Актриса мария федоровна андреева личная жизнь

Фото 1. Мария Андреева в расцвете молодости и красоты https://andreeva.newgod.su/images/big/andreeva-075.jpg

Одним прекрасным июльским днем 1868 года в семье главного режиссера Александринки Федора Юрковского и его жены – актрисы этого же театра, Марии Юрковской, родилась девочка. Машенька была четвертым ребенком в творческой семье и самой красивой из трех дочерей. Уже в детском возрасте на малышку обратили внимание Крамской и Репин. Последний работал с Машей три раза, а когда девушке исполнилось пятнадцать, выбрал ее моделью для образа донны Анны в книге Пушкина «Каменный гость». Об этом мало кто знает, но именно Мария Федоровна годами позже вместе с великими Немировичем-Данченко и Станиславским создали Московский Художественный Театр.

Страсти семейные

Первым мужем будущей музы Максима Горького и страстной любви Саввы Морозова стал действительный статский советник Андрей Желябужский. Он был старше Машеньки на 18 лет, но при этом отличался добрым нравом и большим состоянием, позволяющим баловать свою молодую красивую жену. Он ни в чем не отказывал Марии, а она – себе. Первым ее романом «на стороне» стали любовные взаимоотношения с репетитором сына – Дмитрием Лукьяновым. Постепенно отношения с мужем и вовсе переросли в дружеские, причем, по обоюдному согласию. Дальше пара Желябужских жила вместе ради детей, а личная жизнь каждого из них шла своим чередом. Следующий адюльтер актрисы обсуждала вся элита страны, ибо голову от чар Марии Федоровны потерял богатейший человек империи – Савва Морозов.

О Савве Морозове

Савва Тимофеевич Морозов родился в баснословно богатой старообрядческой купеческой семье. Только его мать – Мария Федоровна, по иронии судьбы, полная тезка женщины, из-за которой Савва оставил семью и детей, имела «в анамнезе» 16 миллионов рублей. А в течение жизни сумела удвоить этот капитал. Если сравнивать с сегодняшним днем, то Морозов бы занимал первые строчки в списке Форбс. Савва Тимофеевич был очень скромен в быту, не злоупотреблял спиртным и излишествами, заботился о рабочих и являлся настоящим меценатом. На момент знакомства с Марией он был женат и был многодетным отцом. Савва Тимофеевич совершенно потерял голову от красоты, ума и невероятного обаяния артистки. Тем более, что его жена в плане изящества, аристократизм и элементарного чувства такта никак не могла соперничать с Андреевой. Завязался страстный роман. Савву не смущал даже тот факт, что Мария откровенно вытягивала из него деньги на революционные нужды. Именно на средства, выделенные Морозовым, в начале 20 столетия издавались «Искра», «Новая жизнь» и «Борьба».

Рисунок 2. Горький с женой – Марией Андреевой https://godliteratury.ru/wp-content/uploads/2018/03/Maksim-Gorkiy-i-Andreeva.jpg

Максим Горький

Мария Федоровна не любила Савву Тимофеевича. Но внимание такого благородного, известного и щедрого человека, безусловно, льстило ей. Все закончилось в тот день, когда еще один очень известный и талантливый человек – Антон Чехов, познакомил ветреную красавицу с Максимом Горьким, в «миру» – Алексеем Пешковым. Казалось бы, у них ничего общего. Угловатый, некрасивый, неловкий Горький и Цирцея Санкт-Петербурга – Мария Андреева. Но… стоило Горькому поднять на нее глаза небесного синего цвета и такой невероятной искренности, как Мария Федоровна забыла про всех мужчин, которые у нее когда-либо были. Любовь, как в романе Булгакова, поразила их, как финский нож. Кстати, есть версия, правда, очень зыбкая, что именно Мария Андреева и Максим Горький явились прототипами романа «Мастер и Маргарита». Они съехались, стали жить, как муж и жена, несмотря на детей от прошлых браков.

