Актриса людмила полянская личная жизнь
Приветствую читателей и посетителей своего канала. Подписывайтесь, чтобы иметь в своей ленте интересные материалы.
Современники называли её «лучиком света», настолько светлым был образ, а глаза лучились необыкновенным светом. Она была кумиром для женщин, а каждый второй мужчина был в неё влюблён.
Во время Великой Отечественной она снималась в военных фильмах, ездила с концертами на передовую, поднимая боевой дух солдат. Они шли в бой, шепча её имя.. Сценарий фильма «Воздушный извозчик» Валентин Катаев написал специально для Людмилы – и этот фильм стал для наших войск настоящей отрадой.
Михаил Жаров и Людмила Целиковская
На съёмках актриса познакомилась с уже знаменитым Михаилом Жаровым, ставшим впоследствии её третьим мужем, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте. Первых два брака – со старшекурсником Юрием Алексеевым-Месхиевым, и писателем Борисом Войтеховым, Целиковская называла ошибками молодости.
Людмила Васильевна была истинно народной артисткой, но это звание получила очень поздно, только в 1963 году, из-за плохого отношения к ней Сталина. Её обожал простой народ, но не любили власти, называя её роли наивными и безыдейными.
Самая громкая роль Целиковской в фильме «Попрыгунья» принесла ей всесоюзную славу, но и окончательно утвердила за ней образ весёлой простушки-хохотушки.
Влюблялась актриса также легко и просто, как играла, но всегда была предельно откровенна со своими мужчинами, так как не терпела ложь и фальшь. Она всегда закрывала за собой одну дверь, прежде, чем открыть другую.
Жаров влюбился без памяти в красавицу актрису, и она испытывала к нему влечение. Но оба они были несвободны в тот момент, и это их сдерживало. Какое-то время.
Людмила, чтобы избавиться от наваждения, после съёмок уехала из Алма-Аты, вернулась в Москву к мужу, Борису Войтехову. Но именно рядом с ним она осознала свою ошибку, и написала о своих чувствах Жарову, сообщив, что возвращается к нему.
Для артиста развод с женой, Людмилой Полянской, обернулся сердечным приступом и больницей. Она скандалила, угрожала, писала и в партком, и в местком, с требованием – повлиять на известного всей стране советского актёра, вернуть в семью.
Второй муж Людмилы тоже не отставал – начал писать и рассказывать о ней гадости, добиваясь того, чтобы и друзья, и знакомые отвернулись от неё.
Михаил Жаров и Людмила Целиковская
Но они всё преодолели, и были счастливы… недолгих 5 лет. Если бы в этом браке актриса смогла стать матерью, возможно они прожили бы вместе всю жизнь.
Жаров обожал и боготворил свою молодую красавицу-жену, всячески баловал и заваливал подарками. Но забеременеть не получалось, а потом вдруг Людмила, неожиданно для себя, влюбилась.
Архитектор Каро Алабян был сражён красотой и обаянием актрисы с первого взгляда. А со второго уже пообещал, что она станет его женой.
Каро Алабян
Вспыхнувшая между ними любовь была испепеляющей, и вскоре Целиковская призналась мужу, что любит другого. Он всеми силами пытался удержать её, уговаривал, и даже подарил дорогущий чёрный жемчуг.
Позже Людмила Васильевна расскажет сыну, Александру Алабяну, что из всех своих мужчин, она безумно любила лишь его отца, а её саму больше всех любил артист Михаил Жаров.
Брак с архитектором оказался полным испытаний. Первые годы они жили в любви и согласии в его огромной, но уютной квартире. Людмила стала мамой, и была на седьмом небе от счастья – почти забросив кино и театр, она с удовольствием посвятила себя семье и домашним заботам.
Однако, счастье не продлилось долго – Сашенька заболел редкой формой полиомиелита, и все силы супругов были брошены на борьбу со страшной болезнью.
Вскоре муж попал в немилость к Берии и, чудом избежав ареста, был вынужден спешно уехать в Армению. А Людмилу с ребёнком и мамой, жившей с ними, выселили на улицу из роскошной квартиры.
Несколько лет ей пришлось мыкаться по углам у друзей и знакомых, жить на дачах. Одно радовало – сын шёл на поправку, теперь ему требовалось санаторно-курортное лечение.
