Актер николай еременко старший биография
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2020;
проверки требуют 18 правок.
Никола́й Никола́евич Ерёменко — ста́рший (белор. Мікалай Мікалаевіч Яроменка (старэйшы); 1926, Новосибирск — 2000, Минск) — советский и белорусский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1989).
Биография[править | править код]
Портрет Николая Ерёменко-старшего кисти белорусского художника Алексея Кузьмича, 1996 год.
Могила Ерёменко на Восточном кладбище Минска.
Николай Ерёменко родился 17 июня 1926 года в Новосибирске. Родители родом из Витебской области.
После окончания ремесленного училища работал токарем.
В Красной Армии с 1941 года. Прибавил себе три года, чтобы попасть на фронт в 15 лет. Окончил курсы младших лейтенантов в Новосибирске (1942). Участник Великой Отечественной войны. Кавалерист 11-го Кавалерийского корпуса (резерв штаба корпуса), попал в плен в июле 1942 года под Вязьмой, у деревни Комары. Сумел выжить в нацистском концлагере, бежал из плена. После возвращения домой был направлен в фильтрационный лагерь в Вышнем Волочке; в результате проверки был восстановлен в звании[1].
После войны приехал в Витебск на родину матери, куда та вернулась после ложного извещения о гибели сына. Принимал участие в самодеятельности, был замечен и приглашён в театральную студию при Белорусском драматическом театре имени Якуба Коласа. Там же познакомился со своей женой, актрисой Галиной Александровной Орловой[1]. По окончании студии в 1948 году работал актёром театра (1948—1959).
В 1959 году Николай Ерёменко с семьёй, женой и сыном Колей, родившимся в 1949 году, переезжает в Минск. Здесь супруги-актёры вместе начинают работать в Белорусском драматическом театре имени Янки Купалы.
Первая работа в кино Николая Ерёменко выходит на экраны в 1960 году.
Принят в члены КПСС в 1964 году. Придерживался коммунистических взглядов до конца жизни, несмотря на происходящие в стране политические изменения. Распад Советского Союза стал для него личной драмой.
Активно занимался общественной деятельностью. С 1976 по 1987 год Ерёменко-старший был старшиной правления Белорусского театрального объединения. В 1987—1992 годах возглавлял Союз театральных деятелей Беларуси. В 1992 году стал президентом ассоциации общественных объединений «Белорусская конфедерация творческих союзов»[2].
13 января 1997 стал членом Совета Республики первого созыва, заняв пост белорусского сенатора. Был заместителем председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по социальным вопросам[3].
Николай Николаевич был большим поклонником футбола, болел за минское «Динамо». Одно время председательствовал в минском клубе болельщиков. Увлекался рыбалкой и любил отдых на природе[4].
Николай Николаевич Ерёменко умер 30 июня 2000 года от второго сердечного приступа. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище Минска.
Семья[править | править код]
- Жена — Галина Александровна Орлова (род. 1928), актриса. Народная артистка Белорусской ССР (1991).
- Сын — Николай Николаевич Ерёменко (младший) (1949—2001), актёр. Народный артист Российской Федерации (1994), похоронен рядом с могилой отца.
Фильмография[править | править код]
Звания и награды[править | править код]
- Народный артист Белорусской ССР (1967)
- Народный артист СССР (1989)
- Государственная премия Белорусской ССР (1988) — за спектакль «Мудромер» Н. Матуковского
- Орден Отечественной войны II степени (1985)
- Медаль Франциска Скорины (1996)[5]
Медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне»;
Медаль «30 лет победы в Великой Отечественной войне»
Память[править | править код]
Памятная доска Николаю Ерёменко-старшему в Минске на доме 16 по улице Максима Танка
- В Первомайском районе Витебска есть улица Актёров Ерёменко, названная в честь отца и сына Ерёменко.
- В Минске на доме 16 по улице Максима Танка установлена мемориальная доска Николаю Ерёменко. В этом доме актёр жил с 1979 года до своей смерти в 2000 году.
