Айдан салахова биография личная жизнь
Биография
Айдан Салахова — известная личность на современной арт-сцене. Она открыла первую галерею в Советском Союзе, хотя по прошествии лет разочаровалась в этом бизнесе. Скульптор, педагог, общественный деятель и живописец — эти профессии женщина умудрялась совмещать на творческом пути, регулярно удивляя публику своими работами.
Детство и юность
Дочь знаменитого живописца и первого секретаря в Союзе художников СССР Таира Теймуровича родилась 25 марта 1964 года. Мать Ванцетта Ханум писала картины. Одна из бабушек Тамара Артемовна Петросян (Ханум) удостоилась звания народной артистки. А дедушка отличился певческим талантом, выступая в театре.
Казалось, творческий путь Айдан был предопределен. В детстве девочка не думала о карьере в искусстве. В интервью телеведущей Полине Аскери Салахова призналась, что в школьные годы планировала стать биологом-генетиком. Родители же настояли на том, чтобы дочь поступила в художественную школу.
Айдан Салахова в детствереч
Будущий скульптор и галерист видела, как отец трудится в мастерской, а после надевает костюм и уходит на службу. Поэтому для нее не было никакого противоречия в том, чтобы соединить искусство и бизнес в профессии.
Девочка также занималась спортом — в школе ходила в секцию баскетбола, и при этом посещала скульптурную студию. Интересный факт: Салахова сделала первый барельеф в 11 лет.
Поступление в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова было уже осознанным решением выпускницы. О полученном образовании впоследствии отзывалась двояко, говоря, что классическая школа ставит в жесткие рамки, из которых ей пришлось самостоятельно выбираться. К слову, учебное заведение девушка окончила экстерном, на год раньше. Дипломной работой стал триптих «Стальной оргазм на оранжевом фоне».
Личная жизнь
Айдан не скрывала, что у нее было много поклонников. В молодости это были непродолжительные романы. Первый брак с отцом Кая Гором Чахалом оказался тоже недолгим. Женщина неоднократно возвращалась к этому опыту, не стесняясь в интервью излагать причины развода.
Салахова — человек творческий, который не смотрит на часы за проектом и не готов забыть себя в рутине семейных будней. Художница сообщала: главной ошибкой было то, что она выбрала в мужья человека, который также занят в искусстве.
Кроме того, Айдан после разрыва и вовсе решила, что брак — это не ее. Семья в ее понимании — непростой и даже тяжелый проект. Свое дело женщина любила намного больше и, пытаясь разорваться между работой и супругом, стала проигрывать и там, и там.
Однако одиночество дочери Таира Теймуровича не грозило, хотя мужчины в ее жизни не задерживались. Наиболее продолжительные отношения художница построила с Сергеем Шутовым и Ираклием Пурцхванидзе.
Айдан Салахова и Григорий Речан
Сына Кая женщина воспитывала сама, оставшись без мужа, когда тому едва исполнилось 2 года. Детей больше не планировала, вспоминая, как в тяжелые 90-е годы вынуждена была браться за любую возможность заработать. В последние годы у Айдан появился постоянный спутник жизни Григорий Речан.
Личную жизнь Салахова старается не афишировать. Однако на страницах в «Инстаграме» и «Фейсбуке» делится совместными фото с Григорием и разрешает поклонникам проникнуть в святую святых — собственную мастерскую, где высекает очередной шедевр. А на личном сайте предлагает публике ознакомиться с уже готовыми работами — графикой и живописью.
В начале 2019 года друзья обеспокоились состоянием здоровья талантливой художницы, но диагноз Айдан остался тайной. Женщина возрождалась из глубоких кризисов не раз — справилась и с болезнью, уже в середине весны вернувшись в творчество.
Творчество
В 1989 году выпускница института имени В. И. Сурикова вместе с Александром Якутом и Евгением Миттой явили миру Первую галерею в Москве. Цель молодых деятелей состояла в том, чтобы познакомить публику с проектами художников концептуального авангарда. Через 3 года Салахова открыла собственное заведение — Айдан-галерею.
На первой выставке внучка знаменитой Тамары Ханум не представила ни одной своей работы. Зато осветила творчество Сергея Волкова, мужа Гора Чахала, Александра Безукладникова. Сейчас бывший галерист сожалеет, что в 1992 году затеяла этот бизнес, а не вкладывала силы в искусство.
В биографии знаменитости были и скандальные моменты. В экспозициях Салаховой большое место было уделено «обратной» стороне любви. Откровенно она рассказывала о неприглядных моментах, с которыми приходится сталкиваться женщине — о тяжелых родах, абортах.
