Актриса ермолова личная жизнь

Актриса ермолова личная жизнь thumbnail

Марии Ермоловой прочили карьеру артистки кордебалета, но уже в 17 лет она сыграла свою первую главную роль. Константин Станиславский называл ее «эпохой русского театра», а актриса Надежда Медведева говорила о ее «громадном сценическом темпераменте». Мария Ермолова посвятила сцене Малого театра 50 лет.

Мария Ермолова родилась в Москве в 1853 году. Ее дед был крепостным скрипачом, а когда получил вольную, устроился на службу в театр. Отец Марии был драматическим актером, написал несколько водевилей. Но позже он оставил сцену и работал в театре суфлером.

Детство Марии Ермоловой прошло за кулисами Малого театра: из суфлерской будки отца она наблюдала за игрой Прова Садовского, Сергея Шумского, Петра Степанова. Сегодня в Театральном музее имени Бахрушина хранится рисунок Леонида Пастернака: маленькая Ермолова с отцом в суфлерской будке. Потом она говорила: «Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой».

В девять лет Ермолову отдали в Московское театральное училище. Сначала определили ее в балетный класс. Девочка склонности к хореографии не обнаружила, зато с удовольствием участвовала в драматических постановках, которые устраивали воспитанницы училища в свободное время. Отец Ермоловой попросил известного педагога Ивана Самарина позаниматься с девочкой. Тот сказал, что способностей у его дочери не заметил и ее дело — «плясать у воды» (бесталанных балерин обычно ставили на задний план, ближе к декорациям), а не быть актрисой.

Участвуя в массовых балетных сценах, Мария Ермолова продолжала наблюдать за мастерами сцены. В 1866 году отец Ермоловой поспособствовал тому, чтобы ее взяли на роль Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват». Но этот спектакль не принес ей успеха. Позже писатель Сергей Дурылин вспоминал, что заметили молодую артистку на сцене Театрального училища: «Ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то пробе в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу».

Счастливый случай позволил Ермоловой сыграть свою главную роль в трагедии. Перед бенефисом Надежды Медведевой — примы Малого театра — заболела актриса Гликерия Федотова, игравшая в спектакле «Эмилия Галотти». Медведева пригласила на замену Марию Ермолову.

«Мурашки забегали у меня по спине. Я вся вздрогнула. Тут было что-то особенное, сразу сказался громадный сценический темперамент. Многое было очень плохо. Но здесь было главное — талант, сила. И я сразу поняла, что судьба направила меня в верную сторону и столкнула с настоящей актрисой».

Премьера «Эмилии Галотти» прошла в январе 1870 года. Дебютантка произвела ошеломляющее впечатление и на зрителей, и на коллег. Позже она вспоминала: «Боже! — думала я, — не перенесу, если меня не вызовут ни разу! если я провалюсь!.. Первая сцена прошла, я ухожу и слышу громкие аплодисменты и вызовы… дрожа, но уже не от робости, а от счастья, я вышла раскланяться с публикой… мне единодушно хлопали; убежавши за кулисы, я зарыдала… Молитва моя была услышана, заветная мечта исполнилась… Я актриса!» Семнадцатилетнюю актрису вызывали на бис 12 раз.

В 1871 году Мария Ермолова окончила театральное училище, и ее приняли в труппу Малого театра. Первое время она играла в основном в водевилях. В образы комедийных героинь Ермолова привносила присущий ее игре драматизм. Ее «легкомысленные барышни» вызывали у зрителя симпатию в любых сюжетных перипетиях. Театральный критик Сергей Флеров писал: «Область госпожи Ермоловой составляют «светлые» образы». Позже это качество актрисы назовут сценическим оптимизмом.

Однако Ермолову очень беспокоил ее репертуар: «Мне уже 18 лет, годы уходят, а я все еще ничего не делаю». Спустя два года работы в Малом театре ей вновь досталась роль заболевшей Гликерии Федотовой — на этот раз Катерины в «Грозе» Островского. Современники актрисы вспоминали, что после очередного спектакля ее вызывали на поклон 17 раз.

В 1876 году Мария Ермолова сыграла Лауренсию в «Овечьем источнике» Лопе де Вега. Эта роль стала триумфом для молодой актрисы, а в репертуаре Малого театра родилось целое направление, положившее начало «эпохе романтики».

«Здесь каждое слово было подобно электрической искре. Словно раскаленное железо обжигали душу зрителя язвительно-негодующие упреки Лауренсии, обличающей односельчан в овечьей робости и нерешительности и, как мощные звуки набата, разносились по зале призывы к борьбе против насилия, призывы, все проникнутые трепетом огненной страсти».

