Актриса нифонтова биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2018;
проверки требуют 10 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нифонтова.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Питаде.
Руфина Дмитриевна Ни́фонтова (15 сентября 1931[1][2], Москва[1] — 27 ноября 1994, Москва) — советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1978).
Биография[править | править код]
Родилась 15 сентября 1931 года в Москве в семье с греческими корнями.
Жили на Соколиной Горе, недалеко от кинотеатра «Родина». В 1939—1950 годах училась в средней школе № 433. В школе активно участвовала в работе драмкружка.
После школы подавала заявление в театральное училище, но не прошла по конкурсу. Потом сдавала вступительные экзамены во ВГИК, тоже не прошла. Рыдающую рыжеволосую девушку в коридорах ВГИКа заметил профессор Б. В. Бибиков и взял её на свой курс в одну группу с И. В. Извицкой, Ю. А. Беловым, Н. В. Румянцевой, М. Г. Булгаковой. В 1955 году окончила ВГИК (мастерская Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой) и поступила в Театр-студию киноактёра. В феврале—сентябре 1957 года — актриса киностудии «Мосфильм».
С 1957 года — в труппе Малого театра. В театр пришла уже известной киноактрисой после фильма «Сёстры» из трилогии «Хождение по мукам». Несмотря на то, что актриса окончила ВГИК, а не театральное училище, она смогла благодаря таланту и твёрдости характера создать ряд блестящих театральных образов на сцене. Об её характере говорит и известная в театральных кругах «история с дустом», когда актриса одному особо мелочному администратору театра обсыпала дустом парадный костюм. На товарищеском суде в присутствии руководства театра, разбиравшего этот «неблаговидный поступок», администратор был доведён актрисой до состояния, которое вызвало дружный смех у всей «высокой комиссии».
– Взяла, например, и обсыпала дустом костюм администратора! – вспоминают коллеги по театру. – Устроили товарищеский суд. Мол, почему это сделала? А она говорит: «Вы что, не знаете, для чего дуст? Для уничтожения паразитов…»
Много работала на радио. Принимала участие в многочисленных радиопостановках. В разные годы актрисой были записаны на радио стихотворения Я. Полонского, Р. Джефферса, Л. Украинки, Л. Щипахиной.
на Ваганьковском кладбище
С конца 1980-х годов не приглашалась сниматься в кино. В начале 1990-х годов, при отсутствии ролей, ушла из Малого театра. Вела уединённый образ жизни после цепи трагических личных утрат[3].
В 1986—1991 годах — секретарь Правления Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей РСФСР).
Член КПСС с 1972 года.
Трагически погибла (потеряла сознание, упав в ванну с кипятком) 27 ноября 1994 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище (участок № 26)[4].
Семья[править | править код]
- Отец — Дмитрий Иванович Питаде (1891—1944), был помощником начальника станции «Москва-Сортировочная».
- Мать — Дарья Семёновна (1895—1964), работала на ткацкой фабрике, была ударницей-активисткой.
- Братья — Александр, пропал без вести в первые дни войны; Борис, также погиб на фронте; Вячеслав (1931—1975), близнец Руфины.
- Муж — Глеб Иванович Нифонтов (1922—1991), кинорежиссёр; погиб в автокатастрофе.
- Дочь — Ольга, окончила ВГИК.
Творчество[править | править код]
Награды[править | править код]
- Кинофестиваль в Карловых Варах (приз за лучшую женскую роль, фильм «Вольница», 1956);
- Всесоюзный кинофестиваль в Москве (номинация «Первые премии для актёров», фильм «Сёстры», 1958);
- Всесоюзный кинофестиваль в Минске (номинация «Первый приз за женскую роль», фильм «Восемнадцатый год», 1960);
- Заслуженная артистка РСФСР (1962);
- Народная артистка РСФСР (1966);
- Народная артистка СССР (1978);
- Орден «Знак Почёта» (1967);
- Орден Трудового Красного Знамени (1974);
- Орден Дружбы народов (1981) — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения[5].