Яркий пример — инсталляция «Золотая исповедь», в которой художница совмещает нарядную картину в стиле салонной живописи с рисунками, изображающими гинекологические приборы и даже патологических эмбрионов. Работы «Бедная мама» и «Аборты» вызвали ажиотаж у зарубежной аудитории.
Айдан Салахова и Андрей Малахов
Интерес Салаховой к Востоку привел ее к частому использованию в проектах образа девушки в парандже. Скульптор стремилась передать закрытый и оттого манящий мир мусульманки, который спрятан за хиджабом. Также она попыталась изобразить в одной экспозиции две темы — исламскую традицию и сексуальность.
Результат оказался шокирующим для автора. В июне 2011 года работы талантливой художницы были представлены на Венецианской биеннале и подверглись жесткой критике от азербайджанского президента Ильхама Алиева. Политическому деятелю пришлись не по вкусу два объекта — «Предстоящая» и «Черный камень».
Глава негативно отозвался по тому поводу, что на международной выставке его государство будет представлено мусульманским искусством. А «Черный камень» и вовсе посчитал оскорбляющим ислам.
К слову, венецианский инцидент только вызывал ажиотаж вокруг талантливой персоны — итальянский телеведущий и политик Витторио Згарби предложил перенести инсталляции в Джардини. Сама галерист отмечала, что цены на ее работы только возросли. Это тоже повлияло на решение закрыть галерею в 2012 году и окунуться в творчество, оставив бизнес.
Айдан Салахова сейчас
Из-за пандемии коронавирусной инфекции женщина на протяжении четырех месяцев не могла вернуться в то место, где высекала из мрамора шедевры последние несколько лет — в город Каррару. Более того, приехав из Италии, она сразу попала в ГБУ «Царицыно», где провела положенные две недели карантина. Анализы пришли отрицательные.
Картина Айдан Салаховой из серии «Новые святые»
Тема пандемии тронула художницу. Она призывала россиян быть осторожнее и соблюдать меры безопасности. Сама же, после того как выписалась из лечебного учреждения, показала в «Инстаграме» две небольшие картины, иллюстрирующие врачей в костюмах химзащиты. Этот проект живописец называла «Новые святые».
Сейчас художница вернулась в Италию и уже 10 июля 2020 года выставила фото вместе с Пьетой в Карраре, которую не успела закончить ранее.
Персональные выставки
- 1990 — «Визуальная стимуляция», Москва.
- 1991 — «Золотая исповедь», Москва
- 1992 — «Леда и лебедь», Нью-Йорк
- 1997 — «Антонимы», Санкт-Петербург
- 1998 — «Саспенс», Москва
- 2000 — «Спящая красавица», Кунстлерхаус Бетаньен
- 2000 — «Чай в пустыне», Москва
- 2001 — «Живые картины», Санкт-Петербург
- 2002 — «Кааба», Москва
- 2002 — «Хабиби», Берлин
- 2005 — «Абстракт», Москва
- 2005 — «Я люблю себя», Москва
- 2006 — «Айдан Салахова», Санкт-Петербург
- 2007— «Персидские миниатюры», Комо
- 2009 — «Kicik Qala Art», Баку
- 2012 — «Персидские миниатюры», Дубай
- 2013 — «Out of Body», Дубай
- 2015 — «Недоступность», Серпухов
- 2016 — «Revelations», Лондон
Айдан Салахова родилась 25 марта 1964 года в городе Москва. Отец – Таир Теймур оглы Салахов и мать – Ванцетта Мухитдиновна Ханум – художники. Бабушка – известная танцовщица, актриса, певица, хореограф, народная артистка СССР Тамара Ханум. Дед – театральный деятель, певец Мухитдин Кари-Якубов.
В 1987 году экстерном заканчивает Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова. С 2000 года преподает в МГАХИ имени Сурикова. С 2002 по 2007 год – член-корреспондент Российской академии художеств, в 2007 году избрана действительным членом этой Академии.
В конце 80 Салахова становится одним из наиболее заметных художественных деятелей нового поколения на постсоветском пространстве и входит в историю как создатель «Первой галереи», а затем «Айдан Галереи».
В 2002 году награждена серебряной медалью Академии художеств РФ. В 2005-2007 годах – член Общественной палаты РФ.