Мария Ермолова в роли Евлампии. 1880-е. Фотография: peoples.ru

Несколько лет Мария Ермолова добивалась отмены цензурного запрета на драму «Орлеанская дева» Фридриха Шиллера. Впервые сыграв Жанну д’Арк в 1884 году, Ермолова исполняла эту роль 18 лет. «Сама не знаю почему, но исполнение этой роли считаю заслугой перед русским искусством, повторяю, единственной», — писала она. Этот спектакль был невероятно популярен. Говорили, что все декорации «Орлеанской девы» были в дырочках — так много желающих было посмотреть его из-за кулис. С 1893 года спектакль даже перенесли на сцену Большого театра.

Читайте также:  Мужья алены яковлевой актрисы личная жизнь

Всего за свою долгую карьеру Ермолова сыграла более 200 ролей, в том числе Марию Стюарт в двух постановках (в одноименной драме Шиллера и в пьесе Бьернсона «Мария Стюарт в Шотландии»), Сафо в одноименной пьесе Франца Грильпарцера, Имогену в «Цимбелине» Шекспира, Донну Соль в «Эрнани» Виктора Гюго. Актриса сыграла многих героинь Александра Островского — Ларису в «Бесприданнице», Негину в «Талантах и поклонниках», Кручинину в «Без вины виноватые».

В начале ХХ века Мария Ермолова сделала в актерской карьере небольшой перерыв: «37 лет я отдала сцене — и утомилась. Теперь мне нужен год отдыха, чтобы отойти от театра, успокоиться и примириться с мыслью, что я уже более не «героиня». Сразу, на глазах у публики, мне тяжел этот переход: нельзя сегодня быть царицей, а завтра какой-нибудь почтенной старушкой».

«Она играла во многих моих пьесах. Когда после генеральной я, бывало, приходил и благодарил ее за те чувства, которые возбуждала ее необыкновенная игра, я вспоминаю ее застенчивые движения и опущенные глаза… Ее строгое отношение к себе восходит к тем традициям, которыми всегда жили в Малом театре, — высокой требовательности к себе и к своей работе».

В 1910-е годы актриса стала играть возрастные роли. В ее репертуаре появилась Кручинина и царица Марфа из пьес Островского, фру Альвинг из ибсеновского «Привидения», княжна Плавутина-Плавунцева из «Декабриста» Петра Гнедича.

«Мария Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности».

Кроме работы в театре, Мария Ермолова выступала на эстраде с чтением стихов. Она исполняла произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Николая Огарева, Ивана Никитина.

В революцию Ермолова осталась в России, несмотря на то, что ее семья эмигрировала. Она продолжала играть в Малом театре, хоть ей это давалось нелегко: «Если бы вы знали, как неприятно теперь выступать на сцене. Ведь хорошо знаешь, что теперешней публике этого не нужно. И что это за публика? Совершенно чуждая тому искусству, которому мы посвятили всю свою жизнь».

В 1920 году в Малом театре торжественно отпраздновали творческий юбилей Марии Ермоловой: 50 лет на сцене. На нем присутствовал Владимир Ленин. В конце 1921 года Ермолова сыграла в пьесе «Холопы» Петра Гнедича. Это был ее последний спектакль. Здоровье актрисы постепенно ухудшалось, и в 1928 году ее не стало.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ермолова.

Мария Николаевна Ермолова (3 [15] июля 1853, Москва — 12 марта 1928, Москва) — русская драматическая актриса Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров[1]. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года её имя носит Московский драматический театр.

Биография[править | править код]

Мария Ермолова родилась в Москве 3 (15) июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Николая Алексеевича Ермолова; дед Алексей Семёнович Ермолов был в своё время крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще. Его сын Николай Алексеевич, прежде чем стать суфлёром, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако особым талантом его творчество отмечено не было[2].

В 1862 году Мария была отдана в балетный класс Московского театрального училища. Особых способностей к балету она не обнаружила, но участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова была свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрывалось большое драматическое дарование Ермоловой.

В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть на своём бенефисе роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского. Это была её первая роль, но она ещё не принесла ей успеха.

По воспоминаниям С. Н. Дурылина «ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то „пробе“ в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу».

В 1870 году Надежда Медведева решила дать Ермоловой главную роль в своем бенефисе. В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого состоялась 30 января 1870 года, Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность.

В 1871 году Ермолова окончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы Ермоловой не поручали серьёзных ролей, ей приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, главным образом трагическое и героическое, не получало своего раскрытия.

