Айн рэнд личная жизнь дети
Биография
Айн Рэнд – американская писательница родом из России. Ее настоящее имя Алиса Зиновьевна Розенбаум. Читателю известна по романам «Атлант расправил плечи», «Источник», «Мы – живые». Женщина является создателем философского учения объективизма. Когда-то она приехала в Америку с пятьюдесятью долларами в кармане и печатной машинкой в чемодане, а сегодня в мире ежегодно издается более 500 тысяч экземпляров ее книг, а общий их тираж уже давно превысил 30 млн.
Детство и юность
Родилась Алиса в еврейской семье в Петербурге. Ее отец Залман-Вольф (Зиновий Захарович) Розенбаум работал фармацевтом. Мать Хана Берковна (Анна Борисовна) Каплан была зубным техником. У Алисы были две родные сестры – Наталья и Нора. Бабушка и дедушка по материнской линии были крайне состоятельными людьми в городе. Берка Ицкович Каплан владел крупной компанией по пошиву одежды для военных, а Розалия Павловна трудилась в сфере фармацевтики.
Айн Рэнд
Сначала отец девочки был администратором аптеки, но в 1914 году стал ее совладельцем. Семья жила в просторной квартире прямо над этой аптекой.
Алиса воспитывалась в достатке, училась в престижной женской гимназии имени Стоюниной. В 4 года она научилась читать, в школьные годы девочка начала писать свои первые рассказы. В 9 лет она поняла, что в будущем мечтает стать писательницей. Девочка видела воодушевление ее семьи в период Февральской революции и ощутила масштаб проблемы во время Октябрьской.
В 1917 году у ее отца отобрали аптеку, и у семьи не было выхода, кроме как переехать на это время в Крым. Алиса окончила среднюю школу в Евпатории. Но вскоре и туда добрались большевики.
Айн Рэнд в молодости
Когда девочке было 16, семья возвратилась в Петербург. Алиса поступила в Петроградский университет на факультет социальной педагогики. Обучение было рассчитано на 3 года, факультет объединял сразу три науки – историю, право и филологию. Именно тогда она познакомилась с работами Ницше, которые оказали на юную особу большое влияние. В 1924 году она закончила университет. Хотя существует версия, что девушку отчислили по причине ее буржуазного происхождения.
Неудивительно, что в произведениях Айн Рэнд тема политики проходит красной нитью. Многие ее герои боролись против деспотии царя или против коммунистической власти.
Литература
В 1925 году была напечатана первая работа Алисы Розенбаум – «Пола Негри», история творческого пути киноактрисы. В том же году девушка получила учебную американскую визу и уехала в США. Поначалу жила у родственников в Чикаго. Но уже через полгода перебралась в Лос-Анджелес.
Книга Айн Рэнд «Пола Негри»
Девушка почти не говорила по-английски, из имущества у нее был небольшой чемоданчик с личными вещами и печатная машинка. Как только она вступила на американскую землю, решила взять себе псевдоним. Имя она выбрала незамысловатое – Айн, да и над фамилией долго не думала, позаимствовав наименование марки своей печатной машинки «Ремингтон Рэнд».
Ее родители остались в России, в Ленинграде. Они умерли во время блокады города во время Второй мировой войны. Ее сестра Наталья скончалась в 1945 году, а вот Нора по приглашению Айн иммигрировала в США. Правда, вскоре женщина вернулась в Советский Союз и прожила в Ленинграде до самой смерти – вплоть до 1999 года.
Писательница Айн Рэнд
В США Алиса приехала не с пустыми руками, еще в России она написала четыре полноценных киносценария. Поэтому ее целью было попасть в Голливуд. Впрочем, вскоре она стала работать в Голливуде статистом. Но вот ее сценарии были забракованы. В 1927 году киностудия, в которой трудилась Айн Рэнд, закрылась. Женщина подрабатывала официанткой, продавцом, костюмершей.
В 1932 году ей удалось продать сценарий кинокомпании «Universal Studios». Ее работа под названием «Красная пешка» была куплена за $1500. И на тот момент это была неплохая сумма. Полученные деньги позволили Айн Рэнд сконцентрироваться на написании книг.
Книги Айн Рэнд
В 1933 году она закончила свою первую пьесу «Чердачные легенды». Ее даже поставили на Бродвее, но успехом у зрителя она не пользовалась, поэтому вскоре была выведена из репертуара.