При непосредственном участии Айдан в России состоялась первая выставка Хельмута Ньютона, зажглись звезды художников Олега Доу, Ростана Тавасиева, Оксаны Мась. Еще в начале 90 Айдан начала формировать вкус и понимание русского и мирового современного искусства у потенциальных коллекционеров. Профессионализм, смелость и чувство стиля быстро сделали Айдан одной из ключевых фигур российского искусства. Самый эффектный академик Академии художеств РФ, она популярна в светской среде, но относится к выходам в свет крайне избирательно.
Искусство Салаховой получило признание не только на российской арт-сцене, но и зарубежном. Айдан – участник ключевых международных ярмарок и биеннале, в том числе Венецианской биеннале современного искусства, 2 Международной Московской биеннале современного искусства и др. В своих работах Салахова исследует темы взаимодействия Востока и Запада, тему мужского и женского начала в контексте Ислама, вопросы запретов, эзотерики и красоты.
В июне 2011 года на Венецианской биеннале современного искусства произошел случай, активно обсуждающийся в мировой прессе. По информации британских Telegraph и Independent две скульптуры и несколько графических работ Салаховой подверглись критике со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева, во время посещения им павильона 1 июня, и были закрыты для просмотра. Мировая арт-общественность намекала на факт политической цензуры в области арт-искусства.
Ильхаму Алиеву не понравилась скульптура, обозначенная в каталоге как «Предстоящая» и представляющая собой одетую в черное мусульманскую женщину и объект под названием «Черный камень», интерпретирующий в вольной форме образ Черного камня в Мекке. Первая вызвала критику в связи с тем, что светское государство Азербайджан не должно быть представлено на международной выставке мусульманским искусством. Второй же объект был назван оскорбляющим ислам. То же самое относится и к графическим работам, демонстрирующим сексуальные образы в контексте религии. Например, женщина, держащая минарет, отчасти напоминающий фаллический символ. Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны.
Скульптуры были накрыты белой тканью. Павильон объявил, что работы получили технические повреждения во время транспортировки и закрыты на несколько дней на реставрацию.
В течение нескольких дней Берал Мадра, Айдан Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев вели переговоры с властями, пытаясь донести, что «удаление скульптур будут означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы». Однако 8 июня скульптуры Салаховой были удалены из экспозиции. Комментируя конфликт, Берал Мадра отметила, что «в подобных конфликтах художникам и кураторам необходимо иметь международную правовую защиту».
Куратор итальянского павильона Витторио Сгарби после удаления скульптур из азербайджанского павильона поставил в общую экспозицию павильона скульптуру Айдан Салаховой «Черный камень», которая экспонировалась до конца 54 Венецианской биеннале.
Основанная в 1992 году художницей Айдан Салаховой, галерея является сегодня одной из наиболее авторитетных в России частных галерей, занимающихся современным и актуальным искусством . На престижных выставках и ярмарках в России и за рубежом экспозиции «Айдан Галереи» традиционно получают высокие оценки критиков, коллекционеров и простых зрителей . Галерея работает с художниками, совмещающими жесткий концептуализм с радикальным эстетизмом; такими как Рауф Мамедов, Елена Берг, Никола Овчинников, Константин Латышев и многие другие.
В 2012 году радио «Свобода» сообщило о закрытии галереи Айдан Салаховой по причине нерентабельности бизнеса, также свою галерею закрыл Марат Гельман. По словам Салаховой, она сконцентрируется на собственном творчестве и будет продолжать преподавательскую деятельность – она с 2000 года преподает в МГАХИ имени Сурикова.
24.03.2018
Сальвадор Дали говорил, что для художника каждое прикосновение кисти к холсту — целая жизненная драма. Работы Айдан Салаховой – это целая кладезь эмоций, самых разных, но именно тех, которые каждый может прочувствовать. С виду очень строгая и любящая одиночествo, но очень светлая и открытая внутри. Наша героиня смогла доказать, что упорством и желанием всегда идти вперед можно покорить любые цели.
Сегодня она известный общественный деятель, входит в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве, художник, галерист… В интервью Media.Az она рассказала о работе, личной жизни, праздновании своего предстоящего юбилея и многом другом…
– С вами можно поговорить об очень многом, но давайте начнем с Баку. В одном из интервью вы отметили, что для вас Баку – самый лучший город. Не скучаете?
– Скучаю, конечно! Но совершенно нет свободного времени, чтобы приехать. Но я планирую это сделать в мае. Кстати, в мае прошлого года я побывала в Баку. Этот город для меня лучший потому, что с ним связаны теплые воспоминания. Я родилась в Москве, но почти все мое детство прошло в Баку. Первый класс, посиделки на даче, друзья… Баку – очень красивый город, сочетание различных архитектурных стилей и смешение культур, которое не может оставить равнодушным.
