Айвазовский биография личная жизнь

Айвазовский биография личная жизнь thumbnail

Творческая биография главного художника-мариниста Российской империи.

Спецпроект: «Счастливая жизнь художника Айвазовского».

Иван Айвазовский родился в Феодосии, в семье армянского купца Айвазяна (Гайвазовского), и был крещен под именем Ованес (армянская форма имени «Иоанн»).

Семья была небогата, отцу художника приходилось усердно трудиться. Мальчик явно рос талантливым: он даже самостоятельно научился играть на скрипке. Очевидны были и его художественные способности. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев, который заметил, как Ованес рисует, стал его первым покровителем: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Коха. Более того, когда Ованес окончил уездное училище в родном городе, Казначеев, которого перевели в Симферополь, помог 13-летнему мальчику попасть в симферопольскую гимназию.

Мальчик продолжал рисовать с натуры и копировать с гравюр, и о юном даровании заговорили в городе. Его следующим покровителем стала Наталья Нарышкина — дочь Федора Ростопчина и жена таврического губернатора. С помощью известного портретиста Сальватора Тончи она смогла устроить Ованеса в Императорскую академию художеств — причем на казенный счет и несмотря на то, что он еще не достиг необходимого возраста (был младше 14 лет). Президент Академии Оленин принял такое решение, прочитав письмо Нарышкиной и посмотрев вложенный в него рисунок мальчика.

В Петербурге будущий великий художник оказался в 1833 году и начал учиться в Академии — уже не как Ованес Гайвазовский, а как Иван Айвазовский. Его приняли в пейзажный класс Максима Никифоровича Воробьева.

Иван Айвазовский. Берег моря ночью. У маяка. 1837

Иван Айвазовский. Керчь. 1839

Иван Айвазовский. Кронштадтский рейд. 1840

Вскоре в Северную столицу по приглашению императора Николая I прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер, которому Айвазовский был приставлен в качестве ученика. Француз свалил на юношу огромный объем черной работы. Однако Айвазовский все же находил время писать собственные картины, и в 1836 году представил их на Академической выставке, где выставлялся и Таннер. Одна из картин была удостоена серебряной медали. В рецензии на эту выставку «Художественная газета» похвалила молодого живописца, а француза упрекнула в манерности. Это вызвало дикую ярость у Таннера, и тот пожаловался на нерадивого ученика, нарушившего субординацию, своему главному заказчику — императору Николаю. Айвазовский формально действительно был не прав — полотна для выставки по правилам должны были отбирать учителя, он же не стал спрашивать у Таннера разрешения.

Император, не вникая в детали, распорядился убрать с выставки картины Айвазовского. Художник впал в немилость, и дальнейшая его карьера оказалась под угрозой. Тщетно за него хлопотали Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин. Однако они сумели привлечь на его сторону художника Александра Зауервейда, который преподавал детям императора. Этот покровитель оказался могущественней — в неформальной обстановке он смог показать Николаю картину Айвазовского. Тот похвалил юношу, велел выплатить за работу деньги и, более того, отправил со своим сыном Константином в летнее практическое путешествие по Балтике, где оба юноши вплотную познакомились с парусным флотом — правда, с разными целями. Вдобавок Айвазовского определили к новому учителю — тому же Зауервейду, который специализировался на батальной живописи.

Получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский выиграл поездку по Крыму и Европе. К слову, 20-летнего Айвазовского выпустили из учебного заведения на два года раньше, поскольку преподаватели решили, что более Академия ему ничего дать не может.

Прежде чем отправиться в Европу, Айвазовский отметился в военных действиях — адмирал Михаил Лазарев пригласил его быть свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье (где ныне находится Сочи) и с блокнотом руках зарисовывал последствия кровопролитной схватки.

В 1840–1844 годах молодой мастер путешествовал по Европе, совершенствуя свое мастерство. Первое время ему было тяжело финансово: часть своего пенсиона он посылал матери в Феодосию, а не тратил на себя. Поначалу он жил и учился в Италии. В эти годы он выработал свой творческий метод и научился работать по памяти.