Последний этап

Дальше было много испытаний и стран: арест Горького, эмиграция в США, потом в Италию, Лондон. Потом измена Алексея Максимовича и уход к другой женщине. Всю свою жизнь без Горького Мария Федоровна посвятила революции, у нее даже было подпольное прозвище «Феномен» за уникальную способность добывать большие деньги для большевиков. Она прошла все войны: гражданскую и Великую Отечественную, была преданным революции борцом и ее идейным ведущим. Даже в очень пожилом возрасте оставалась статной красавицей, каждый вечер прогуливаясь по Кропоткинской улице. Этот лучший из миров Мария Андреева покинула в декабре 1953 года, не дожив до своего 75-летнего юбилея всего лишь полгода. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище.

Если статья вам понравилась подписывайтесь на канал, ставьте лайки, задавайте вопросы в комментариях.

Источник

Противоположности сходятся. Вот и первая красавица Москвы, талантливая актриса, с детства росшая в атмосфере театрального искусства, с первого взгляда влюбилась в выходца из народных низов, тогда еще только восходившего на вершину славы.

Союз Марии Андреевой и Максима Горького оказался на удивление долгим и гармоничным, несмотря на то, что в итоге распался. Подробности – далее.

Прелюдия

Будущая возлюбленная великого писателя родилась в семье режиссера Александринского театра, где работали актрисами ее мать и сестра.

Едва окончив гимназию, девушка отправилась по их стопам и вскоре блистала на подмостках известного казанского театра. Вокруг очаровательной примы толпами кружили поклонники, и за одного из них, крупного чиновника Андрея Желябужского, она согласилась выйти замуж.

После свадьбы молодая женщина продолжала играть на сцене – уже любительской. В качестве псевдонима она избрала имя мужа и называлась Андреевой. Так продолжалось до тех пор, пока Андрей Желябужский однажды не полюбил другую женщину.

Мария возвращается к прерванной карьере. А в 1898 году наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко становится одним из соучредителей знаменитого Московского художественного театра (МХТ).

Алексей Пешков (подлинное имя писателя) был ровесником Андреевой. Еще начинающим журналистом он женился на Екатерине Волжиной, корректоре в «Самарской газете». Родились дети – сын Максим и дочь Катя.

Однако идиллия длилась недолго – страстной натуре Горького наскучила тихая семейная жизнь. И тут произошло то самое знакомство…

Встреча

Горький и Андреева впервые встретились в 1900 году в Севастополе, куда актриса приехала на гастроли вместе с театром. Познакомил их Антон Павлович Чехов.

Мария Федоровна прихорашивалась в гримерке перед вторым действием спектакля, когда в дверь постучали и попросили позволения войти. Это оказался Чехов, а с ним – долговязый человек в летней вышитой рубашке, шароварах и высоких сапогах. Таким Мария Андреева впервые увидела Горького.

“Черт знает, как великолепно вы играете!” – с порога пробасил Горький, стискивая в своей ручище изящную ладонь Марии Федоровны. Она заглянула в его глаза, обрамленные длинными ресницами, и мгновенно утонула в их небесной синеве.

Совместная жизнь

Вспыхнувшая любовь была обоюдной. Будущий классик русской и советской литературы ушел от жены, хотя продолжал заботиться о детях. Окончательно распался и давно давший трещину брак Андреевой.

Писатель и актриса начинают жить вместе, не оформляя отношения официально. Андреева уходит из театра и становится преданной соратницей Горького.

Она ведет его переписку, берет на себя переговоры с издателями о гонорарах, занимается переводов произведений писателя на немецкий, французский и итальянский языки.

А еще собирает деньги в поддержку большевиков – вслед за Горьким Мария Андреева страстно увлекается идеями социализма.

Финал

Мало-помалу революционная деятельность начинает отнимать у Андреевой все больше времени.

Появились и политические разногласия – в частности, отношение к личности Ленина, к которому Горький относился довольно критически, тогда как Мария Федоровна искренне восхищалась взглядами и деятельностью Владимира Ильича.

Так или иначе, в 1919 году у 52-летнего Горького завязался роман с другой.

Мария Федоровна измены не простила. Однако уже после смерти бывшего гражданского мужа, Андреева признавалась, что сожалеет о разрыве.