Вскоре вернулся Каро, квартиру им вернули и жизнь опять начала налаживаться. Но через короткое время заболел и он – обнаружили онкологию в последней стадии. Меньше, чем через год его не стало.
Людмила была безутешна – в те тяжёлые времена её поддерживал друг и почти брат Алабяна, Анастас Микоян, и режиссёр Юрий Любимов, с которым актриса была знакома со студенческих лет.
Юрий Любимов и Людмила Целиковская
Любимов оказался впоследствии последним, пятым мужем Целиковской, пусть и гражданским – замуж её он никогда не звал, хоть и говорил, что любит со студенческой скамьи.
Они прожили почти 16 лет, многое было в их жизни за эти годы. Они вместе работали, творили, не обращая внимания на сплетни и косые взгляды со стороны театральной интеллигенции.
Старалась Людмила Васильевна не прислушиваться и к шепоткам об изменах Любимова, пока он сам не сказал ей, что полюбил другую, и уходит от неё.
Она приняла это известие с видимым спокойствием, не стала ничего выяснять, укорять или останавливать. Она закрыла очередную дверь, на этот раз – навсегда. В жизни великой актрисы и ошеломительно красивой женщины мужчин больше не было..
Спасибо, что читаете. Если материал понравился, отблагодарите автора лайком ????
Вам может быть интересно:
Полина Чекан – лицо за кадром и продолжение славной актёрской династии
Евдокия и Любовь Германовы – такие похожие и такие разные сёстры
Печальная судьба Регины Збарской – «Красной королевы» покорившей мир
Целиковская не боялась ничего в этой жизни, всегда поступала, так как считала нужным. Ее девизом были слова Кафки:- «Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно».
В сороковые годы Людмила Целиковская была кумиром публики. Множество молодых людей предлагали ей руку и сердце. Был даже случай, когда рота солдат, встретив Целиковскую на улице, пронесла ее на руках несколько кварталов.
Энергичная, неунывающая женщина, она очень любила жизнь, в ней был какой-то задор и непередаваемая живость. Она играла в теннис, вязала, переводила пьесы с английского, великолепно пела, танцевала, любила походы в лес и была очень хлебосольной хозяйкой.
Целиковская не боялась ничего в этой жизни, всегда поступала, так как считала нужным. Ее девизом были слова Кафки:- «Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно».
Людмила Целиковская родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани в интеллигентной российской семье. Ее отцом был заслуженный деятель искусств, дирижер Большого театра Василий Васильевич Целиковский, а матерью – оперная певица.
Родители Людмилы – Екатерина Лукинична и Василий Васильевич Целиковские
В детстве Людмила болела лихорадкой, и врачи настоятельно рекомендовали родителям сменить климат. Семья перебралась в Москву. В новых условиях девочка быстро поправилась и вскоре поступила в Гнесинское училище по классу фортепиано. Вообще ей прочили профессиональное музыкальное будущее (у отца в театре Люда играла на литаврах, имела абсолютный слух), но вдруг она увлеклась театром.
Мама Людмилы со своей подругой Анной Бабаян, привела, тогда свою шестнадцатилетнюю дочь на просмотр к режиссеру Театра имени Вахтангова Рубену Симонову, который и посоветовал Людмиле поступать в театральный институт.
В 1937 году Людмила, окончив школу, подала документы в Театральное училище имени Щукина, где был огромный конкурс (900 человек на 13 мест).
На экзамене она рассмешила всю комиссию, сказав, зовут ее Людмила Васильевна, а к экзаменам она готовилась с мамой. Комиссия веселилась от души, а Людмила, заплакав, убежала.
Она решила, что в училище ее не примут, но судьба распорядилась иначе. Конечно же она была принята, мало того еще, будучи студенткой, ее зачислили в труппу Театра имени Вахтангова и не без помощи Рубена Симонова разрешили сниматься в кино.
В 1940 году режиссер Константин Юдин снимал комедию «Сердца четырех» и предложил Целиковской главную роль в этой картине. Позднее актриса вспоминала, что эта роль стала ее любимой ролью, так как играла она там саму себя.
Людмила сумела убедить режиссера разрешить спеть песню в этом фильме самой, а не отдавать ее профессиональной певице. Но на съемках она перенервничала и временно потеряла голос, и режиссер и оркестр вынуждены были простаивать, и все же песню спела она сама. С тех пор в театре и кино (кроме фильма «Антон Иванович сердится») Целиковская пела сама.
