Актриса елена ханаева личная жизнь
Биография
Евгения Ханаева вошла в историю советского кинематографа как непревзойденная исполнительница ролей второго плана и эпизодических образов. И хотя в ее фильмографии десятки работ, зритель особенно запомнил актрису по картинам «Розыгрыш», «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит». В последних Ханаева воплотила образы любящих, но властных матерей. Талант Евгении Никандровны отмечен почетными званиями заслуженной и народной артистки РСФСР. Титул народной артистки СССР она получила уже посмертно в 1987 году.
Детство и юность
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области. Мать Ираида Ильинична Рывкина – домохозяйка, родом из Богородска. Отец Никандр Сергеевич Ханаев – оперный певец, солист Большого театра, приехал в Москву из Рязанской области.
Евгения Ханаева в детстве
Фамилию Ханаева принято было считать татарской. Но прямого подтверждения того, что актриса принадлежала к этой национальности, нет. Она хоть и не была глубоко верующей, но посещала церковь.
В год, когда родилась единственная дочь Женя, отец поступил учиться в консерваторию, хотя уже работал в Большом театре (парня взяли из-за уникального вокального таланта), и скоро сделал блестящую певческую карьеру, став впоследствии народным артистом СССР.
Евгения Ханаева в молодости
Детство и юность девочки прошли в роскошной 5-комнатной квартире в Брюсовом переулке, куда переехали Ханаевы. Никандр Сергеевич был любимцем самого Иосифа Сталина, получил три Сталинские премии. В дом Ханаевых были вхожи не только известнейшие артисты, но и первые лица того времени. На дачу запросто мог приехать маршал Жуков. А сам тенор часто бывал на даче вождя.
Женя жила в достатке, передвигалась на автомашине с водителем. Но при всем этом была скромной, не выпячивала блага напоказ. С ранних лет занималась музыкой, обладала хорошими вокальными данными и страстно мечтала о сцене, что отнюдь не радовало родителей.
Евгения Ханаева
Поэтому поначалу, в 1938-1939 годах, Евгения была студенткой юридического факультета МГУ. Но окончательно разочаровавшись в таком выборе, уходит из вуза и поступает в театральное училище имени Щепкина, а затем в Московское городское театральное училище.
В 1947 году девушка вошла в число первых выпускников Школы-студии МХАТ (училась у великих «основателей» МХАТа – Москвина, Качалова, Книппер-Чеховой) и стала актрисой этой прославленной сцены.
Театр
Еще когда Женя играла в студенческих мхатовских спектаклях, педагоги предупреждали ее, что с такой малопривлекательной внешностью ей не стоит ждать ролей главных героинь. И словно напророчили. Режиссеры упорно не хотели замечать талант Ханаевой. В театре, который она боготворила, ей давали незначительные, маленькие роли. Свои фото в киностудии Евгения тоже не отсылала – зачем, если она не обладает ярким имиджем.
Евгения Ханаева в спектакле «Рабочий день В.И. Ленина»
В 50-х она играла миссис Хлопинс в пьесе Ч. Диккенса «Пиквикский клуб», Жюстину в «Дворянском гнезде» И. Тургенева, Паулину в «Зимней сказке» У. Шекспира. Роли не сыпались как из рога изобилия, приходилось выжидать длительные паузы, зато каждой новой работе радовалась как ребенок.
В 1962 году Ханаеву поставили на замену заболевшей актрисе, и она с блеском сыграла королеву Елизавету в спектакле «Мария Стюарт» по пьесе Шиллера. Таких оваций зал МХАТа не слышал уже давно, а критики предрекали новой звезде бешеный успех. Однако вместо него вновь последовали годы простоя: слишком уж сильны были закулисные традиции и интриги в театре.
Евгения Ханаева в спектакле «Институт бабушек»
Ханаева не вступала в конфликты, она терпеливо ждала своего часа – и он настал в 1970-м, когда руководство МХАТом взял на себя Олег Ефремов. Он увидел в артистке харизму и талант, стал развивать их, давая ей новые роли и образы, которые были упущены в молодости. Ханаева сыграла Анну Романовну в спектакле по пьесе М. Рощина «Старый Новый год», Зинаиду Лебедеву в чеховском «Иванове» и др.
