Актриса анна павлова личная жизнь
Биография
Великое искусство русского балета невозможно вообразить без легендарной танцовщицы Анны Павловой. Прима Мариинского театра в течение десятилетия выступала на русской сцене, а затем стала продолжательницей традиций национальной школы, познакомившей мир с работами выдающегося хореографа Михаила Фокина.
Анна Павлова
На протяжении жизни Павлова отдавала танцу больше, чем кто-либо из современников. Пластический монолог «Умирающий лебедь» на долгие годы стал визитной карточкой балерины и до сих пор считается непревзойденным и уникальным явлением русского сценического искусства.
Детство и юность
История рождения Анны Матвеевны Павловой таинственна и неоднозначна. Согласно официальным записям будущая балерина появилась на свет 12 февраля 1881 года в военном госпитале Петербурга, а ее родителями считались солдат Преображенского полка Матвей Павлович Павлов и прачка по имени Любовь Федоровна. Однако ходили слухи, что Анна была незаконной дочерью банкира еврейской национальности, не признавшего отцовства из-за высокого положения в обществе.
Анна Павлова в детстве
Родившись недоношенной и болезненной, девочка первые годы жизни провела с матерью в Петербурге, а затем переехала в деревню Лигово, в дом бабки по отцовской линии. Пребывание на свежем северном воздухе укрепило здоровье Ани, и Любовь Федоровна начала брать дочь с собой в Петербург.
В один из таких визитов Павлова попала в театр на балет «Спящая красавица». Находясь в ложе с другими детьми, девочка восторженно ловила каждое движение исполнителей и по окончании спектакля сказала, что хочет танцевать так же, как принцесса Аврора.
Юная Анна Павлова в балетной школе
Мать посчитала, что рост и вес дочери вполне подходят для хореографии, и привела 8-летнюю девочку на вступительный экзамен в балетную школу. С первого раза поступить не удалось, но Аня продолжала пытаться, и в 1891 году ее, наконец, приняли.
С первых дней учебы Павлова старалась стать лучшей в классе. Тренируясь по 8 часов в день, она добилась участия в выступлении перед царской семьей, а спустя 7 лет окончила Императорское театральное училище с отличием.
Балет
В 1999 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тещина предосторожность» и «Камарго». Вскоре имя Анны появилось на афишах в числе прочих исполнителей па-де-де и па-де-труа в спектаклях «Корсар» и «Пахита», а затем талантливая танцовщица обрела звание балерины и постоянную сценическую пару.
Балерина Анна Павлова
Михаил Фокин неоднократно выступал дуэтом с Павловой и, став хореографом, продолжил это плодотворное сотрудничество, поставив для партнерши такие шедевры русского балета, как танцевальный монолог «Умирающий лебедь» и дивертисмент «Виноградная лоза».
Благодаря этим танцам Анна получила признание и с 1908 года постоянно находилась в разъездах. Она участвовала в постановках «Сильфида» и «Клеопатра», проходивших в рамках «Русских сезонов» во Франции, затем гастролировала с проектом по городам Германии, Бельгии, Англии и других европейских стран. Афиша с портретом Павловой работы художника Валентина Серова вскоре после дебюта стала эмблемой фестиваля, организованного известным антрепренером Сергеем Дягилевым.
Портрет Анны Павловой работы Валентина Серова
В 1910 году балерина ушла из «Мариинки» и с тех пор заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера.
Параллельно с гастролями Павлова с помощью американского танцовщика Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и 2-й акт «Лебединого озера» Петра Чайковского.
Анна Павлова – «Умирающий лебедь»
Позже прима начала ставить собственные номера, пользовавшиеся успехом, сравнимым с «Лебедем» и «Танцем семи покрывал» Фокина. Интересен тот факт, что балерина вдохновляла не только коллег и ценителей балета, но и кулинаров. Именем Павловой изготовители тортов назвали воздушный десерт, в рецепт которого входили безе, напоминавшее пачку, и свежие фрукты.
В начале 1920-х годов слава Анны и ее коллектива вышла за пределы европейского континента, когда русско-американский продюсер организовал гастроли в США, а затем договорился о выступлениях в Индии.
Анна Павлова в Сиднее
После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло.
Личная жизнь
Анна Павлова, в течение десятилетий блиставшая на сцене лучших театров мира, в личной жизни была глубоко несчастным человеком. Начинающая балерина избегала поклонников, настаивавших на свидании и преподносивших дорогие подарки. Однако коллеги по труппе иногда видели девушку в компании состоятельного аристократа Виктора Дандре.