- В постоянную экспозицию белорусского Музея истории театральной и музыкальной культуры входит мемориальная комната Николая Николаевича Ерёменко[6].
- 17 июня 2016 года в стенах Музея истории театральной и музыкальной культуры Республики Беларусь состоялась презентация художественного немаркированного конверта Белпочты, посвященного 90-летию со дня рождения Ерёменко-старшего. Художественной основой для создания конверта стал портрет Николая Николаевича, написанный художником Михаилом Алексеевичем Мовчаном, а также фотографии из музейного собрания. Автор дизайна конверта, выпущенного тиражом 15 тыс. экземпляров – Елена Медведь[7].
Литература[править | править код]
- Кинословарь: В 2-х т. Т. 2. М., 1970. — С. 1092
- Всемирный биографический энциклопедический словарь. М., 1998. — С. 267
- «Люди и звери». (Из воспоминаний бывшего военнопленного, народного артиста СССР Н. Н. Ерёменко) // Война и плен: мартиролог. сост. Ю. Н. Попов. Минск, Юнипак, 2005, стр. 84-89
- «Николай Ерёменко [-ст.]. А свет не погас…”: очерки, монологи, воспоминания / сост. Л. С. Екель. Минск, «Мастацкая літаратура», сер. «Жизнь знаменитых людей Беларуси». 2006. 254 стр.
- Литвин А. Во имя человечности снимал фильм «Люди и звери» Сергей Герасимов: [Из воспоминаний актёра Н. Ерёменко] // Веч. Минск. 1992. 2 сент. № 115/92.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Николай Ерёменко (англ.) на сайте Internet Movie Database
В 1941 году Николай Еременко добавил себе три года в паспорте, чтобы уйти добровольцем на фронт. Однако вскоре попал в немецкий плен и находился в лагерях до окончания войны. Вскоре после возвращения на родину он начал актерскую карьеру. А в 36 лет к нему пришла всесоюзная слава: прославила актера роль в фильме Сергея Герасимова «Люди и звери». Всего он снялся в 50 фильмах и сериалах и почти всю жизнь играл в двух театрах: Национальном академическом драмтеатре им. Якуба Коласа и Национальном академическом театре им. Янки Купалы.
Детство, война и три года фашистских лагерей
Николай Еременко — старший (в центре) в роли лейтенанта Алексея Павлова в художественном фильме Сергея Герасимова «Люди и звери» (1962)
Николай Еременко родился 17 июня 1926 года в Новосибирске. Его отец был военным, мать работала в прокуратуре. В Сибири они жили всего несколько лет: из-за службы отца приходилось часто переезжать. Вскоре после рождения сына, они развелись. Отец получил новое назначение и уехал в другой город, а мать с Николаем осталась в Новосибирске.
Будущему актеру с детства нравилось выступать: он показывал небольшие сценки дома, пародировал знакомых, в школе был звездой творческих вечеров и часто играл в праздничных спектаклях. В 1940 году он окончил седьмой класс и поступил в ремесленное училище №1 на токаря. Денег в семье не хватало, поэтому в свободное время Еременко подрабатывал на заводе.
Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, Николаю Еременко было 15 лет. Он хотел уйти добровольцем на фронт, но не прошел в военкомате по возрасту. Тогда он подделал паспорт и добавил себе три года. Еременко отправили на срочные курсы младших лейтенантов в Новосибирске, а в начале 1942 года — на передовую в составе 11-го кавалерийского корпуса. Летом этого же года во время боя под Вязьмой он попал в окружение, а затем в немецкий плен. Еременко увезли в лагерь под Штутгартом. По дороге ничем не кормили: солдаты питались корнями, листьями и картофелем с неубранных полей. Условия содержания в Германии были жесткими. Пленные работали в шахтах без выходных, иногда ночами. Николай Еременко несколько раз пытался сбежать, но неудачно. Его освободили незадолго до победы, в 1945 году. Однако из одного лагеря он сразу попал во второй — фильтрационный, организованный уже НКВД. Еременко долго проверяли, а затем восстановили в званиях. Осенью 1945 года он вернулся в Новосибирск.