В 1934 году Айн завершила работу над романом «Мы – живые», в котором рассказала о советской России. Это было не что иное, как публичное выступление писательницы против коммунизма. Издали книгу в 1936 году, за нее Рэнд заплатили $100. В год выхода роман не имел коммерческого успеха. В 1937 году книгу издали в Великобритании.
Книга Айн Рэнд «Источник»
Потом Рэнд погрузилась в написание романа «Источник». Она создавала это произведение целых 4 года. Иногда писательница настолько отдавалась процессу, что сидела за печатной машинкой по 30 часов, не прерываясь ни на сон, ни на перекус.
Но результат стоил того, критики высоко оценили «Источник», книга 26 раз попадала в список национальных бестселлеров. Хотя изначально все отказывались напечатать рукопись. Некоторые говорили, что сюжет слишком противоречив, чересчур интеллектуальный и не рассчитан на широкую публику. И лишь единственное издательство «Боббс Мерил компани» согласилось издать книгу Рэнд.
Экранизация романа Айн Рэнд «Источник»
В 1949 году в Голливуде сняли по «Источнику» фильм, главного героя – идеального мужчину Говарда Рорка – сыграл Гэри Купер.
Разумеется, успех этой работы подстегнул Айн Рэнд работать еще усерднее. И в 1957 году она опубликовала свой главный роман – «Атлант расправил плечи». Над произведением она трудилась 12 лет.
В книге она повествует о свободе, эгоизме и лицемерии современного общества, о нравственных ценностях. По опросам «Атлант расправил плечи» стоит на втором месте после Библии в списке книг, которые оказывают наибольшее влияние на американцев.
Книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Когда книга стала бестселлером, были переизданы ранние работы писательницы. Например, роман «Мы – живые». Правда, писательница внесла некие корректировки в текст. По ее словам, минимальные. Сегодня первое издание книги – это большая редкость и ценность.
После выхода в свет «Атланта» Айн Рэнд писала только книги публицистического содержания. Остаток жизни она посвятила своему философскому учению.
Личная жизнь
Впервые Алиса Розенбаум влюбилась еще в Петербурге. Объектом ее внимания был Лев Борисович Беккерман – выпускник Ленинградского технологического института. Именно он стал прообразом Лео Коваленского в ее произведении «Мы – живые». Беккермана расстреляли 6 мая 1937 года.
Айн Рэнд и Фрэнк О’Коннора
Однажды на съемочной площадке женщина увидела актера Фрэнка О’Коннора. После она говорила, что это был ее идеал. В 1929 году они поженились. А в 1931 году Айн Рэнд получила американское гражданство. С мужем они прожили в браке вплоть до его смерти. Мужчина скончался в 1979 году.
Айн Рэнд и Натаниэль Брендон
По ее словам, супруг стал ей верным другом, редактором и компаньоном по жизни. Правда, ей это не мешало завести молодого любовника Натаниэля Брендона, он разделял ее философию и был последователем писательницы. Молодой человек был моложе Рэнд на 24 года. Примечательно, что Фрэнк знал об этой связи, ведь длилась она 13 лет.
Смерть
Скончалась Айн Рэнд 6 марта 1982 года в собственном доме в Нью-Йорке. Причиной ее смерти стала сердечная недостаточность. Похоронили женщину на кладбище Кенсико.
Могила Айн Рэнд
Так как детей у нее не было, свое имение она завещала Леонарду Пейкоффу. Спустя 3 года после смерти писательницы мужчина основал «Институт Айн Рэнд: центр развития объективизма».
Библиография
- 1934 – «Идеал»
- 1936 – «Мы живые»
- 1938 – «Гимн»
- 1943 – «Источник»
- 1957 – «Атлант расправил плечи»
- 1958 – «Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей»
- 1964 – «Добродетель эгоизма»
- 1969 – «Романтический манифест»
- 1979 – «Введение в объективистскую эпистемологию»
АЙН РЭНД
[66]
Айн Рэнд нужно отдать должное. (Желательно в материальной форме; самым священным предметом для нее был американский доллар.) Несмотря на скромные стартовые позиции, она сумела основать собственное философское движение и стать одним из самых читаемых и почитаемых авторов XX столетия. В рядах ее последователей можно встретить немало знаменитостей, начиная с прославленной теннисистки Билли Джин Кинг и заканчивая экономистом Аланом Гринспеном. А сама Айн Рэнд более полувека была верна одной и той же странной прическе — что тоже можно отнести к разряду достижений.