Анна Павлова и Виктор Дандре
Образованный дворянин, увлеченный искусством, вскоре растопил сердце неприступной красавицы и заслужил право стать ее благодетелем и покровителем. Высокое положение сенатского советника не позволяло новым отношениям стать серьезными. Молодой повеса снял балерине квартиру с танцевальным залом в центре Петербурга в обмен на обязанность сопровождать его в обществе.
Павлова испытывала симпатию к Виктору, но в глубине души понимала, что ей никогда не стать женой представителя высшего света. Поэтому балерина отказалась от шикарной жизни и покинула покровителя, предпочтя свободу золотой клетке. В тот момент, когда Анна сильнее всего страдала от одиночества, в ее жизни появился Михаил Фокин, постановщик знаменитого танца «Умирающий лебедь». Балетмейстер вдохнул новые силы в отчаявшуюся звезду и стал одним из немногих близких людей Павловой.
Анна Павлова и Михаил Фокин
Окончательно восстановиться приме «Мариинки» помогли зарубежные гастроли, во время которых она познакомилась с французским композитором Камилем Сен-Сансом и встретилась с великим актером немого кино Чарли Чаплином. С последним у Павловой завязался платонический роман, переросший в преданную дружбу, запечатленную на архивных фотографиях.
Когда балерина получила мировую известность и стала богатой женщиной, она поселилась за границей, но не перестала мечтать о простом человеческом счастье. Мысли ее неукротимо возвращались к оставленному на родине Виктору Дандре.
Анна Павлова и Чарли Чаплин
В то время, когда Сергей Дягилев основал в Париже Театр русского танца, дворянин попал в затруднительное финансовое положение и, не имея возможности оплатить долги, оказался в тюрьме. Узнав о неприятностях бывшего поклонника, Павлова разорвала отношения с многолетними коллегами и подписала выгодный контракт с представителями иностранного агентства «Брафф».
Заработав необходимую сумму денег, балерина оплатила долги Дандре и, решив, что не может жить без этого человека, выписала бывшего аристократа в Париж. Виктор прибыл по первому зову Павловой и, по некоторым источникам, в 1911 году тайно с ней обвенчался.
Анна Павлова и Виктор Дандре
Павлова купила роскошное имение в Великобритании и организовала собственную труппу, став владелицей камерного театра в Лондоне. Все обязанности по дому исполнял муж, так что Анна могла ни о чем не заботиться и целиком посвящать себя творчеству.
Однако со временем чувства балерины к Дандре начали угасать: она устраивала скандалы, била посуду и плакала. Виктор реагировал на истерики спокойно, ведь он искреннее благодарил и любил Анну. Вместо того чтобы уйти от психологически неустойчивой жены, он помогал в организационных вопросах и занимался наймом и увольнением артистов. Так пара прожила вместе вплоть до неожиданной смерти Павловой в 1931 году.
Смерть
Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.
Анна Павлова
Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.
В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.
Могила Анны Павловой
Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников. Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене.
После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.
Память
Смерть Павловой стала трагедией для человечества. До сегодняшнего дня великой русской приме посвящают выступления многие известные танцоры и хореографы.
Документальный фильм «Анна Павлова. Больше, чем любовь»
Образ Анны увековечен в фильме-биографии молдавского режиссера Эмиля Лотяну, и многочисленных книгах искусствоведов и балетмейстеров Веры Красовской и Андрея Соколова-Каминского.
Репертуар
- 1902 – «Баядерка»
- 1903 – «Жизель»
- 1906 – «Виноградная лоза»
- 1907 – «Умирающий лебедь»
- 1907 – «Эвника»
- 1907 – «Шопениана»
- 1908 – «Ночь Терпсихоры»
- 1909 – «Стрекоза»
- 1909 – «Бабочка»
- 1909 – «Калифорнийский мак»
- 1913 – «Семь дочерей горного короля»
“Артист должен знать всё о любви и научиться жить без неё.”
Анна Павлова
Её называли “Божественной” и “Восхитительной”. Говорили, что она – “Белый Лебедь” и даже “Фея лебединой стаи”. Одна девочка написала родителям: “Помните, вы рассказывали: тот, кто увидит фею, будет счастлив всю жизнь. Я видела живую фею – её зовут Анна Павлова”.
Гениальная русская балерина Анна Павлова стала легендой ещё при жизни. Журналисты соревновались друг с другом в сочинении историй о ней. Она читала в газетах мифы о себе – и смеялась. Легенды окружают её имя до сих пор.
Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, в которой был один-единственный мужчина. Вся её жизнь – истинная, настоящая, известная и открытая каждому – была в танце. И она успела умереть до того, как ушла со сцены…
Самая знаменитая балерина ушедшего столетия, Анна Павлова (1881–1931), жизнь которой была полностью посвящена балету, о которой ходило немало слухов и легенд, пожелала оставить всё, что не касалось её работы, в тайне. О её личной жизни ничего не было известно. И лишь после её смерти в мире узнали о прекрасной и трагической истории любви, тайну которой легендарная балерина хранила в своём сердце долгие тридцать лет.
Анна Павлова родилась в 31 января (12 февраля) 1881 года. Её отец умер очень рано, и девочка воспитывалась матерью. Хотя они жили в постоянной нищете, Любовь Фёдоровна, подрабатывая прачкой, старалась скрасить тяжёлое детство «любимой Нюры». На именины и Рождество девочку всегда ждали подарки, принесённые заботливой, щедрой рукой, а когда Анне исполнилось восемь, мать отвела её в Мариинский театр на балет «Спящая красавица».
Так будущая танцовщица навсегда влюбилась в это искусство, а через два года худенькая и болезненная девочка была принята на балетное отделение Петербургского театрального училища. Спустя восемь лет Павлова стала ведущей актрисой Мариинского театра, а после ошеломительного успеха в роли Никии в «Баядерке» её уже называли первой солисткой «Мариинки».
Газеты писали о начинающей балерине с восторгом: «Гибкая, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Когда Павлова играет и танцует, в театре особое настроение».
У неё появились поклонники, мужчины назначали ей свидания, дарили подарки, однако Анна отвергала всех, а щедрые дары отсылала назад растерянным ухажёрам. Она была горда, чувственна и непредсказуема. «Я — монахиня искусства. Личная жизнь? Это театр, театр, театр», — не уставала повторять Павлова.
Читайте также Отношения – С чем мы путаем любовь?
Однако девушка лукавила. Именно в то время в сердце юной балерины разгоралось непонятное, неизведанное ещё чувство. Близкие знали, что всё свободное время она проводит с богатым красавцем Виктором Дандре (1870–1944). Новый знакомый был выходцем из аристократической семьи, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Он занимал высокий пост советника в Сенате, был прекрасно образован, владел несколькими иностранными языками и всерьёз увлекался искусством. Покровительствовать начинающей балерине, как это делали до него члены императорской семьи, казалось Виктору престижным.
Молодой предприниматель стал покровителем молодой артистки, что, впрочем, было по тем временам достаточно модным. Однако жениться на ней Виктор и не думал. Он снял для Павловой квартиру, оборудовал одну из комнат под танцевальный зал, что для молодой балерины являлось в то время непозволительной роскошью. Каждый раз, встречая девушку после спектакля, Виктор преподносил ей роскошные подарки, возил по дорогим ресторанам, приглашал в компании обеспеченных, интеллигентных и известных людей, а вечером привозил её в квартиру, где часто оставался на правах хозяина до утра.
Но чем дальше узнавала Павлова нового знакомого, тем отчётливей понимала, что Дандре вовсе не нуждается в ней, а неравный брак со скромной девушкой для него невозможен. И она ушла от него, предпочтя одиночество унизительному положению содержанки. «Я поначалу боролась, — вспоминала Павлова, — начала с горя просто кутить, желая что-то ему доказать!» А потом, в который раз последовав своему девизу, вернулась к работе.
Она опять тренировалась, гастролировала вместе с труппой любимого театра и танцевала по восемь–десять раз в неделю. В то время в её судьбе произошла ещё одна встреча, которая многое изменила в жизни известной танцовщицы. Великий балетмейстер Фокин поставил для неё на музыку Камиля Сен-Санса «Умирающего лебедя», который навсегда стал коронным номером балерины и облетел весь мир. Намного позднее, когда композитор встретил Павлову, то, восхищённый её выступлением, воскликнул: «Мадам, благодаря Вам я понял, что написал восхитительную музыку!»
В 1907 году Мариинский театр отправился на гастроли в Стокгольм. Именно после этих гастролей в Европе впервые заговорили о блистательной молодой балерине, выступления которой имели такой стремительный успех, что даже император Оскар II, восхищённый талантом Павловой, на прощание вручил ей орден «За заслуги перед искусством». Восторженная толпа встречала балерину овациями. «Меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков. Я не знала, что делать», — вспоминала Анна Павлова. Это был настоящий триумф. Анна стала известной, у неё появились деньги, она уже многое могла себе позволить. О Викторе балерина старалась не вспоминать.