Фильмы
В этот же период Евгения Никандровна, отметившая уже полувековой юбилей, стала все больше и больше сниматься в кино. Ее дебют состоялся еще в 1966 году в картине «Человек без паспорта», но остался незамеченным. И только в 1972-м широкий зритель увидел артистку в драме Ильи Авербаха «Монолог». Еще через 2 года Ханаева снялась в картине «Странные взрослые».
Евгения Ханаева в фильме «Розыгрыш»
А в 1976 году состоялся ее первый триумф – Евгения Никандровна сыграла в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш». Ее героиня Мария Васильевна Девятова – школьная учительница, над которой подшутили девятиклассники.
Она выходит из сложившейся ситуации с невероятной мудростью, сумев сохранить главное – человеческое тепло в сердцах подростков. После столь убедительного воплощения образа педагога в адрес Ханаевой еще долго приходили письма от родителей подростков, спрашивающих совета по воспитанию детей.
Евгения Ханаева и Владимир Басов в фильме «По семейным обстоятельствам»
Следующей яркой работой в фильмографии артистки стала комедия Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам» (1977). В ней актриса сыграла Изольду Тихоновну, чрезмерно опекающую своего экранного сына Евгения Евстигнеева и мешающую ему наладить новую семейную жизнь с героиней Галины Польских. Картина имела колоссальный успех и еще раз подтвердила невероятный талант и высокий актерский статус Ханаевой.
В 1979 году первооткрыватель кинематографического мастерства Евгении Никандровны, Владимир Меньшов, пригласил ее на роль матери Родиона Рачкова в мелодраме «Москва слезам не верит». Эта работа принесла актрисе бешеный успех не только всесоюзного, но и международного значения, ведь лента была удостоена премии «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке».
Евгения Ханаева в фильме «Москва слезам не верит»
После этой роли за Ханаевой закрепилось амплуа властной, резкой, эксцентричной женщины. Аналогичный образ актриса воплотила и в драме «Старый Новый год», сыграв Анну Романовну. В этой картине звучит также настоящий вокал артистки: режиссеры ценили ее прекрасные певческие данные.
Евгения Никандровна отдала кино 15 лет своей творческой биографии. Она активно снималась вплоть до конца 80-х, немало ролей сыграла в детских фильмах («4:0 в пользу Танечки», «Воробей на льду», «Витя Глушаков – друг апачей»). Одной из последних работ Ханаевой стала роль в фильме «Блондинка за углом» (1984). Актриса сыграла мать Николая (Андрея Миронова), Татьяну Васильевну.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы стала ее бедой и радостью одновременно: много лет, наблюдая за тем, как эта талантливая артистка играет волевых, сильных и в чем-то жестких женщин, зрители не догадывались о том, какие страсти бушуют в душе Евгении Ханаевой.
Евгения Ханаева и Константин Градополов
В годы учебы в Школе-студии МХАТ Женя познакомилась с Константином Градополовым. Красавец-спортсмен и начинающий актер покорил сердце девушки, у пары был продолжительный роман. Но до свадьбы дело не дошло. По некоторым сведениям, вмешалась ревность со стороны Евгении. Но сын Ханаевой, Владимир, в интервью журналу «Караван историй» предположил, что мать утратила духовный интерес к избраннику.
Новым кавалером девушки стал Анатолий Успенский – сын мхатовского главбуха. Парень по приглашению отца провел новогоднюю ночь в театре и встретил там Женю. Она была на 4 года старше Анатолия и, как утверждают представители ее близкого окружения, взяла ситуацию в свои руки.
Евгения Ханаева, Анатолий Успенский и их сын Владимир
Вскоре пара объявила родителям о желании пожениться. Эту новость обе стороны встретили с неприязнью. Ханаевы возмущались, что парень им не ровня, Успенские тоже заявили, что хотели бы видеть другую невестку. Так или иначе, Евгения уже ждала ребенка, и пара сыграла свадьбу. После рождения сына Володи родители Ханаевой разменяли свою большую квартиру, и молодые переехали в новую – на площади Восстания.