Айн Рэнд, урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум, появилась на свет в России, а в 1926 году эмигрировала в Соединенные Штаты. Она прибыла в Нью-Йорк, но потом направилась в Голливуд, где мелькнула в эпизодической роли в библейской эпопее Сесила Б. де Милля «Царь царей», а позже дослужилась до должности главного костюмера студии «Рейдио-Кейт-Орфеум». Будучи ярой антикоммунисткой, она начала писать сценарии, а потом и романы, в которых отражалась ее радикально индивидуалистская философия (сначала я, потом все остальные). В романе «Источник», опубликованном в 1943 году, на первый план выведен образ властолюбивого архитектора Говарда Рорка (плохо скрытая отсылка к Фрэнку Ллойду Райту). Это произведение положило начало новому философскому течению, ныне известному как объективизм, которое постепенно стало привлекать все новых и новых поклонников.
В 1947 году Рэнд выступила перед комиссией палаты представителей Конгресса США с критикой Голливуда, создававшего, по ее мнению, слишком положительную картину жизни в СССР. Она наслаждалась ролями обличительницы и основательницы собственного философского течения (некоторые даже говорят, культа), которое в 1950-1960-е годы активно пропагандировал ее ученик и любовник Натаниэль Бранден. Вышедший в 1957 году главный труд Рэнд, роман «Атлант расправил плечи», только укрепил ее репутацию главной проповедницы «рационального эгоизма». Она неоднократно появлялась на телевидении в разнообразных ток-шоу, где охотно дискутировала с оппонентами.
Рэнд никогда не была любимицей литературной общественности и регулярно получала нелестные отзывы как от издателей, так и от критиков. Один издатель отверг «Источник», снабдив рукопись припиской: «Плохо написано, и герой не вызывает симпатии». Другой посетовал: «Хотел бы я, чтобы у книг такого рода существовала своя читательская аудитория. Но ее нет. Книга не будет продаваться». Роман «Атлант расправил плечи» называли «непригодным для публикации и продажи». В своем обзоре этого тысячестраничного талмуда, опубликованном в «Нэшнл ревью», писатель и редактор Уиттакер Чамберс разругал «диктаторский тон» автора, отметив, что «за всю свою читательскую жизнь я не могу припомнить другой книги, где столь упорно выдерживалось бы ощущение высокомерия. Это резкость, лишенная всякой снисходительности. Это догматизм, лишенный всякой привлекательности». Но, отставив в сторону догматизм, скажем, что у Айн Рэнд была и другая, более мягкая и человечная сторона, которой она редко поворачивалась к публике. Она собирала марки и кусочки агата. Она была фанатом игры в «Скрэббл». Оставшись дома одна, Рэнд любила включить патефон, поставить пластинку с песнями начала XX века и подпевать. Иногда она даже брала дирижерскую палочку, кружилась по комнате в танце и размахивала палочкой в такт музыке. Природа ее не интересовала (она даже заявляла, что ненавидит смотреть на звезды), зато ее занимали творения рук человеческих, например, небоскребы. «Если в Нью-Йорке вечером посмотреть на линию горизонта, то увидишь самый грандиозный в мире закат, — говорила она. — Мне кажется, если всей этой красоте будут угрожать войны, я промчусь через весь город и брошусь в космос, чтобы заслонить эти здания своим телом».
Интересно, чувствовала ли она то же самое по отношению к дому телевизионного магната Аарона Спеллинга.
В 1980 году, давая интервью тележурналисту Филу Донахью, Рэнд призналась, что является большой поклонницей телесериала «Ангелы Чарли». Она называла этот хит 1970-х годов «единственным романтическим сериалом на телевидении. Он о трех красивых девушках, которые проделывают всякие невозможные штуки. Невозможность — вот что делает их интересными. Эти три девушки лучше, чем так называемая реальная жизнь».
Собственная так называемая реальная жизнь Айн Рэнд окончилась 6 марта 1982 года. Писательница умерла от остановки сердца. Она похоронена на нью-йоркском кладбище Кенсико через одну могилу от джазового дирижера Томми Дорси.
