Актриса наталья федоровна орлова личная жизнь

Актриса наталья федоровна орлова личная жизнь thumbnail

Наталия Фёдоровна Орлова

Наталия Орлова

Наталия Фёдоровна Орлова. Родилась 12 ноября 1939 года – умерла 5 июля 2018 года в Риге. Советская и российская актриса театра и кино, педагог. Жена актера Юрия Гребенщикова. Мать актера Кирилла Гребенщикова.

Наталия Орлова родилась 12 ноября 1939 года.

В 1962 году окончила Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

В 1962-1964 годах – актриса Рижского русского театра, сыграла в спектаклях: Лида – «Моя старшая сестра» А.М. Володин (режиссёры А. Лейманис, С. Васильев); Зина – «Палата» С. Алёшин (режиссёр А. Лейманис); Настя – «Нас где-то ждут» А.Н. Арбузов (режиссёр Ю. Ятковский); Яна – «Солдатская шинель» А. Григулис (режиссёр А. Апеле); Наташа – «Совесть» Д. Павлова (режиссёр Ю. Ятковский); Елена – «Рассудите нас, люди» А. Андреев (режиссёр А.Ф. Кац); Майя Мухина – «В день свадьбы» В.С. Розов (режиссёр Ю. Ятковский).

С 1964 по 2008 год – актриса Московского драматического театра им. К.С. Станиславского.

Театральные работы Наталии Орловой в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского:

Виксен – «Трёхгрошовая опера» Б. Брехт (постановка С.И. Туманова);
Людка – «Анна» М. Ганина (постановка и режиссура Б.А. Львова-Анохина, ассистент режиссёра В.Н. Иванов);
Шурочка – «Три главы из жизни Серафима Крамольникова» Л.Г. Зорин (режиссёр Б.А. Львов-Анохин);
Инна – «Палуба» Л.Г. Зорин (постановка М.П. Карклялиса, руководитель постановки Б.А. Львов-Анохин);
Полли Пичем – «Трехгрошовая опера» Б.Брехт (постановка С.И. Туманова);
Ванда – «Каждый осенний вечер» И. Пейчев (постановка Б.А. Львова-Анохина М.Ю. Резниковича);
Цыганка – «Робин Гуд» С. Заики (режиссёр Е.И. Еланская);
Эльза – «Чёрт» Ф. Мольера (режиссёр Л.С. Танюк);
Красавица – «Прощание в июне» А. Вампилов (режиссёр А.Г. Товстоногов);
Цыганка в хоре – «Живой труп» Л.Н. Толстой (постановка В.Н. Кузенкова);
Маша – «Прощание в июне» А. Вампилов (режиссёр А.Г. Товстоногов);
Маленький Джон – «Робин Гуд» С. Заяицкий (режиссёр Е.И. Еланская);
Пани Ядя – «Обелиск» В. Быков (постановка В.Н. Кузенкова);
Элите – «Брысь, костлявая, брысь!» Шаметяниса (режиссёр-постановщик Б.А. Морозов);
Васнецова – «Собачье сердце» (Дневник доктора Борменталя) А. Ставицкий по мотивам повести М.А. Булгакова;
(режиссёр-постановщик А.Г. Товстоногов);
Марья – «Царевна-лягушка» Г.М. Соколова (постановка А.Г. Товстоногова и О. Великановой);
«Горная ведьма» Д. Мотакие (режиссёр Н. Коляканова);
«Отражение» (режиссёр Н. Коляканова);
«Женитьба» Н.В. Гоголь (постановка В. Мирзоева);
Женщина-жертва – «Хлестаков» Н.В. Гоголь (режиссёр-постановщик В. Мирзоев);
Даша Б. – «Тот это свет» А. Казанцева (режиссёр-постановщик В. Мирзоев).

Участвовала в проекте «AMAZZONE» (г. Палермо, Италия).

С 1961 года снималась в кино, дебютировав в роли Бетси в фильме «Алые паруса».

Наталия Орлова в фильме “Алые паруса”

Наталия Орлова Алые паруса

Позже исполнила роли в лентах «Такая короткая долгая жизнь», «Спасатель», «Выкуп», «Следствие ведут Знатоки», «Джамайка», «Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски».

Наталия Орлова в фильме “Такая короткая долгая жизнь”

Наталия Орлова Такая короткая долгая жизнь

Наталия Орлова в фильме “Следствие ведут Знатоки”

Наталия Орлова Следствие ведут Знатоки

Последний раз появилась на экране в 2011 году в фильме «Борис Годунов».

Много работала на радио и телевидении.

В 1998 году участвовала в проекте канала «Культура» «Чудо-сказка».

