Актриса ирина долганова личная жизнь

Актриса ирина долганова личная жизнь thumbnail

Ирина Долганова

Ирина Долганова

Ирина Валерьевна Долганова. Родилась 13 августа 1949 года в Николаеве. Советская и российская актриса театра и кино Заслуженная артистка РФ (1997). Исполнительница роли Сони Гурвич в фильме «А зори здесь тихие».

Ирина Долганова родилась 13 августа 1949 года в Николаеве.

Мать пережила оккупацию, была отправлена на принудительные работы в Германию, но по дороге сбежала.

У Ирины есть сестра Вера.

С детства хорошо пела и танцевала, участвовала в самодеятельности.

В 1971 году закончила Саратовское театральное училище.

С 1971 года — актриса Нижегородского театра юного зрителя имени Н. К. Крупской. Первой же ролью стала Виола в шекспировской «Двенадцатой ночи». Потом — «Сон в летнюю ночь», «Мещанин во дворянстве», «Принцесса Турандот», «Три сестры», «Вечно живые»… Также все Золушки, Аленушки и Дюймовочки были ее.

Главных ролей в ее активе около ста пятидесяти, а второстепенных и не сосчитать. Сыграла в множестве мюзиклов: режиссеры активно использовали ее умение петь и танцевать.

Театральные работы Ирины Долгановой:

«Двенадцатая ночь» У.Шекспира — Виола;
«Сон в летнюю ночь» У.Шекспира — Гермия;
«Три сестры» А. П. Чехова — Ирина;
«Доходное место» А. Н. Островский — Юленька;
«Анна Снегина» С. А. Есенина — Анна Снегина;
«Мещанин во дворянстве» Мольера — Доримена;
«Принцесса Турандот» К.Гоцци — Адельма;
«Царевна-лягушка» Г.Соколовой — Василиса Премудрая;
«Жорж Данден» Мольера — Клодина;
«Вся Надежда» М. М. Рощина — Тоня;
«Чёрт попутал» Э.Фертельмейстера, М.Бартенева — Мария;
«Восемь любящих женщин» Р.Тома — Огюстена;
«Крошка» Ж.Летраза — тётя Полина;
«Проделки Маленькой Бабы-Яги» Ю.Коринца — Румпумпель;
«Вечно живые» В. С. Розова — Анна Ковалёва;
«Принцесса Кру» В.Ольшанского — мисс Минчин;
«Необыкновенные приключения Ивана Александровича Хлестакова в городе N» Н. В. Гоголя — Анна Андреевна;
«Королевство кривых зеркал» В.Губарева, А.Успенского;
«Ай да братец Кролик!» А.Арцишевского, В.Лымарева;
«Золотой ключик» А. Н. Толстого — Черепаха Тортилла.

Лауреат Всероссийских фестивалей «Поют драматические артисты» и «Веселая коза».

Широкую известность актрисе принесла роль Сони Гурвич в военной драме режиссера Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие», снятой по одноименной повести Бориса Васильева.

Свою звездную роль Ирина чуть не упустила: возвращаясь в Саратов, она не оставила на киностудии им. М. Горького своего адреса. Через месяц ректор училища, схватив ее за руку, сказал: «Срочно отправляйся в Москву!». Оказывается, ей много раз звонили, сообщали об утверждении на роль. Но завуч это от нее скрывала. Ирина еле успела.

Картина снималась в неимоверно сложных условиях. Ирина Долганова вспоминала: “Трудностей была масса. Мы объездили Карелию вдоль и поперек и забирались в такие дебри, куда нужно было даже прокладывать для нашей техники отдельную колею. Просто прорубали дороги, чтобы провезти тяжелую технику, чтобы была энергия своя для камеры и осветительных приборов. Еще было сложное место – каменная гряда, которая оказалась настоящей гадючьей грядой – просто город гадюк. А место было такое удобное для съемок, что отказаться от него Ростоцкий не мог, и с гадюками велась долгая жесткая борьба, чтобы на какое-то время выжить их оттуда. К сожалению, мы победили, потому что мне, в общем, жалко было этих змей – это часть природы нашей. И я помню, там были страшные комары. Не помогали никакие жидкости, которыми обливали и камеры, и осветительные приборы, и нас с ног до головы. Всё равно мы от них страдали”.

