Айртон сенна биография личная жизнь
Биография
Айртон Сенна – легендарный бразильский гонщик, знаменитый своей скоростью на трассах “Формулы-1”. Любимец публики и обладатель титула трехкратного чемпиона трагически ушел из жизни в момент спортивного соревнования, когда ему было 34 года. Поклонники гонок хранят в памяти этого человека, который прославился не только как отличный спортсмен, но и как филантроп, который помогал нуждающимся.
Детство и юность
Родился будущий гонщик 21 марта 1960 года на юго-востоке Бразилии в городе Сан-Паулу. Мальчику повезло вырасти в обеспеченной семье. Его отец Милтон да Силва был известным бизнесменом в своем городе, он мог полностью обеспечить семью, а также материально поддерживать желания сына. В детстве Айртона называли Беку, по воспоминаниям родственников, будущий гонщик был крайне неуклюж. Он еле как переплетал ноги и постоянно спотыкался о ступени.
Айртон Сенна в детстве
Известно, что сеньор Милтон да Силва страстно любил автогонки и жертвовал деньги в развитие этого вида спорта. Когда маленькому Беку исполнилось 4 года, отец подарил ему спорткар. Маленький мальчик, впечатленный автомобилем, сел за руль в совсем юном возрасте. И пусть это была только детская игра, но зато в будущем да Сильва младший посвятил автогонкам всю свою жизнь. В начинаниях мальчика поддерживал отец, однако он настаивал, чтобы Айртон продолжил семейный бизнес.
Когда Беку исполнилось 13 лет, да Сильва старший, видя потенциал и желание сына, нанял ему личного тренера по гоночному мастерству Лусио Паскуаля Гаскона. По рассказам Лусио, Айртон был целеустремленным человеком, который не принимает поражений.
Айртон Сенна в детстве
В 13 лет состоялся гоночный дебют Айртона: он впервые выступил в гонках на картах. Как вспоминал парень, с ним и боролись опытные участники, но на прямой он лидировал из-за легкости автомобиля.
Когда юноше было 17 лет, он стал чемпионом Южной Америки по гонкам на карте, а также участвовал и в других соревнованиях.
Гонки
В 1981 году Айртон покидает родную страну и переезжает в Англию за поиском новых возможностей. Тогда в Европе о Волшебнике (прозвище Айртона) положительно отзывались, поэтому ему была открыта любая гоночная трасса.
Выбор пал на одну из лучших команд в Формуле-форд «Van Diemen»: парню удалось доказать ее хозяину Ральфу Фэрмину стремление к победе, после чего был подписан контракт на участие в “Формуле-1600” в Британии. Позже в чужой стране Айртон начал изучать незнакомый для себя язык, а также приспосабливаться к новым дорогам и машинам, что у него неплохо получалось.
Айртон Сенна в молодости
В 1981 году Волшебник участвовал в соревнованиях на гоночной трассе Brands Hatch в графстве Кент. Однако парень не завоевал титул победителя, а пришел пятым, обогнав товарищей по команде. Позже Айртон занимает призовое место в Тракстоне, а затем вновь пробует себя на знакомой трассе Брендс-Хетч, где одерживает победу. По воспоминаниям гонщика, обыграть соперников ему помог дождь. Осадки когда-то помешали целеустремленному парню выиграть гонку, и Айртон не оставил этот факт без внимания: в результате продолжительных тренировок гонщик научился чувствовать себя уверенно даже в пасмурную погоду, за что и получил прозвище “Человек дождя”.
Айртон Сенна в шлеме
С 1982 года Айртон выступает в гонках с девичьей фамилией матери Сенна: это объясняется тем, что фамилия отца была популярна в Бразилии. Таким образом, парень не хотел в случае чего навлечь на семью личные проблемы.
“Формула 1”
Карьера спортсмена в “Формуле-1” началась в 1984 году с малоизвестной команды Toleman. Первое очко своей команде молодой человек принес 7 апреля на соревнованиях Гран-при Южной Африки. В Тоулмене гонщик не удосуживался первого места.
После Toleman Сенна участвовал в более сильных командах. Так с 1985-го по 1987 он пребывает в команде Lotus, затем становится участником коллективов McLaren и Williams.