«Это все-таки был Горький», – говорила она о том, кто долгие годы был ее верным спутником жизни и называл ее «мой прекрасный друг».

© Biografia.Ru, 2018 г.

Читайте также:  Элла болгова актриса личная жизнь муж

Источник

Старший сын Дмитрия Менделеева Владимир родился в 1865 году, стал морским офицером. В 1889 году влюбленный молодой человек находился в сильнейшем душевном смятении. В те времена данное слово (= помолвка) считалось таким же важным шагом, как и сам брак.

Владимир Менделеев любил Марию Юрковскую, а она нарушила данное ему слово и вышла за другого, в 1889 году у нее уже был ребенок, а влюбленный Владимир не находил себе места. Узнаете, кто эта ветреная девица?

Мария Юрковская, фото 1886 г. Источник: yandex.ru/images/

Мария Юрковская, дочь главного режиссера Александринского театра и актрисы этого же театра. Ее с детских лет писал художник Илья Репин. Когда Марии было лишь 15, она стала моделью для Донны Анны (иллюстрации Репина к «Каменному гостю» Пушкина). Согласитесь, что это странное решение: рисовать Донну Анну, которую соблазняет Дон Жуан, с 15-летней девочки.

Марию Юрковскую считали одной из красивейших женщин России того времени. Т.Л. Щепкина-Куперник в воспоминаниях сравнивала ее с Мадонной (цитата внизу статьи).

Но, наверное, что-то в ней уловил Илья Репин. Потом Всеволод Мейерхольд напишет: «Когда глаза других горят греховным блеском, в твоих — лазурь морской волны…» Сочетание ангельской внешности и твердости характера и капризности сводило с ума многих мужчин, не одного Владимира Менделеева.

Красавица Мария Юрковская дала слово Владимиру Менделееву, а замуж вышла за действительного статского советника Андрея Алексеевича Желябужского, который был старше ее на 18 лет. У супруга было приличное состояние, а родители Марии были из обедневших дворян, зарабатывавших себе на жизнь режиссурой и игрой на сцене.

В 1888 году родился сын Юрий.

Мария Желябужская с сыном Юрием. Фото 1889 года. Источник: yandex.ru/images/

Владимир Менделеев продолжал страдать. Создатель периодической таблицы был хороший отец. Дмитрий Менделеев не мог смотреть на душевные переживания сына. В таких случаях в дворянских семьях (да и в королевских) было принято отправлять молодого человека в путешествие по Европе или в кругосветное. Новые страны, новые впечатления помогали справиться с душевными волнениями.

Тратиться на путешествие Владимира Дмитриевича не нужно было – он морской офицер. Отец просто пошел к высокому морскому начальству на поклон. Владимира Менделеева назначили на полуброненосный фрегат «Память Азова».

“Память Азова”. Фото: yandex.ru/images/

Именно на этом фрегате Цесаревич Николай (будущий Николай II) должен был отправиться на Дальний Восток, а потом с визитом в Японию. С «небольшим крюком» через Грецию (там родня!), Египет, Индию, Цейлон и еще кое-какие страны.

Как вы понимаете, дорогие читатели, фрегат был один, не резиновый, а путешествовать так долго с будущим императором хотели многие. Так что Владимир Менделеев попал на «Память Азова» по блату.

Спойлер: путешествие помогло, в Японии у Владимира появилась дочь-японка, а после путешествия он женился на дочери известного художника-передвижника – Варваре Кирилловне Лемох.

Владимира Менделеева не стало в 1898 году. А вот красавица, разбившая ему сердце, прожила долгую и насыщенную жизнь.

В 1894 году у нее родится дочь Екатерина. Брак супругов станет формальностью: у мужа своя личная жизнь, а у жены – своя. Приличия они соблюдали по крайней мере какое-то время.

В историю мировой революции Мария войдет как «товарищ феномен». Так ее называл Владимир Ленин за то, что она умудрялась у богача Саввы Морозова вытягивать деньги на борьбу с богатыми. А история со страховкой на 100 тысяч рублей, 60 тысяч из которых актриса отдала на дело революции, будоражит до сих пор: считается, что большевики ради этих денег помогли фабриканту отправиться к праотцам.

