Актриса алла демидова личная жизнь
Демидова Алла Сергеевна (р. 1936) – российская актриса и педагог. Наибольшую популярность ей принесли роли, сыгранные в театре на Таганке. Кинозрители помнят ее блистательных героинь в фильмах «Зеркало», «Щит и меч», « Ты и я», «Бесы». Автор нескольких книг, выступает с необычными литературно-поэтическими программами.
Рождение и семья
Алла появилась на свет в Москве 29 сентября 1936 года.
Ее папа, Демидов Сергей Алексеевич, принадлежал династии золотопромышленников. В 1932 году попал под репрессии, но потом по амнистии его отпустили на волю. В первые дни Великой Отечественной войны он добровольцем отправился на фронт, дошел до Варшавы, при освобождении которой погиб в 1944 году.
У Аллы почти не осталось воспоминаний о папе, она сохранила в памяти лишь несколько моментов. Когда была еще крошечной и шла через большую комнату, а отец, распахнув широко руки, подбежал к ней и подхватил. Маленькая девочка тогда почувствовала себя счастливой. Последнее ее воспоминание о папе, когда он приехал с фронта на побывку и привез ей мягкую игрушечную лису.
Мама, Демидова Александра Дмитриевна (девичья фамилия Харченко), работала на экономическом факультете в МГУ научным сотрудником.
Алла Демидова в детстве
Детство
Актриса не любит вспоминать свои детские годы, они в ее биографии были самыми тяжелыми, прошли в бедности и голоде. Девочке не было и пяти лет, когда началась война. Ее отправили к бабушке на окраину Владимира в село Нижнее Сельцо. Бабушка была верующей, принадлежала старообрядческой общине. Алла запомнила из этого жизненного периода чай, заваренный из свекольных очисток, иконы, молитвы и разных странников, которых, несмотря на нищету, всегда привечали в доме.
После войны мама забрала дочку в Москву, но она постоянно работала, потом второй раз вышла замуж, и девочке приходилось быть в школе на пятидневке, а все лето проводить в пионерских лагерях. В детской жизни Демидовой не было праздников, лишь сплошные серые будни, поношенная старая одежда, даже ее день рождения не отмечали. Когда Алла болела, никто о ней особо не заботился. Девочка чувствовала себя никому не нужной и брошенной. Единственной отрадой для нее были книги.
Мечта быть актрисой, причем великой, появилась у Демидовой еще в пятилетнем возрасте, именно так она отвечала на вопрос взрослых – кем она хочет стать, когда вырастет? В школе Алла сразу же записалась в театральный кружок, но женские роли ей доставались редко, чаще приходилось играть каких-либо зверушек или Бакулу-бобыля. Тем не менее она упорно собиралась поступать в театральное училище и подготовила отрывок из повести Л. Толстого «Анна Каренина» и монолог Катерины из «Грозы» А. Островского.
Алла Демидова в школе в театральном кружке
Юность
Первая попытка стать студенткой Щукинского училища окончилась провалом. Аллу не приняли из-за плохой дикции. Демидова очень сильно расстроилась, но чтобы не терять год, подала документы в МГУ и поступила на экономический факультет. Училась очень прилежно и каждый раз старалась заглушать любую мысль о театре, возникающую в голове.
Но на третьем курсе все-таки стала принимать участие в студенческих театральных спектаклях. Первый художественный руководитель доверил Алле роль служанки в постановке «Коварство и любовь». В 1958 году к ним в коллектив пришел новый худрук Ролан Быков. Он поставил по пьесе П. Когоута спектакль «Такая любовь», Демидова сыграла в нем Лиду Петрусову и это была ее первая серьезная сценическая работа. На студенческую постановку пошла вся столица.
Тем не менее в 1959 году Алла получила диплом экономиста и решила начать преподавательскую деятельность. Демидова готовила для студентов на философском факультете семинары по политэкономии. Но детская мечта не давала покоя, и Алла предприняла вторую попытку поступления в ВТУ имени Щукина. Несмотря на то что ее дикция по-прежнему оставляла желать лучшего, Демидову зачислили на курс к педагогу Анне Орочко.