За участие в “Формуле-1” Айртон Сенна 65 раз занимал первые места в квалификациях – этот рекорд спортсмены не могли побить даже после смерти автогонщика в течение двенадцати лет. Поклонники “Формулы-1” до сих пор пересматривают видео двадцатилетней давности с участием спортсмена.
Личная жизнь
Зимой 1981 года Сенна женился на давней подруге Лилиан да Вашконселуш Соуза, однако их брак распался. Как признавался гонщик журналистам, женитьба на Лилиан была большой ошибкой. Также он говорил, что гонки являются главным приоритетом в его жизни, в отличие от женщин. Но Айртон не раз замечался зрителями в окружении дам, которые менялись, как перчатки.
Самый долгий роман у Сенны продлился 4 года с пятнадцатилетней девушкой Адрианой Ямин, а в 1988 году он начал встречаться с Шушей Менегэл.
Также у него были отношения со звездой мужского журнала «Playboy» Марселлой Прада в 1993 году: девушка утверждала, что она забеременела от Айртона. Когда у Марселлы родилась дочь, парень обрадовался, однако до конца жизни говорил, что у него нет детей.
Айртон Сенна с Марселлой Прада
Если говорить о характере, то бразилец был перфекционистом и старался доводить любое дело до конца. Сенна создавал впечатление спокойного человека: даже на фотографиях он редко показывал эмоций, но иногда замечался в драках с другими гонщиками.
Фанаты Айртона вспоминают, что в жизни он был мягким и обаятельным человеком. К тому же Сенна активно боролся с бедностью и голодом в родной стране. Гонщик умалчивал о своих добрых поступках и не делился ими с прессой: о пожертвованных деньгах было выяснено после смерти.
Смерть
В 1994 году Сенна перешел в одну из лучших команд Williams, для которой, по его словам, выступал бы и бесплатно.
Из-за мрачных событий, которые происходили с Сенной в момент гонок, парень будто был уверен в надвигающейся опасности.
Сначала в аварию на трассе попадает Рубенс Баррикелло, который сломал себе нос и ребра, из-за чего не смог участвовать в гонке. На следующий день на заездах погибает гонщик из Австрии Роланд Ратценбергер. Айртон обеспокоился этими событиями, поэтому решился на разговор с Рубенсом (для этого Сенне пришлось перелезть через больничную стену). После беседы Айртон понял, что система безопасности, регламентированная на “Формуле-1”, имеет пробелы. Айртон стал инициатором собрания гонщиков: на встрече спортсменов обсуждался вопрос по повышению безопасности участников гоночных состязаний.
Айртон Сенна в последние годы
На соревнованиях Гран-при Сан-Марино столкнулись двое гонщиков, из-за чего от разлетевшихся обломков пострадали трое зрителей. Поэтому на трассу была вызвана машина безопасности для ограничения скорости спорткаров, за которой Айртон проехал шесть кругов. На седьмом круге машину безопасности отозвали, и по стечению обстоятельств Сенна вылетел с трассы на повороте «Тамбурелло» со скоростью 310 км/ч.
Памятник Айртону Сенне
Когда зрители и организаторы гонок поняли, что спортсмен не двигается, соревнования остановили. Прибывшие на место аварии врачи увидели страшную картину: лицо Сенны было в крови, парень получил серьезную травму головного мозга, а также у него порвалась височная артерия. Ему оказали первую помощь и сделали трахеостомию, после чего пострадавшего отправили на вертолете в ближайший госпиталь, где его подключили к искусственной вентиляции легких. Позже стало ясно, что гонщик не выйдет из комы, поэтому было принято решение отключить аппарат ИВЛ.
Айртона Сенну помнят преданные поклонники гонок, а также жители его родной страны. По результатам опроса в 2000 году, соотечественники Айртона предложили назвать его лучшим бразильцем. В честь гонщика устраиваются памятные соревнования, а могила спортсмена стала местом паломничества.
В 2010 году в память о гонщике был отснят документальный фильм «Сенна», который рассказывает биографию чемпиона Формулы-1.