С 2002 года преподавала во ВГИКе на курсе Сергея Соловьева.

Ушла из жизни 5 июля 2018 года в Риге.

Личная жизнь Наталии Орловой:

Муж – Юрий Сергеевич Гребенщиков (1937-1988), советский актер театра и кино.

Сын – Кирилл Гребенщиков (род. 22 июня 1972 года), российский актёр театра и кино, телеведущий.

Наталия Орлова и Юрий Гребенщиков

Наталия Орлова и Юрий Гребенщиков

Фильмография Наталии Орловой:

1961 – Алые паруса – Бетси, горничная
1973 – Разные люди (фильм-спектакль) – Маша, однокурсница Ирины Лесковой
1975 – Такая короткая долгая жизнь – Галина Николаевна, учительница
1975 – Как зайка летал на воздушных шариках (короткометражный) – эпизод
1978 – Истцы и ответчики (фильм-спектакль) – секретарь суда (нет в титрах)
1980 – Спасатель – мама Вильки, проводница
1984 – Призываюсь весной (фильм-спектакль) – бабуля у подъезда (нет в титрах)
1984 – Осиное гнездо (фильм-спектакль) – Замфира
1986 – Выкуп – фрау Хайнике
1987 – Следствие ведут Знатоки – Клавдия Михайловна, мать Сени Калмыкова
1987 – Джамайка – эпизод
1997 – Учительница первая моя, или Мальчишник по-русски – эпизод
2011 – Борис Годунов – эпизод

Источник

В СССР в предвоенные годы любой человек мог попасть в лагеря за неугодную властям фразу.
Каждый шаг писателей, художников и артистов – тем более был на виду властей. И популярный артист за неуместный анекдот завтра мог стать арестантом.
В это сложное время особенно любопытна судьба известной актрисы Любови Орловой.

Дворянская родня

Любовь Орлова родилась в 1902 году в дворянской семье и происходила из древнего рода Рюриковичей. Граф Орлов, любимец Екатерины Второй, был прапрадедом актрисы, а отец Любы был военным чиновником.

По материнской линии Орлова состояла в родстве с графом Львом Толстым.

Необычно, что женщина с такой опасной в 30-е годы родословной становится любимой актрисой Сталина и кумиром миллионов советских людей.

Первые успехи

Сам Шаляпин, бывая у Орловых, отмечал способную игру девочки в домашних постановках, и советовал занятия в театре.
После учебы в Московской консерватории и Гитисе с 1926 года Любовь пела и играла в театральных постановках. Уже в то время способности и звездная внешность отличали Орлову из толпы коллег.

Из-за патологии внутреннего уха Орловой пришлось оставить Московскую консерваторию.

Любовь Орлова в юности

Триумф

В 1933 году Орлова выходит замуж за начинающего режиссера Григория Александрова и снимается в его картине «Веселые ребята».

Любовь Орлова в фильме “Веселые ребята”

Великолепная пара любящих друг друга людей в эпоху политизированного творчества умела делать воздушные и невероятно популярные фильмы, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».

Любовь Орлова и Григорий Александров

Советская Марлен Дитрих

Из за запрета зарубежного творчества, мало советских граждан знали Марлен Дитрих.
Но режиссер Александров специальных просмотрах постоянно знакомился с иностранными кинокартинами.

В фильме «Веселые ребята» у Орловой появился цилиндр, как у Дитрих в картине «Голубой ангел».

Любовь Орлова и Марлен Дитрих

Закат

В 1960-ых Орлова реже снимается в кино.

В 1972 году вышел очень неоднозначный фильм «Скворец и Лира» – последняя работа с участием Орловой, где 71-летняя актриса играла молодую разведчицу Лиру.

Любовь Орлова в роли Лиры

Награды

1. Дважды лауреат Сталинской премии: за фильмы «Цирк» и «Встреча на Эльбе».
2. Орден Ленина и два ордена Трудового Красного Знамени.
3. Звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР и СССР.

Любовь Орлова 1950-е

Дети в жизни артистки

Детей у Орловой не было.
После смерти артистки появилась информация о двух абортах от Григория Александрова.

Возможно, аборты и стали причиной бесплодия Орловой.
Кстати, актриса одной из первой в СССР использовала спираль, предохраняющую от беременности.

Вечная молодость

Информацию о пластических операциях Орловой часто обсуждали фанаты.

Актриса всегда следила за собой и выглядела моложе своих лет: Орлова первая в Союзе делала пластику по подтяжке век.

Умерла великая артистка в 1975 году от онкологического заболевания. Григорий Александров пережил супругу на 8 лет.