В историю литературы она войдет как гражданская жена Буревестника – писателя Максима Горького. С мужем разведется в 1903 году, а вот Максим Горький так и останется официально женат на другой.

Мария Андреева и Максим Горький, фото 1905 года. Источник: yandex.ru/images/

«Прославится» скандалом, путешествуя с писателем по Америке. В пуританских США выяснится, что женщина, сопровождавшая Горького – ему не жена, разразится грандиозный скандал на страницах СМИ.

В истории страны дворянка Мария Федоровна осталась как большевичка, комиссар, руководитель Московского дома ученых, награжденная орденом Ленина, Трудового Красного Знамени.

Она – жемчужина русского театра, сыгравшая 15 главных ролей в пьесах Островского, Шекспира, Горького, Чехова.

Как стала жена крупного чиновника актрисой? В 1890-е годы играла в любительских спектаклях: для светской красавицы – хобби, способ проводить время в Москве, где служил ее супруг. Дворянка не могла выступать на сцене под своей фамилией или мужа, поэтому взяла себе псевдоним – Андреева.

Потом знакомство со Станиславским. Судя по некоторым фразам из их опубликованной переписки – знакомство не платоническое. Он создавал Московский художественный театр, в труппу требовалась актриса, способная играть нежных романтичных героинь. И именно такие роли удавались ей феноменально.

Для ценителей творчества Ильи Репина – модель с портрета 1905 года:

Илья Репин. Портрет Марии Андреевой. 1905. Источник: yandex.ru/images/

В тот год роман Андреевой и Горького был в разгаре. Ради него она оставит сцену, будет сопровождать любимого в его путешествии. Судя по фотографиям, которые сохранились (одна из них в статье выше), во время написания портрета М. Горький находился рядом.

Портрет Андреевой 1905 года – одна из самых неудачных картин художника. Картине не передает того, что видели современники. Рецензенты спектаклей так писали об Андреевой:

«Г-жа Андреева — чудная златокудрая фея, то злая, как пойманный в клетку зверь, то поэтичная и воздушная, как сказочная греза».

Знавшая Андрееву актриса Ольга Гзовская вспоминала:

«Это была красота замечательная, настоящая, и только волшебница-природа могла создать столь гармоничное целое».

Когда она появлялась на сцене, зрители шептали:

«Какая хорошенькая! Что за ямочки на щеках! Ах, прелесть!»

В начале XX века одна из самых известных женщин России, жена генерал-губернатора Москвы, сестра императрицы, Великая княгиня Елизавета Федоровна пишет портрет красавицы Андреевой.

Что не так с портретом 1905 года кисти Репина? Вот мнение Т.Л. Щепкиной-Куперник:

«Он совершенно не передал всей тонкости, воздушности, поэтичности ее красоты. То выражение «мадонны», которое с восторгом уловил бы Луини для своих мадонн, отсутствует и заменяется каким–то победоносно-хитроватым видом, несвойственным М. Ф. ни в какой мере. И этот «чистейшей прелести чистейший образец» Репин превратил в банально эффектную героиню, вроде героинь пьесы «Ревность» и т. п.».

Но может быть, Репин уловил то, что не видели другие?

***

О том, кого любил младший сын Менделеева (изобретатель танка), почему его прокляла мать – тут

Источник

Роковая женщина… Кто из мужчин не мечтал встретить такую? Многие. Русская история знает много имен таких женщин, одна из них якобы стала прообразом Маргариты в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, прообразом Мальвины в сказке А.Толстого “Буратино”, ее изображали на своих рисунках и картинах художники, она была по отзывам современников “самой красивой актрисой Художественного театра”, авантюристкой, любительницей приключений, ее боялись и уважали политики, ее любили известные и достаточно сильные, как личности, мужчины. Настоящая роковая женщина…

…”Слушай беззвучие, – говорила Маргарита мастеру, – слушай и наслаждайся тишиной…. Вечером к тебе придут те,… кто тебя не потревожит… Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак. Сон укрепит тебя, ты будешь рассуждать мудро… Беречь твой сон буду я”.