Примечания[править | править код]
Источники[править | править код]
- Нифонтова Руфина Дмитриевна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Биография
В тяжелое советское время расцветали таланты: российские актрисы, такие как Нина Веселовская, Элина Быстрицкая и Руфина Нифонтова, не уступают западным расхитительницам мужских сердец. Последняя обладала красивой внешностью и твердым характером, но прожила трагическую жизнь, полную горя и всевозможных лишений.
Детство и юность
Руфина Нифонтова родилась в Москве. Произошло это событие 15 января 1931 года. Детство будущей актрисы прошло на Соколиной Горе, там, где неподалеку находится кинотеатр под названием “Родина”. Руфина с детства отличалась от сверстниц красивой внешностью: светлоглазая девочка походила на тех особ, которых описывали в своих картинах великие художники, например, Валентин Серов и Иван Крамской.
Актриса Руфина Нифонтова
Руфина походила на типичную лирическую героиню пьес Пушкина неспроста: дело в том, что будущая звезда экранов росла и воспитывалась в семье греческой национальности, правда, ее родители были вовсе не творческими людьми. Папа Руфины, Дмитрий Питаде, работал на станции “Москва-Сортировочная” на должности заместителя начальника, а его жена Дарья Семеновна трудилась на промышленной фабрике.
Помимо Руфины, в семье воспитывались ее братья: близнец Вячеслав, старший Александр и средний Борис. Саша пропал без вести во время Великой Отечественной войны, а потом пришло свидетельство о смерти Бориса.
Руфина Нифонтова в молодости
Эти трагические события стали для семьи настоящим шоком и ударом: Дарья Семеновна тяжело переживала утрату сыновей, поэтому стала чрезмерно заботиться о Руфине и Вячеславе. Правда, мальчику досталось внимания гораздо больше, и от чрезмерной опеки матери он стал тихим и скромным ребенком.
Что касается характера Руфины, то девочка отличалась мальчишеским и задорным характером. Она была ударницей в школе, однако девочку периодически исключали из учебного заведения за конфликты с другими детьми и “плохое поведение”, что по советским меркам считалось чуть ли не вопиющим случаем. Но Нифонтова всегда возвращалась в стены школы благодаря своему артистизму и обаянию.
Руфина Нифонтова
Кроме того, Руфина находила время на хобби: девочка была завсегдатаем драматического кружка, где участвовала в импровизированных постановках: нередко Нифонтовой доставались главные роли в школьных спектаклях. Интересно то, что она прекрасно перевоплощалась даже в мужские персонажи. Например, девочка примерила образ влюбленного Ромео из пьесы Уильяма Шекспира “Ромео и Джульетта”.
Причем Руфина настолько страстно влилась в образ, что чуть не задушила свою коллегу по сцене, девочку, которая исполняла роль Джульетты.
Руфина Нифонтова в спектакле “Светит, да не греет”
Позже юная красавица, которая успела заявить о себе и показать характер, всерьез задумалась о карьере актрисы, правда, театр интересовал ее больше, нежели чем кино. После окончания школы девушка подала документы в театральное училище, но ее первая попытка оказалась провальной из-за большого конкурса.
Однако Руфина не стала опускать руки и подала документы в престижный вуз ВГИК. Однако и это учебное заведение не приняло в свои ряды темпераментную абитуриентку. После второй неудачи Руфина плакала в стенах ВГИКа, после чего ее заметил Борис Бибиков и предложил стать студенткой его курса. Примечательно то, что одногруппницей Руфины Нифонтовой была Надежда Румянцева и другие звезды советского кинематографа.
Фильмы
Мечта Нифонтовой сбылась. С 1957 года молодая девушка стала полноправной участницей труппы Малого театра. Нифонтова смогла создать запоминающиеся образы, которые понравились зрителям.