Айртон Сенна. Фото: Fotobank/Getty Images/Pascal Rondeau
Ровно 20 лет назад, попав в тяжелую аварию на трассе в Имоле, из жизни ушел один из величайших гонщиков в мировой истории – Айртон Сенна. Величайший талант, феноменальная скорость, чудеса под дождем, постоянная жажда новых побед – это все про легендарного бразильца, оставившего огромный след в истории «Формулы-1» и автоспорта в целом. Основные вехи биографии великого гонщика хорошо известны поклонникам автоспорта – преследование лидеров в залитом дождем Монте-Карло на скромном «Тоулмене» в 1984 году, первая победа в Эшториле-1985, квалификация «за гранью» в Монако-1988, легендарное противостояние с Аленом Простом, увенчавшееся тремя потрясающими развязками в Японии в 1988-1990 годах… Но есть и другой, не так хорошо известный широкому кругу людей Сенна. Сегодня, в годовщину трагедии на Гран-при Сан-Марино, мы вновь вспоминаем о бразильском «Волшебнике».
У маленького Айртона было не все в порядке со здоровьем. В детстве у Сенны были серьезные проблемы с двигательными функциями. Малышу было трудно даже справиться с самыми простыми лесенками – всего несколько ступенек становились для ребенка проблемой. Нейде Сенна (мама Айртона) вспоминала, что маленькому Айртону всегда давали две порции мороженого, так как одну из них малыш неизбежно ронял на пол.
Сенна мог не стать профессиональным гонщиком. В 1981 году Сенна здорово выступил в «Формуле-1600» и, казалось, должен был двигаться дальше вверх по формульной лестнице. Однако Айртону пришлось вернуться в Бразилию по требованию отца, отказавшегося спонсировать сына в следующем сезоне и желающим, чтобы парень наконец взялся за ум и поступил в университет. Своих денег у молодого гонщика не было, а других спонсоров найти было практически нереально – Айртону пришлось подчиниться. Всю осень и зиму он помогал отцу в бизнесе и то ли сумел его уговорить, то ли папаша сам сдался, устав смотреть на потухший взгляд сына, и, смилостивившись, отправил будущего «Волшебника» назад в Европу, к яркой и блестящей карьере.
Сенна – девичья фамилия матери Айртона. Решение выступать под этой фамилией бразилец принял по двум причинам: во-первых, он не желал рисковать собственной фамилией в случае неудач, боясь дискредитировать семью, во-вторых, настоящая фамилия да Силва в Бразилии является чем-то вроде «Иванова» и «Петрова» в России, то есть крайне распространена и не сильно выделяется.
Айртон не слишком любил конкуренцию внутри команды. В 1985 году Сенна выступал в «Лотусе» вместе с Элио де Анджелисом, не слишком стремившемся уступать будущей легенде. После непростого совместного сезона де Анджелис покинул конюшню, но на его место пришел не перспективный Дерек Уорик – Сенне не хотелось, чтобы команда распыляла свои усилия между двумя гонщиками, – а аристократ из Шотландии Джонни Дамфриз, от которого чудес никто не ждал. И действительно, Дамфриз уступил Сенне по всем статьям и покинул «Формулу-1» уже на следующий год.
У Сенны были очень плохие отношения с Нельсоном Пике. В «Формуле-1» Сенне противостоял не только Ален Прост – еще одним антагонистом был друг француза и соотечественник Айртона – Нельсон Пике, правда выяснение отношений с ним чаще случались за пределами трассы. По слухам, именно Пике помешал подписанию контракта Сенны с «Брэбэмом» в 1984 году, не желая видеть в напарниках молодого таланта. Два великих бразильца не ладили друг с другом – Нельсон еще в середине 80-х не раз позволял себе пренебрежительные высказывания в адрес молодого соотечественника, Айртон же не оставался в долгу. Яркие примеры «словесной» войны двух гонщиков: Нельсон запустил слух о гомосексуальности Сенны, заявив, что тот неспроста холоден к девушкам. Айртон же ответил намеком, что неплохо знает жену Пике Катарину как женщину.