Великая судьба

Жизнь и карьера Любовь Орловой во многом зависела от Сталина, который восхищался талантом актрисы.

Статус любимицы вождя защищал артистку от недоброжелателей, но одновременно накладывал на Орлову невыносимую ответственность.
Ведь судьба родственников Орловой, с опасной биографией, жизнь сестры и супруга напрямую зависела от умения актрисы играть так, чтобы власти были довольны.

И Любовь Орлова смогла не просто выжить, но и сделать яркую и блистательную карьеру.

Читайте так же: 12 неизвестных страхов звезд зарубежного кино

Если эта история была полезной: ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ И РАСШИРЬ СВОЙ КРУГОЗОР НАШИМИ СТАТЬЯМИ

Великолепного дня!

Источник

Кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин», 1955 г.

Вера Марковна Орлова — необычайно талантливая, проникновенная актриса советского кино и театра. Она была обворожительной и естественной в каждой своей роли.

Ей одинаково хорошо удавались образы любящих матерей и жен, кисейных барышень, честных советских тружениц, экзальтированных дамочек и вздорных теток. Актриса впервые появилась на экранах в 1945 году. Роль Лизы Карасевой в фильме «Близнецы» сделала ее знаменитой.

Читайте также:  Елизавета жарова актриса личная жизнь

За свою долгую творческую жизнь Вера Орлова снялась всего в тридцати картинах. Несмотря на весьма скромную фильмографию, она была любима и узнаваема зрителями.

Среди ее киноработ буфетчица Полина в популярной комедии «Солдат Иван Бровкин», Вера Петровна – пластический хирург и заботливая мама трех приемных сыновей в «Детях Дон Кихота», бывшая светская львица Елена Станиславовна в знаменитой захаровской экранизации «Двенадцати стульев».

Талант, который открыли в детстве

Вера Орлова — уроженка города Екатеринославля (ныне Днепр). Здесь в 1918 году она появилась на свет и провела первые годы своей жизни. Еще будучи ребенком, Вера вместе с родителями переехала в Москву.

В столице она не только посещала среднюю школу, но и активно участвовала в самодеятельности. Красивая и талантливая девочка была занята во всех школьных спектаклях, пела в ансамбле, играла на гитаре. Уже в это время она нашла свое призвание — актерскую профессию.

Кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин», 1955 г.

Орлова с первого раза поступила в одно из московский театральных училищ, которое успешно закончила в 1941 году. Карьера молодой актрисы началась в тяжелые годы. Первым местом работы стал Московский театр имени Ленсовета.

Затем была полугодичная эвакуация в Хабаровск в качестве артистки Московского театра Сатиры. Зимой 1942 года Вера вернулась в столицу, чтобы поступить на службу в Театр им. Владимира Маяковского, в котором она проработала более тридцати лет и сыграла свои лучшие роли.

Неудачная личная жизнь звезды экрана

После кинодебюта в фильме «Близнецы» у молодой актрисы появилось много поклонников. Мужчины влюблялись в очаровательную девушку со звонким, журчащим голосом.

Однако внешняя привлекательность и всесоюзная слава не принесли красавице счастья в личной жизни. Любимая миллионами зрителей, она не смогла найти достойного мужчину и создать семью.

Вера Марковна была скрытным человеком и мало рассказывала о себе. Но, как и большинство знаменитостей, она всегда находилась под пристальным вниманием окружающих. Поэтому держать в секрете обстоятельства своей личной жизни ей удавалось не всегда.

Так, сложные и отнюдь не радостные отношения с актером Александром Холодковым стали темой для обсуждения у коллег и знакомых. Этот роман вызывал много сплетен и домыслов, ведь возлюбленный Веры был несвободен. Он жил в гражданском браке с другой знаменитой актрисой Люсьеной Овчинниковой.

Кадр из фильма «12 стульев», 1976 г.

Любовный треугольник тяготил обеих женщин. Но несмотря на ревность и обиду, Вера и Люсьена повели себя абсолютно нестандартно. Вместо ссор, скандалов и взаимной вражды в борьбе за право на объект страсти, эти удивительные женщины проявили мудрость и терпение.

Спустя время соперницы стали подругами, которых объединяло чувство любви к одному человеку. Позднее, в 1965 году, когда Холодкова не стало, Вера и Люсьена вместе плакали и принимали соболезнования.

Недолгий брак и последние годы жизни

Потеря любимого стала для Веры Марковны тяжелым испытанием. От одиночества и депрессии спасала работа. Актриса принимала любые предложения: играла в театре, бралась за небольшие роли в кино, занималась дубляжом.