Картины, написанные в Венеции, Флоренции, Неаполе, Амальфи и Соррено, представленные на выставках в Риме и Неаполе, принесли ему большой успех. Его доходы начали расти, и он смог позволить себе поездку в Швейцарию, Германию, Францию и Англию. Во время путешествия его пароход попал в сильный шторм, судно посчитали утонувшим, а художника — погибшим, и в петербургских газетах даже вышли его некрологи.

Иван Айвазовский. Побережье Амальфи. 1841

Иван Айвазовский. Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года. 1846

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848

Айвазовский вернулся в Россию с триумфом. Он получил звание академика и императорским указом был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.

В дальнейшие годы карьера Айвазовского складывалась счастливо. В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью — побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей. Был он и в Египте на открытии Суэцкого канала.

Как только позволили финансы, Айвазовский обосновался в родной Феодосии, где купил участок и выстроил на нем дом, напоминающий по стилю итальянские палаццо. Особняк всегда был полон гостей — многие приезжие желали увидеть знаменитого художника и его работы. Со временем Айвазовский превратил его в частный музей, открытый для посетителей, и пристроил галерею. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи им. Айвазовского.

В 1848 году он женился на гувернантке Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. Брак закончился разводом: жена обладала сложным характером, предпочитала жить в Петербурге и не одобряла любви супруга к крымскому дому и к путешествиям. В конце концов она бросила его и стала жить отдельно, при этом вводя мужа в большие долги. В 1877 году он продал прошение в Эчмиадзинский Синод о разводе. В 1882 году 65-летний Айвазовский сочетался вторым браком с молодой вдовой феодосийского купца Анной Бурназян (Саркизовой). С новобрачной он предпринял новое путешествие по странам Средиземного моря.

Художник Константин Лемох рассказывал, что Николай I, выйдя в море на колесном пароходе, как-то взял с собой Айвазовского. Царь стоял на кожухе одного пароходного колеса, а художник — на другом. И Николай кричал ему: «Айвазовский! Я царь земли, а ты — царь моря!»

Осыпанный многочисленными почестями и почетными званиями (вплоть до контр-адмирала), Айвазовский продолжал писать свои морские пейзажи, которые пользовались огромной популярностью. Всего ему приписывают создание более шести тысяч работ.

Иван Айвазовский. Буря на море ночью. 1849

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850

Иван Айвазовский. Море. Коктебель. 1853

Свое 80-летие он отпраздновал написанием картины под названием «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия» — разумеется, основанной на реальном событии, так велика была его слава на Черноморском побережье. Увы, столь любимых парусников там уже практически не было — настало время пароходов.

Читайте также:  Актер менглет биография личная жизнь

Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.

Проститься с ним на улицы вышел весь город, которому он оставил Феодосийскую школу искусств, построенное на его деньги новое здание Феодосийского музея древностей, вдохновленную его энергией и связями железную дорогу, водопровод и морской порт.

Источник

Биография

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Портрет Ивана АйвазовскогоПортрет Ивана Айвазовского

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.

Картина Ивана Айвазовского "Черное море"Картина Ивана Айвазовского “Черное море”

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.

Иван Айвазовский в молодостиИван Айвазовский в молодости

В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве. Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом. В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки. Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора Николая I, также увидевшего присланные рисунки.

Иван Айвазовский за работойИван Айвазовский за работой

В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.

Картина Ивана Айвазовского "Девятый вал"Картина Ивана Айвазовского “Девятый вал”

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: Крылов, Жуковский, президент Академии Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).

Картина Ивана Айвазовского "Радуга"Картина Ивана Айвазовского “Радуга”

Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

Картина Ивана Айвазовского "Лунная ночь на Босфоре"Картина Ивана Айвазовского “Лунная ночь на Босфоре”

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.

Картина Ивана Айвазовского "Лунная ночь на Капри"Картина Ивана Айвазовского “Лунная ночь на Капри”

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

Картина Ивана Айвазовского "Хаос"Картина Ивана Айвазовского “Хаос”

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Читайте также:  Лийна орлова биография личная жизнь

Картина Ивана Айвазовского "Буря"Картина Ивана Айвазовского “Буря”

Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи. Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством. И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.

Картина Ивана Айвазовского "Чесменский бой"Картина Ивана Айвазовского “Чесменский бой”

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.

Личная жизнь

Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.