М.Буглаков “Мастер и Маргарита”

Репин И.Е. Портрет М.Ф.Андреевой. 1905

(Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск )

Ее настоящая фамилия Юрковская. Мария родилась в 1868 году в семье актеров (ее отец работал главным режиссером Александринского театра) и выросла грациозной красавицей. Все считали, что прямо для сцены.  И действительно театральный дебют Марии прошел на редкость удачно. А потом…

Читайте также:  Ковалева актриса личная жизнь

Потом толпы поклонников, цветы и драгоценности, заверения в нежной любви… Многие добивались ее благосклонности. Вскоре появился нестоящий жених – действительный статский советник Андрей Алексеевич Желябужский, который был старше Марии на восемнадцать лет, но имел покладистый нрав и неплохое состояние. Он состоял членом Общества искусства и литературы и любил театр. И двадцатилетняя красавица приняла предложение.

М.Ф.Андреева

Однако к семейной жизни она оказалась не готова. Ее по-прежнему манила сцена, но двое детей и муж требовали забот. И тут неожиданно Желябужский получил назначение в Тифлис. Тифлисский театр, искавший яркую актрису, и стал для Марии началом артистической карьеры. Там она и взяла себе сценический псевдоним Андреева. Мужчины не давали прохода ей, по вечерам устраивая в театре овации. Один из них до того разошелся в комплиментах, что, произнеся витиеватый тост в честь актрисы, осушил до дна свой бокал и… съел его. «Ведь после этих слов никто уже не посмеет пить из него», — пояснил он, дожевывая хрусталь. Ревнивый муж с немалым трудом добился перевода в Москву.

Желябужские заняли девятикомнатную квартиру в центре Москвы. Андрей Алексеевич трудился, получал новые чины и награды, а Мария Федоровна совершенствовала свое театральное мастерство. Счастливый случай свел ее с Константином Сергеевичем Станиславским, и некоторое время они с большим успехом играли вместе на различных подмостках.

Андреева Мария Федоровна, в роли Кэте

(“Одинокие” Гауптмана, МХТ) 

В 1898 году открылся новый театр – Художественный. Его основателями стали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. На сцене царила обворожительная Мария Андреева. Однако мало кто тогда знал, что Андреева по праву была и соучредителем театра. Она до хрипоты убеждала меценатов дать на этот проект деньги, и немалые, договаривалась с рабочими, участвовала в подготовке Устава. И Станиславский вскоре переложил на нее многие деловые вопросы, предпочитая заниматься творчеством. Сначала Мария Федоровна была довольна: она занимала ведущее положение в труппе, ей доставались лучшие роли, она и решала многие финансовые проблемы. Правда, на личную жизнь времени не оставалось, но и это ее устраивало. Отношения с мужем становились все прохладнее, и Андреева оставалась в театре допоздна. Но жизнь вдруг резко изменилась.

Станиславского стало раздражать, что Мария Федоровна часто говорит о вещах насущных, деньгах и счетах. Свои цели преследовал и другой директор — Немирович-Данченко. Отношения обострились. Станиславский стал отдавать первые роли Ольге Книппер. А однажды злые языки донесли до Марии резкое и опрометчивое высказывание режиссера: «Андреева – актриса очень “полезная”. Книппер – “до зарезу необходимая”». Этих слов она так и не простила Станиславскому. Оказалось, что все это время ее просто использовали. Как источник доходов… Хотя расставаться с Андреевой Константин Сергеевич не собирался: ведь за ней стояла более могущественная фигура — Савва Морозов.

О ее отношениях с Морозовым толком ничего неизвестно, кроме того, что он боготворил Марию Федоровну.  Став завсегдатаем Художественного театра, Морозов сделался поклонником Марии Федоровны Андреевой – у нее была слава самой красивой актрисы русской сцены. Завязался бурный роман. Морозов восхищался ее редкостной красотой, преклонялся перед талантом и мчался выполнять любое желание.