На втором курсе, в 19 лет, Людмила вышла замуж за своего однокурсника Алексеева-Месхиева, но вскоре они расстались. Второй ее брак был более долговечным, с писателем Борисом Войтеховым она прожила несколько лет. Он искренне любил ее, но случай разлучил их.
В 1941 году началась война, и актриса вместе с театром эвакуировалась в Омск, там она и получила телеграмму от режиссера Леонида Трауберга с приглашением приехать в Алма-Ату, на съемки фильма «Воздушный извозчик». Здесь и свела судьба Целиковскую и Жарова.
Михаилу Жарову было уже 42 года, семейная жизнь его не складывалась. Людмила Полянская, его жена, под воздействием своей матери, открыто презирала своего мужа, считая, что он для нее совершенно не подходит.
С Михаилом Жаровым
Людмиле Целиковской в то время было всего 23 года, но Михаила Ивановича это не остановило, он влюбился в молодую актрису. Для нее это был уже третий брак. Она тут же написала мужу о своих чувствах к Жарову. В ответ он стал забрасывать ее телеграммами с угрозами. А когда Михаил Иванович известил свою жену об отношениях с Целиковской, то началось вообще что-то невообразимое, и Жаров слег в больницу, проведя там полтора месяца.
Свою жизнь фильм «Воздушный извозчик» начал на фронте, его показывали и в госпиталях и в землянках. А 1943 году Жаров и Целиковская поехали с концертами в полк к Марине Расковой и пробыли там более трех месяцев.
В этом же году Людмилу Целиковскую пригласил сниматься в фильме «Иван Грозный» знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн. Это вызвало возмущение руководства Театра имени Вахтангова – слишком часто молодая актриса отсутствовала в театре. Целиковскую уволили из театра, но впоследствии она была восстановлена.
В фильме Целиковская играла царицу Анастасию, эта роль принесла ей много неприятностей: софитами сожгли хрусталики глаз, и она оказалось единственной актрисой в съемочной группе, кто не получил Сталинской премии. То ли Иосиф Виссарионович не любил саму актрису, то ли не понравилась сыгранная ею роль, но он вычеркнул ее из списка со словами:- «Такими царицы не бывают».
Вообще Целиковская старалась быть подальше от власти. Однажды ее и еще одну актрису пригласили на дачу Берии посмотреть кино, по окончании фильма к ним стали приставать с домогательствами. Актриса, не раздумывая, ударила заместителя Берии Кобулова и пустилась бежать, она очень боялась, что в нее будут стрелять, но все обошлось.
Руководство не поддерживало ее, скорее всего потому, что ее роли не имели идейного значения, но простые люди ее обожали. Целиковская, не смотря на свою популярность и известность, только в 1963 году дождалась звания народной артистки.
После войны она снялась в фильмах «Близнецы», «Беспокойное хозяйство», последний был раскритикован в прессе, но у зрителей имел грандиозный успех. После этого Целиковская стала отказываться от ролей наивных девочек, и это привело к тому, что театр стал для нее единственным местом работы. За последующие 9 лет она не снялась ни в одной картине.
В 30 лет Целиковская встретила человека, которого искренне полюбила. Это был известный архитектор, создатель Театра Советской Армии и Ленинградского проспекта пятидесятилетний Каро Алабян. К тому времени с Михаилом Жаровым она прожила 5 лет, но детей в семье не было и, вероятнее всего, это стало причиной их развода.
В 1948 году брак между Целиковской и Алабяном был заключен. Вскоре у них родился сын. Она была великолепной матерью. Когда у Саши, любимого и долгожданного ребенка, обнаружили полиомиелит, Людмила Васильевна оставила кино и театр и всю себя посвятила борьбе за его здоровье и добилась его выздоровления.
Каро Алабян в это время попал в немилость к Берии, его уволили с работы, лишили квартиры. Семья долго жила на одну зарплату Целиковской и слонялась по друзьям, Но в 1953 году, после письма в правительство, все стало налаживаться. Им дали жилье, Алабяну – работу, и ребенок пошел на поправку. Но счастье продлилось недолго, в 1959 году Каро Алабян умирает от рака легких. После его смерти Целиковская совсем перестала сниматься в кино, играя только в театре.