Лента имела огромный успех как в СССР, так и за рубежом, в 1972 году получила специальный приз в Венеции и номинацию на «Оскар» в категории Лучший фильм на иностранном языке.

“Во-первых, это все-таки исторический фильм – не просто рассказывающий о войне, а снятый людьми, прошедшими через нее. В первую очередь это сам Станислав Иосифович Ростоцкий: он был тяжело ранен, его чудом спасла девочка – санитарка, которая на своих плечах перетащила его через линию фронта до ближайшего медсанбата. Этой девочке он и посвятил свой фильм”, – рассказывала актриса.

За роль Сони Гурвич она была удостоена Премии Ленинского комсомола.

Ирина Долганова в фильме “…А зори здесь тихие”

Ирина Долганова А зори здесь тихие

Ирина Долганова А зори здесь тихие 2

Ирина Долганова А зори здесь тихие 3

Ирина Долганова А зори здесь тихие 4

Ирина Долганова А зори здесь тихие 5

Ирина Долганова А зори здесь тихие 6

Роль в фильме «…А зори здесь тихие» стала этапной в жизни актрисы. Она отмечала: “Для меня это был момент становления. Я начала свою творческую жизнь с очень высокой планки, и все время стараюсь к ней подтягиваться – туда, вверх. Не спускаться вниз в творчестве, не становиться менее профессиональной, менее честной… Потому что раз слабинку себе позволишь, и потом как снежный ком покатится всё вниз, и уже не поднимешься”.

После работы над фильмом ей пришлось делать выбор между распределением в театр и предложением Киностудии им. М. Горького остаться в Москве. Она решила, что театр – это надежнее и отправилась в Горький.

Спустя несколько лет Станислав Ростоцкий, в доме которого Ирина останавливалась всякий раз, как приезжала в Москву, посетил ее в Горьком и снова предложил переехать в столицу. Но к тому времени Ирина Валерьевна уже была замужем, растила сына и бросать родной город и театр не захотела. “Станислав Иосифович иногда приезжал в Горький, мы вместе выступали перед зрителями. Заглядывал в общежитие, где я жила в небольшой комнатке, уже с мужем и ребенком, и уговаривал вернуться в Москву. Причем довольно настойчиво. Но меня мучили сомнения: найду ли работу? Устроится ли в столице муж? В Горьком уже обосновалась, играю в театре, зачем срываться с семьей в неизвестность?”, – поясняла она.

Читайте также:  Актриса екатерина редникова личная жизнь

Ирина Долганова 2

В кино снялась всего несколько раз, в том числе в фильме «Мать» Глеба Панфилова – сыграла в сцене с Инной Чуриковой (ее Ниловна едет к сыну в тюрьму первый раз, а героиня Долгановой уже бывала там и успокаивает попутчицу).

Ныне она прима Нижегородского ТЮЗа, заслуженная артистка России.

Преподает актерское мастерство в нескольких детских коллективах и в Нижегородском госуниверситете им. Лобачевского.

Также она – известный в городе защитник бездомных животных.

В 2013-м снялась в военной картине «Переводчик» Андрея Прошкина, сыграла небольшую роль.

Фильм о фильме. А зори здесь тихие

Личная жизнь Ирины Долгановой:

Замужем. Супруг – Владимир, работал в городской администрации, занимается бизнесом. Имеет сына Сергея, который стал врачом.

