
Эугения Плешките в фильме “Чёртово семя”
Позже играла роли второго плана, среди наиболее заметных – работы в фильмах «Американская трагедия» (мать Клайда), «Факт» (Каролина), «Женщина в белом» (миссис Кэтерик), «Волны умирают на берегу» (Эмма), «Корона ужа» (Бронислава Вольман), «Беньяминас Кордушас» (Ядвига Кантрикене), «Романтик» (Зинаида Павловна), «Смерть за кулисами» (Грета Креппель), «Крест милосердия» (Вера Михайловна Прозорова).
Эугения Плешките в фильме “Корона ужа”
Заслуженная артистка Литовской ССР (1978).
Народная артистка Литовской ССР (1987).
В 2009 году ей была присуждена Премия «Золотой журавль» за вклад в развитие кинематографа Литвы.
В 1995-2008 годах жила в Сан-Франциско (США). В 2009 году вернулась в Литву.
В сентябре 2012 года вышел фильм о жизни и творчестве актрисы «Своя дорога» (Savi keliai), в котором она последний раз появилась на экране.
Умерла 3 ноября 2012 года в Клайпеде.
В 2013 году вышла книга Бируте Вишняускайте «Единственная. Время Эугении Плешките» (Vienintėlė. Eugenijos Pleškytės laikas) о жизни и творчестве актрисы.
Личная жизнь Эугении Плешките:
Четыре раза была замужем.
Второй муж – литовский режиссер Витаутас Цибирас (Vytautas Čibiras). В этом браке в 1968 году родился единственный сын актрисы – Мартинас Цибирас (Martynas Čibiras), он бизнесмен, занимается продажей рапса и зерна.
Мартинас Цибирас – сын Эугении Плешките
В свое время российский певец Борис Моисеев объявил Эугению Плешките своей любовницей, которая якобы родила от него сына. Однако, как выяснилось, никаких отношений у Моисеева с актрисой не было и детей от него она не рожала.
Фильмография Эугении Плешките:
1961 – Канонада (Kanonada) – Довиле, учительница (дублировала Т. Пилецкая)
1966 – Лестница в небо (Laiptai į dangų) – Ингрида, старшая дочь Индрюнасов (дублировала Л. Ласкари)
1967 – Найди меня (Surask mane) – Агне (озвучила Л. Архипова)
1967 – Игры взрослых людей (киноальманах) (Suaugusių žmonių žaidimai) – Регина (озвучила Л. Архипова)
1970 – Был месяц май – Герта
1971 – Раны земли нашей (Žaizdos žemės mūsų) – Гедрайтене
1971 – Камень на камень (Akmuo ant akmens) – вдовушка
1972 – Геркус Мантас (Herkus Mantas) – Котрина, жена вождя пруссов (дублировала Ольга Григорьева)
1973 – Весёлые истории – учительница
1974 – Чисто английское убийство – миссис Карстерс
1974 – Садуто туто (Sadūto tūto) – Мария, жена Повиласа (дублировала Галина Чигинская)
1975 – День возмездия (Atpildo diena) – Юстина
1976 – Огненный мост – Гильда Хорн
1976 – Долгое путешествие к морю (Ilga kelionė prie jūros) – жена Йонаса
1977 – Подарки по телефону (Dāvana pa telefonu) – Тамара Шимановская
1977 – За пять секунд до катастрофы – Марта
1978 – Цветение несеянной ржи (Nesėtų rugių žydėjimas) – Эляна
1979 – Чёртово семя (Velnio sėkla) – Морта
1979 – Малые грехи наши (Mažos mūsų nuodėmės) – Альбина Улбайте, сестра Ляонаса
1980-1981 – Американская трагедия (Amerikoniškoji tragedija) – жена Эйсы, мать Клайда
1980 – Факт (Faktas) – Каролина, жена Джанаса
1981 – Женщина в белом – миссис Кэтерик
1982 – Самая длинная соломинка – Юшкене
1982 – Английский вальс (Anglų valsas) – миссис Хоуп
1984 – Без семьи – матушка Барберен
1985 – Ночные шёпоты (Nakties paklydėliai) – мать Александраса
1985 – Волны умирают на берегу – Эмма
1986 – Корона ужа (Žalčio karūna) – Бронислава Вольман
1986 – Все против одного (Visi prieš vieną) – Беатрис Корнель
1986 – Беньяминас Кордушас (Benjaminas Kordušas) – Ядвига Кантрикене
1989 – Романтик – Зинаида Павловна
1990 – Двойник (Dvynys) (короткометражный) – гримёр
1991 – Смерть за кулисами – Грета Креппель
1991 – Крест милосердия – Вера Михайловна Прозорова
2012 – Своя дорога (Savi keliai) (документальный)
- Кино
- История
- Отменить
Выдающаяся литовская актриса Эугения Плешките родилась в обычной крестьянской семье в 1938 году. Остаётся только гадать, каким образом в семье необразованных крестьян, в нищете, в условиях самой страшной войны в истории выросла одна из самых прекрасных женщин, в которую был влюблён весь Советский Союз. С детства девочка мечтала о сцене, и судьба подарила ей этот шанс: в 1956 году блестяще певшая и танцевавшая Эугения поступила на актёрский факультет Государственной консерватории Литовской ССР.