В шестидесятые годы она встречается с режиссером Театра на Таганке Юрием Любимовым, Вместе они прожили в гражданском браке более 15 лет. Как призналась позднее Целиковская:- «Жить с гением трудно», и когда стало совсем невыносимо они тихо, без скандалов расстались.
И все же, как бывшей жене неблагонадежного Любимова ей перестали давать роли не только в кино, но и в театре.
В последние годы своей жизни Людмила Целиковская тяжело заболела – врачи поставили диагноз – рак, и 6 июля 1992 года в возрасте 72 лет Людмила Васильевна Целиковская скончалась. Похоронена она на Новодевичьем кладбище рядом с Каро Алабяном.
Сайт Женский журнал – Записки “дикой” хозяйки
В Москве при советской власти доходные дома часто надстраивали. Так, перед войной появился на Тверском бульваре, 17, восьмой этаж, его выдает упрощенный декор. По сведениям знатока города Д.И.Бондаренко, в доме жили актеры соседнего Камерного театра Юлий Хмельницкий и Николай Чаплыгин, Михаил Жаров, комбриг Сергей Абрамович, Валентин Трифонов, революционер и один из организаторов Красной Армии. Кто они, эти люди, удостоенные почетных званий и наград, высоких постов?
Сергей Иванович Абрамович — один из 337 погибших комбригов Красной Армии. Сведений о нем мало. Белорус. Родился на Украине. Служил в Саратове начальником пограничной школы. На командных должностях проявил себя в Новосибирске, в войсках НКВД. Последний адрес — город Москва. За мнимое участие в «контрреволюционной террористической организации» приговорен 15 сентября 1938 года к расстрелу и в тот же день казнен в 45 лет.
Его сосед по дому Валентин Андреевич Трифонов расстрелян без воинского звания. О нем известно многое. То была яркая фигура, поднятая на вершины власти и рухнувшая в могилу. Когда узнаешь, что в октябре 1917 года свершилась революция рабочих и крестьян, испытываешь недоумение. Вожди партий большевиков и социалистов-революционеров не стояли у станка, не пахали землю. После университетов профессионально занимались агитацией и пропагандой, писали статьи и книги. В Собрании сочинений Ленина — свыше 50 томов. Собрания сочинений издавали Троцкий, Каменев, Зиновьев. У Сталина вышло при его жизни 13. До сих пор издается продолжение. Их мысли становились материальной силой благодаря таким людям, как Трифонов, испытавшим на себе эксплуатацию, угнетение, бедность и лишения.
Он — казак, родился на хуторе Области Войска Донского, осиротел в 7 лет. Жил у родных, окончил ремесленное училище, работал слесарем в депо. В 16 лет вступил в партию. Стрелял во время революции 1905 года. Ссылался в Сибирь, совершал побеги, пока не попал в Туруханский край, откуда даже Сталин не смог сбежать. Брал власть в Петрограде. Формировал части Красной Армии. Командовал флотилией. На Дону карал родных казаков. Входил в годы Гражданской войны в РВС — Революционные военные советы армий и фронтов.
Поражает, как человек без всякого, в сущности, образования руководил топливной отраслью государства, нефтяным синдикатом, Промбанком РСФСР. Два года возглавлял Военную коллегию Верховного суда СССР, стало быть, выносил смертные приговоры. Он получал важные назначения и отправлялся в Китай помощником военного атташе Егорова, будущего Маршала Советского Союза и «врага народа», в Финляндии работал торговым представителем…
Все годы мира Трифонов постоянно размышлял о предстоящей мировой войне. Написал книгу «Контуры грядущей войны», где предвидел внезапное нападение Германии на СССР. Рукопись в начале 1937 года послал в Кремль Сталину и членам Политбюро. Ответа не получил. Получил 15 марта 1938 года стандартный смертный приговор. В тот же день расстрелян.
В доме на Тверском бульваре, 17, у мужа и жены, пожилого Валентина Трифонова и молодой Евгении Лурье, родились дочь Таня и сын Юрий. Это имя будущего известного писателя, лауреата Сталинской премии, автора романов и волнующей повести «Дом на набережной». В него семья переехала в 1931 году, когда в Москве у Большого Каменного моста было построено громадное жилое здание правительства СССР, где поселились руководители партии и государства, народные комиссары, военачальники Красной Армии.