Фильмография Ирины Долгановой:

1972 – … А зори здесь тихие – Соня Гурвич
1989 – Мать – посетительница тюрьмы
2008 – А зори здесь тихие… Фильм о фильме (документальный)
2013 – Переводчик – Ада Абрамовна

Источник

Ирина Долганова – актриса театра и кино. Много играла в спектаклях. А вот в кино появлялась не так часто, как хотелось бы. Ролей ей практически не предлагали, да и сама она не напрашивалась – всю жизнь прожила в Нижнем Новгороде, где играла в местном театре юного зрителя. В 1972 году девушку пригласили на роль Сони Гурвич в известную картину “А зори здесь тихие” Станислава Ростоцкого.

Ирина Долганова сегодня

Она чуть не упустила свой звездный час, поскольку не знала, что ее утвердили. Зато на следующий день после премьеры проснулась известной на всю страну. С картиной актриса объездила немало стран. Как сложилась творческая биография Ирины Долгановой, читайте в данной статье.

Детские годы

Ирина появилась на свет в августе 1949 года в городе Николаеве, в Украине. Ее мать в военные годы попала под немецкую оккупацию, ее чуть было не отправили на поезде в Германию, однако юной девушке помогли: в Польше ей и еще нескольким счастливчикам удалось выпрыгнуть из поезда и бежать на родину. Она вернулась в родной Николаев, вышла замуж, родила двоих дочерей. Кроме Ирины в семье воспитывалась девочка Вера. Обеих родители растили в строгости, обеим смогли дать хорошее образование и вывести в люди.

В школьные годы Ирина хорошо пела и танцевала, любила участвовать в самодеятельности, не стеснялась выступать на сцене в постановках. После получения диплома отправилась в Самару поступать в театральный.

Начало творческой деятельности

После окончания Самарского театрального училища поехала в Нижний Новгород, где ей была предложена работа. С 1971 года состоит в труппе местного театра юного зрителя, на сцене которого уже сыграла массу интересных ролей. В большинстве спектаклей пригодилось умение пластично двигаться и петь.

Ирина Долганова дает интервью

В копилке Ирины Валерьевны Долгановой более 20 работ в спектаклях. В разные годы она сыграла Виолу в “Двенадцатой ночи” по Шекспиру, Ирину в “Трех сестрах”, Юленьку в “Доходном месте”, Анну Снегину в одноименной драме по Есенину, Доримену в “Мещанине во дворянстве”, Огюстена в “Восьми любящих женщинах” и других.

Съемки в кино

На экранах в фильмах актриса появлялась всего четыре раза, поэтому фильмография Ирины Долгановой не отличается разнообразием. Ее приглашали сниматься в 70-80-е годы и в 2000-е. Самой главной ролью в ее жизни стала Соня Гурвич из ленты “А зори здесь тихие”. Спустя несколько лет Ирину пригласили в картину “Мать”. Это была незначительная роль попутчицы, в титрах фамилии Долгановой не было указано.

Ирина Долганова в роли Сони Гурвич

В 2000-е об актрисе вспомнили. Модно стало отмечать всевозможные юбилеи выхода того или иного советского фильма на экраны. На этой волне в 2008 году был снят фильм о фильме, где приняла участие и Ирина Долганова. Картина-воспоминание вышла очень душевной.

В 2013 году актриса сыграла Аду Абрамовну в “Переводчике”, который был восторженно встречен и кинокритиками, и зрителями.

“А зори здесь тихие…”

По воспоминаниям Ирины Долгановой, съемки были достаточно сложными. Проводились они в Карелии, как раз в тех краях, которые описывал в своей повести Борис Васильев. Как известно, в этой части нашей страны сохранилась практически первозданная природа, с отвесными скалами, глубокими и чистыми озерами, непроходимыми болотами. Режиссеру и другим постановщикам картины приходилось идти на большие жертвы, чтобы в кадре все выглядело максимально натуралистично. Например, пришлось вырубать некоторую часть деревьев, чтобы была возможность установить тяжеловесную технику, в болотах боролись с большим количеством гадюк, а против огромных комаров средств практически не могли найти – никакие спреи и мази не помогали.