Начало карьеры актера: от сотрудника ДК до исполнителя главных ролей
Николай Еременко — старший (в центре) в роли Русанова в художественном фильме Алексея Спешнева, Владимира Корш-Саблина и Павла Арманда «Москва — Генуя» (1964)
Когда Николай Еременко вернулся в родной город, матери там не было. Три года она ничего не знала о судьбе сына, решила, что он погиб, и после войны переехала в поселок Бешенковичи Витебской области к родственникам. Николай Еременко отправился за ней. В Белоруссии он устроился в районный Дом культуры: организовывал поэтические вечера и концерты для местных жителей, отвечал за бюджет и искал преподавателей кружков. Вскоре Николай Еременко возглавил ДК. Он часто выручал режиссеров самодеятельного театра и играл в спектаклях, когда не набирались желающие. В конце 1946 года на смотре творческих коллективов района известный актер Александр Ильинский заметил Еременко на сцене и пригласил в школу при втором Белорусском государственном театре им. Якуба Коласа (сейчас — Национальный академический драматический театр им. Якуба Коласа). Молодой артист поступил туда в 1947 году.
Со студентами занимались знаменитые белорусские актеры: Павел Молчанов, Тимофей Сергейчик, Любовь Мозалевская, Елена Родзяловская и другие. Они учили сценической речи и движениям, читали лекции об истории театра и показывали техники актерского мастерства. Николай Еременко был одним из лучших учеников. Ему легко давались и комедийные, и драматические роли. Сразу после выпускного спектакля «Старые друзья» о недавних школьниках на войне актера пригласили во второй Белорусский государственный театр им. Якуба Коласа.
Сначала Николая Еременко одобряли лишь на эпизодические роли. Он был задействован в спектаклях «Фронт» по пьесе Александра Корнейчука, «Егор Булычев и другие» по Максиму Горькому, «Разоренное гнездо» по Янке Купале. Однако вскоре режиссер театра Александр Скибневский стал доверять актеру главных персонажей. В 1950 году Еременко сыграл болгарина Дмитрия Инсарова в спектакле по роману Тургенева «Накануне». Потом были роли революционера Азорича из «Света Востока» и жесткого директора тракторного завода Дмитрия Бахирева из «Битвы в дороге» по одноименному произведению Галины Николаевой. В 1955 году актеру присвоили звание заслуженного артиста Белорусской ССР.
«Единственный и лучший исполнитель»: работа в кино и письмо Сергею Герасимову
Николай Еременко — старший в роли Николая Радевича в художественном фильме Ричарда Викторова «Впереди — крутой поворот» (1960)
Николай Еременко — старший (слева) в роли лейтенанта Алексея Павлова в художественном фильме Сергея Герасимова «Люди и звери» (1962)
Николай Еременко — старший в роли Анатолия Ивановича в художественном фильме Валерия Исакова и Радомира Василевского «Погоня» (1965)
В 1959 году Еременко пригласили в Национальный академический театр им. Янки Купалы, и он переехал в Минск. А спустя полгода актер уже сыграл главного героя в спектакле «Константин Заслонов». По сюжету на оккупированной территории инженер железных дорог Заслонов начал сотрудничать с фашистами. Его презирали коллеги и семья, но никто не подозревал, что он планировал взорвать составы с немецким вооружением. Постановка собирала полные залы.
Зарплата в театре была небольшой, поэтому Николай Еременко искал подработку. Коллеги посоветовали ему отправить анкету с фотографией в «Беларусьфильм». В 1960 году актера пригласили в кино на роль инспектора дорожной службы в драме Ричарда Викторова «Впереди — крутой поворот».