Читайте также Модели былых лет
А тем временем дела у Дандре шли неважно. Провернув неудачную сделку, предприниматель задолжал огромную сумму, погасить которую в положенный срок так и не сумел. Он попал в тюрьму, не найдя крупной суммы денег, которая требовалась для внесения залога и его освобождения на время длительного судебного процесса. Родственники средств собрать не смогли, а богатые друзья отвернулись от неудачливого партнёра. Для Дандре начался трудный период мучительного ожидания за решёткой в одиночестве и сомнениях.
А Анна блистала уже в Париже. Сергей Дягилев, который открыл во французской столице русский балетный театр, пригласив туда Павлову и Вацлава Нижинского, не просчитался. О русском театре заговорили, его стали посещать люди из высшего света, посмотреть на русскую балерину приезжали со всей Европы, театр приглашали в Австралию и Америку.
Будущее казалось таким заманчивым и ярким. Однако Павлова неожиданно покинула Париж и направилась в Лондон. Спустя несколько месяцев Дягилев узнал, что его любимая солистка подписала контракт с известным театральным агентством «Брафф», по условиям которого она должна была танцевать по два раза в день в трёх странах — Англии, Шотландии, Ирландии. За это танцовщица получила аванс — внушительную по тем временам сумму.
Собранные деньги она сразу же переправила в Россию для освобождения Виктора из тюрьмы. Спустя несколько дней, в 1911 году, он покидал Петербург и направлялся за границу. «В Париже я решила, что без Дандре жить не могу. Я сразу же вызвала его к себе, — вспоминала Павлова. — Мы обвенчались в церкви, под секретом. Он ведь мой, только мой, и я его обожаю».
С Виктором Дандре
Их брак оставался в тайне долгие годы. Виктор сдержал обещание, данное в день свадьбы Анне. Он поклялся молчать об их союзе. На великодушие бывший покровитель ответил сильнейшим чувством, которое вспыхнуло в его сердце, чтобы не угаснуть до последних дней.
Читайте также «Раздевайся» – откровенная серия иллюстраций от испанской художницы
Когда контракт подошёл к концу, Анна решила организовать свой театр и набрала труппу артистов. Так бывшая прима Мариинского театра стала хозяйкой небольшого театра. В тот же год она купила роскошный особняк близ Лондона, на берегу чистейшего озера, где плавали белые лебеди и вокруг росли экзотические растения, привезённые балериной из разных уголков мира. Казалось, судьба супругов не зависела больше ни от кого.
Павлова в своём особняке в Лондоне
Виктор взял на себя все хозяйственные заботы, обязанности бухгалтера и менеджера. Он отвечал на корреспонденцию, вёл деловые и личные переговоры, организовывал гастроли, следил за костюмами и декорациями, принимал и увольнял актёров. Однако Павлова всё чаще выражала неудовольствие. Она упрекала мужа, скандалила, кричала, била посуду и плакала.
После долгих истерик и слёз балерины супруги мирились, и, казалось, их семейной идиллии опять ничего не угрожало. Вновь Виктор решал все проблемы жены, а Анна бегала по дому и театрально кричала служанке: «Кто посмел вычистить ему ботинки? Кто в моём доме осмеливается заваривать ему чай? Это моё дело!»
Однако эмоциональная и темпераментная Павлова могла тотчас же изменить настроение и с новыми обидами броситься на Виктора. Друзья, часто становившиеся свидетелями этих ссор, спрашивали потом у Дандре, как он мог всё это терпеть и почему не ушёл от Анны. Тот молчал. Видимо, у него на это были свои причины, известные только им двоим.
Он боготворил её, благодаря за щедрость и великодушие. Она не могла забыть ему давней, нанесённой в юности обиды. Простила ли она его — вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Но в искренности чувств Виктора Дандре сомневаться не пришлось. Когда его супруга скончалась 23 января 1931 года от воспаления лёгких, не дожив до своего пятидесятилетия всего несколько дней, Виктор, сломленный горем, долгое время не мог вернуться к обычной жизни.
Он не хотел верить, что Павловой больше нет. Создав клуб поклонников своей знаменитой жены, Виктор Дандре желал лишь одного — чтобы о великой балерине XX столетия помнили много лет. К сожалению, клубу не удалось просуществовать долго. Тем не менее имя русской балерины, легендарной Анны Павловой, навсегда вошло в историю мирового балета.
Подписывайтесь на канал Изюминок в Яндекс.Дзен