Ирина Долганова в кино

В интервью актриса признавалась, что на съемках режиссер буквально заставлял девушек окунаться в военную атмосферу, он хотел, чтобы зритель верил тому, что происходит на экране, чтобы актрисы не играли, а проживали все эмоции.

В сцене смерти Сони Гурвич, когда остальные девушки узнают об этом, эмоции они испытали настоящие – бычья кровь, которой намазали грудь Ирины Долгановой привлекла мух и источала жуткий запах, бледное лицо, синюшные круги под глазами и характерная поза, – все это вызвало настоящий шок у всей съемочной площадки. Для кого-то даже пришлось вызывать скорую помощь, кто-то упал в обморок, кто-то и вовсе отворачивался и уходил с места съемок.

Оглушительный успех

В 1972 год картина вышла на экраны, ее посмотрело огромное количество зрителей не только по всему Советскому Союзу, но и по всему миру. В Китае, к примеру, ленту приняли на ура. Старшину Васкова, которого сыграл актер Андрей Мартынов, принимали за настоящего героя. На все мероприятия приглашали актеров этого фильма, и везде им была открыта дорога. Так продолжалось несколько лет. Писатель Борис Васильев был в восторге от актрис, которые сыграли в фильме и достоверно смогли передать эмоции, описанные в книге и сценарии.

Читайте также:  Актриса ольга казакова личная жизнь

На Венецианском кинофестивале картина “А зори здесь тихие…” выиграла в престижной номинации – фильм даже отправляли на “Оскар”.

За реалистичную игру в роли Сони Гурвич Ирина Долганова была удостоена Премии Ленинского комсомола, принимала участие в разного рода мероприятиях, ездила по стране и рассказывала всем желающим о том, как проходили съемки картины “А зори здесь тихие…”

Жизнь после славы

В интервью, после выхода фильма на экраны, актриса призналась, что благодаря съемкам в “Зорях…” она задала себе слишком высокую планку, которую в конечном итоге перепрыгнуть не удалось. Режиссер фильма Станислав Ростоцкий предлагал актрисе остаться в Москве, не возвращаться в театр, однако она решила, что работа киношного актера – слишком зависимая вещь. Сегодня ты на гребне волны и популярности, а завтра – за бортом. Работа в театре куда более постоянна, поэтому актриса вернулась в Горький.

Ирина Долганова на сцене

Даже несколькими годами позже, когда Ростоцкий приезжал в Нижний Новгород и останавливался в небольшой квартирке актрисы, он настойчиво предлагал ей работу в Москве, звал переехать, но к тому моменту Ирина была уже замужем, создала семейный быт и боялась срываться в неизвестность. Работа в театре была постоянной, ей предлагали даже должность преподавателя по актерскому мастерству. Подрастал ребенок, у супруга была неплохая должность. “Синица в руках” оказалась надежнее московского “журавля в небе”.

Личная жизнь Ирины Долгановой

В Нижнем Новгороде актриса познакомилась с мужчиной по имени Владимир, который не имел никакого отношения к театру, кино и вообще к творчеству. Занимался административной деятельностью, потом организовал собственный бизнес. Несмотря на разность взглядов и интересов, пара поженилась и ни разу не пожалела о своем решении. На протяжении нескольких десятков лет они живут, душа в душу, во всем друг друга поддерживают и стараются сохранять гармонию.

актриса Ирина Долганова

В браке у Ирины и Владимира родился сын Сергей, который не пошел по стопам родителей, а выбрал профессию врача.

Источник

Без фильма «…А зори здесь тихие» сейчас невозможно представить себе ни один День Победы. Трагическая история пятерых девчонок, защищавших Родину и погибших за неё, до сих пор трогает сердца зрителей всего мира. Фильм номинировался на «Оскар» и стал одним из лидеров советского кинопроката 1973 года – его посмотрело 66 миллионов человек!

Особую гордость нижегородцев составляет то, что одну из главных ролей сыграла актриса нашего ТЮЗа, заслуженная артистка России Ирина Долганова. Накануне праздника мы встретились с Ириной Валерьевной, чтобы вспомнить, как создавался легендарный фильм, и понять, почему ни одной современной картины о войне до сих пор не удалось повторить его успех.