Сенна ставил автоспорт выше личной жизни. Женщин в жизни Сенны на самом деле было много – Пике совершенно зря беспокоился. Однако семейного счастья бразилец так толком и не познал, и виной тому то, что Айртон всегда предпочитал гонки девушкам. В 1981 году бразилец женился на подруге юности Лилиан, однако та вскоре ушла от него, так как жизнь с гоночным маньяком казалась ей невыносимой. Еще бы, ведь Сенна жил гонками 24 часа в сутки – он думал о них постоянно и даже на пике карьеры не позволял себе расслабляться и ежедневно истязал себя тяжелыми тренировками, которые позволяли поддерживать прекрасную физическую форму. После этого, за редким исключением, бразилец менял женщин как перчатки – он встречался с моделями, актрисами, аристократками, телеведущими. Последней любовью стала португальская модель Адриана Галистеу, во время романа с которой Сенна стал задумываться о семье, но планам сбыться было не суждено.
У Сенны были интересы и помимо автоспорта. Айртон увлекался в свободное время водными лыжами, рыбалкой и весьма нетипичным для профессионального гонщика занятием – авиамоделированием. Бразилец говорил, что если бы в его жизни не было «Формулы-1», он стал бы летчиком-истребителем – сверхзвуковые скорости ему по душе. А любимая еда Сенны – сэндвичи с колбасой, сыром, кетчупом и клубничным джемом.
Ради победы в гонке Сенна был готов на все. Во время Гран-при Сан-Марино 1989 года тлеющий конфликт между Простом и Сенной наконец взорвался. Пилоты заключили соглашение – «Макларен», без сомнения, обладал быстрейшей машиной, и партнеры по команде договорились не атаковать друг друга в первом повороте. Сенна с поула ушел в гонку первым, однако спустя всего четыре круга Герхард Бергер разбил в «Тамбурелло» свою «Феррари» и гонку остановили. Рестарт лучше принял Прост, войдя в первый поворот первым, однако Сенна, вопреки уговору, вошел в вираж буквально колесо в колесо с французом и уже в следующем повороте перехватил лидерство! Айртон в итоге выиграл ту гонку, Ален стал вторым. Взбешенный Прост не подал руки Сенне на подиуме и обвинил напарника в предательстве, бразилец же критики не принял, заявив, что не мог поступить иначе, да и формально то был уже пятый, а не первый круг. С того момента Прост и Сенна на долгое время стали врагами.
Сенна без раздумий шел на риск ради других. Наверняка многие знают эту историю, но грех ее не вспомнить лишний раз. В сезоне-1992 во время квалификации к Гран-при Бельгии французский пилот Эрик Кома разбил болид на задней прямой трассы в Спа. Машина стояла в опасном месте, где гонщики ехали на очень высокой скорости, и Сенна, не раздумывая, остановил автомобиль. Рискуя жизнью, он побежал к болиду Кома, чтобы успеть отключить на электропитание до начала пожара. Спустя год в Спа Айртон поступил точно так же, остановившись на трассе, чтобы помочь попавшему в тяжелейшую аварию в «Красной воде» Алессандро Дзанарди.
Сенна не был популярен во всех странах. В Бразилии Айртона боготворили, для японских фанатов он также успел стать родным, но к примеру, во Франции бразилец по понятным причинам не пользовался популярностью. А в 1992 года Сенну остановили на трассе в Великобритании и оштрафовали за превышение скорости. По легенде, полицейские сказали бразильцу: «Сначала научись ездить как Мэнселл, парень».
В 1993 году Сенна мог покинуть «Формулу-1». После сезона-1992, когда «Уильямс» уничтожил всех соперников, Айртону стало ясно, что бороться за титул можно лишь за рулем сине-желтой машины. Через комментатора BBC Джеймса Ханта он передал Фрэнку Уильямсу сообщение о желании гоняться за английскую команду даром, однако бразильца опередил Ален Прост, заключивший контракт с «Уильямсом» и де-факто наложивший вето на приход Сенны в коллектив. Бразилец, понимая, что в 1993 году ему мало что светит, всерьез подумывал о переходе в CART, но Рону Деннису удалось убедить пилота подписать контракт на одну гонку, потом еще на одну и еще… В итоге, подписывая до лета контракты лишь на отдельные Гран-при, Сенна так и провел весь 1993 год в «Макларене», покинув окончательно Уокинг лишь в конце сезона.