В 1961 году Николай Еременко прочитал в «Литературной газете» сценарий будущей картины Сергея Герасимова «Люди и звери», который написала жена режиссера Тамара Макарова. Это была история командира Красной армии: во время Великой Отечественной войны он попал в немецкий плен, а после 1945 года не вернулся на родину, потому что боялся попасть в ГУЛАГ. После многих лет странствий по миру офицер все же поехал к брату в Севастополь. Николая Еременко настолько впечатлил сценарий, что он перечитывал текст несколько раз. Он узнал себя в главном герое и написал письмо Сергею Герасимову с просьбой пригласить его на пробы. Режиссер в книге «Жизнь, фильмы, споры» вспоминал: «При первом же знакомстве, едва пожав руку совершенно незнакомому мне ранее человеку, которого только однажды я видел в Минске в одном из спектаклей, я увидел в нем единственного и лучшего исполнителя роли Павлова. И больше никого не стал искать на эту роль». Фильм снимали в ГДР и на Кубе. Партнерами Еременко по площадке стали известные актеры Тамара Макарова, Жанна Болотова, Виталий Доронин и другие.
Должен сказать, что я не разочаровался в нем ни на минуту — налицо было счастливое совпадение человеческой натуры и роли, которое, на мой взгляд, единственно подготавливает успех всей работы актера в кино.
В 1962 году фильм «Люди и звери» вышел на экраны. О картине мало писали в прессе: за обсуждением темы советских военнопленных следила цензура. Однако Николая Еременко стали узнавать на улицах, на его спектакли приходило все больше и больше зрителей. В это время в театре он играл главную роль в комедии Шекспира «Все хорошо, что хорошо кончается». На сцене актер появлялся в образе знатного графа Бертрама, который испытывает чувства к дочери простого лекаря, но боится неравного брака. Вскоре прошла премьера постановки «Тревожное счастье» по одноименному циклу повестей писателя Ивана Шемякина. Актер играл главную роль: молодого студента, который ушел на войну.
В 1964 году Еременко вновь снялся в кино, на этот раз в фильме «Москва — Генуя» о советском дипломате. Актера одобрили на роль эмигрировавшего белогвардейца Русанова, который одержим идеей отомстить большевикам. Вскоре после премьерного показа артист получил сразу два новых предложения: сыграть командира авиаполка в картине про молодых пилотов «Дни летные» и егеря, который преследует браконьера, в ленте «Погоня». Оба фильма показали на экране в 1965 году.
Личная жизнь и увлечения актера
Галина Орлова — жена Николая Еременко — старшего — в роли Марьи Ивановны в художественном фильме Владимира Стрельцова «Павлик» (1964)
Николай Еременко — старший с женой Галиной Орловой и сыном Николаем. Фотография: persons-info.com
Николай Еременко — старший с сыном Николаем. Фотография: kino-teatr.ru
Со своей женой, Галиной Орловой, Николай Еременко познакомился на актерских курсах при втором Белорусском государственном театре им. Якуба Коласа. Она часто была его партнершей по учебным спектаклям. После выпуска молодых артистов приняли на работу, и они начали проводить вместе много времени. Вскоре Еременко и Орлова поженились. Иногда супруги подрабатывали по выходным: ездили с небольшими концертами по колхозам. В 1949 году в семье родился ребенок. Все детство сын Николай провел за кулисами театра и захотел повторить профессиональный путь родителей. Он стал не менее популярным, чем его отец.
Галина Орлова в книге «Три я» писала о муже: «Ты счастлив тем, что всегда был нужен людям! Телефон в нашей квартире звонит с утра до позднего вечера… твое слово вызывает иногда широкий резонанс. Тебе пишут, звонят, на улице подходят незнакомые люди, молча пожимают твою руку и молча уходят».
В свободное от сцены и съемок время Николай Еременко уезжал на рыбалку или смотрел матчи по футболу — актер болел за минское «Динамо». После выхода фильма «Люди и звери» команда даже пригласила его начать один из матчей и первым ударить по мячу.