В 1961 году она получила диплом и все пути в театр были для неё открыты, но случилась беда… Её старший брат Йонас Плешкис, командир подводной лодки, увёл своё судно в Швецию и потребовал политического убежища. Лодку, конечно, Советскому Союзу вернули, но её командир получил гражданство в Швеции и навсегда остался героем на Западе и предателем в СССР, приговорённым заочно к смертной казни. С этого момента жизнь его семьи была «под колпаком» КГБ. Под особым надзором была единственная и любимая сестра Йонаса – Эугения.
Из-за предателя-брата актрису ограничивали в ролях и долго не пускали в кино, заставляя томиться тесных для её таланта образах травести и инженю. С трудом преодолев этот барьер, Эугения Плешките всё-таки добилась серьёзных ролей в Государственном академическом театре драмы Литвы в пьесах Артура Миллера, Джона Осборна, Антона Чехова, Тенесси Уильямса и других авторов. Добившись успеха на сцене и сумев пробиться в кино (хоть только и на литовский экран), Эугения Плешките, тем не менее, не могла устроить свою личную жизнь. Любые связи и знакомства безупречной прибалтийской красавицы были под контролем КГБ.
Коренной перелом в судьбе этой восхитительной женщины произошёл в 1970-е годы. Знаменитый режиссёр Марлен Хуциев заставил худсовет киностудии «Мосфильм» утвердить Плешките на главную женскую роль в его фильме «Был месяц май» (1970). Картина получила высшую награду кинофестиваля в Праге, а игра Эугении Плешките вызвала целую бурю восторга как зрителей, так и критиков. Отныне литовская актриса стала звездой всесоюзного масштаба, и таить её дальше в Вильнюсском ТЮЗе было невозможно. Последовавшие за этим фильмом роли в картинах «Камень на камень» (1971), «Раны земли нашей» (1971), «Геркус Мантас» (1972), «Весёлые истории» (1973) и «Садуто туто» (1974) принесли Эугении Государственную премию и закрепили её звёздный статус. Именно с этого момента 35-летняя актриса стала объектом воздыханий всех мужчин Союза и советским вызовом рафинированным киногероиням Голливуда.
1974 год принёс актрисе самую известную её роль и самую большую и самую горькую любовь в жизни. Роль хладнокровной убийцы леди Карстерс в фильме «Чисто английское убийство» вознесла актрису на пик популярности и надолго сделала созданный ею образ идеалом безупречной и в то же время порочной английской аристократки. В то же время в Каунасский театр, где работала Плешките, пришёл 20-летний балетмейстер Борис Моисеев, с первого взгляда влюбившийся в примадонну театра и заваливавший её цветами и признаниями в любви. Сердце 37-летней красавицы дрогнуло, и между примой и молодым дебютантом начался страстный роман, который настойчиво скрывало руководство театра. Спустя некоторое время Борис открыл Эугении свои амбициозные планы завоевания Москвы с весьма неординарным танцевальным проектом. В основе проекта лежал недвусмысленный намёк на гомосексуальность Бориса Моисеева. Это проект шокировал сестру «врага народа», и так находившуюся под подозрением спецслужб. Осмыслив всё, Эугения Плешките отказалась ехать с любимым человеком в Москву, и Борис Моисеев, оставив любимую женщину в Литве, отправился покорять столицу. Чтобы не разрушить карьеру любимого человека, Эугения скрыла от Бориса свою беременность, и тайком от него родила в 1976 году сына, которого назвала сыном неизвестного отца и дала ему звучное имя Амадеус.