Именно в этот сложный период жизни молодой поклонник предложил Орловой руку и сердце. Надеясь обрести семью, Вера Марковна приняла предложение. Однако брак с влюбленным в нее, но далеким по духу человеком продлился недолго. Любимица публики снова осталась одна.

В середине восьмидесятых Орлова физически уже больше не могла выходить на сцену. Это окончательно выбило из колеи пожилую актрису. Последние годы жизни Вера Марковна практически не покидала своей квартиры.

Коллеги из Ленкома (последнего места работы актрисы) регулярно навещали ее. Жизненный путь Народной артистки РСФСР Веры Марковны Орловой завершился 16 сентября 1993 года.

© Biografia.Ru, 2019 г.

Источник

Очаровательная Алёнушка из киносказки «Финист – ясный сокол» в исполнении красавицы Светланы Орловой запомнилась многим. Памятна актриса и как прекрасная Снегурочка из фильма «Ледяная внучка», одна из принцесс в «Принцессе на горошине» и другими сказочными персонажами. Да и сама жизнь Светланы Орловой немного похожа на сказку.

Светлана Фёдоровна Орлова родилась в 1956 году в Калининграде, в семье, далёкой от искусства. Когда Свете было четыре года, родители перебрались в тёплый Казахстан. Там музыкальная, пластичная девочка стала заниматься хореографией в кружке местного Дома культуры. И надо же было такому случиться, что в далёкий Казахстан из самой Москвы приехали преподаватели хореографического училища при Большом театре. Они приметили талантливую девочку и после некоторых мытарств «выписали» её в Москву.

Светлана Орлова в юности

Так, совсем ребёнком, одна, без родителей, Света оказалась в Москве. Однако новые друзья, любовь к балету помогли преодолеть первые трудности. А вскоре в жизнь Светланы пришло кино.

И опять дело решил счастливый случай.

Актриса вспоминает:

«В кино оказалась случайно: в выходной гуляли с подругой, к нам подошла женщина. Она представилась ассистентом по актерам режиссера Бориса Бунеева, сказала: «Мы собираемся снимать фильм «Хуторок в степи» – о любви и революции. Ищем героиню, не хотите ли попробовать?» Я пошла, и меня утвердили».

Светлана Орлова в фильме «Хуторок в степи» (1970)

Было в ту пору Светлане всего 13 лет. Девочке понравилось сниматься в кино, но об актёрской профессии она не мечтала, воспринимала всё как интересное приключение.

После окончания училища в 1974 года девушка получила распределение в алма-атинский театр, но возвращаться домой ей не хотелось. И тут подоспели съёмки в сказке «Финист – ясный сокол», определившие дальнейшую судьбу Светланы: она встретила на них своего принца, превратившего жизнь актрисы в настоящую сказку.

Им оказался студент мединститута Юрий, оказавшийся по случаю, конечно же, счастливому, в другой киногруппе, расположенной рядом со съёмочной группой «Финиста…».

Светлана Орлова в фильме «Финист – ясный сокол» (1974)

При первых минутах знакомства Юрий девушке не понравился: полноватый, выглядит очень взрослым и важным. Но при общении всё изменилось.

Актриса вспоминает:

«Уже минут через пять новый знакомый мне понравился: легкий в общении, балагурил, байки из жизни рассказывал. И как будто знаем друг друга всю жизнь. Это не только мое впечатление, позже я всегда отмечала, как к нему тянутся люди. Он был солнцем, которое дарит свет всем вокруг».

Светлана и Юрий

Узнав о том, что Светлане предстоит уезжать в Алма-Ату по распределению, Юрий предложил решить этот вопрос. И ведь решил, добился того, чтобы девушке выдали свободный диплом, по которому можно устраиваться куда угодно.

Дальше – больше. Благодаря Юрию Светлана не только осталась в Москве, он нашёл ей и работу – в балетном ансамбле «Эстрадные узоры» при Росконцерте.

Актриса вспоминает:

«Он не кадрил меня, не пытался ухаживать. Такой был человек: всегда и всем помогал, абсолютно бескорыстно. Доставал людям лекарства, делал уколы, устраивал в больницу, находил сиделку, куда-то звонил, с кем-то договаривался…

У нас с Юрой не было того, что называют «вспышкой», чувства рождались постепенно».

Светлана Орлова в фильме «Принцесса на горошине» (1976)

Юрий опекал девушку и дальше, а когда она во время гастролей заболела, окружил тотальной заботой: привозил продукты, кормил практически с ложечки, делал уколы.

Такой бескорыстной заботой молодой человек покорил сердце Светланы. Она поняла: с ним она будет по-настоящему счастлива.