В Доме на набережной, по словам Юрия Трифонова, первым арестовали его отца — председателя Главного концессионного комитета при правительстве СССР. Затем 3 апреля 1937 года явились за матерью. Двенадцатилетний мальчик в дневнике записал: «Сегодня ночью пришли из НКВД и забрали маму. Нас разбудили. Мама держалась бодро и к утру уехала…». Ее освободили в День Победы, 9 мая 1945 года. В лагере Евгения Лурье возила тачку с кирпичами, работала на зооферме по специальности инженер-животновод. Там начала писать стихи и рассказы. В Москве публиковала их под псевдонимом Таюрина, образованным от имен детей — Тани и Юры. Детские рассказы писательницы читала с эстрады Рина Зеленая. На Кунцевском кладбище, где дети в 1975 году похоронили мать, они установили памятник отцу, чья могила неизвестна.
Близость дома 17 к Камерному театру на Тверском бульваре, 23, позволяла жильцам-артистам за несколько минут появляться на службе. Похожий на белого офицера, высоколобый, худощавый, Николай Чаплыгин на сцене и экране выступал в ансамбле с самыми известными актерами. Но играл роли второго плана. Одну из них ему поручили в картине, снимавшейся Михаилом Роммом под рабочим названием «Восстание», а ставшей — «Ленин в Октябре». Перед премьерой в Большом театре, приуроченной к 20-летию взятия власти большевиками, фильм посмотрел Сталин. Картина ему очень понравилась игрой Бориса Щукина в роли Ленина и не очень — игрой Семена Гольдштаба в роли Сталина, что не помешало актеру из Вятки-Кирова сыграть в кино вождя еще три раза. «Ленин в Октябре» выглядел иллюстрацией «Краткого курса истории ВКП(б)». В самые драматические моменты Октябрьской революции в Петрограде на экране рядом с Лениным оказывался Сталин. Хотя на самом деле ничего подобного не происходило.
Людмила Целиковская.
Талантливо поставленный и сыгранный фильм прошел с большим успехом в 900 копиях на всех экранах СССР, в странах Европы и Америки. Как писал критик «Нью-Йорк таймс», «Ленин интересен, ярок и симпатичен зрителю». Одновременно с репетициями в киностудии Щукин до изнеможения оттачивал роль в Театре Вахтангова в спектакле «Человек с ружьем». Режиссеры не жалели актеров и самих себя, понимая, что при неудаче им не поздоровится. За стенами киностудии и театра шел 1937 год. Вслед за этими премьерами государственного значения вышел фильм «Ленин в 1918 году», где Щукин снова играл заглавную роль. Непомерная нагрузка оказалась для 45-летнего актера роковой. Он умер от разрыва сердца и не узнал, что удостоен Сталинской премии первой степени.
После смерти Сталина фильм дважды так перемонтировали, что от Иосифа Виссарионовича в нем ничего не осталось. А Николай Чаплыгин появлялся на экране в царском мундире с эполетами и крестом на шее. После Победы его пригласили на роль британского журналиста в фильм «Клятва». Сталин давал на Красной площади клятву следовать заветам Ленина. Ему вручила письмо о зверствах кулаков главная героиня Варвара Петрова, многодетная мать и вдова большевика, убитого кулаками. Семья Петровой строит социализм. На Красную площадь на глазах Сталина въезжает на тракторе сын Петровой. В дни мира разгорается классовая борьба. В пожаре, устроенном вредителями, сгорает дочь. Когда началась война, мать посылает сыновей на фронт. Старший сын гибнет в бою. После Победы в Георгиевском зале Кремля Сталин второй раз встречается с Варварой и благодарит ее прилюдно. Мальчишкой я видел «Клятву», не зная, как все в переполненном зале, что на экране демонстрируется развесистая клюква.