Читайте также:  Актриса эмили дешанель личная жизнь

В период 1870—1880 годов она познакомилась со многими деятелями культуры и литературы, а также с Николаем Петровичем Шубинским, своим будущим мужем, который учился на юридическом факультете, собираясь посвятить праву свою будущую деятельность. В это время Ермолова начала играть настоящие роли, которые ей интересны, которые её увлекают. В 1873 году она исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Работа над этой ролью продолжалась несколько лет. Катерина Ермоловой поднималась над бытом, жила в своём мире любви и мечтаний; это была русская женщина, исполненная внутренней силы и готовности к героическому самопожертвованию.

Спустя три года на своём бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Вот что писал об этой роли Н. И. Стороженко:

«Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии… Когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования, прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошёл до энтузиазма… В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».

В 1890-е годы играет пьесы символистов: Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноимённой пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени — Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую.

Ермолова много занималась в училище с актёрами.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, за алтарём которого в 1928—1971 гг. находилась могила Ермоловой

В 1920 году получила звание народной артистки.

В 1921 году в эмиграции умер муж Николай Петрович Шубинский. Спустя 2 года в 1923 году актриса ушла со сцены. Она была одинока, мало кого принимала. Угасавшую актрису навещал доктор Павлинов, в которого Ермолова влюбилась, будучи замужней, в 30 лет[3].

Умерла Ермолова 12 марта 1928 года. Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы[4], прямо за алтарём, рядом с родителями и сёстрами. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище[5] рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ (надгробие выполнено Верой Мухиной[6]). На месте первоначального захоронения под древним дубом установлен памятный знак[7].
Вместе с Ермоловой захоронена её дочь, Маргарита Николаевна (1876—1965)[8], бывшая замужем за московским врачом Василием Яковлевичем Зелениным, и Татьяна Львовна Щепкина-Куперник[9].

Память[править | править код]

  • В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ермоловой.
  • В 1985 году в её честь назван кратер Ермолова на Венере.
  • В 1986 году в особняке на Тверском бульваре — памятнике истории, построенном в 1773 году, где жила великая актриса, был создан Дом-музей М.Н. Ермоловой — филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина[10]
  • В советское время имя Ермоловой носил знаменитый Большой Каретный переулок в Москве.
  • Имя Ермоловой носит расположенный на Тверской улице Московский драматический театр.

Роли в театре[править | править код]

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Ермолова Мария Николаевна // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Ермолова, Мария Николаевна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Ермолова, Мария Николаевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мария Николаевна Ермолова: Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. — М., 1955.
  • М. Н. Ермолова. Сборник статей А. И. Южина, Н. Эфроса, П. Н. Сакулина и др. — Л., 1925.
  • Лучанский М. Ермолова. — М., 1938.
  • Марков П. А. Театральные портреты. Сб. статей. — М.—Л., 1939.
  • Щепкина-Куперник Т. Л. О М. Н. Ермоловой. — М.—Л., 1940.
  • Дурылин С. Н. Мария Николаевна Ермолова. 1853—1928. — М., 1953.
  • М. Н. Ермолова. 1853—1928. [Альбом], текст Ю. Дмитриева и М. Рогачевского. — М., 1954.
  • Тынянова Л. Повесть о великой актрисе. — М., 1966.

Ссылки[править | править код]

  • Ермолова, Мария Николаевна // Энциклопедия «Кругосвет».
  • Дом-музей М. Н. Ермоловой
  • Влас Михайлович Дорошевич. «М. Н. Ермолова»

Источник

15 июля исполняется 164 года со дня рождения Марии Ермоловой, легендарной театральной актрисы, первой получившей звание народной артистки.

Мария Ермолова

Ей рукоплескала вся Москва на протяжении 50 лет, ее считали одной из самых выдающихся актрис в мире, Константин Станиславский называл ее целой эпохой для русского театра, «символом красоты и женственности, искренней простоты и скромности». Но несмотря на большое количество поклонников и встречу с тем, кто ответил взаимностью на ее чувства, она так и не позволила себе стать счастливой. И у нее на это были свои причины.

Мария Ермолова в роли Офелии

Первая из актрис, которой было присвоено звание народной артистки

Читайте также:  Ребекка фергюсон актриса личная жизнь

Дедом Марии Ермоловой был крепостной крестьянин, дворовой князя Волконского. Когда он получил от барина вольную, устроился гардеробщиком в Малый театр. Все его дети были увлечены театром, окончили Московское императорское театральное училище и стали артистами. Кроме Николая, которого после окончания учебы определили в суфлеры. Зато его дочь Мария, с трех лет зачарованно наблюдавшая из суфлерской будки за всем, что происходило на сцене, стала актрисой, затмившей всех звезд современности.