Светлана Орлова в фильме «Подарок чёрного колдуна» (1978)

Вскоре они поженились. Светлана ушла из ансамбля, стала много сниматься в кино, работала фотомоделью во Внешторге. И во всём ей помогал любящий муж.

Актриса рассказывает:

«Всё бы хорошо, но моя робость перед чужими людьми вдруг приобрела размеры фобии. Я до дрожи в коленках боялась идти на кинопробы, общаться с режиссерами. Юра стал меня сопровождать, первым заходил в кабинет. О чем говорил с режиссёрами – до сих пор не знаю, но минут через десять улыбающийся муж выглядывал из-за двери, кивал: заходи, тут тебя не обидят.

Он и на съёмки со мной стал ездить, отпрашиваясь с работы. Там каждый раз собирал вокруг себя компании, его все обожали».

Светлана Орлова в фильме в «Ледяная внучка» (1980)

Однако счастье продолжалось недолго: за два месяца до рождения сына Юрий скончался в возрасте 35 лет от сердечной недостаточности. Сказка закончилась. Она продлилась всего 12 лет.

Читайте также:  Актриса татьяна окунева личная жизнь

Горе оглушило молодую женщину, но ей надо было жить, работать ради сына. Между тем в кино наступила пора безвременья. Актриса не хотела играть проституток и других путан, и тогда она получила новую профессию – тренера по аэробике. В итоге Светлана открыла в Москве свой класс спортивной аэробики и шейпинга, разработала собственные авторские методики.

Светлана Орлова в фильме «Христиане» (1987)

О замужестве актриса даже не думала. Она признается: после ухода мужа за ней пытались ухаживать многие мужчины, но такого, каким был Юра, она больше не встретила, а другой был не нужен.

Светлана Орлова, 2009 год

Сейчас Светлана Фёдоровна продолжает заниматься спортивной аэробикой, преподаёт в частной школе актёрское мастерство. Ей нравится заниматься с детьми и особенно – ставить с ними представления по мотивам сказок.

Источники фото: www.kino-teatr.ru, https://7days.ru.

Благодарю за внимание!

Если вам понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал) Спасибо!

Источник

Заслуженный артист России.

Родился 12 июля 1937 года в Свердловске.

Школьные годы Юрия Гребенщикова прошли в Свердловске. Семья жила на улице Сакко и Ванцетти, 114.

“У нас была хорошая библиотека, – вспоминает младший брат артиста Александр. – Вечерами с Юрой мы садились у натопленной печки, брали в руки любимые книги и запоем читали. Брат учился в мужской гимназии №65, активно занимался спортом: штангой, гирями. Был, как и отец, заядлым рыбаком”.

Отец, Сергей Георгиевич, фронтовик, оказывал на Юру огромное влияние. В доме Гребенщиковых часто бывали его коллеги – геологи. Папа брал Юру с собой в экспедиции, где тот всячески помогал ему. Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам и станет геофизиком. Но… одноклассник, друг и тезка Гребенщикова Юрий Дерягин как-то привел его в драматический кружок Дворца пионеров под руководством Леонида Диковского. Так он “заболел” театром. У Юрия был хороший голос. Он прекрасно исполнял в собственном сопровождении на гитаре оперные арии. Поэтому в спектаклях ему стали поручать роли с пением. В начале пятидесятых в студии Диковского занимались и Александр Демьяненко, и Леонид Неведомский, которые, так же, как и Гребенщиков, впоследствии завоюют всесоюзную славу и признательность.

“Представь себе заросшую редкой бороденкой морду, с растрепанными волосами и голодными мутными глазами…” Так уничижительно Юра нарисовал свой портрет через месяц после начала учебы в студии МХАТ, – вспоминает подруга юности по Дворцу пионеров, тележурналист Нина Ерофеева. – Вообще-то он был красивый мальчик: прямой нос, брови – вразлет, серые глаза с махровыми ресницами, хорошие, плотно посаженные зубы, твердо очерченные губы, но внешностью своей не бравировал. Был сдержанным, немногословным. Что особенно его отличало от других мальчишек – истинно мужская снисходительность и великодушие. Даже улыбка у него была какая-то застенчиво-великодушная. В него влюблялись девочки из Дворца пионеров и одноклассницы, он благосклонно и нежно отвечал на их чувства. Но ценил и просто дружеские, товарищеские отношения. Вспоминая “дворцовскую” пору, которая стала для всех нас самой светлой страницей в жизни, нельзя не сказать о Юрином друге – его тезке Юрии Дерягине. Если бы не он, Юре Гребенщикову, наверное, и в голову бы не пришло прийти в искусство. Не было у него никакой тяги к актерствованию, к участию в самодеятельности. Все решил за него Юрка Дерягин. Это был удивительный человек, наделенный от природы многими дарами. Не учась, он бойко “бацал”, как тогда говорили, на фортепиано, лихо “рвал” струны гитары, пел, писал стихи, был чрезвычайно начитанным… Но особый его талант – бесконечная щедрость, широта души и общительность. Вокруг него всегда роились друзья-приятели, которым он отдавал все, что умел и имел. Придя сам в драмколлектив, он испытал потребность поделиться радостью своих новых впечатлений, открытий с дворовыми мальчишками с Пушкинской, 9 и привел больше двух десятков уличных пацанов в белоколонный дворец. И что интересно, всем нашлось занятие – кто не вышел на сцену, стали установщиками декораций, реквизиторами или просто постоянными зрителями наших великолепных спектаклей. С Юрой Гребенщиковым они учились вместе в 65 школе и сблизились в 9-м классе. Юрка Дерягин не мог, конечно, не привести своего нового друга в заветный храм творчества.