Алла Демидова на театральной сцене
Театр
В 1964 году после окончания с отличием театрального училища, Демидова показывалась в театр Вахтангова. Но ее туда не приняли, и Алла снова испытала сильнейшее разочарование, как десять лет назад, когда не поступила в Щуку.
Пришлось идти туда, куда брали – в труппу театра на Таганке. Но именно он и стал главной вехой в творческой биографии Аллы Демидовой, здесь она сыграла свои лучшие роли. Хотя начиналось все не так радужно. Первая работа в постановке «Герой нашего времени» оказалась провальной, после чего режиссер Юрий Любимов задействовал актрису только в массовках. Но ее взгляд, пластику и утонченные манеры зрители замечали и в незначительных ролях.
В течение нескольких лет Алла была самой послушной и верной ученицей режиссера Любимова, «скрипкой Страдивари в его руках», она работала на износ. Уже к концу 1960-х годов Демидова получала не только главные роли в постановках, но и театральные премии.
К середине 1970-х годов стала ведущей актрисой театра на Таганке. Ее лучший партнер – Владимир Высоцкий, несмотря на то что порой с ним бывало очень сложно работать. В их сценическом тандеме каждый раз схлестывались лед и пламень.
Алла Демидова и Владимир Высоцкий на сцене театра на Таганке
Вся театральная Москва и лучшие люди страны шли смотреть на Демидову в постановках:
- «Гамлет»;
- «Три сестры»;
- «Вишневый сад»;
- «Преступление и наказание»;
- «Борис Годунов»;
- «Пир во время чумы»;
- «Деревянные кони»;
- «Электра».
После раскола в театре на Таганке Алла Сергеевна сотрудничала с Романом Виктюком. В 1993 году организовала свой «Театр А», специализирующийся на античной драматургии.
За достижения в области театрального искусства Демидова имеет множество наград – премии К. Станиславского, «Фигаро», «Хрустальная Турандот», «Кумир», «Золотая маска».
Кино
В кино Алла дебютировала в 1957 году, сыграв студентку на лекции в картине «Ленинградская симфония». Но эту и последующие несколько ролей, когда ее имя даже не упоминалось в титрах, сама актриса называет «разведкой».
В роли Ангелики Бюхер в фильме «Щит и меч»
О киноактрисе Демидовой заговорили в 1966 году, после того как она сыграла Ольгу Берргольц в фильме «Дневные звезды». Режиссеры стали часто приглашать Аллу на главные роли, причем они были абсолютно разноплановыми – трагические, детективные, классические:
- комиссар в военной драме «Служили два товарища»;
- Ангелика Бюхер в фильме «Щит и меч»;
- Аркадина Ирина Николаевна в «Чайке»;
- Елизавета Павловна в автобиографичной картине Тарковского «Зеркало»;
- проститутка в фантастике «Бегство мистера Мак-Кинли»;
- колдунья в «Аленьком цветочке»;
- герцогиня Мальборо в «Стакане воды»;
- Лара Лайонс в приключенческом фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей»;
- Лебядкина Марья Тимофеевна в «Бесах»;
- Анна Сергеевна в «Настройщике».
Ее называют «аристократкой нашего кино», в ней видна кровь, гены золотопромышленников никуда не делись. Отсюда ее достоинство, манера держаться, нелюбовь к афишированию, благородство и скрытая сила.
За непревзойденное актерское мастерство Демидова награждена Орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, премиями «Ника» и Президента РФ, званиями Заслуженной и Народной артистки РСФСР.
Алла Демидова в роли Лары Лайонс в приключенческом фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей»
Писательская деятельность
Помимо актерского поприща, Демидова ярко проявила себя и в литературе. Издано несколько ее книг, чаще всего это мемуары о театральной жизни. Писательницей она стала случайно. Сначала в «Правде» напечатали ее статью об актерской профессии. А когда умер ее друг и партнер Владимир Высоцкий, Алла в ярости от того, что не было ни одного достойного некролога, написала большую статью о гениальном актере на основе своих личных воспоминаний и дневников.