С чистого листа

– Ирина Валерьевна, почему из сотен претенденток на роль Сони Гурвич режиссёр Станислав Ростоцкий выбрал именно вас?

– На самом деле я попала в фильм в самый последний момент. В то время я заканчивала Саратовское театральное училище, меня увидели на репетиции и пригласили на кинопробы – в Москву. Второй режиссёр Зоя Курдюмова показала меня Ростоцкому, а он удивился и сказал, что на все роли артистки утверждены, и показал мне огромные стопки альбомов на каждую из ролей, и на Соню Гурвич тоже. Я растерялась, но он согласился меня попробовать. Меня повели в костюмерную, стали одевать. Тогда же всё настоящее было, словно в другой мир попадаешь! И вот с актёром, который пробовался на роль Васкова, мы начали репетировать сцену. Мотор! Началась съёмка, и в какой-то момент он замер. Тишина затянулась, я вижу его совершенно безумные глаза, он покраснел, пот течёт градом… Я понимаю, что он забыл текст! И я стала импровизировать, говорить и за себя, и за него.

Ростоцкий камеру не остановил, я всю сцену проговорила. Обернулась на камеру и сказала: «Всё, мне больше нечего говорить! Я всё сказала». Все расхохотались и только после этого Ростоцкий сказал: «Стоп, камера, всё!» Я уехала в Саратов и особо ни на что не надеялась. Сдавала дипломный спектакль. А потом директор нашего училища поймал меня на улице и сообщил, что я утверждена на роль Сони! Что надо срочно сдавать экзамены и ехать на съёмки! Только потом я узнала, что после кинопроб идёт тайное голосование по каждой кандидатуре. Оказалось, что за меня проголосовали все!

– В «Таганке» тогда шёл спектакль по этой повести Бориса Васильева, от которого все были в восторге. Вы его смотрели?

– Нет, я только читала повесть. Хотя все говорили, что нужно сходить и посмотреть. Но я никогда не смотрю то, в чём буду играть сама, чтобы видеоряд не сбил, чтобы начинать образ с чистого листа. И я не пошла.

– Какой эпизод фильма снимали первым?

– Мои воспоминания с Игорем Костолевским. Я еле успела приехать, чтобы сыграть с ним сцену на катке – снег уже начал таять. Практически это был его дебют в кино. Почему-то это всегда забывают, и в передачах про фильм его не вспоминали. Я сказала об этом Максиму Галкину на съёмках прошедшей на днях на Первом канале программе «Сегодня вечером», посвящённой фильму, и в эфире меня ждал сюрприз: пусть в записи, но Игорь рассказал про съёмки и передал мне привет!

Читайте также:  Актриса вероника изотова личная жизнь

Испугалась сама себя

– Я слышала, что когда снимали сцену гибели Сони, остальные девочки вас увидели и упали от страха в обморок?

– Это действительно так. Я была загримирована, на мне – смертельная маска. Это было полное вхождение в образ. Меня засунули в какую-то расщелину между камней, рану на груди сделали очень натуралистичную и залили её бычьей кровью. Надо мной летали огромные мясные мухи. Действительно было жутко. Съёмки эпизода шли долго, и я полдня лежала. И когда меня из расщелины доставали, девчонки расплакались и в обморок попадали – были в ужасе.

– А какой момент съёмок стал самым страшным для вас?

– Представляете, я даже сама его забыла, память вытеснила это воспоминание! И вот только недавно наш художник фильма Женя Штапенко мне напомнил. Как раз посреди съёмок эпизода гибели Сони нас повезли на обед. Разгримировывать не стали. Мы жили на базе санатория, а там входишь в коридор – и огромная зеркальная стена. Я открываю дверь, вижу себя и начинаю медленно оседать и теряю сознание! Меня подхватили, привели в чувство, но есть я не могла, отлежалась и поехала снимать этот эпизод дальше. Гибель каждой из героинь мы все видели и рыдали. Эти съёмки проходили на таком правдивом уровне, что было полное ощущение реальности происходящего.