Мария Ермолова, 1885

Заметив увлеченность дочери театром, отец отдал ее в балетное училище. Больших успехов Мария там не показывала, а известный актер Самарин сказал, что актрисой ей никогда не бывать. Но в 16 лет ей выпал шанс доказать всем обратное. Ее дарование впервые раскрылось на бенефисе примы Малого театра Надежды Медведевой: одна из актрис заболела, и Ермолова ее заменила. Успех был неожиданным и ошеломляющим: дебютантку вызывали на сцену после спектакля 12 раз.

Актриса в роли Жанны Д’Арк, 1894

Долгое время ей не давали заметных ролей, но своим талантом и упорством она все же смогла проложить себе дорогу. К 1896 г. Мария Ермолова уже слыла одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Спектакль с ее участием «Овечий источник» даже пришлось запретить из-за того, что после каждого представления толпа поклонников перекрывала улицу, а однажды актрису домой повезла карета, запряженная восторженными студентами.

Мария Ермолова и ее муж, адвокат Николай Шубинский

В личной жизни, казалось, все складывалось не менее удачно: в 23 года Мария Ермолова вышла замуж за студента юридического факультета Николая Шубинского, который вскоре стал успешным адвокатом. У них родилась дочь, и внешне все выглядело так, как будто они были образцовой семьей. Но на самом деле счастливым этот брак можно было назвать только в первые годы.

Актриса в сценических образах

В 30 лет актриса познакомилась с профессором медицинского факультета Московского университета Константином Павлиновым. Ради него она была готова оставить мужа, брак с которым на тот момент давно был не более, чем формальностью, но в последний момент отказалась от этой идеи ради дочери. Ермолова призналась ей в этом спустя много лет: «Ты помнишь наше путешествие на пароходе? Тебе 8 лет, ты о чем-то спрашиваешь, а я не отвечаю. И тогда слезы выступают у тебя на глазах. Да, Маргарита, тогда эти слезы остановили меня от поспешных шагов… Если бы я причинила боль близким людям, я бы никогда не была счастлива».

Мария Ермолова и профессор К. Павлинов

Годы спустя Маргарита смогла понять, почему мать хотела уйти из семьи: «Между отцом и матерью была сложность их брака, который сделался фиктивным с тех пор, как мать влюбилась в П., а отец имел направо и налево любовные связи более или менее продолжительные. В доме постоянно была атмосфера тоски, надрыва и обреченности, всех тяготила собственная жизнь в сочетании с окружающими». Ермолова осталась с мужем и продолжила играть роль счастливой жены. Но забыть Павлинова ей так и не удалось.

Первая из актрис, которой было присвоено звание народной артистки

Мария Ермолова

На лето с дочкой она уезжала в Крым. В Ялте актриса подружилась с доктором Леонидом Срединым, с которым проводила все свободное время. Но однажды она неожиданно исчезла, оставив записку: «Дорогой Леонид Валентинович, не удивляйтесь и не сердитесь. Я уехала в Севастополь. У людей, которые живут не разумом, а чувством, бывают такие неожиданности. Завтра или послезавтра вернусь. Мне необходимо. Скоро увидимся…». А повод был простой – Ермолова узнала о том, что в Севастополь приехал профессор Павлинов.

Мария Ермолова

Мария Ермолова на праздновании 50-летнего сценического юбилея

О своей любви она рассказала только сестре Анне, у которой часто спрашивала: «Напиши обо всем и о том, где и что с доктором? Моя душа рвется и за него, и за себя, и я ничего не могу сделать… Скажи мне, решилась бы ты когда-нибудь перевернуть свою жизнь вверх дном, притом так, что одному человеку непременно придется больно от этого?». Но она так и не решилась.

Мария Ермолова на фото и на портрете работы В. Серова, 1905

Мария Ермолова

В последний раз они увиделись при трагических обстоятельствах. После революции в ее особняке на Тверском бульваре из 22 комнат ей достались две. Муж с дочерью уехали в Константинополь, где Шубинский вскоре скончался. Последние годы она жила тихо и уединенно. В 1920 г. Ермолова с почестями отметила свой 50-летний сценический юбилей, после чего получила звание народной артистки. А через 5 лет она заболела и слегла. В дом на Тверском бульваре пришел знаменитый врач – профессор Павлинов. Кто знает, о чем они говорили в последний раз, и смог ли он простить ей их неслучившееся счастье?

Дом-музей М. Ермоловой

via

Источник