У Сенны было много прозвищ. В детстве родные называли маленького Айртона «Беку», а когда еще молодой бразилец переехал в Европу для выступления в формульных чемпионатах, англичане прозвали его «Гарри», так как его полное имя показалось им слишком сложным. Уже позже гонщик получил прославившие его прозвища «Человек дождя» и «Волшебник» за частые феерические выступления на гоночных треках, в особенности за его «магию» в дождевых гонках.
Ограничение скорости на пит-лейн было введено из-за Сенны. Гран-при Европы 1993 года в «Донингтон-Парке» является одной из самых знаменитых гонок Сенны – бразилец в ходе первого круга захватил лидерство, пройдя четырех соперников и к финишу буквально аннигилировал пелотон, привезя 83 секунды на финише Дэймону Хиллу, ставшему вторым. Но тот Гран-при прославился не только блестящим перфомансом – на 57 круге Айртон поехал на пит-стоп, желая сменить дождевую резину на слики, но, заметив усиления дождя, уже на пит-лейн передумал. Помахав рукой механикам, не снижая скорости, Сенны понесся дальше. Боксы «Донингтон-парка» расположены на внутренней части трассы, таким образом бразилец фактически «срезал» заключительный медленный поворот и установил быстрый круг, который пришлось признать легальным – ограничения скорости на пит-лейн тогда еще не существовало. Именно после той гонки ФИА признала абсурдной ситуацию и установила лимит в 80 км/ч на пит-лейн, позже подняв планку до 100 км/ч.
Сенна обладал горячим нравом. В 1993 году после финиша Гран-при Японии Эдди Ирвайн стал жертвой рукоприкладства Сенны. В гонке ирландец, отставая на круг от бразильца, решил того обогнать, чем помешал Айртону и вызвал его сильное недовольство. Гонку бразилец выиграл, обозвав Ирвайна «клиническим идиотом», а после финиша навестил боксы «Джордана», где сказал Эдди пару ласковых и ударил ирландского пилота по лицу. «Вот подвалило немного фунтов стерлингов», – по словам Ирвайна, именно это Эдди подумал в тот момент.
Напарником Сенны был один из самых веселых гонщиков в «Формуле-1». После ухода Алена Проста из «Макларена» место француза занял весельчак Герхард Бергер. Австрийцу тяжело было в каждой гонке соответствовать уровню Сенны и по большей части он выступал в роли «оруженосца», кроме того, чрезвычайно положительно влияя на Айртона и обстановку внутри коллектива. Причиной тому служили шутки Бергера, а также ответные действия Сенны. Однажды Сенна похвастался новым дорогим ударопрочным кейсом, что Бергер тут же не преминул проверить, выкинув дипломат с крайне важными документами из вертолета с высоты. В другой раз Герхард запустил в гостиничный номер Сенны лягушек, а когда тот пришел к нему с яростными воплями, невинно спросил, нашел ли Айртон змею. Также Бергер менял Сенне фотографию в паспорте на фото обнаженной красотки. Бразилец старался не оставаться в долгу – склеивал все кредитки Бергера и заливал пену для бритья в туфли австрийца перед званым ужином. Словом, в годы совместного выступления в «Макларене» Бергера и Сенны скучать ни им, ни команде не приходилось!
У Сенны было большое сердце. Некоторые несправедливо считали Айртона бездушным эгоистом, полагая что для него существует только он сам, гонки и трофеи. После смерти бразильца выяснилось, что тот жертвовал огромные деньги на борьбу с бедностью – незадолго до трагедии в Имоле гонщик основал фонд «Ayrton Senna Foundation», призванный помогать молодым людям из Бразилии и других стран. При жизни Айртон предпочитал не распространяться об этом, так как не желал публичности. Все свое состояние (около 400 миллионов долларов) Сенна также завещал на благотворительность.
Прожив короткую, но невероятно яркую жизнь, Сенна погиб во время гонки – того, что составляло смысл его существования. Он никогда не позволял себе останавливаться и довольствоваться малым. Айртон, без сомнения, является одной из величайших личностей в истории автоспорта. Причем его величие проявлялось не только на трассе, но и за ее пределами. Потрясающий гонщик и потрясающий человек, который не может никого оставить равнодушным к своей фигуре. И сегодня, спустя 20 лет после гибели, Сенна продолжает жить в сердцах миллионов людей, которых он вдохновил и для которых стал кумиром.
Последний круг Сенны