Дружба двух Юриев продолжалась всю их жизнь. И мама Ю. Дерягина – добрейшая Лариса Гавриловна считала Юру Гребенщикова своим вторым сыном. Приезжая в Москву в командировку, старалась поддержать, подкормить бедного студента. Как же трудно ему тогда жилось! Из письма в Свердловск: “Денег нет. Желудок поет печальную песню, и челюсти соскучились по сильным мышечным движениям желваков. Сосиски с капустой стоят 3 рубля 45 копеек. Ну, куда же это годно?! Лучше не вспоминать…” Но при этом: “Мастерство” идет хорошо – во всяком случае, Карев (педагог) доволен. Хожу на все спектакли МХАТа. Видел вчера “Пиквикский клуб”. Спектакль колоссальный! Массальский играет здорово! Вообще МХАТ – лучший из театров во всем Союзе. “Три сестры” просто потрясли, да, потрясли меня! Я даже слезки пустил. С “Горячего сердца” чуть живой ушел, чуть-чуть и отпал бы от смеха. Станицын, Яншин, Шевченко, Грибов! Я до сих пор поверить не могу, что учусь в этой студии…”

Он станет мужем известной в те годы артистки Ольги Бган, снявшейся в фильмах “Человек родился”, “За витриной универмага”, “Маленький принц”. В их совместной жизни было все: взаимные искренние чувства и ревность, ссоры и примирения. После развода с Гребенщиковым Бган выйдет замуж за сына Константина Симонова Алексея. Юрий уйдет в общежитие, оставив своей бывшей жене двухкомнатную квартиру, которую ему дали в театре. Алексей в ответ на это сделает красивый жест и предложит ему деньги на кооператив. Однако Гребенщиков не возьмет их. Вот что значит широкая русская натура, независимая, гордая и благородная.

Прошло несколько лет. Юрий к тому времени создал новую семью с актрисой Натальей Орловой, у него родился сын – Кирилл. Однажды Гребенщиков спешил в театр на репетицию. Вдруг в метро на одну ступеньку экскалатора рядом с ним встал Алексей Симонов, который к тому времени уже не жил с Бган, и сказал: “Ольга умерла”.  В последнее время она много пила, и это существенно сказалось на ее здоровье и личной жизни. Они вместе пошли ее хоронить.

Интимная жизнь творческих людей всегда вызывала неподдельный интерес. В последнее время по этому поводу идет такой поток откровений, что просто оторопь берет. В связи с этим хочу процитировать письмо жены Юрия Гребенщикова актрисы Натальи Федоровны Орловой, которое она мне прислала.

“Мне кажется, что все, что хотел сказать Юра людям, он сделал в своих ролях, в кино и особенно в театре. А сообщать о каких-то личных вещах, не знаю… думаю, он не одобрил бы. Он был очень чистым, скромным, совестливым человеком, талантивым от Бога. У него был удивительно красивый певческий голос, но, к сожалению, этот его дар очень редко использовался на театре. Никогда не стремился ни к каким регалиям. Как-то отказался от роли у Бори Морозова в пьесе Солнцева “Поверю и пойду”. И Борис, и Товстоногов стращали его: “Отзовем звание!” Но он ответил: “Папа у меня умер, а мама и так любит”. И остался при своем. Он многого не сыграл из того, что хотел. Знаю, что он мечтал о Феде Протасове. Но я благодарна Васильеву за то, что он дал Юре возможность взлететь. И он так и ушел из жизни на взлете… Три роли в спектаклях “Васса”, “Взрослая дочь”, “Сорсо”- такие разные, но замечательные. Но он с нами. И, должна вам сказать, я ощущаю его поддержку. Юра любил свою семью, был нежен, но, вместе с тем, строг с сыном. Кириллу 30 лет, он актер, работает в театре у Васильева. И еще у Юры есть внучка – Полина Гребенщикова, ей девятый год”.