Руфина Нифонтова в фильме “Вольница”
В большинстве случаев Руфина участвовала в классических постановках. Например, сыграла Одинцову из произведения “Отцы и дети” Тургенева, Катерину из пьесы Островского “Гроза”, Бережкову из спектакля Гончарова “Обрыв” и других твердохарактерных героинь.
Роли в кино давались Руфине гораздо легче, ведь в случае неудачи всегда можно было бы записать повторный дубль, тогда как в театре актеры выступали перед зрителями вживую. Причем сниматься девушка начала одновременно с поступлением в театр, таким образом совмещая сразу две актерские деятельности.
Руфина Нифонтова в фильме “Хождение по мукам”
Впервые перед режиссерскими камерами гречанка появилась в молодости, в 1955 году. Ее дебютом стал фильм “Вольница”, в котором актриса удостоилась главной роли девушки Насти.
В 1957-м вышел полнометражный фильм по роману Алексея Толстого “Хождение по мукам”, который растянулся на три серии. В этой драме Руфине досталась роль Кати Булавиной, которая появилась во всех трех частях: “Сестры”, “Восемнадцатый год” и “Хмурое утро”. Благодаря этой героине Нифонтова получила всесоюзную известность и стала получать предложения от режиссеров.
Руфина Нифонтова в фильме “Интервенция”
Далее ее фильмография пополнилась картинами “Русский лес” (1963), “Палата” (1964), “Год как жизнь” (1965), “Они живут рядом” (1967) и другими примечательными работами. В 1972-м вышел фильм Владимира Басова “Опасный поворот”, снятый в детективном жанре. Эта картина может с легкостью конкурировать с произведениями Агаты Кристи и Артура Конана Дойла.
Позже Руфина стала реже сниматься в кино и исполняла второстепенные роли: перевоплотилась в жену режиссера в фильме “Риск” (1972), сыграла народного судью в картине “С любимым не расставайтесь” (1979) и т.д. Последней работой в фильмографии Руфины Нифонтовой стала роль в фильме “Сумасшедшая любовь” (1992), где она сыграла пациентку психиатрической лечебницы.
Личная жизнь
Современники вспоминали, что за сценой театра у Нифонтовой был непростой характер: однажды один мелочный администратор был обсыпан дустом. На товарищеском суде Руфина довела этого мужчину чуть ли не до состояния истерики, что вызвало смех у “высокой комиссии”.
Личную жизнь Руфины Нифонтовой сложно назвать сладкой, ведь этой женщине пришлось пережить потери близких людей: актриса потеряла своего брата Вячеслава, который скончался от сердечной недостаточности. В 1991-м Нифонтова лишилась супруга, который был старше избранницы на 10 лет.
Руфина Нифонтова и ее муж Глеб Нифонтов
Кинорежиссер Глеб Иванович Нифонтов попал в автомобильную аварию, сев в автомобиль после семейной ссоры.
На этом трагедии в жизни актрисы не закончились: в «лихие 90-е», в эпоху бандитизма, племянницу актрисы жестоко убили и ограбили. Да и с дочерью Ольгой отношения были не из легких из-за ее избранника, который отличался девиантным поведением, поэтому в семье бывали частые выяснения отношений.
Смерть
Последние годы жизни Руфина Нифонтова провела одиноко и практически не снималась в кино. Известно, что талантливая женщина скончалась 27 ноября 1994 года: актриса умерла от сердечного приступа в горячей ванне.
Могила Руфины Нифонтовой
Во время похорон лицо и руки Руфины были прикрыты. Могила находится на Ваганьковском кладбище: на ней установлен трогательный монумент с христианской символикой.
Фильмография
- 1955 — “Вольница”
- 1965 — “Первый посетитель”
- 1966 — “Дачники”
- 1966 — “Неизвестная”
- 1967 — “Они живут рядом”
- 1968 — “Интервенция”
- 1968 — “Ошибка Оноре де Бальзака”
- 1970 — “Любовь Яровая”
- 1970 — “Расплата”
- 1970 — “Семья Коцюбинских”
- 1972 — “Опасный поворот”
- 1977 — “Риск — благородное дело”
- 1979 — “С любимыми не расставайтесь”
- 1980 — “Вам и не снилось…”
- 1980 — “Жиголо и Жиголетта”
- 1992 — “Сумасшедшая любовь”
Руфина Нифонтова — биография
Руфина Нифонтова, советская актриса театра и кино, родилась в Москве в 1931 году. Народная артистка, жена режиссера Глеба Нифонтова.