Иван Айвазовский с первой женой и дочерьмиИван Айвазовский с первой женой и дочерьми

В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.

Иван Айвазовский с внукамиИван Айвазовский с внуками

На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание. Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.

Анна Никитична СаркизоваАнна Никитична Саркизова

Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине “Портрет жены художника”.

Смерть

Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля».

Лучшие картины

  • «Девятый вал»;
  • «Кораблекрушение»;
  • «Ночь в Венеции»;
  • «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями»;
  • «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф»;
  • «Лунная ночь на Капри»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Хождение по водам»;
  • «Чесменский бой»;
  • «Лунная дорожка»
  • «Босфор в лунную ночь»;
  • «А.С. Пушкин на берегу Черного моря»;
  • «Радуга»;
  • «Восход солнца в гавани»;
  • «Судно посреди шторма»;
  • «Хаос. Сотворение мира;
  • «Штиль»;
  • «Венецианская ночь»;
  • «Всемирный потоп».

Источник

* Поехавшая крышей супруга Айвазовского обвиняла его в многоженстве и запрещала видеться с дочками

* Художник овладел итальянской балериной прямо в гондоле

В Москве очередной культурный бум – в Третьяковку выстраиваются длиннющие очереди «на Айвазовского». Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения мастера. Что примечательно, еще до открытия экспозиции было продано больше 45 тысяч билетов (взрослый – 400 рублей, льготные для пенсионеров и Героев Отечества – 150 рублей). Многим из вас наверняка будет интересно «полистать» яркие страницы долгой жизни всемирно известного художника. Будьте уверены: знакомые с детства полотна заиграют новыми красками!

Если бы он не занялся живописью, наверняка стал бы музыкантом. В детстве, работая «мальчиком» в феодосийской кофейне, пацан мигом подхватывал услышанные мелодии и тут же наигрывал их на скрипке. Один из посетителей, расчувствовавшись, подарил шустрому пареньку свой инструмент. С ним Ованес Айвазян, известный всему миру как Иван Айвазовский, не расставался всю жизнь.

…В тот вечер в зале тоже звучала музыка. Возможно, это был Шопен. Или Моцарт. Эти композиторы особенно нравились Ованесу за умение импровизировать – он сам, создавая свои знаменитые марины, часто использовал этот прием. Рисовать с натуры, часами просиживая за мольбертом на берегу моря, – не про него.

«Движения живых струй неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их», – говорил Айвазовский.

Современники отмечали его фотографическую память: художнику хватало одного взгляда и нескольких штрихов в блокноте, чтобы уже в мастерской облачить впечатления в краски.

Да и пробивался к славе он тоже легко, как по нотам. В первую очередь Айвазовскому везло на людей, которые всячески способствовали его успеху. Губернатор Феодосии отправил юного Ованеса-Ваню учиться в Симферополь. Вскоре его приняли в Академию художеств Санкт-Петербурга. Оттуда талантливого студента послали совершенствовать и развивать навыки в Венецию. Из Италии он вернулся мегапрофи.

«Девятый вал» (1850 г.) включён в список ста самых знаменитых полотен мира

Происки Юлии

…Да-да, несомненно, это были Шопен или Моцарт – на приеме у богатой вдовы в Санкт-Петербурге, где за вошедшего в моду художника наперебой сватали дочек озабоченные мамушки. Там Айвазовский увидел строгую девушку в черном платье и, как сказали бы сегодня, запал. Он не стал тянуть с предложением, и, на счастье, Джулия Грейвс – она служила гувернанткой в богатом доме – ответила «да».

«В две недели все было кончено», – докладывал художник знакомым, сообщая о женитьбе. Спустя девять месяцев на свет появилась их старшая дочь Елена. Всего в браке с Юлией Яковлевной, как на русский манер называли дочь британского медика, лечившего Александра I, у художника родилось четыре девочки.

Долгие годы супруга во всем поддерживала мужа. Путешествовала вместе с ним за границу, принимала многочисленных гостей и даже, как и Иван Константинович, увлеклась раскопками древних курганов близ Феодосии и Керчи. Составляла опись найденных артефактов и отправляла их в Петербург. Казалось, в жизни живописца стоял абсолютный штиль.