В 1980 году вышла ее дебютная книга «Вторая реальность». Среди других работ популярностью у читателей пользуются:
- «Письма к Тому»;
- «Владимир Высоцкий»;
- «Бегущая строка памяти»;
- «Тени зазеркалья»;
- «А скажите, Иннокентий Михайлович…»;
- «Ахматовские зеркала».
Демидова обладает уникальной манерой чтения прозы и стихов, в советское время часто с авторскими программами выступала на телевидении, с начала 2000-х годов много гастролирует по России.
Алла Демидова читает стихи
Личная жизнь Аллы Демидовой
В 1961 году во время учебы в театральном училище Алла встретила будущего мужа Владимира Валуцкого, отчисленного из ВГИКа за пародию на фильмы о Ленине. Позже он был восстановлен в институте, получил диплом и стал киносценаристом таких известных фильмов и сериалов, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Благословите женщину», «Мэри Поппинс, до свидания», «Диверсант», «Адмирал», «Есенин», «Шпион».
Алла с Володей были полными противоположностями друг другу. Она – жесткая и волевая, он – скромный и мягкий. В отличие от Демидовой у него было совсем другое детство, полное заботы и любви. В день свадьбы многие готовы были держать пари, что новоиспеченные супруги не проживут вместе и года. Но их, как и положено противоположностям, безудержно притягивало словно магнитом. Брак Демидовой и Валуцкого продлился больше полувека, детей у них не было.
Начинали семейную жизнь в квартире с родителями Володи. Свекрови невестка не понравилась сразу, она считала, что из актрисы не может получиться хорошая жена. Но Валуцкий очень умело лавировал между мамой и супругой, сглаживая то и дело назревающие конфликты.
Алла Демидова с супругом
В личной жизни для Аллы на первом месте была духовная составляющая, поэтому физическую измену она считала пустяком, не стоящим внимания. О том, что у мужа есть дочь, Демидова узнала через пять лет после ее рождения. Кроме этих отношений, почти четырнадцать лет продолжался его тайный роман с актрисой Надеждой Репиной, точно как в фильме «Зимняя вишня», сценарий к которому писал Валуцкий.
Алла не закатывала никаких скандалов, все стойко пережила. Никакие любовницы, сплетни и интриги не могли отобрать у нее главного – духовного единения с мужем. Им всегда было интересно вдвоем. Оба больше всего ценили тишину и возможность заниматься любимым творчеством. Каждую минуту им было о чем поговорить, и о чем помолчать.
Когда Володе поставили диагноз – онкология, Алла в течение пяти лет ухаживала за любимым супругом, боролась за каждый день его жизни. Она верила, что вместе одержат победу над страшной болезнью. Но не получилось…
В апреле 2015 года Демидова похоронила мужа, после чего совсем разучилась плакать. В его комнате все осталось так, как при жизни. А Алла теперь дружит с его дочерью Александрой, которая стала журналисткой.
Здравствуйте, дорогие читатели!
Сегодня мне бы хотелось рассказать вам об одной удивительной, можно даже сказать исключительной женщине, актрисе – об Алле Сергеевне Демидовой. Широкому кругу зрителей она известна благодаря таким фильмам как “Стакан воды”, “Маленькая принцесса”, “Служили два товарища”, “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей”.
Алла Сергеевна родилась в сентябре 1936 года в Москве. Отец, Сергей Алексеевич, был из золотопромышленников, репрессирован, попал под амнистию, а в 1941 одним из первых ушел на фронт. В 1945 он погиб. Мама, Александра Дмитриевна, работала на экономической кафедре МГУ.
Родители Сергей Алексеевич и Александра Дмитриевна
Детство Аллы Сергеевны нельзя назвать простым. Оно было как и у всех тогда: мрачное, тяжелое, даже свинцовое. Никому не было дела до маленькой девочки – мама устраивала свою жизнь, а девочка была предоставлена самой себе. Тихая, домашняя, скромная, она любила читать, с головой погружаясь в мир книг. А однажды они с мамой попали в театр, это так поразило девочку, что она решили стать артисткой. Записалась в драмкружок, мечтала о роли Снегурочки, а дали сыграть только Бобыля. Она стерпела, закрылась и сделала вид, что так и надо. Потом, уже будучи взрослой , так она поступала не раз.