– С Юрой мы познакомились на приемных экзаменах в школу-студию МХАТ во время гастролей прославленного коллектива в Свердловске в 1955 году, – рассказывает народный артист России Альберт Филозов, актер театра “Школа современной пьесы”. – Третий тур проходил в помещении учебного театра – бывшем ТЮЗе. Среди зачисленных оказались я и Гребенщиков. Он был очень хорош собой: красивый, рослый, спортивный, глаза с поволокой. Девочки засматривались на него. В столице мы жили только на стипендию. Самый страшный день – воскресенье, потому что не у кого денег занять. Наше общежитие размещалось в бывших казармах, где во время Первой мировой войны содержали пленных австрийцев. Это были двухэтажные бараки рядом с Рижским вокзалом, с зарешеченными окнами, которые, казалось, вот-вот развалятся от старости. Тем не менее, помимо ребят из школы-студии МХАТ, здесь жило большое количество студентов училищ имени Щукина, имени Щепкина, а также ГИТИСа. И вот мы шли к коменданту – это была женщина, и занимали у нее 25 рублей. На эти деньги можно было купить пачку пельменей, банку печени трески (сейчас деликатес, а тогда – самые дешевые консервы), буханку черного хлеба и бутылку водки. Мы наедались, а следующую неделю опять жили впроголодь. Иногда ходили на Рижский вокзал воровать арбузы.

Читайте также:  Дарья иванова актриса личная жизнь муж

Цитаты документов того времени:

“Директору студии МХАТ Радомысленскому. “Уважаемый Михаил Захарович! Дирекция центрального Дома актера Всероссийского театрального общества приносит вам горячую благодарность за показ этюдов по движению и сценическому фехтованию в исполнении студентов вашей студии 22 апреля 1959 года. Мы просим передать огромную благодарность режиссеру-постановщику А.П. Немировскому, студентам А. Покровской, А. Резникову, Г. Гамлеклидзе, В. Невинному, Ю. Гребенщикову, А. Филозову, А. Лазареву, А. Ромашину, В. Кашпур, Н. Скомороховой и концертмейстеру Ю. Грюнберг. Директор центрального дома ВТО, народный артист СССР Михаил Жаров” Так что, не смотря на бытовую неустроенность, друзья добивались неплохих результатов в учебе.

Распределили нас обоих в Московский драматический театр имени Станиславского, главным режиссером которого был народный артист СССР Михаил Яншин, а позже Львов-Анохин, – продолжает свой рассказ Альберт Филозов. – С тех пор долгие годы работали вместе. Вскоре в театр пришли молодые талантливые режиссеры: Анатолий Васильев, Иосиф Райхельгауз, Борис Морозов. Райхельгауз начал ставить “Взрослую дочь молодого человека” Виктора Славкина. Управление культуры очень хотело выжить этих молодых людей из театра. Но поскольку художественным руководителем их курса был народный артист СССР, лауреат всевозможных премий, коммунист Андрей Алексеевич Попов, подступиться к ним было ох как трудно. Тем не менее, сумели уволить Райхельгауза. Постановку пришлось довершить Васильеву. Вскоре “ушли” и его. Тогда руку помощи протянул Юрий Петрович Любимов. Он пригласил Васильева на Таганку, и предложил ему взять с собой 10 актеров. Юра оказался в их числе, и какое-то время работал там. Я, не уходя из театра Станиславского, приходил к ним на репетиции. Таким образом, был выпущен спектакль по пьесе Виктора Славкина “Серсо”.

– По-вашему, существует ли феномен Гребенщикова?

– Безусловно. Иногда я просматриваю видеозаписи наших с ним спектаклей. И нахожу фальшь практически у всех – себя-то я вообще видеть не могу. Единственный, у кого этого нет – Юрий. Он был естественный во всем и не одинаковый. Вообще подлинность- это его чисто российское, национальное качество. Если и было лицедейство, то в душе, а не в мимике. Ни у кого из своих партнеров я не ощущал такого чувства правды. С ним можно было пойти в разведку. Он одеяло на себя никогда не тянул. Будучи ярким, выразительным, он, тем не менее, отдавал всего себя, не жалея, партнеру. Вспоминается эпизод из “Взрослой дочери”, когда вырубали свет (так было задумано!) и он говорил: “Эх, ребята, собраться бы вот так вот, встретиться, поболтать!” И Юра плакал. Только я это видел. Он делал это не на зрителя (что можно различать в полной темноте!), а потому, что жил без выхода из роли, из состояния. Это очень редкая черта.