Но назревала буря. «Девятый вал», который рано или поздно накрывает каждого из нас, на художника обрушился после 20 лет супружества.

Вкусив удовольствий светской жизни, Юлия Яковлевна заскучала рядом с пропадающим за мольбертом мужем. Все чаще убегала из скромной Феодосии в Одессу и Санкт-Петербург. Начались раздоры. Женщина стала раздражительной, врачи определили у нее нервную болезнь и порекомендовали более мягкий климат. Она окончательно перебралась в Одессу. С собой забрала дочек, заставив их подтвердить, что они не желают оставаться с отцом.

Художник, его первая жена Юлия и дочки Александра, Мария, Елена и Жанна. Фото с сайта noev-kovcheg.ru

«Исчезло спокойствие в моем доме, – пишет художник прошение о разводе в Синод армянской церкви. – Почти двадцать лет жена клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми. И это она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного…»

Читайте также:  Илья шакунов биография личная жизнь

Вымотавший обоих супругов развод тянулся несколько лет. Айвазовский оставил каждой из дочерей по имению в Крыму. В семейном разладе многие обвиняли Юлию. Называли ее вертихвосткой, мечтающей блистать в свете, упрекали в корысти. Но те, кто знал эту женщину ближе, уверяли: мечтая уехать из Феодосии, она прежде всего хотела дать дочерям лучшее образование и найти им достойную партию. И это ей удалось.

Впрочем, даже после развода, когда в жизни Айвазовского появилась другая женщина, Анна Саркизова, Юлия Яковлевна продолжала жаловаться в инстанции, называя бывшего мужа многоженцем.

В центре картины «Сбор фруктов в Крыму» (1875 г.)…

Затворничество Анны

Ему – 65, ей – 25. Она вдова феодосийского купца: Айвазовский увидел красавицу армянку на похоронах ее мужа.

Поженились Иван Константинович и Анна в 1882-м.

Художник ревновал молодую супругу к каждому столбу и отчаянно писал ее портреты. Например, «Сбор винограда в Крыму» – в центре картины его Аннушка: молодая, статная, сама как наливная ягода.

В отличие от Грейвс, Саркизову не тяготила жизнь в Феодосии. Посетив вместе с мужем США в 1882 году, она считала дни, когда снова окажется дома.

«Жена ужасно тоскует, да и я тоже, пока был очень занят – не замечал, но теперь рад вернуться в Россию», – напишет он.

В 1900-м 82-летнего Ивана Константиновича не стало. Анна закрылась в себе. Из дома на берегу Черного моря она практически не выходила.

Потом Первая мировая, Гражданская, две революции… В Великую Отечественную вдова мариниста меняла на рынке чудом уцелевшие вещи на хлеб и крупу. Почти слепую старушку забрал в Симферополь художник Николай Самокиш. Умерла Анна Михайловна 25 июля 1944 года в возрасте 88 лет. Ее похоронили рядом с мужем в ограде армянской церкви Святого Саркиса, где супруги венчались.

…живописец изобразил вторую супругу Анну САРКИЗОВУ

Ландыши Марии

Две законные жены – и ни одной любовной истории вне брака? Непорядок! И вот исследователи уже изучают тайную связь художника с итальянской танцовщицей Марией Тальони. С примой-балериной, соблазнительной, грациозной, обеспеченной.

Мария была старше начинающего живописца на 13 лет – но разве это препятствие для настоящей любви, испепеляющей страсти!

Впервые они столкнулись в Петербурге, причем в буквальном смысле слова: карета, в которой ехала дива, сбила с ног 23-летнего студента. Желая сгладить неловкость, Мария пригласила незнакомца на свой спектакль, а после – в гримерку…

Путешествуя по Италии, художник останавливался в палаццо подруги. Честно звал замуж, но получил отказ. Каждый год в Вербное воскресенье – день, когда Иван и Мария встретились, она неизменно присылала воздыхателю букетик ландышей. После ее смерти, а умерла Тальони в 1889 году, дожив до 88, цветы в Россию отправляла ее дочь.

Помните, у Айвазовского есть картина «Вид Венеции со стороны Лидо» – лодка в умиротворяющем морском пейзаже, а в ней – мужчина и женщина. Биографы установили: это художник и его балерина.