Пути Эугении Плешките и Бориса Моисеева навсегда разошлись. Эугения осталась в Литве, где по-прежнему была национальной актрисой № 1 и получила звание народной артистки Литовской ССР. Она сыграла много великолепных ролей в театре, которые неизменно приносили ей овации публики. Она вырастила замечательного сына, занималась воспитанием внука и внучки. И за все эти 36 лет человек, которого она беззаветно любила всю свою жизнь, ни разу не вспомнил о ней.
Блистательная актриса и неподражаемая красавица Эугения Плешките ушла из жизни в 2012 году в возрасте 74 лет… И тут же Борис Моисеев «вспомнил» о «главной любви своей жизни». Он дал множество интервью об их связи с Эугенией, попытался познакомиться с сыном и внуками, посвятил Эугении Плешките свой новый клип и внезапно заявил, что его давнишняя песня «Глухонемая любовь» посвящена их общему сыну Амадеусу, который от рождения был глухонемым.
Печально, когда выработавшийся и ни на что не годный артист таким образом строит свой пиар на людях, которые искренне и преданно любили его всю жизнь…
Вечная память одной из самых блистательных актрис советского театра и кино!
Эугения Плешките – знаменитая советская и литовская актриса. Играла в театре и кино. Ее самое почетное звание – народная артистка Литовской ССР.
Биография актрисы
Эугения Плешките родилась в 1938 году. Она появилась на свет в небольшой деревеньке Гилиоригис, находившейся на территории Литвы. С детства мечтала стать актрисой, часто устраивала представления для домашних и их друзей. Поэтому никто не удивился, когда после школы Эугения Плешките поступила на актерский факультет государственной литовской консерватории.
После его окончания работала актрисой в драматическом театре города Каунаса. В 1963-м ее приняли в академический драматический театр Литовской ССР. Там она проработала всего два года, перейдя в Государственный театр молодежи Литвы. Этому театральному помосту она отдала больше двадцати пяти лет своей творческой карьеры, исполнив свои главные роли.
Но все же известность Эугения Плешките завоевала как киноактриса.
После распада Советского Союза героиня нашей статьи какое-то время жила в Сан-Франциско, но затем вернулась в Вильнюс.
Хорошо была известна история про ее брата Йонаса, который в 1961 году угнал морскую баржу, на которой эмигрировал в Швецию.
Дебют в кино
Свою первую роль в кино актриса Эугения Плешките исполнила в 1961 году. Это была военная драма Раймондаса Вабаласа и Арунаса Жебрюнаса – “Канонада”.
Фильм переносит зрителя в последние месяцы Великой Отечественной войны. Во время отступления фашистов из небольшой литовской деревушки пропадает кулак по имени Станкус. В годы немецкой оккупации он был старостой, поэтому боится справедливого возмездия за совершенные дела. Станкуса нет, но крестьяне не решаются делить его участок, хоть и остро нуждаются в земле. Бои продолжаются неподалеку, постоянно слышатся звуки канонады. К тому же, подобраться к земле совсем непросто, все вокруг заминировано.
Тогда один из жителей деревни по имени Будрис решает отправиться в город, чтобы власть решила, как все должно быть.
В это же время в родную деревню возвращается Довиле, дочь местного учителя, роль которой как раз играет Плешките. Она всю войну работала в госпитале, покинув деревню в самом начале войны вместе с отступающей Красной Армией. Дома она узнает, что ее отец погиб. Тяжело проходит ее встреча с другом детства Повиласом, сыном кулака. Он не пошел за отцом, теперь растерян и опустошен, не веря, что в разрушенной войной деревне когда-нибудь наладится мирная жизнь.