Лев Иванов и Евгения Ханаева
Казалось бы, семейная жизнь актрисы была крепкой и размеренной, но в судьбе Евгении Никандровны случилась поздняя любовь. Во МХАТ пришел новый актер – 47-летний красавец Лев Иванов, который и стал последним увлечением Ханаевой. Мужчина тоже был женат, но не мог оставить психически больную, прикованную к постели жену. А вот актриса проявила характер и ушла от мужа, оставив ему сына-девятиклассника.
Мать с сыном не общались 17 лет. Женщина позвонила Владимиру и наладила с ним отношения только накануне своей операции, после которой уже не пришла в себя.
Смерть
В середине 80-х годов Евгения Никандровна – страстная любительница вождения и быстрой езды – попала в небольшое ДТП: сильно затормозила на красный, отчего голова резко дернулась назад. После этой аварии актрису стали мучить дикие головные боли. Оказалось, что поврежденный позвонок врезался в основание черепа, это стало причиной развития опухоли мозга.
Могилы Евгении Ханаевой и ее отца
В октябре 1987 года Ханаева решилась на сложнейшую операцию. Нейрохирург Эдуард Кандель сразу предупредил пациентку, что возможен летальный исход. Но артистка была уверена, что все пройдет благополучно. Пробыв несколько дней в коме, Евгения Ханаева умерла, не приходя в сознание. Смерть наступила 8 ноября 1987 года.
Актриса так и не узнала, что ей было присуждено звание народной артистки СССР. Могила артистки находится на Введенском кладбище Москвы.
Фильмография
- 1970 – «Эксперимент»
- 1972 – «Монолог»
- 1974 – «Странные взрослые»
- 1976 – «Розыгрыш»
- 1977 – «По семейным обстоятельствам»
- 1979 – «Москва слезам не верит»
- 1980 – «Старый Новый год»
- 1981 – «Куда исчез Фоменко?»
- 1982 – «Однолюбы»
- 1982 – «Берегите мужчин!»
- 1983 – «Воробей на льду»
- 1983 – «Безумный день инженера Баркасова»
- 1984 – «Блондинка за углом»
- 1987 – «Так победим!»
Эксцентричная и талантливая Евгения Ханаева слишком поздно стала популярной. Когда режиссеры открыли для себя колоритную Ханаеву, любым способом старались её заполучить. Она и сейчас остаётся самой любимой советской актрисой, а фильмы с её участием мы смотрим до сих пор: «По семейным обстоятельствам», «Москва слезам не верит», «Розыгрыш», «Старый Новый год», «Поздняя любовь» и др.
Евгения Ханаева, кадр из фильма «По семейным обстоятельствам», 1977 год
Студенческие годы
В студенческие годы Евгении Никандровне педагоги школы-студии МХАТ безапелляционно заявляли, что главных героинь ей играть не светит. Именно поэтому Ханаева, единственная из всего курса, не отправляла свои фотографии на киностудии.
Её действительно нельзя было назвать красавицей, да и миловидной тоже. Но это не мешало девушке быть в центре внимания и заводить романы. Она обладала невероятным чувством юмора, была доброй, искренней и весёлой.
Евгения Ханаева (слева: студентка, 1947 год, справа: в спектакле “Плоды просвещения”, роль Княжны, 1951 год) (фото: mxat.ru)
Во всех студенческих спектаклях играла ведущие роли. Однако, будучи уже актрисой МХАТа, годами не получала хороших ролей. На сцене ещё блистала «старая МХАТовская гвардия», которая не собиралась уступать дорогу молодым.
Театр и интриги
Евгения терпеливо ждала и была уверена, что настанет и её звёздный час. Надо отдать должное терпению Ханаевой. Ведь она не только терпеливо ждала роли. Но и смиренно молчала, когда всем прибавляли зарплату, а ей нет. Коллеги говорили: «Ханаева обойдется, у неё богатые родители, машина, личный водитель…».