Морозов безвозмездно снабжал ее огромными суммами, не спрашивая, куда они идут. Он субсидировал Художественный театр лишь потому, что там блистала она. Бывал на каждой премьере. Роман происходил на виду у всей Москвы. Марию Федоровну ничуть не смущало наличие мужа и двоих детей, воспитание которых было поручено ее сестре. То, что Морозов тоже не свободен, не волновало Андрееву. «Роман с женатым не более греховен, чем замужество на родственнике», – говорила она, имея в виду жену Саввы Тимофеевича, приходившуюся ему двоюродной племянницей.

«Отношения Саввы Тимофеевича к Вам – исключительные,- писал Андреевой Станиславский. – Это те отношения, ради которых ломают жизнь, приносят себя в жертву. Но знаете ли, до какого святотатства Вы доходите? Вы хвастаетесь публично перед посторонними тем, что мучительно ревнующая Вас Зинаида Григорьевна  ищет Вашего влияния над мужем. Вы ради актерского тщеславия рассказываете направо и налево о том, что Савва Тимофеевич, по Вашему настоянию, вносит целый капитал ради спасения кого-то. Если бы Вы увидели себя со стороны в эту минуту, Вы бы согласились со мной».

После этого произошел разрыв со Станиславским и Художественным театром, Мария Федоровна на прощание отправила Станиславскому горькое письмо: «Художественный театр перестал быть для меня исключением, мне больно оставаться там, где я так свято и горячо верила, что служу идее… Я не хочу быть брамином и показывать, что служу моему богу в его храме, когда сознаю, что служу идолу и капище только лучше и красивее с виду. Внутри него – пусто».

«Товарищ феномен», как называл Андрееву Ленин, сумела заставить раскошелиться на нужды революции крупнейшего российского капиталиста. Савва Тимофеевич пожертвовал большевикам значительную часть своего состояния. При его поддержке издавалась ленинская «Искра», большевистские газеты «Новая жизнь» в Петербурге и «Борьба» в Москве. Он сам нелегально провозил типографские шрифты, прятал у себя наиболее ценных «товарищей», доставлял запрещенную литературу на… собственную фабрику.

 

Соперники – С.Т.Морозов и А.М.Горький

Но тут Андреева и Горький, бывший его другом, полюбили друг друга. Это открытие было для Саввы тяжелейшим потрясением.  В 1904 году она открыто сошлась с Максимом Горьким.

С писателем, чья слава вовсю гремела по России, Марию Федоровну познакомил Чехов  на первом представлении в Севастополе «Эдды Габлер» Ибсена…. « – Черт знает! Черт знает, как вы великолепно играете, – басит Алексей Максимович и трясет меня изо всей силы за руку (он всегда басит, когда конфузится). А я смотрю на него с глубоким волнением, ужасно обрадованная, что ему понравилось, и странно мне, что он чертыхается, странен его костюм, высокие сапоги, разлетайка, длинные прямые волосы, странно, что у него грубые черты лица, рыжеватые усы. Не таким я его себе представляла.

 И вдруг из-за длинных ресниц глянули голубые глаза, губы сложились в обаятельную детскую улыбку, показалось мне его лицо красивее красивого, и радостно ёкнуло сердце»..

На первый взгляд, они были совершено несовместимы. Она любила дорогие украшения и платья, он постоянно носил странный скомороший наряд, изобретенный им самим, – всегда в черном, в косоворотке из тонкого сукна, подпоясанной узким кожаным ремешком, в суконных шароварах, высоких сапогах и романтической широкополой шляпе, прикрывавшей волосы, спадавшие на уши.

М.Ф. Андреева в роли Гедды Габлер

 в пьесе Г.Ибсена “Гедда Габлер”. МХТ, 1899 год

Их роман развивался непросто – множество недомолвок, флирта и разговоров о человеческом предназначении. В качестве связующего звена они выбрали революционную борьбу.

Марии Федоровне очень хотелось произвести впечатление на Горького. И чтобы его покорить, надо было стать его единомышленницей. И Андреева старалась, забыв про себя, детей, карьеру. И замирала от счастья, когда слышала от любимого: «Люблю тебя, моя благородная Маруся, прекрасный друг-женщина».