Фильмография
Дебютная роль актрисы была вполне успешной. В конце 60-х годов она стала одной из самых востребованных литовских актрис. В 1966 году снялась в драме Раймондаса Вабаласа “Лестница в небо” про жителей заброшенного хутора, которые прячутся и от коммунистов, и от “лесных братьев”.
Затем приняла участие в киноальманахе “Игры взрослых людей”, драме Альгирдаса Араминаса “Найди меня”.
В 1970 году снялась в военной драме Марлена Хуциева “Был месяц май” про одну из первых недель мирной жизни после окончания войны. События фильма разворачиваются на территории Германии. Отряд советских солдат останавливается на постой у богатого крестьянина, который живет с молодой женой и сыном-школьником.
Также стоит отметить такие картины Плешките, как драма Раймондаса Вабаласа “Камень на камень”, исторический фильм Марионаса Гедриса “Раны земли нашей”. В 1972 году она снялась в биографической картине об уничтожении прусского народа Тевтонским орденом “Геркус Мантас”, а также в семейной комедии “Веселые истории” по мотивам рассказов Николая Носова.
“Чисто английское убийство”
Свою самую известную роль Плешките исполнила в детективе Самсона Самсонова “Чисто английское убийство”.
Плешките появляется в образе миссис Карстерс, хладнокровной убийцы, которая совершает дерзкое преступление в фамильном замке лорда Уорбека, куда на Рождество съезжаются многочисленные друзья и родственники. В разгар веселья неожиданно умирает его единственный наследник. А так как из-за обильного снегопада вызвать полицию не представляется возможным, за расследование берется один из гостей доктор Ботвинк. Происходящее осложняется тем, что между собравшимися сложные и неоднозначные взаимоотношения.
Успех на экране
Интересно, что актриса снималась вплоть до 1991 года. За это время она успела пополнить свою фильмографию десятками кинолент. В 53 года она завершила творческую карьеру.
Среди ее работ особенно необходимо отметить: детектив Алоиза Бренча “Подарки по телефону”, военную драму Альмантаса Грикявичюса “Факт”, мелодраму Анатолия Горло и Вадима Дербенева “Женщина в белом”, драму Владимира Бортко “Без семьи”, художественный фильма Дзидры Ритенберга “Самая длинная соломинка”.
Трагическая история любви
В личной жизни Эугении Плешките была печальная история любви. Когда она работала в театре Каунаса в 1974 году, то познакомилась там с начинающим балетмейстером Борисом Моисеевым, которому тогда было 20 лет. Моисеев влюбился в знаменитую актрису, буквально осыпая ее цветами и оригинальными признаниями.
Между Эугенией Плешките и Борисом Моисеевым начался страстный роман. Вскоре молодой человек признался, что надолго оставаться в Каунасе не планирует, он хочет завоевать Москву, причем с весьма неординарными танцевальными проектами. В их основе лежал вполне однозначный намек на его гомосексуальность.
Плешките, которая все это время находилась фактически под колпаком спецслужб из-за сбежавшего в Швецию брата, была шокирована такими планами. Взвесив все за и против, она отказалась ехать в столицу, прервала все отношения с Моисеевым. При этом она скрыла свою беременность, чтобы не мешать карьере возлюбленного.
В 1976 году она тайком родила. Сын Эугении Плешките был от рождения глухонемым, его назвали Амадеус. После этого пути Плешките и Моисеева разошлись окончательно, неизвестно даже виделись ли они хотя бы еще раз.
Актриса умерла в 2012 году в Клайпеде. Ей было 74 года.
После ее смерти Моисеев дал большое количество интервью, рассказывая об истории их взаимоотношений. Пытался познакомиться с ее сыном и внуками, заявив даже, что его песня “Глухонемая любовь” на самом деле была посвящена Амадеусу. Своей умершей возлюбленной он также посвятил один из своих новых клипов.