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
Как же Алиса Зиновьевна Розенбаум превратилась в Айн Рэнд? Вопреки распространенной легенде, она не могла взять псевдоним в честь любимой печатной машинки. Марки «Ремингтон-Рэнд» в 1926 году, когда писательница сменила фамилию, еще не существовало. Некоторые утверждают, что ее псевдоним связан с южноафриканской денежной единицей, но убедительных доказательств тому нет. У англоязычных литературоведов есть даже теория, что английское слово «rand», написанное кириллицей, похоже на ее настоящую фамилию Розенбаум — ну, тут уж вы сами можете судить, что это не так. В общем, тайна фамилии остается тайной. А вот «Айн» — это имя финского писателя, чьим творчеством была увлечена Рэнд.
НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ
С двадцати восьми лет и до семидесяти с чем-то Айн Рэнд, скажем так, состояла в длительных отношениях с дексе-дрином — препаратом, способствующим похудению. Эти пилюли для потери веса, содержащие мощный наркотический стимулятор декстроамфетамин, часто показывали по американскому телевидению в роликах, предостерегавших подростков от употребления наркотиков и расписывавших отрицательные побочные эффекты «спидов» (другое название амфетаминов). По некоторым свидетельствам, Рэнд принимала по две маленькие зеленые таблетки ежедневно в течение более чем сорока лет, пока наконец ее лечащий врач не посоветовал от них отказаться. Таким образом, резкие перепады настроения и вспышки ярости, к которым была склонна Рэнд, вполне могут объясняться приемом наркотиков.
МАРОЧНОЕ ХОББИ
Помимо приема зеленых пилюлек у Рэнд было еще одно увлечение — филателия. Она коллекционировала марки в детстве, а потом вспомнила об этом занятии, когда ей было уже за шестьдесят. Она даже, со свойственным ей занудством, подвела под свое хобби философское обоснование, опубликовав в 1971 году очерк, который, разумеется, назывался «Почему я люблю собирать марки».
ЖИВАЯ ИГРУШКА
Вокруг Рэнд кучковалось немало последователей, но ни один из них не был столь же предан писательнице, как Натан Блюменталь, студент из Канады, который сначала стал ее протеже, потом интеллектуальным наследником, а затем и личной игрушкой для сексуальных утех. Они познакомились в 1950 году, когда девятнадцатилетний Блюменталь прислал Рэнд восторженное фанатское письмо. К его удивлению, знаменитая писательница пригласила его к себе домой, дабы он смог поучаствовать в одной из бесконечных философских дискуссионных встреч, которые она называла «Коллективами». Блюменталю (вскоре он сменит имя на Натаниэль Бранден) удалось быстро проникнуть в ближний круг писательницы. Рэнд даже стала подружкой невесты на его свадьбе. К 1955 году их отношения перешли в физическую плоскость. Рэнд к тому времени было пятьдесят, а Брандену двадцать пять. В разговорах с друзьями она упоминала, что должна заниматься с ним сексом как минимум два раза в неделю — чтобы «снять писательский зажим».
Как же реагировали на столь нетривиальные отношения их супруги? Муж Рэнд, Фрэнк О’Коннор, кажется, не имел ничего против. Жена Брандена несколько лет мирилась со сложившейся ситуацией (Рэнд была столь любезна, что заранее проинформировала бедняжку о своих планах вступить в связь с ее мужем), но потом все-таки подала на развод. Бранден использовал свой доступ к телу основательницы объективизма, чтобы учредить Институт Натаниэля Брандена, центр, призванный распространять эгоистическую «благую весть» Рэнд по всему миру. Однако в 1968 году этой идиллии настал конец: Бранден начал тайно встречаться с другой последовательницей Рэнд, юной и красивой моделью. Уличив партнера в неверности, Рэнд пришла в бешенство и поклялась уничтожить его. Она выступила перед публикой с речью, в которой официально изгнала Бран-дена из объективистского движения. Сейчас Бранден живет в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, и работает психотерапевтом, специализирующимся на проблемах самооценки. В 1999 году он опубликовал скандальные мемуары «Мои годы с Айн Рэнд».
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, лю-лю-лю, ЭТУ ГАДОСТЬ НЕ ЛЮБЛЮ!
Рэнд ненавидела всю классическую романтическую музыку, особенно Бетховена и Брамса. Ей даже случалось полностью разрывать отношения с друзьями, если она узнавала, что они любят Бетховена!