После школы поступать она решила только в театральный. Увы, но не прошла по конкурсу – подвела дикция. Тогда Алла Сергеевна моментально приняла решение идти в экономический, как мама. Работала над собой, прилежно училась, а на третьем курсе начала играть в студенческом театре.
В 1959, после окончания учебы, Демидова решила вновь пробоваться в Щукинское. Ее взяли, с условием работать над дикцией. Еще студенткой она сыграла в спектаклях “Гибель богов”, “Принцесса Турандот”, “Далекое”, “Фризетт”, “Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун”.
Затем был театр на Таганке, где она долгое время исполняла только малозначительные роли. Причиной была первая роль в спектакле “Герой нашего времени”. Провальная роль, после которой пришлось доказывать свою “профпригодность”.
В течение нескольких лет Алла была самой послушной и верной ученицей режиссера Любимова, “скрипкой Страдивари в его руках”, она работала на износ. Уже к концу 1960-х годов Демидова получала не только главные роли в постановках, но и театральные премии.
А с кино дела обстояли иначе. Дебютом стала роль студентки в картине 1957 года “Ленинградская симфония”. Затем через 3 года актриса приняла участие в съемках “Первого свидания”. А уже в 1964 Алла Сергеевна сыграла одну из самых ярких своих ролей – Ольгу Берггольц в фильме “Дневные звезды”. В 1968 вышло сразу 6 работ с участием Аллы Сергеевны: “Времена года”, “Живой труп”, “Служили два товарища”, “Степень риска”, “Шестое июля”, “Щит и меч”.
Затем артистка сыграла Ирину Николаевну Аркадину в “Чайке” Юлия Карасика (по одноименной пьесе А.П. Чехова), Лесю Украинку в картине Николая Мащенко “Иду к тебе…”, Катю в мелодраме Ларисы Шепитько “Ты и я”, Елизавету Павловну в “Зеркале”. А за роль Потаскушки в комедии Михаила Швейцера “Бегство мистера Мак-Кинли” по одноименной киноповести Леонида Леонова была удостоена звания “Лауреат Государственной премии СССР”.
В 80е Алла Сергеевна по-прежнему была востребована и не сходила с экрана. Тогда вышли “Стакан воды”, “Звездопад”, “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, “Пиковая дама”, “Время отдыха с субботы до понедельника”, “Дети солнца”.
С началом 90х, когда кино уже практически перестали снимать, а в театре произошел раскол, Демидова организовала свой “Театр А”, в котором начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Они поставили такие спектакли как “Квартет”, “Медея”, “Гамлет-урок”.
С началом 2000-ных актриса продолжила сниматься, подходя у выбору ролей очень тщательно, можно даже сказать скрупулезно. Каждая ее роль, пусть даже небольшая, смотрится отточенным номером, неким символом, который придает объем и глубину картине в целом. Тогда вышли такие фильмы как “Темные аллеи И.Бунин”, “Настройщик”, “Смерть Таирова”, “Русские деньги”, “Вечное возвращение” и “Мешок без дна”.
“Помимо актерского поприща, Демидова ярко проявила себя и в литературе. Издано несколько ее книг, чаще всего это мемуары о театральной жизни. Писательницей она стала случайно. Сначала в «Правде» напечатали ее статью об актерской профессии. А когда умер ее друг и партнер Владимир Высоцкий, Алла в ярости от того, что не было ни одного достойного некролога, написала большую статью о гениальном актере на основе своих личных воспоминаний и дневников. Демидова обладает уникальной манерой чтения прозы и стихов, в советское время часто с авторскими программами выступала на телевидении, с начала 2000-х годов много гастролирует по России”.
Личная жизнь
Первым мужем Демидовой стал Владимир Котелкин, преподаватель иностранных языков в МГУ. Этот брак не продлился долго. Девушка мечтала о карьере, а ее муж о тихой, семейной жизни. Позже мужчина женился на Людмиле Зыкиной.
Котелкин и Зыкина
Со своим вторым мужем, Владимиром Валуцким, Алла Сергеевна познакомилась еще в 1961 году, когда училась в театральном. Вместе они были пол века, до самой смерти кинорежиссера. И это удивительно. Все кто знал обоих супругов, говорили, что они совершенно разные. Она – волевая, жесткая, замкнутая. Он – мягкий и домашний. Но все же их как магнитом тянуло друг к другу.