Руфина Нифонтова, в девичестве Питаде, родилась в сентябре 1931 года в Москве. Она в полной мере осознала, что такое детство, разрушенное войной. На фронте погибли два старших брата, а также отец (попал под бомбы). У девочки был брат-близнец, который, к сожалению, прожил недолгую жизнь, хотя не участвовал в войне ввиду малого возраста. Но прожил он всего лишь 44 года.
Добавитьдетство
Несмотря на столь страшные испытания, мама будущей звезды советского кино была человеком деятельным, с очень сильным характером. Она в одиночку поднимала семью на ноги, трудилась простой рабочей, была активисткой. Во многом именно военные тяжелые будни закалили характер Руфины, которая поняла, насколько сильными могут и должны быть женщины.
Детство и первые шаги в искусстве
Семья имела греческие корни, девочка отличалась красивой внешностью, она была типичной «лирической героиней». И неудивительно, что режиссёры оценили эту мягкую и привлекательную внешность. Несмотря на сложное детство, в школе она ходила в драмкружок, серьёзно увлекалась театром, школьными постановками. Ее заслуженно считали маленькой звездочкой и ценили за потрясающий артистизм, обаяние.
В то же время характер у нее был непростой, бойцовский, мальчишеский. Доходило даже до того, что ее периодически исключали из школы, что по советским меркам было возмутительно. Однако она всегда восстанавливалась, потому что ее любили за обаяние, ярко выраженный талант.
Фото: Руфина Нифонтова в молодости
В кружке она считалась звездой, серьёзно задумывалась о карьере актрисы, но больше интересовал театр, сцена, нежели кино. Интересно, что ей давали даже мальчишеские роли. Так, в школьном театре она перевоплотилась в Отелло и сыграла столь пылко и страстно, что чуть ли не задушила по-настоящему девочку, исполняющую роль Дездемоны. Вот что такое бурный актерский темперамент. Конечно, никто и не удивился, когда после окончания школы она приняла решение поступать не куда-либо, а именно в театральное учебное заведение.
Но первая попытка поступить в театральное училище оказалась неудачной. В то время конкурс был огромный, впрочем, как и сейчас. Не поступив в училище, она подала документы в не менее престижный ВГИК, но и здесь ее ждала неудача. Она буквально рыдала в стенах учебного заведения, и ее заметил профессор Борис Бибиков. Он разглядел в ней темперамент, оценил прекрасную театральную внешность, поэтому позволил ей стать студенткой своего курса. Вместе с ней учились и другие будущие звезды: Изольда Извицкая, Надежда Румянцева и другие.
Профессиональная актерская деятельность
В 1955 году она успешно закончила ВГИК, проработала некоторое время в Театре-Студии Киноактера, а затем перешла в труппу Малого театра. Надо сказать, что к этому времени она уже была известной, поскольку снялась в фильме «Хождение по мукам». Начала она активно сниматься в студенческие годы, получив главную роль в фильме «Вольница». Это было успешным дебютом. Причём известно, что в 1956 году эта картина получила заслуженный приз в Карловых Варах. Да, уже тогда многие оценили ее обаяние, артистичность, искрящиеся светом глаза. После такого ошеломительного успеха на неё буквально посыпались предложения режиссеров.
Съемки фильма «Хождение по мукам» были довольно тяжелыми и продолжительными. Они длились почти 3 года, актриса филигранно вжилась в роль Кати. Впоследствии многие запомнили её именно как Катю.
Приглашение играть в Малом театре означало полное признание заслуг актрисы. Только самые достойные, талантливые актеры удостаивались такой чести, поскольку Малый театр в советское время считался образцом русской театральной школы.