Даже в эпизодических ролях в «Клятве» снимались кинозвезды — Тамара Макарова, Максим Штраух, в одно время с Борисом Щукиным исполнивший роль Ленина в фильме «Человек с ружьем». Василия Меркурьева в титрах не упомянули. Снимал фильм Михаил Чиаурели, лауреат пяти Сталинских премий. (Пишу и вспоминаю, как ехал в 1950 году из центра долго-долго в синем троллейбусе по Первой Мещанской, метро еще не было, и разговорился с попутчиком, моим ровесником и соплеменником. Узнав, что еду во ВГИК подавать документы, отсоветовал: «Зря едешь. Я помощник Чиаурели — и не смог поступить». В приемной комиссии услышал: «Что вы все претесь во ВГИК! Поступай в институт сельскохозяйственного машиностроения, там недобор…»)
Более заметные роли играл Николай Чаплыгин в Камерном театре, где служил десять лет директором. Выходил на сцену в последнем спектакле «Адриенна Лекуврер», прошедшем с триумфом. Но театр вскоре закрыли как враждебный советскому искусству. Без него артист жить не смог и через два года умер в 49 лет. Долгая жизнь — 93 года — была суждена другому актеру Камерного театра, ровеснику Чаплыгина, Юлию Хмельницкому. Он ушел с тонущего корабля до его гибели в Московский театр оперетты, как режиссер руководил театрами музыкальной комедии в Ленинграде, Волгограде, Краснодаре. Славу и память на долгие годы режиссеру принес поставленный им единственный фильм — «Мистер Икс», где главную роль с триумфом исполнял эстонский баритон Георг Отс.
Каро Алабян.
Семь лет играл в Камерном театре Михаил Жаров. Биография актера изучена многими искусствоведами, и сам он написал о себе. Его жизнь началась и закончилась в Москве, где родился отец, подкинутый к дверям Николаевского приюта в Бригадирском переулке, 10 (находится у станции метро «Бауманская»). Младенца нашли утром поздней холодной осенью в «изящном кружевном конверте с голубым бантом и прикрепленной запиской: «Назовите мальчика Иваном». Полагают, ребенок родился у некоей актрисы после романа с богатым и знатным поклонником. Часто бывало, красивые и бедные актрисы, не надеясь на неравный брак, приносили новорожденных именно в этот приют, пользовавшийся хорошей репутацией. Имя Иван подкидышу дали согласно просьбе матери. Как водилось в приюте, получил он фамилию воспитательницы Жаровой. Иван в приюте получил специальность печатника. Сына в 14 лет привел он на Сущевскую улицу, 21, в типолитографию Роберта Бахмана, где два года Миша работал наборщиком, мечтая о сцене.
В оперный театр Зимина на Большой Дмитровке (в нем — Московская оперетта) попал в роли посыльного, разносил билеты по городу. Выходил на сцену в толпе статистов. Однажды по ходу действия в опере получил удар палкой по голове и вполне натурально потерял сознание. Когда пришел в себя, пообещал: «Буду артистом!». Юному Жарову отказали в открывшемся театре «Летучая мышь», дали от ворот поворот студия Художественного театра, театральное училище Малого театра.
Приняли в студию при театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций. В нем состоялся дебют будущего народного артиста СССР, лауреата Ленинской и трех Сталинских премий. С Первым передвижным театром Красной Армии уехал Жаров на восточной фронт. Вернулся в Москву с женой Диной, огорчив родителей. Девушка была на два года старше сына. Жаров переходил из театра в театр, уезжал в провинцию и снова возвращался домой. Мейерхольд, Таиров в театрах и режиссеры немого кино охотно поручали ему роли, в которых он заслужил репутацию мастера эпизода.
Второй женой Жарова стала актриса Людмила Полянская, с ней он жил на Тверском бульваре.
Долгожданную славу принес в 1931 году первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь». В нем бандит Жиган играл на гитаре, пел хриплым голосом, очаровав публику и особенно воровской мир. В любом гриме, любой роли голос выдавал артиста. Наверное, поэтому зритель всех выходящих на экран советских фильмов Сталин однажды на приеме в Кремле заметил: «Михаил Жаров хороший артист, но в любой роли похож, в каком бы гриме ни был. А товарищ Раневская может вовсе не пользоваться гримом, но всегда будет разной». Жаров обладал способностью, играя отрицательных персонажей, делать их обаятельными. В «Выборгской стороне» конторщик Невского завода, анархист и черносотенец, король бильярда Дымба исполнял песенку под гитару:
Цыпленок жареный, цыпленок пареный,
Цыпленок тоже хочет жить,
Его поймали, арестовали,
Велели паспорт предъявить.