Детей у них не случилось. Общих детей. Потому что у Владимира Ивановича на стороне родилась долгожданная и любимая дочь. Демидова тогда лежала в больнице, а Валуцкий практически не отходил от нее. Об измене она узнала через несколько лет. Узнала и простила, поняв как многое их связывает. Или просто сделала вид. До базарных склок она никогда не позволяла себе опускаться. Как Алла Сергеевна однажды сказала:
“Слухи о его романах на наших отношениях никак не отражались. Мы с ним жили как брат с сестрой. На самом деле таких браков много. Взять ту же Лилю и Осипа Бриков. Но в основном среди интеллигенции, которая не спешит это обнародовать. Самые крепкие браки не замешаны на сексе. Секс уходит, а любовь и привязанность остаются”
Владимира Ивановича не стало в 2015 году. Ранее у него обнаружили рак. Алла Сергеевна как могла ухаживала за мужем, поддерживала его. А после смерти, наверное единственный раз в жизни позволила себе показать чувства на людях. Тогда, по ее собственному выражению, она “выплакала все слезы”.
Сейчас Алла Сергеевна по-прежнему ведет активную жизнь: ездит на встречи со зрителями, выступает на творческих вечерах. В 2020 вышло собрание ее сочинений в нескольких томах.
“Алла Демидова – человек невероятной энергии. До сих пор для своих моноспектаклей она сама выбирает репертуар, площадки. Пишет книги, хотя и не любит, когда её называют писательницей. “У неё за плечами такая огромная жизнь, такой огромный опыт, такие встречи, весь 20 век, – говорит режиссёр Кирилл Серебренников. – Но нет ощущения остановки, завершённости этого проекта, а есть ощущение, что ещё много дверей надо открыть, ещё и ещё, и ещё, и там ещё что-то может быть…””
Казалось, что их брак не продержится и года, настолько полярно разными были эти два человека. Талантливая актриса Алла Демидова и известный сценарист Владимир Валуцкий прожили вместе более полувека. На её счету множество ярких работ в театре, на его – сценарии замечательных фильмов: «Зимняя вишня», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Адмиралъ» и много-много других. Он – мягкий и скромный, она – величественная и жёсткая. Что помогло им сохранить семью и взаимное уважение на протяжении всей жизни?
Притяжение любви
Алла Демидова не любит вспоминать собственное детство. Она всё время чувствовала себя ненужной, брошенной, лишней. Даже когда девочка болела, никто особенно не заботился о ней.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Владимир Валуцкий, напротив, купался в любви своих родных и близких с самого рождения. И когда болел, для него специально готовили клюквенный морс, укутывали ноги тёплым одеялом и приносили книги в ярких обложках, чтобы мальчик не скучал в одиночестве.
Когда они познакомились, Алла Демидова была студенткой Щукинского училища, а Владимира Валуцкого как раз отчислили из ВГИКа за пародию на Ленина во время студенческого капустника.
Две противоположности притянулись друг к другу, как два магнитных полюса. И потом, на протяжении всей их жизни, какие бы сюрпризы и испытания не преподносила им судьба, они всегда ощущали это притяжение. Иногда болезненное и мучительное, иногда – спасительное.
Брак вопреки
Алла Демидова рано начала самостоятельную жизнь, а Владимир Валуцкий всегда был очень привязан к своей семье, считался с мнением родных. И ему было довольно трудно, когда мама воспротивилась его браку с Аллой. Ей казалось, что из актрисы никогда не получится хорошая жена. Тем не менее, Владимир Иванович свое решение менять не стал. И привёл в дом молодую жену вопреки воле мамы. Отец будущего сценариста в семейные отношения сына не вмешивался, оставляя за ним право строить жизнь по собственному разумению.
Много лет спустя Алла Сергеевна признается: она неоднократно давала свекрови повод для недовольства и раздражения. К примеру, поздно приходя домой, она по неведению могла уничтожить бульон или съесть картошку с килькой, которые были, как потом выяснилось, приготовлены для кошки.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Но Владимир Иванович, будучи человеком очень мягким, всегда умело лавировал между любимыми женщинами. К ним относились не только жена и мама, но и подруга детства, киновед и главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус.