– Так, может быть, секрет успеха фильма в том, что те, кто его снимал, знали о войне не понаслышке, а сами воевали и испытали всё на себе?

– Конечно, и нам это передали. Все мастера, создававшие фильм, прошли войну: сам Ростоцкий, главный оператор Вячеслав Шумский, главный художник Сергей Серебренников, гримёр Алексей Смирнов, ассистент художника по костюмам Валентина Галкина, директор Григорий Рималис. Майор Зайцев нас месяц гонял со строевой подготовкой, мы ползали, бегали, стреляли из немецких автоматов, винтовок. И с гимнастёрками сроднились, спали в них, в телогрейках, сапогах.

Актриса ирина долганова личная жизнь

Золушка в сапогах

– А правда, что ваши сапоги были реально на несколько размеров больше, как у вашей героини в повести?

– Да, у меня размер 35.5 а сапоги выдали 38-39! Я и портянки накручивала, и газеты в голенища пихала, и режиссёра просила найти мне сапоги поменьше – в кадре же всё равно не видно, какие они. А он сказал: «Ирин, ты подожди, не отказывайся, может, это тебе поможет в работе над образом». Действительно помогло. Соня – девчонка-интеллигентка, и вот она на войне. Тут всё по-настоящему: её неуклюжесть, привыкание к военному обмундированию, к сапогам. Это мне помогло показать её незащищённость. Ведь она фактически и погибла из-за этих сапог.

– Многие актёры никогда не пересматривают фильмы, в которых играли. А вы смотрите «Зори»?

– Долгое время не смотрела. А несколько лет назад был Благовещенский фестиваль, и потом нас пригласили в Китай, где мне неожиданно наговорили очень много добрых слов про мою героиню. И я решила посмотреть фильм. Посмотрела и сама удивилась, насколько глубоко и интересно сделана моя рол.

– Иначе зрители не заваливали бы вас письмами!

– Правда, мешками получала письма, их приносили в ТЮЗ: кто-то в них вспоминал свою юность и моменты своей военной жизни, были поклонники, которые преследовали меня и дежурили у театра после спектаклей. Вначале я отвечала на все письма, но потом перестала успевать это делать и совсем прекратила. Хотя многие письма я долго хранила, вспоминала…

– Вы встречаетесь с остальными актрисами – героинями фильма?

– Постоянно. Перезваниваемся, передаём друг другу приветы. Кате Марковой часто звоню, с Ольгой Остроумовой созваниваюсь. Лена Драпеко всегда занята, и видимся только на встречах, посвящённых фильму. Но уж тогда рассказываем друг другу всё. Для всех нас главное – знать, что друг у друга всё хорошо!

Актриса ирина долганова личная жизнь

Неправда макияжа

– Какие впечатления у вас от новой версии фильма?

— Да, я её смотрела, но далеко не сразу. Меня в этот фильм приглашали сниматься в роли матери Сони Гурвич. Но я отказалась. Нельзя повторить решения другого режиссёра. Что меня удивило: пять героинь, и все на одно лицо! Ни одного яркого образа. Я не смотрю современные военные фильмы. Хотя пыталась. Смотрю на экран и не верю! Какая может быть правда, если в кадре отглаженные гимнастёрочки, девочки с макияжем и мальчики с тоном на лице! Для меня лучший фильм о войне – «В бой идут одни старики». Это действительно правда о войне, как и наш фильм.

– Завтра 9 Мая. Вы пойдёте в Бессмертном полку, на парад, салют?

– Я не люблю большого скопления людей, потому что то, что я хочу, я все равно не увижу. А вот репетиции парада на Минина я люблю. Когда я на них смотрю, меня переполняет гордость за нашу страну, за наш народ, за наше единение. Попробуй нас тронь, и мы объединимся в единый кулак так, что мало никому не покажется!

Источник