Актёры, играющие в Малом, часто недолюбливают коллег, которые приходят в театр с большого экрана. Но Руфине удалось доказать, что она хороша во всех ипостасях. Она была очень темпераментный сильной актрисой и сумела убедить режиссеров доверить ей роли в хрестоматийных спектаклях русской классики по Островскому, Чехову.
Она умело воплощала любые образы, особенно драматические, наполненные трагизмом. К сожалению, нельзя сказать, что в Малом театре она полностью раскрылась как актриса. Немалый отпечаток наложил и ее непростой характер. Боевое детство, страшные потери в семье во время войны наложили свой отпечаток.
Коллеги вспоминают, что находиться рядом с ней было тяжело. Если ей что-то или кто-то не нравился, то она говорила об этом открыто, в том числе и режиссерам, от которых во многом зависела ее карьера.
Нужно помнить, что любой храм искусства — это интриги, поэтому театр разделился на две части. Одни ценили Руфину за искренность, нелицеприятие, а другие видели в этом банальную самоуверенность и даже хамство. Так или иначе, но интриги продолжались, и вскоре руководство решило давать актрисе более мелкие и незначительные роли, что, фактически, означало нежелание сотрудничать с ней.
Доходило и до курьезных случаев. Например, как-то Руфина посыпала костюм администратора дустом. Она считала, что администратор мстительный, завистливый человек. Таким образом она выбрала возмездие.
В театре состоялся товарищеский суд, как и было принято по комсомольским канонам того времени, но актрисе удалось удивить и даже рассмешить коллег по цеху. Свой поступок она объяснила тем, что дустом выводят паразитов, а администратор тоже относится к этой категории.
Личная жизнь и трагедия в жизни
Трагедия, связанная с потерей братьев и отца во время войны, к сожалению, оказалась не единственной. Ей пришлось пережить и потерю брата-близнеца, который умер в 1975 году, хотя ничего не предвещало этого. Он находился в другом городе в командировке. Неожиданно в ванной комнате гостиницы ему стало плохо с сердцем, и он умер практически мгновенно. Руфина вспоминала, что у них с братом-близнецом была особая духовная связь. И в момент его смерти ей тоже было очень плохо. Когда ей сообщили печальную новость, то она заметила, что кончина ее будет аналогичной. Забегая вперёд, стоит отметить, что так и произошло. Хотя она пережила своего брата почти на 20 лет.
Потеря брата-близнеца также не стала последней утратой в ее жизни.
Трагически погиб ее муж в 1991 году. И вновь, как принято говорить, ничто не предвещало беды. Мужчина попал в автомобильную аварию.
Даже эта потеря не оказалась последней для Руфины. Так, у её брата-близнеца была семья, подрастала дочь. На заре 90-ых племянница актрисы занялась частным бизнесом, как делали многие в то время. Но на начало 90-ых приходится и разгул бандитизма, нестабильность, которые сотрясали общество.
Племянница стала жертвой разборок. Совсем еще молодую девушку увезли в лес, ограбили, убили. У неё остался маленький ребёнок. Это была очередная потеря для Руфины, которая ещё не оправилась от смерти мужа. Она очень любила племянницу, поскольку та напоминала ей погибшего брата. Возможно, после этого случая она сама почувствовала, что силы ее на исходе.
Был и ещё один случай. Когда Руфина Дмитриевна похоронила мужа в 1991 году, то после похорон она упала и больно ударилась. Но затем она заметила, что это не имеет значения, поскольку она и сама вскоре умрет. Это не первый случай, когда потрясающая интуиция актрисы давала о себе знать. И действительно, она умерла в 1994 году.