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в г. Ногинске (фото: kino-teatr.ru)
Евгения действительно родилась в благополучной, интеллигентной семье. Отец служил в Большом театре, был ведущим солистом и одним из самых любимых артистов Сталина. С детства Ханаеву окружали знаменитости, и она мечтала стать на них похожей. Отец не хотел, чтобы Женя пошла по его стопам. Ради него она окончила МГУ, параллельно училась в школе-студии МХАТ.
Первый, кто по достоинству оценил талант Ханаевой – Олег Ефремов. С его приходом у актрисы сразу появились интересные роли: характерные, комедийные и даже романтические. До этого всего единственный раз зал рукоплескал актрисе стоя. Ей посчастливилось заменить именитую актрису и сыграть королеву Елизавету в постановке «Мария Стюарт».
Евгения Ханаева ( слева в спектакле “Юпитер смеётся”, 1958 год, справа в спектакле “Мария Стюард”, 1962 год) (фото: mxat.ru)
Ошеломляющий успех МХАТовцы не простили. В течение пяти лет актрисе практически не давали ролей и старались вовлечь в закулисные интриги. Евгения Никандровна держалась от сплетен подальше, не искала справедливости и не лезла в разборки.
Яркие театральные роли: Полина Андреевна – «Чайка», Варвара – «Егор Булычев и другие», Татьяна- «Мещане», Княжна – «Плоды просвещения», Паулина – «Зимняя сказка», Виолетта Нуйкина – «Мы, нижеподписавшиеся» и др.
Сложная личная жизнь
Многие годы Евгения Ханаева не сходила со сцены и была одержима театром. Коллеги поражались её трудолюбию, но даже не догадывались, что именно в этот звездный период жизни, актриса переживает личную драму.
Она соглашалась репетировать ночью, так как совершенно не хотела идти домой. Всему виной была огромная любовь к артисту Льву Иванову. Своего супруга, Анатолия Успенского, Ханаева никогда не любила, согласилась выйти за него замуж, чтобы забыть первую любовь – Константина Градополова.
Евгения Ханаева и Константин Градополов (фото из свободного доступа в интернете)
Может быть, жизнь актрисы была бы намного счастливей, если бы родители разрешили влюбленным пожениться. Однако, отец Ханаевой считал Константина не лучшей партией для дочери. В свою очередь, родители Градополова не хотели, чтобы их красавец-сын взял в жены «дурнушку». Под напором обстоятельств, молодые люди расстались и каждый пошел своей дорогой.
На новогодней вечеринке за Евгенией начал ухаживать Анатолий Успенский (сын главбуха Московского Художественного театра). Никаких чувств актриса к юноше не испытывала. Одиночество, и тоска за Константином, толкнули на опрометчивый шаг. Ханаева надеялась заглушить боль замужеством. Но душевного покоя не обрела. Даже рождение сына не принесло ей радости.
Евгения Ханаева (слева), Анатолий Успенский с сыном Володей (справа)
И тут в обыденную жизнь Ханаевой ворвалась любовь! Лев Иванов был красив, импозантен и в свои 47 лет вскружил голову 40-летней актрисе. Мужчина признался, что несмотря на пылкие чувства к Евгении, не бросит больную жену и не женится на ней.
Ханаева не захотела обманывать супруга и ушла из дома. На тот момент её сыну Владимиру было лет 14. Он по-своему любил маму, хотя больше был близок с отцом. Только через 17 лет сын и мать встретились.
Володя видел перед собой больную, одинокую женщину, которая так и не подарила ему материнскую любовь. Для мужчин она её находила, а для родного сына – нет. Он её простил, навещал, покупал продукты, лекарства.
Лев Иванов и Евгения Ханаева в спектакле “Чайка”, 1968 год (mxat.ru)
Когда здоровье Евгении Никандровны ухудшилось (после автомобильной аварии), врачи посоветовали сделать операцию. Актриса согласилась, ведь боли не давали возможности играть на сцене и сниматься в кино.
Операция, по утверждению врачей, прошла успешно. Однако Ханаева впала в кому и 8 ноября 1987 года умерла. Незадолго до этого грустного события, Евгении Никандровне присвоили звание – Народная артистка СССР. Но об этом талантливая актриса уже не узнала.