Балерина ТАЛЬОНИ развлекалась с маринистом прямо в гондоле. Фото с сайта noev-kovcheg.ru

Морские пейзажи для военной разведки?

* В юности Айвазовский был замкнут, не любил компаний, с трудом заводил друзей. Многие отмечали его заносчивость и высокомерие. Этим объясняют конфликт с преподавателем Академии живописи Филиппом Таннером, к которому юношу определили в ученики. Таннер запретил 17-летнему Ивану писать самостоятельно, но тот все равно представил пять картин на выставке академии. Разгневанный мэтр пожаловался царю Николаю I, и полотна убрали. Ослушник был помилован спустя полгода, получив нежданный громкий пиар.

* Существуют конспирологические версии о связи художника с военной разведкой. После назначения Айвазовского живописцем Главного морского штаба, ему стали официально заказывать виды приморских городов и российских портов. Картины мастера получались не только высокохудожественными, но и топографически точными.

* В Италии Айвазовский приятельствовал с загадочной и темной личностью – Аугусто Векки, который служил адъютантом Джузеппе Гарибальди. В его компании Иван Константинович должен был ехать на выставку в Париж, но тот внезапно исчез. Зато художник случайно познакомился с австрийской полькой графиней Потоцкой. Опять же чисто случайно он ехал с ней в одном дилижансе. По дороге прелестница щебетала не только о раутах и шпильках, но и о политике. В Милане молодые люди прекрасно проводят время наедине. Но вскоре графиня исчезает, а некий господин Теслецкий хочет вызвать Айвазовского на дуэль, защищая поруганную честь барышни. Появившийся, как черт из табакерки, Векки улаживает конфликт. По мнению исследователей, заманив художника в «медовую ловушку», его безуспешно пытались склонить к работе филёра.

За эту красоту под названием «Вид Константинополя и Босфора» (1856 г.) кто-то выложил аж пять с небольшим миллиона баксов

Миниатюра на сладкое

На 50-летие гения был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский произнес: «Господа, я приношу вам свои извинения: повар забыл про десерт! Поэтому вам придется отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от мастера.

Всем пример!

Во время недавней поездки в Крым премьер-министр Дмитрий Медведев, услышав, что Иван Айвазовский тратил заработанные им суммы на благотворительность и даже подарил землякам несколько источников с пресной водой, обратился к сопровождающим его чиновникам:

– Вы тут все действительные госсоветники 1 класса, что соответствует чину Айвазовского. Вот вы воду куда-нибудь провели, например?

При этих словах министр культуры Владимир Мединский нервно засмеялся.

– Ну, ничего, у вас еще есть время! – добавил премьер.

Родная кровь

Революция и последовавшие за ней события разметали потомков АЙВАЗОВСКОГО по странам и континентам. А трое из девяти его внуков стали профессиональными художниками.

*Михаил Латри – сын старшей дочери Елены – эмигрировал в 1920 году. Умер в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

* Его родной брат, Александр Латри, по желанию Айвазовского и с благословения императора Николая II, единственный из внуков получил разрешение носить фамилию великого живописца.

* Алексей Ганзен, сын второй дочери Марии, – художник-маринист, профессор, коллекционер. Умер 19 октября 1937-го в Дубровнике. Похоронен на местном православном кладбище.

* Константин Арцеулов, сын четвертой дочери Жанны, стал летчиком, потом был художником-оформителем журнала «Техника молодежи». Скончался в марте 1980-го в возрасте 88 лет.

Иван Константинович с зятьями и внуками

ТОЛЬКО ЦИФРА

Айвазовский написал за свою жизнь 6 тысяч полотен, организовав свыше 120 персональных выставок.

 ТОЛЬКО ФАКТ

Половина картин, выдаваемых на рынке за работы известного русского мариниста, – подделки, пользующиеся неизменным спросом.

КСТАТИ

Увидев виртуозно выписанные морские сцены, посетители выставки Айвазовского в Берлине предположили, что художник – глухонемой: только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение.

Прикинь!

Самое дорогое полотно Айвазовского – «Вид Константинополя и Босфорского залива». В 2012-м на аукционе «Sotheby’s» картина ушла с молотка за 3,2 миллиона фунтов стерлингов ($5,2 миллиона).

Источник