Думаю, к моим словам присоединятся наши однокашники, известные актеры московских театров Вячеслав Невинный, Александр Лазарев, Татьяна Лаврова, Алина Покровская, Владимир Кашпур.

– Переживал ли он по поводу того, что не имел столь бешеной популярности в кино, как они?

– Думаю, что да, хотя и не показывал этого. С другой стороны, как актер он состоялся. Гребенщиков работал с одним из самых лучших театральных режиссеров нашей страны – Васильевым, и был от этого счастлив.

Зрители запомнят Юрия по ряду интересных кинокартин с его участием: “Грачи”, “Профессия – следователь”, “Прошлым летом в Чулимске”.

“Сыграть командира Медведева в фильм “Отряд особого назначения” я пригласил именно Гребенщикова, потому что он подходил на эту роль по внешним данным, – делится своими впечатлениями режиссер Свердловской киностудии Георгий Кузнецов. – Фильм контролировался КГБ, и решающее слово в выборе актеров было за ними. Но это серьезное ведомство Гребенщиков устраивал по всем параметрам. Это был очень толковый, дисциплинированный артист. Некоторые служители Мельпомены начинают предлагать свои варианты трактовки образа только для того, чтобы им досталось побольше экранного времени. Юрий Сергеевич прежде всего стремился понять, что необходимо режиссеру и делал это безукоризненно точно.

25 января 1988 года в день рождения Владимира Высоцкого в ресторане ВТО на Пушкинской площади в Москве (теперь это здание сгорело) собралась актерствующая и пишущая братия. Среди присутствующих оказались двое, пути коих самым трагичным образом столкнутся буквально через два часа после застолья. А пока один из них, заслуженный артист России Юрий Гребенщиков рассказывал собравшимся о том, как приятельствовал с Высоцким, будучи студентом школы-студии МХАТ. (Владимир учился на курс позже Юрия.) Другой, очень известный поэт – Александр Межиров, вспоминал, как вместе с бардом участвовал в литературных вечерах.

Наконец, стали расходиться. Гребенщиков отправился домой пешком. Недалеко от станции метро “Сокол” его сбил автомобиль. Водителем, по роковому стечению обстоятельств, оказался Александр Межиров. 

Гребенщикова в бессознательном состоянии поместили в госпиталь имени Бурденко. Реаниматологи начали борьбу за его жизнь. Коллеги – московские артисты, а также екатеринбургские друзья детства и юности собирали деньги на дорогие лекарства, чтобы купить их за рубежом, потому как в те годы у нас таких препаратов не было, дежурили у его постели…

Но этого Юрий уже не узнает никогда. Он умрёт 14 мая 1988 года, так и не приходя в сознание. Ему было 50 лет. Коллеги и друзья будут помнить Гребенщикова и собираться на его могиле.

Похоронен на Долгопрудненском (Южном) кладбище

Эпитафия

В некрологе, опубликованном в газете “Советская культура” 17 мая 1988 года, который подписал режиссер с мировым именем Анатолий Васильев, говорится: “Последние десять лет творческой жизни Ю.С. Гребенщикова связаны с группой создателей спектаклей “Первый вариант Вассы Железновой”, “Взрослая дочь молодого человека” и “Сорсо”, где Юрий Сергеевич сыграл лучшие свои роли. В театре, где работал в последние годы Гребенщиков, все равны перед законами искусства. И, тем не менее, сегодня думается об уникальности этого артиста. Юрия Сергеевича отличали редчайшая профессиональная самоотверженность, ежечасная готовность и способность к творчеству. Может быть, самые ценные в сегодняшнем театре качества”.

Фильмография:

1. Бухта Елена – 1963

2. Степень риска – 1968

3. Сашка – 1981

4. Валентина – 1981

5. Грачи – 1982

6. Ещё до войны – 1982

7. Предисловие к битве – 1982

8. Профессия – следователь – 1982

9. Ненаглядный мой – 1983

10. Лучшие годы – 1984

11. Третий в пятом ряду – 1984

12.Грубая посадка – 1985

13. Затянувшийся экзамен – 1986

14. Игорь Саввович – 1986

15. Лётное происшествие – 1986

16. Воительница – 1986

17. Следствие ведут знатоки. Дело N20. Бумеранг – 1987 – Подкидин

18. Даниил – князь Галицкий – 1987 – Авдей

19. Отряд специального назначения – 1987

20. Взрослая дочь молодого человека – 1990

12 июля 1937 года – 14 мая 1988 года

Подготовлено по материалам Алексея Молчанова

“Уральский следопыт”, №3, 2004 г.

Источник