Евгения Ханаева и Владимир Успенский (фото из свободного доступа в интернете)
Если публикация интересна: ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ЖМИТЕ ???? и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Нам очень важна ваша поддержка!
Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2020;
проверки требуют 3 правки.
Евге́ния Ника́ндровна Хана́ева (2 января 1921, Богородск, Московская область, РСФСР — 8 ноября 1987, Москва, СССР) — советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской (1978).
Биография[править | править код]
Евгения Ханаева родилась 2 января 1921 года в Богородске (ныне Ногинск Московской области). Отец — известный советский оперный певец, любимый исполнитель Сталина, Никандр Ханаев.
В 1927—1938 годах училась в Московской средней школе №175 Свердловского района, в 1938—1939 годах — в Московском юридическом институте.
В 1939—1941 годах обучалась актёрскому мастерсту в Театральном училище Щепкина, в 1941—1943 годах — в Московском городском театральном училище, в 1947 году окончила Школу-студию МХАТ.
С 1947 года — актриса Московского Художественного театра (МХАТ). Ролей у актрисы было немного, но она сумела даже в их небольшом количестве создавать запоминающиеся образы. Ей удавались и драматические, и комедийные, и гротесковые персонажи.
В зрелом возрасте стала запоминающимся мастером киноролей второго плана и киноэпизода. Всесоюзную известность получила после фильма «Розыгрыш» (1976).
Во время раздела МХАТа в 1987 году приняла сторону Олега Ефремова и ушла вместе с ним, однако на сцену «ефремовского» МХАТа не вышла.
В середине 1980-х на своих «Жигулях» попала в ДТП, в результате которого получила травму позвоночника[2]. Испытывала очень сильные боли, но при этом продолжала играть в театре. В надежде избавиться от постоянных болей обратилась к нейрохирургу Эдуарду Канделю[2]. Операция была проведена в октябре 1987 года, но Ханаева не смогла выйти из комы после её окончания[2].
Перед смертью получила звание народной артистки СССР. Не приходя в сознание, скончалась 8 ноября 1987 года в возрасте 66 лет[2]. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с отцом (18-й участок).
Семья[править | править код]
Отец — Никандр Сергеевич Ханаев (1890—1974), оперный певец (драматический тенор), педагог. Народный артист СССР (1951).
Была в браке с экономистом Анатолием Успенским. Развелись в 1966 году. В этом браке в 1953 году родился сын Владимир. Долгое время (до середины 1980-х годов) мать и сын не общались друг с другом.
С середины 1960-х годов имела отношения с актёром Львом Васильевичем Ивановым (1915—1990)[2].
Роли в театре[править | править код]
МХАТ[править | править код]
- 1948 — «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака (постановка В. Я. Станицына, Н. М. Горчакова, П. В. Лесли) — Белка
- 1949 — «Домби и Сын» Ч. Диккенса (постановка Н. М. Горчакова) — Миссис Чик
- 1949 — «Мещане» М. Горького (постановка С. К. Блинникова, И. М. Раевского под руководством М. Н. Кедрова) — Татьяна
- 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (постановка М. Н. Кедрова, режиссёры Н. Н. Литовцева, П. В. Лесли) — Княжна
- 1952 — «Горячее сердце» А. Н. Островского (постановка К. С. Станиславского, режиссёры М. М. Тарханов, И. Я. Судаков, В. А. Орлов, П. В. Лесли) — Девушка Курослепова
- 1953 — «Пиквинский клуб» Ч. Диккенса (постановка В. Я. Станицына, режиссёр И. М. Раевский) — М-с Хлопинс
- 1956 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (режиссура Вл. И. Немировича-Данченгко, Л. М. Леонидова, М. О. Кнебель, редакция М. О. Кнебель) — Старушка с коляской