Стоит добавить, что в семье ее была ещё одна большая проблема. У артистки была дочь Ольга, которая закончила ВГИК и стала режиссером. В конце 80-ых годов она собралась замуж, но ее избранник категорически не понравился ни самой Руфине, ни ее живому на тот момент мужу. Было очевидно, что у молодого человека проблемы с поведением и алкоголем. Отношения с Ольгой были далеки от идеальных. Нередко на глазах у родителей Ольга ссорилась с избранником. Всё это очень нервировало родителей, и они тяжко переживали эти отношения. Они отговаривали Ольгу от опрометчивого поступка.
К сожалению, плохие отношения Ольги с мужем косвенно стали причиной гибели самой актрисы и ее супруга. Однажды на даче за городом разгорелся очередной скандал дочери с мужем и супруг Руфины не выдержал всего происходящего. Он сел в машину и уехал с дачи в город. Но по пути у него случился сердечный приступ, что, собственно, стало трагедией и привело к автомобильной аварии. Его автомобиль врезался в тяжёлый грузовик, и он скончался на месте.
Эта смерть, а также смерть племянницы, неудачно занявшейся бизнесом, окончательно подкосили здоровье актрисы.
Уединенная жизнь
Известно, что в конце жизни она практически не снималась. Слишком тяжело ей было осознавать перестройку, проходящую в театре, в стране. Разрушился Советский Союз, который сделал ее звездой. В тот момент возраст ее был уже преклонным, новых интересных ролей не предлагали, кругом всё было настроено на коммерцию, бизнес, раздел собственности некогда великой державы.
Если посмотреть фильмографию исполнительницы, то она обрывается почти синхронно с развалом СССР. Так, последний фильм с ее участием вышел в 1992 году. В 1992 году была и сыграна последняя роль в театре. Последний телеспектакль с ее участием датируется 1988 годом. Хотя известно доподлинно, что она очень мечтала сниматься в кино, играть в театре. Сохранилась даже тетрадка, где она записывала роли, которые бы хотела сыграть. И это прекрасные роли, классические и современные произведения, которые, к большому несчастью, ставить никто и не собирался.
Трагическая развязка
Жизнь актрисы оборвалась внезапно, случилось это 27ноября 1994 года. Начиная с 1972 года, звезда вступила в Коммунистическую партию Советского Союза и оставалась верной своему выбору до самого конца. Даже развал СССР не изменил ее решение. Она понимала, что в последние годы нет перспектив ни для творчества, ни для восстановления после многочисленных трагедий, ни для ее партии, в которой она состояла почти два десятка лет.
Фото: памятник Руфине Нифонтовой
Ноябрьским вечером Руфина Дмитриевна вернулась с дачи и чувствовала себя неважно. Она очень замёрзла и решила согреться в ванной. Находясь в ней, она почувствовала, что вода чуть теплая и на всю мощь открыла кран с горячим потоком. В этот момент или чуть позже у неё случился сердечный приступ. Ей стало плохо прямо в ванной, она потеряла сознание и не смогла даже закрыть кран.
В очень горячей воде она пролежала довольно длительное время, пока жидкость не перелилась через край, не заполнила всю квартиру и не просочилась к соседям снизу. Только тогда они проявили беспокойство, постучали в дверь, но никто не открыл. Обеспокоенным соседям пришлось связаться с родственниками, службой спасения. Когда дверь в квартиру открыли, то увидели, что актриса по-прежнему находится в горячей воде и давно мертва.
Ее решили не хоронить в закрытом гробу, но предусмотрительно закрыли лицо и руки кружевом из театрального реквизита, в котором она играла одну из своих лучших ролей. Похоронена звезда советского кино на Ваганьковском кладбище. В настоящее время на могиле установлен трогательный монумент с христианской символикой. Коллеги вспоминают ее, как неоднозначного человека, слишком прямолинейного, но, возможно, это объясняется лишь желанием актрисы быть собой, быть честной и нелицемерной.
Избранная фильмография
- 1956 — Полюшко-поле
- 1965 — Год как жизнь
- 1970 — Любовь Яровая
- 1972 — Опасный поворот
- 1980 — Жиголо и Жиголетта
- 1984 — Время и семья Конвей
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.