– Вы родились в творческой семье. А сами кем хотели стать в детстве? Давайте вспомним, как начиналась ваша карьера?
– Ой, сначала меня отдали в среднюю специализированную музыкальную школу имени Бюльбюля, но я ненавидела заниматься музыкой (смеется). Потом долгий период я очень хотела быть биологом-генетиком, но при этом, с детства всегда рисовала. Поэтому в 9-ом классе я пошла в художественную школу.
– А когда пришла слава?
– После того, как я приняла участие в 17 и 18 Молодежных выставках, которые проходили в Москве. Но могу сказать, что сначала ко мне пришла слава, как к галеристу.
Отметим, что в конце 80-х Салахова стала одной из наиболее заметных художественных деятелей нового поколения на постсоветском пространстве и входит в историю как создатель «Первой галереи» (1989), а затем «Айдан Галереи» (1992) (-Авт.).
– Быть художником – это призвание?
– Это призвание, вместе с тем – это тяжелая профессия.
– Сложно найти вдохновение? Бывает, что хочется все бросить и ничего не делать?
– Когда нет вдохновения, я себя не заставляю. В такой ситуации я доделываю свои старые работы. А вдохновение приходит как раз во время работы.
– Быть дочерью всемирно известного художника Таира Салахова – это всегда ответственность?
– Да, это большая ответственность. Когда я училась в Художественной школе, к моим работам всегда было повышенное внимание. Все думали, что за меня рисует папа. Это было очень неприятно, но придавало мне дополнительный стимул и ответственность. Я работала над собой и старалась рисовать как можно лучше.
– А папа ни разу не помогал?
– Помогал, но за меня никогда не рисовал. Я всегда делала это сама (улыбается).
– Вы одна из самых известных личностей на современной арт-сцене, входите в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве. Признайтесь, страдали когда-нибудь “звездной болезнью”?
– Я никогда не страдала “звездной болезнью”. Но при этом мне всегда неприятно, когда меня узнают на улицах. Вообще слава – не очень приятная вещь.
– Все так стремятся к славе, а вам она неприятна?
– Вы знаете, это лишает приватности. Вся жизнь на виду, мне сложно представить, что кому-то нравится слава.
– Вы интроверт по жизни?
– Я, скорее интроверт с элементами экстраверта. Мне всегда приятно посидеть в «берлоге» наедине с собой, я очень люблю одиночество, но у меня слишком мало времени на то, чтобы побыть одной. Так что короткими периодами я экстраверт.
– То есть вы не устраиваете встречи с поклонниками и почитателями?
– Нет (смеется). Я не очень люблю это. Бывает, меня приглашают читать лекции, я так нервничаю в таких ситуациях. Именно поэтому интервью даже не очень люблю давать.
– В своих работах вы достаточно большое внимание придаете гендерной тематике и образу женского тела, покрытого или наоборот, страдающего, чувственного… Это настолько тонкое восприятие…
– Основная задача моего творчества – трансформировать подсознание женщины. Мне хочется, чтобы внутри прекрасной половины произошла некая революция. Я адресую свои работы женщинам. И если трансформация происходит, то это хорошо. Сформулировать же словами, почему в моих работах именно эта тематика, очень сложно. Эта более тонкие вибрации.
– Какую революцию вы хотите разбудить в женщинах?
– Различия между мужественностью и женственностью формируются культурой. И поскольку сегодня очень большой поток информации, многие сообщества еще не научились ее правильно распознавать. Поэтому у женщин сегодня наблюдается когнитивный диссонанс между тем, какие социальные рамки навязываются и как хочется жить им самим. Поэтому многие просто теряются и не знают, в каком направлении им продолжать двигаться. Очень часто они сами не понимают своих истинных желаний. Получается некий хаос между своими скрытыми внутренними желаниями, навязанными со стороны социальными рамками, культурными традициями…
– Давайте немного окунемся в воспоминания, вспомните свои самые запоминающиеся работы?
– Я не могу выделить, потому что меня затрагивают именно те работы, которые я создаю в данный момент времени. А те, которые уже сделаны, я не помню. Они живут своей жизни. Бывают периодически интересные встречи со старыми работами, просматриваю их, анализирую, что в момент их создания делала, ощущала и чувствовала.
– А вы следите за работами других художников? Есть те, кто на вас оказал особое влияние?
– Сказать честно, на меня всегда особое влияние оказывала эпоха Ренессанса. Если говорить о современных художниках, то мне нравятся работы Луизы Буржуа, которой уже с нами нет. На самом деле, мне нравятся очень многие художники, не могу выделить в список каких-то конкретных.