ПОКЛОННИЦА ГОЛДУОТЕРА
Имя Рэнд обычно ассоциируют с политическим консерватизмом, однако на деле разложить ее взгляды по полочкам не так-то просто. Хотя она часто выступала в поддержку кандидатов в президенты от партии республиканцев, в 1932 году она проголосовала за Франклина Делано Рузвельта (о чем впоследствии пожалела) и отказалась поддерживать Рональда Рейгана в 1960-м (она раскритиковала его за «смесь капитализма и религии» и назвала Рейгана «представителем худшего типа консерваторов»). Кандидатом, который практически воплощал в себе ее философию, был сенатор Барри Голдуотер, республиканец из Аризоны. Поддерживая его в своем «Объективистском бюллетене» в 1964 году, Рэнд писала: «В эпоху упадка морали, в такие времена, как сейчас, люди, ищущие власти ради власти, стремятся к лидерству повсюду и уничтожают одну страну за другой. Барри Голдуотер — единственный, кто лишен жажды власти… Живя в мире, охваченном диктатурой, можем ли позволить себе упустить такого кандидата?» Как показала практика, можем. Несмотря на поддержку Рэнд, Голдуотер проиграл президентские выборы Линдону Джонсону с отрывом более чем в пятнадцать миллионов голосов.
АЙН РЭНД ПРИНАДЛЕЖАЛА К ЧИСЛУ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ФАНАТОВ ПОПУЛЯРНОГО В 1970-Х ГОДАХ СЕРИАЛА «АНГЕЛЫ ЧАРЛИ». ОНА НАЗЫВАЛА ЕГО «САМЫМ РОМАНТИЧЕСКИМ СЕРИАЛОМ НАШИХ ДНЕЙ».
ТАК ВОТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, В ЧЕМ СЕКРЕТ «2112»[67]!
«Грэмми» в номинации «Самый необычный последователь Айн Рэнд» получает… Нил Пирт из канадской рок-группы «Rush»! Барабанщик и автор текстов, создатель таких классических рок-хитов, как «Том Сойер» и «Человек нового мира», влюбился в объективистскую философию Рэнд в начале 1970-х, живя в Лондоне. Внимательные слушатели наверняка найдут отсылки к произведениям Рэнд, щедро рассыпанные в текстах «Rush».
ФИЛОСОФИЯ ТЕННИСА
В ряды последователей объективизма стекались такие разные и не похожие друг на друга личности, как рокер Нил Пирт, бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен и бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Кроме того, это учение затронуло необычайно много легенд женского тенниса. Билли Джин Кинг, Крис Эверт и Мартина Навратилова — все они часто рассуждали о влиянии романов Рэнд на их жизнь. Когда Мартину Навратилову попросили назвать любимую книгу, она выбрала «Источник», который научил ее тому, как важно «бороться за превосходство и хранить верность своим мечтам и идеалам, даже если это означает идти наперекор общественному мнению». А Билли Джин Кинг говорила, что «Атлант расправил плечи» помог ей в начале 1970-х совершить новый рывок в карьере.
ДОЛЛАР ВСЕМОГУЩИЙ
В речи, произнесенной в начале 1960-х в Йельском университете, Рэнд объявила: «Крест — это символ пыток. Я предпочитаю знак доллара, символ свободной торговли, а значит, и свободомыслия». В 1982 году, в день похорон, любовь Рэнд к доллару была явлена во всей красе. Рядом с гробом писательницы возвышалось громадное украшение из цветов в форме знака доллара.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Айн Рэнд
Свобода АтлантаХотя она родилась в России, ее имя практически неизвестно в нашей стране, между тем на Западе она считается одним из влиятельнейших писателей и мыслителей второй половины прошлого века. По данным социологических опросов, ее главная книга
Гэри Вайс
Вселенная Айн Рэнд
Посвящается Сеймуру Цукеру и памяти Билла Уолмана, а также издателям и экономистам, которые неизменно верны своим твердым моральным принципам
Если б деньгами Грехи искупались,
Лишь богачи бы На свете спасались.
Мои испытания (народная
Введение. Значение Айн Рэнд
Начинался 2009 год, и ужасные последствия финансового кризиса проявлялись во всем. Первое потрясение уже прошло, но легче не стало. Поиски виновных были в самом разгаре.Я собирал материалы для журнальной статьи о Тимоти Гайтнере, только что
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
1957 годАйн Рэнд (2 февраля 1905 года – 6 марта 1982 года) – американская писательница российского происхождения и философ, создательница философского направления объективизма.«Атлант расправил плечи» является четвертым и последним