- 1957 — «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева (постановка М. М. Яншина, П. В. Лесли) — Жюстина
- 1957 — «Золотая карета» Л. М. Леонова (режиссура: П. А. Марков, В. А. Орлов, В. Я. Станицын) — Раечка
- 1958 — «Зимняя сказка» У. Шекспира (постановка М. Н. Кедрова, режиссёр А. М. Карев) — Паулина
- 1958 — «Юпитер смеется» А. Кронина (постановка А. М. Карева, режиссёр Н. Д. Ковшов) — Фани Лиминг
- 1960 — «Кукольный дом» Г. Ибсена (постановка И. М. Тарханова) — Фру Линне
- 1962 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (постановка В. Я. Станицына, режиссёр И. М. Тарханов) — Королева Елизавета
- 1963 — «Егор Булычов и другие» М. Горького (постановка Б. Н. Ливанова и И. М. Тарханова) — Варвара
- 1963 — «Дом, где мы родились» («Третья сестра») П. Когоута (постановка В. К. Монюкова) — Мать Владимира Краля
- 1966 — «Тяжкое обвинение» Л. Р. Шейнина (постановка Б. Н. Ливанова) — Ксения Петровна
- 1968 — «Чайка» А. П. Чехова (постановка Б. Н. Ливанова) — Полина Андреевна
- 1973 — «Старый Новый год» М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова, режиссёры В. Н. Сергачёв, О. Г. Герасимов) — Анна Романовна
- 1975 — «Заседание парткома» А. И. Гельмана (постановка О. Н. Ефремова, режиссёр Л. Ф. Монастырский) — Дина Павловна Миленина
- 1976 — «Муж и жена» М. М. Рощина (постановка Р. Г. Виктюка) — Татьяна Николаевна
- 1976 — «Иванов» А. П. Чехова (постановка О. Н. Ефремова, режиссёр С. Г. Десницкий) — Зинаида Саввишна Лебедева (Зюзюшка)
- 1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана (постановка и режиссура О. Н. Ефремова, режиссёр Л. Ф. Монастырский) — Секретарь Сакулина
- 1979 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана (постановка и режиссура О. Н. Ефремова и Е. В. Радомысленского) — Виолетта Матвеевна Нуйкина
- 1981 — «Так победим!» М. Ф. Шатрова (постанвока О. Н. Ефремова, режиссёр Р. А. Сирота, режиссёрский штаб Л. Ф. Монастырский, Н. Л. Скорик) — Фотиева
- 1986 — «Тамада» А. М. Галина (постановка К. М. Гинкаса) — Синицына
- 1987 — «Круглый стол под абажуром» В. К. Арро (постановка Л. Е. Хейфеца) — Елена
Московский драматический театр «Сфера»[править | править код]
- 1983 — «До третьих петухов» В. М. Шукшина (постановка Е. И. Еланской) — Тётя Маша, Баба-Яга
- 1984 – «Театральный роман» по М. А. Булгакову (постановка Е. И. Еланской) — Людмила Сильвестровна Пряхина
Фильмография[править | править код]
- 1965 — Человек без паспорта — Клавочка, работница почтового отделения
- 1970 — Эксперимент — учительница Лены
- 1972 — День за днём — Антонина Григорьевна Мохалёва
- 1972 — Монолог — Эльза Ивановна, домработница
- 1973 — Свой парень — Таисия Петровна, комендант
- 1974 — Странные взрослые — Августа Яковлевна
- 1976 — Розыгрыш — Мария Васильевна Девятова
- 1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Гизелла Дорнброк
- 1976 — …И другие официальные лица — Зинаида Петровна
- 1976 — Приключения Нуки — Анна Захаровна, режиссёр театра (в титрах не указана)
- 1976 — Сибирь — Затунайская
- 1977 — По семейным обстоятельствам — Изольда Тихоновна, мать Николая
- 1977 — Собственное мнение — Людмила Ивановна
- 1977 — Волшебный голос Джельсомино — тётушка Кукуруза
- 1979 — Весенняя Олимпиада, или Начальник хора — пионервожатая Инесса Аркадьевна
- 1979 — Поездка через город (киноальманах) — директор ЦПКИО
- 1979 — Москва слезам не верит — мать Родиона Рачкова
- 1980 — Старый Новый год — Анна Романовна
- 1980 — Странный отпуск
- 1980 — У матросов нет вопросов — Анна Евлампиевна