А что же Савва Морозов? Нормальный капиталист тут же бросил бы изменившую ему возлюбленную. Даже после того, как Андреева и Горький стали жить вместе, Морозов всё-равно трепетно о Марии Федоровне заботился. Когда она на гастролях в Риге попала в больницу с перитонитом и была на волосок от смерти, ухаживал за ней именно Морозов. Ей он завещал страховой полис на случай своей смерти. После гибели Морозова Андреева получила по страховке 100 тысяч рублей.

История этого полиса, да и он сам до сих пор остаются камнем преткновения для историков. Многие говорят, что именно он стал причиной преждевременной смерти Саввы Морозова.  Была опубликована книга самой Андреевой, в которой приводиться ее письмо другу Горького Н.Е. Буренину от 17 августа 1938 г.: «… Морозов считал меня «нелепой бессребреницей и нередко высказывал опасение, что с моей любовью все отдавать я умру когда-нибудь под забором нищей, что обдерут меня как липку и чужие и родные.Вот поэтому-то, будучи уверен в том, что его не минует семейный недуг – психическое расстройство, – он и застраховал свою жизнь на 100 000 руб. на предъявителя, отдав полис мне». 

Читайте также:  Елена петровна глебова актриса личная жизнь

Это произошло в 1904 году. Вероятно, Андреева рассказала об этом своему другу Красину. А вот дальше есть предположение, что Л.Б. Красину и пришла в голову мысль ускорить получение денег по полису. Тем более что после «кровавого воскресенья» Морозов отвернулся от большевиков, лишив их тем самым значительной материальной поддержки. 13 мая 1905 года  в гостинице “Царский отель” каннской Ривьеры Савва Морозов  застрелился. Фразу в предсмертной записке  “В моей смерти прошу никого не винить” сочли доказательством самоубийства, французская полиция закрыла дело. Деньги по полису Андреева передала партии большевиков.

А.М.Горький с М.Ф.Андреевой и ее сыном 1905

Революция заслоняла все. Горького арестовывали, ссылали, Мария Федоровна бросалась вслед — помочь, обеспечить быт и нормальные условия работы. В 1905 году во время спектакля она сорвалась в люк под сценой и сильно ударилась. Ребенка, которого она ждала от Горького, спасти не удалось. Сама она, полуживая, металась в бреду, умоляя, чтобы Горький был рядом. Но он в этот момент находился в тюрьме. Однако Горький вскоре устал и решил отдохнуть за рубежом. Мария Федоровна поехала вместе с ним. Переживала за оставленных в России детей, но оставить любимого человека не могла. И создала ему идеальные условия для работы и отдыха: тишину, изысканные обеды, отличное общество для вечерних бесед.  Именно к этому периоду и относится знаменитый портрет М.Ф. Андреевой киcти Ильи Ефимовича Репина.

 

А. М. Горький и М. Ф. Андреева позируют художнику И. Е. Репину. Куоккала, лето 1905 г.

В воспоминаниях Марии Карловны Куприной-Иорданской есть описание этого июньского дня 1905 года. А.И. Куприн с супругой был приглашен в «Пенаты» на чтение пьесы Горького «Дети солнца».

«В «Пенатах» чтение происходило на громадной стеклянной веранде, которая служила Репину мастерской. Три ступеньки вели на деревянную площадку. Там возвышался на мольберте большой портрет Марии Федоровны, над которым Репин еще продолжал работать. Сбоку, за столиком, устроился Алексей Максимович с рукописью.

С Марией Федоровной я раньше не встречалась, и её красота меня поразила. Заметив, что я с нескрываемым восхищением смотрю на неё, она спросила:

– А как вы думаете, сколько мне лет?

В этот яркий солнечный день не только без грима, но даже без следов пудры на лице, она была такой очаровательной и молодой, что я затруднялась ответить на её вопрос. И тогда она смеясь сама сказала: «Я старушка, мне уже тридцать пять», – этому трудно было поверить».Достаточно редко можно услышать столь лесную характеристику женщины из уст другой женщины. Это была не лесть, я думаю, а искреннее восхищение красотой Марии Федоровны.