Вслед за Жаровым песенку запели во всех дворах. Тогда и я, семилетний мальчишка, запомнил этот куплет и цитирую его по памяти.
Перед войной Жаров слыл одним из самых популярных актеров кино. За роль князя Меншикова в фильме «Петр I» получил Сталинскую премию первой степени. Его звали на съемки лучшие режиссеры и пригласили на главные роли в Малый театр, в чью студию когда-то не приняли. В военном 1943 году Жаров сыграл в комедии «Ночной извозчик» летчика Баранова. По ходу действия пожилой мужчина влюблялся в юную певицу, которую играла прелестная Людмила Целиковская. Сюжет фильма они разыграли в жизни. Актриса вышла замуж за Жарова, несмотря на разницу в возрасте в 20 лет. Жили они в престижном доме на улице Горького, 8 (ныне — Тверской). Старый муж носил жену на руках, ни в чем ей не отказывал. Жаров с радостью исполнял все желания красавицы. Покупал старинные украшения. Вместе они снялись у Сергея Эйзенштейна в фильме «Иван Грозный». Для любимой ставит Михаил Иванович веселивший народ фильм «Беспокойное хозяйство», осужденный критикой за «безыдейность». Казалось бы, семейная идиллия.
Валентин Трифонов.
И вдруг спустя семь лет после замужества любимая жена уходит к соседу по дому, который был на два года старше Жарова. Влюбилась она в известного архитектора Каро Алабяна, члена партии с 1917 года, депутата Верховного Совета СССР. В Москве архитектор построил Центральный театр Красной Армии в форме звезды. Несмотря на разницу лет, четвертый брак в жизни актрисы оказался, по ее признанию, самым счастливым и длился до смерти мужа, который оставил вдову с годовалым сыном. Именем Алабяна названа улица в Москве, под ней прокладывают в эти дни Алабяно-Балтийский тоннель.
Третий развод Жаров переживал с сердечными приступами, бессонницей. Все прошло, когда в санатории на Истринском водохранилище узнаваемый всеми артист знакомится с семьей московских врачей Гельштейнов, отдыхавших с дочерьми Майей и Викой. С компанией молодых, забыв про свои 49 лет, Жаров разжигает костры, ходит в лес, катается на лодке. И влюбляется в Майю. Она на 30 лет моложе и признается в дневнике: «Я влюбилась в старого некрасивого артиста Жарова…». Он без нее жить не может. Пошел к родителям просить руки дочери. Дверь открыла Вика. Как она вспоминает: «Я бы меньше удивилась, увидев Ленина и Сталина». На пороге произошел короткий диалог: «Я знаю, что вы Вика». — «А я знаю, кто вы…» — «Конечно, меня знает вся страна. Но, если серьезно, я бы хотел переговорить с Элизаром Марковичем». Войдя к профессору, рухнул на колени. Разговор мужчин длился шесть часов и завершился распитием заветной бутылки вина, которую отец хранил для свадьбы дочери.
Дочь Анюта Жарова родилась в 1950 году. За ней появилась Елизавета. Семейное счастье омрачали «борьба с космополитизмом» и жуткое дело «убийц в белых халатах», арестованных врачей, лечивших Сталина и его соратников. Заведующего кафедрой 2-го медицинского института полковника медицинской службы, главного терапевта Северного и Ленинградского фронтов Гельштейна травили в родном институте, опубликовали пасквиль в многотиражке.
Породнившегося с врачами-евреями народного артиста СССР три года не снимали в кино. В Малом театре прорабатывали на партийном собрании. Гельштейна и его жену арестовали в феврале 1953 года. Вику Жаров приютил у себя в квартире высотного дома на Котельнической набережной. Никто не знал, чем кончатся аресты. На свободу тесть и теща полностью оправданными вышли после смерти Сталина.
В Малом театре Жаров сорок лет, что бы ни играл, выходил под аплодисменты зрителей. Слава в кино к нему вернулась на 70-м году жизни. Вышел «Деревенский детектив» про старшего лейтенанта милиции Федора Ивановича Анискина. Успех был ошеломительный. Жаров снял о нем телефильмы «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», когда был тяжело болен.
Самый счастливый брак Жарова длился тридцать лет и один год до утра 15 декабря 1981 года.