- 1980 — Тихие троечники — Лидия Павловна, бабушка Валентина Хрупалова
- 1980 — Последний побег — Евгения Матвеевна, бабушка Вити
- 1980 — Если бы я был начальником — тёща Немоляева
- 1981 — Идеальный муж — леди Маркби
- 1981 — Всем — спасибо! — сотрудница музея, разыскивающая фотографии Оружейного переулка
- 1981 — Куда исчез Фоменко? — Вика Романовна, мать Фоменко
- 1982 — 4:0 в пользу Танечки — Зоя Александровна
- 1982 — Просто ужас! — Антонина Георгиевна
- 1982 — Однолюбы — Мэри Клэпкоф
- 1982 — Берегите мужчин! — представительница иностранной фирмы на выставке
- 1982 — Время для размышлений — Ирина Михайловна, мать Али
- 1982 — Мать Мария — мадам Ланже
- 1983 — Безумный день инженера Баркасова — Алиса Юрьевна
- 1983 — Воробей на льду — капитан милиции
- 1983 — Витя Глушаков — друг апачей — Кира Ивановна
- 1983 — Поздняя любовь — Фелицата Антоновна Шаблова
- 1983 — Поцелуй — жена генерала
- 1984 — Граждане Вселенной — бабушка Нины Григорьевны
- 1984 — Блондинка за углом — Татьяна Васильевна, школьная учительница, мать Николая
- 1984 — Канкан в Английском парке — Валерия Сопеляк
- 1984 — Мой избранник — Бескова
- 1984 — Нам не дано предугадать… — эпизод
- 1985 — Непохожая — Нина Харитоновна, учительница Лиды
- 1985 — Фитиль (киножурнал) (новелла №275 «Вне закона»)
- 1986 — Кто войдёт в последний вагон — Агнесса
- 1987 — К расследованию приступить — Рябикова
- 1987 — Загадочный наследник — Глаша
- 1987 — Под знаком Красного Креста — Вера Афанасьевна
Телеспектакли[править | править код]
- 1962 — Рабочий день В.И. Ленина — Л. А. Фотиева
- 1965 — Мещане — Татьяна
- 1967 — Кремлёвские куранты — старушка с ребёнком
- 1969 — Егор Булычов и другие — Варвара
- 1974 — Чайка — Полина Андреевна
- 1977 — Заседание парткома — Дина Павловна Миленина
- 1978 — Капитанская дочка — Василиса Егоровна
- 1981 — Иванов — Зинаида Саввишна
- 1984 — Институт бабушек — баба Зина
- 1987 — Так победим! — Фотиева
Озвучивание[править | править код]
- 1982 — Гонки по вертикали — директор военно-исторического архива (роль И. Строумовой)
- 1986 — Поезд со станции детства
Архивные кадры[править | править код]
- 2009 — Блондинка за углом. Кинолегенды (из серия документальных фильмов в цикле передач «Живая история» телекомпании «Петербург — 5 канал»)
- 2010 — Евгения Ханаева. Под звуки нестареющего вальса (документальный). Россия, ГТРК «Культура», реж. Ольга Жукова
- 2011 — Евгения Ханаева. С антрактом на любовь … (из документального телевизионного цикла «Кумиры». Россия, ТК «Останкино», реж. Ирина Крячко
- 2016 — Евгения Ханаева. Поздняя любовь (документальный)
- Телевизионная передача «Евгения Ханаева. Поздняя Любовь». ТВ Центр, 2018
Награды и звания[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1963)
- Народная артистка РСФСР (1977)
- Народная артистка СССР (1987)
- Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1978) — за исполнение роли Марии Васильевны Девятовой в фильме «Розыгрыш»
- Орден «Знак Почёта» (1967)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1949)
- Медаль «Ветеран труда»
- ВКФ в Риге (1977, премия за лучшее исполнение женской роли в фильме «Розыгрыш»)
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Всемирный биографический энциклопедический словарь. — М., 1998. — С. 814.
- Капков С. В. Эти разные, разные лица: Легенды советского кино. — М., 2001. — С. 181—193.
- Ханаева Евгения Никандровна // Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол. Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 463. — 640 с. — 100 000 экз.
Ссылки[править | править код]
- Биография на сайте «Киносозвездие»