Репин спросил мнение Куприна о портрете.«Вопрос застал меня врасплох. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Эта большая шляпа бросает тень на её лицо, и потом он (Репин) придал её лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Я почувствовал себя неловко, сразу не нашелся, что сказать, и молчал. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Я согласен с вами, – портрет неудачен». Время сохранило фотографические снимки. На нихзапечатлена огромная стеклянная витрина. Много солнечного света. В центре на небольшом возвышении стоит деревянное кресло. В черном простом платье и шляпе сидит Андреева, подле неё на ступеньках Горький. Он задумчив. На снимке 1905 год.

В феврале 1920 года Куприн писал Репину. В письме он вспоминал «один золотой летний денек в Куоккала, так лет 14-15 назад».Куприн так описывает работу Репина над портретом: «Я так любовался Вашей работой. Палитра у Вас лежала на полу; Вы придерживали её ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску; отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались, и все это было так естественно, невольно, само собою, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. И я подумал, как красивы все бессознательные движения человека, который, совершенно забыв о производимом им впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой».

М.Ф. Андреева

Мария Федоровна так увлеклась партийными нуждами, что совсем забыла о семье.  Еще в 1910 году, живя на Капри, Горький увлекся женой своего друга издателя Тихонова Варварой Васильевной Шайкевич. В этом же году Шайкевич родила дочь Нину, удивительно похожую на Алексея Максимовича. Мария Федоровна очень тяжело отнеслась к этому. И как только появилась возможность уехать в Россию, в 1913 году покинула Капри.

В годы революции происходит очень странное: занимаясь общественной деятельностью, Мария Федоровна по-прежнему живет в одной квартире с Горьким. Но тут она уже была свидетельницей личной жизни писателя, а он – свидетелем ее личной жизни. И место жены заняла другая женщина, ее тезка, Мария Игнатьевна Будберг. Андреевой к тому моменту исполнилось 52 года.

Мария Игнатьевна Будберг познакомившись с Максимом Горьким в издательство «Всемирная литература».стала вначале его секретарем, а затем — неофициальной женой. Прожила в доме Горького с небольшими перерывами с 1920 по 1933 (когда писатель жил в Италии до своего возвращения в СССР). Именно ей Горький посвятил последнее свое крупное произведение — роман «Жизнь Клима Самгина». Близкие называли её Мура, а Максим Горький – «железная женщина».

После революции жизнь стала намного тяжелее, сложнее и скучнее. Начались серые будни – голодные и страшные. Как и много лет назад, Андреева погрузилась в финансово-организационные вопросы. Только теперь она обеспечивала не театр, а молодое правительство.

Получив назначение в Берлин, Андреева вновь покидает Россию, куда вернется только в 1928 году.  На театральные подмостки Андреева больше не выходила. Весь ее нерастраченный актерский талант выплескивался на сцену Московского Дома ученых, которым Мария Федоровна руководила с 1931 по 1948 год и где бесконечно выступала с рассказами о Максиме Горьком, уход от которого она себе так и не простила. «Я была не права, что покинула Горького. Я поступила, как женщина, а надо было поступить иначе: это все-таки был Горький».

Одним из ее последних увлечений был (младше ее на 17 лет) сотрудник НКВД Петр Петрович Крючков, ставший с подачи Марии Федоровны личным секретарем Горького. В 1938 г. Крючков был арестован и расстрелян, взяв на себя вину за убийство пролетарского писателя. Сама Андреева умерла в 1953 г. в возрасте 85 лет.

Как говорят некоторые искусствоведы вся эта запутанная история выплеснулась на страницы литературных произведений, одним из которых стал роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, где М.Горький стал Мастером, а М.Ф.Андреева – Маргаритой. Кто знает, может быть и так… 

Бродский И. И. Портрет Марии Федоровны Андреевой 1910

Работу Альфреда Баркова о загадках романа “Мастер и Маргарита” можно прочесть вот здесь: Тайны романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” 

Источник