«Освобождение», «Вечный зов», «Сын за отца»: известные фильмы актера
Николай Еременко — старший. Фотография: belta.by
Николай Еременко — старший (справа) с сыном Николаем. Фотография: kstolica.ru
Николай Еременко — старший. Фотография: И. Зотин / sputnik.by
В 1968 году режиссер Игорь Добролюбов снял фильм «Иван Макарович» о маленьком мальчике, который остался один в Великую Отечественную войну. Еременко одобрили на роль отца, который ушел воевать. Эта работа закрепила за ним амплуа артиста-фронтовика. В этом же году актера пригласили в масштабную киноэпопею Юрия Озерова «Освобождение». Режиссер задумал снять историю войны 1941–1945 года в пяти картинах. Еременко задействовали лишь в первой — «Огненная дуга» о Курской битве. Затем в фильмографии артиста появились лента «Море в огне» об обороне Севастополя и сериал «Руины стреляют» о сопротивлении на оккупированных территориях.
В 1970 году актер получил главную роль в фильме «Взрывники» о выпускнике горного института, который прошел путь от мастера до директора предприятия. Новую волну популярности Николаю Еременко принес телесериал «Вечный зов». Семейную сагу по одноименному роману Анатолия Иванова на «Мосфильме» снимали десять лет: с 1973 по 1983 год. Актер сыграл честного и идейного большевика Ивана Субботина, который после революции стал секретарем обкома.
В конце 1970-х годов к фамилии Николая Еременко добавилось уточнение «старший». Его сын, полный тезка, стал знаменитым после выхода многосерийного фильма Сергея Герасимова «Красное и черное» по роману Стендаля. Возникла путаница: нельзя было понять, кому именно приходило приглашение на пробы. Еременко-младший вспоминал: «Когда появился телевизионный фильм с моим участием «Красное и черное», к отцу в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после «Вечного зова», где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: «В титрах написано — Николай Еременко, все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?»
В 1980 году Николай Еременко — старший снялся в фильме Александра Гутковича и Михаила Ганкина «Атланты и кариатиды» о жизни советской интеллигенции. Это была экранизация одноименного романа известного белорусского писателя Ивана Шемякина. Обозреватель журнала «Мишпоха» Владимир Мехов вспоминал: «Необозримая страна припадала к телевизорам. Присущее режиссеру чувство психологической правды обусловило убедительную правдивость». Актер исполнил роль Пал Палыча Кислюка — председателя горисполкома Совета народных депутатов. Затем были фильмы «Старые долги», «Незнакомая песня», «Отступник».
Параллельно Николай Еременко — старший репетировал в театре. С аншлагами шел спектакль «Костюмер», где артист играл сэра Джона. Полные залы собирала и постановка «Мудромер» по пьесе Николая Матуковского. По сюжету талантливый изобретатель-самоучка Мурашко сконструировал прибор для измерения человеческого интеллекта под названием «дуромер». Министр согласований (его роль исполнил Еременко) заменил название на «мудромер» и решил испытать прибор на посетителях, пришедших к нему на прием. В 1988 году за спектакль актера наградили Государственной премией Белорусской ССР. А спустя год Николай Еременко — старший стал народным артистом СССР.
В «Костюмере» Николай Еременко создает образ сильного и слабого человека, самодура и ребенка, короля и шута одновременно. Не боясь быть некрасивым, неэстетичным в королевской мантии, накинутой на нижнее белье, его герой то погружается в маразматический бред, то с предсмертной ясностью заглядывает в души своих близких.
После распада СССР Николаю Еременко — старшему стали гораздо реже предлагать роли в кино: на экране показывали уже новых звезд. Вскоре он перенес инфаркт. В 1995 году актер снялся в фильме «Сын за отца», режиссером которой стал Еременко-младший. Отец и сын вместе сыграли главных персонажей. Это была история преуспевающего врача-бизнесмена, который хотел помочь отцу, профессору медицины, приспособиться к жизни при капитализме. Сын открыл частную клинику, однако из-за прямолинейного и неподкупного отца быстро нажил себе врагов, и семье приходится вместе противостоять бандитам. В 1998 году ленту наградили Главным призом на Международном кинофестивале в Пхеньяне.
В 1999 году Николай Еременко — старший получил главную роль Бернарда Шоу в спектакле «Милый лжец». Сюжет пьесы Джерома Килти был построен на переписке писателя и актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл. Постановка стала последней для артиста. 30 июня 2000 года он скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ. Николая Еременко — старшего похоронили на Восточном кладбище в Минске.