Единство без борьбы противоположностей
Их семья строилась не на любви. Точнее, не только на ней. Алла Демидова и Владимир Валуйский всю жизнь играли. Не на сцене или съёмочной площадке. Игра была постоянным спутником их жизни. Они могли вдруг заговорить голосами, имитирующими животных, и весь день неукоснительно придерживаться придуманной роли. Или внезапно начинали имитировать какую-то радиопостановку, старательно воспроизводя помехи в эфире или поскрипывание старенького микрофона. Игра помогала им преодолевать возникающее периодически напряжение или решать проблемы.
Дружба, основанная на духовном единении, стала основной составляющей их брака. Они были безгранично преданы друг другу и эту взаимную преданность не могли разрушить никакие внешние силы. У них был своеобразный взгляд на верность, и физическая измена не могла стать поводом для развода. Духовное единение было самым важным.
По признанию актрисы, муж никогда не давал ей повода для ревности. Он неизменно провожал её на съёмки или гастроли и с завидным постоянством встречал её, находясь в любом состоянии. Владимир Иванович относился к жене всегда с трепетом и нежностью. Он взял на себя все бытовые заботы, так как жена не была идеальной хозяйкой. Зато у них всегда, даже в студенческие времена, была помощница по хозяйству.
О том, что у мужа родилась дочь, Алла Сергеевна догадалась через пять лет после появления на свет. Закрытость и интеллигентность Аллы Сергеевны не располагали к тому, чтобы с ней делились рассказами о чьей-либо частной жизни. Актриса считала это низостью и никогда не опускалась даже до того, чтобы слушать подобные рассказы. О проблемах мужа ей рассказало его молчание и застывшая боль в глазах. Алла Демидова заставила супруга рассказать о то, что с ним происходить. И порадовалась, что сбылась его мечта – родилась дочь.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Владимир Валуцкий в сценарии «Зимней вишни» описал сюжет из собственной жизни: будучи женатым на известной актрисе Алле Демидовой, он влюбился в молодую актрису Надежду Репину, и их тайный роман продолжался 14 лет >>
Обыкновенное чудо
По признанию самой актрисы, обыватели имеют полное право не верить ей. Однако Алла Сергеевна предлагает почитать воспоминания знаменитых литераторов и попробовать взглянуть на жизнь без примеси чувственности, но с точки зрения духовного единения.
Демидова достаточно откровенна в своих воспоминаниях: она признается, что плотская составляющая брака её всегда интересовала меньше всего. А ещё у неё несколько атрофировано чувство ревности, и актриса признает за мужчинами право на полигамность. Физическая измена – это пустяк, не стоящий внимания. Куда серьёзнее измена духовная, когда мысли и чаяния наполнены мыслями о другом человеке.
Они были разными. Он – мягкий, она – жёсткая. Он человек широкой души, она – необыкновенно закрытая. Но они оба ценили тишину и одиночество, возможность заниматься творчеством и жить в своё удовольствие. Им было всегда безумно интересно друг с другом. Им всегда было о чём поговорить и о чём помолчать вдвоём. Он был консерватор, она – радикальный новатор. Ему было комфортно в привычном искусстве, ей надо было идти на шаг впереди всех новых веяний. Но они настолько хорошо понимали друг друга, что за последние 30 лет жизни даже не поссорились ни разу.
Когда Владимир Валуцкий заболел, Алла Демидова боролась за каждую минуту его жизни. Она верила, что сможет победить онкологию. Не смогла. Он ушел в апреле 2015 года.
После того, как Владимира Ивановича не стало, она совершенно разучилась плакать. В его комнате всё осталось точно так же, как было при жизни. А она подружилась с дочерью мужа Александрой, которая стала журналисткой.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <<
Алла Демидова считает: сколько бы ни было отмеряно ей жизни, прожить её надо достойно, не распыляясь на обсуждение чужой жизни, а обращая внимание лишь на собственные поступки, дела, мысли.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/211118/41364/