– Вы довольно часто бываете замеченной в скандальных историях. Это связано с завистью со стороны или вашей чрезмерной эмоциональностью?
– Я сама лично не воспринимаю свои работы как скандальные. Порок в глазах смотрящего! Достаточно вспомнить тот скандал, который пару лет назад вспыхнул в Баку после того, как в известном журнале Interview вышла моя фотография с голой грудью. Интервью тогда у меня брала Наоми Кэмпбелл, а фотографом была Anna Bauer. Для меня было большой честью позировать для этого фотографа, это были произведения искусства. А поскольку мы с детства в художественной школе рисуем обнаженную натуру, я не могла понять, почему голая грудь вызвала у людей такую агрессию.
– Как ваш сын и близкие относятся к критике в ваш адрес?
– Отец, сын и родные всегда меня поддерживают. Сын даже борется с хейтерами, отвечает им, защищает меня (смеется). Для меня многое значит, что папа поддерживает мое творчество и всегда на моей стороне.
– Вы всегда очень открыто говорите о сексе, что в принципе отражается и в ваших работах. Но это не совсем принято в нашем обществе. Часто сталкиваетесь с недопониманием? Почему наши люди такие закрытые?
– Мне кажется, что еще рано. Мне повезло, что я родилась в Москве. Не знаю, что было бы со мной, если бы я осталась в Баку. Возможно, была бы замужем, готовила долму и растила пятерых детей. Но кому-то нравится такая жизнь. Про секс я всегда говорю откровенно, потому что в Москве об этом можно говорить спокойно. Когда я приезжаю в Баку, стараюсь об этом не говорить. Обычно на такие темы я выступаю в Москве, но поскольку интернет делает информацию доступной для всех, соответственно, ее читают и в Азербайджане. Но воспринимают несколько иначе. Я думаю, что в будущем азербайджанское общество станет более откровенным, и тема секса не будет такой закрытой. Тем более, все этим занимаются, иначе, откуда появляются дети. Кстати, была замечательная книжка «Любовь и секс в исламе», выпущенная русским изданием. Всем советую прочесть, если она еще есть в продаже.
– Расскажите о вашем самом главном достижении?
– Я горжусь тем, что научилась работать с камнем. Для меня это был новый опыт, очень трудный, но я смогла это сделать. Я умею пилить, отбивать и полировать камень. Этот навык дает мне очень многое. И, конечно, благодарю своего отца, потому что «салаховский рисунок», как раз скульптурный и позволяет постигать форму. Вообще научиться чему-то новому к 45 годам – это здорово. И каждый раз я себя заставляю познавать что-то новое, совершенствуюсь и развиваюсь. В этом году я буду продолжать работать над двумя крупными проектами: «Тайная вечеря» и «Пьета». Первая – это большая скульптура-инсталляция. А на второй мужчина держит женщину на руках.
– Довольно часто вам в интервью задают вопрос о личной жизни, но при этом, вы всегда ставите работу на первое место. Вы считаете себя одинокой, ведь вряд ли мужчина согласится играть на вторых ролях?
– Есть разные мужчины. И сейчас со мной рядом тот, который принимает меня такой, какая я есть. Он знает, что у меня всегда на первом плане работа. Но он это принял, и мы вместе уже около шести лет.
– Охарактеризуйте себя в трех словах…
– Целеустремленная, ленивая и витающая в облаках.
– Ленивая?
– Я четыре дня пролежала на даче и ничего не делала. Но я стараюсь выбираться из этого состояния и много работать, чтобы не погрязнуть в лени (смеется). Очень люблю полежать, подумать, посмотреть сериалы…
– Интересно… А какие сериалы?
– Смотрю самые разные, последний был американский сериал «Поза». Советую!
– Расскажите, когда и где состоится ваша новая выставка?
– Пока я не знаю, потому что после выставки «Revelations» в Saatchi Gallery, которая прошла в 2016 году в Лондоне, я все еще прихожу в себя. На ее подготовку ушло 2-3 года, это очень сложный процесс. Необходимо было закончить все скульптуры к дедлайну, проследить за перевозкой, монтажом… Это очень подорвало мою нервную систему. В 2017 году прошли две выставки в Дубаи (ОАЭ) и Бельгии. И теперь я взяла перерыв. Я хочу доделать свои работы, а уже потом выставлять. На самом деле художник получает удовольствие от создания своей работы, а не от самих выставок. У меня нет таких амбиций. Хотя уже поступают предложения по поводу моего проекта «Тайная вечеря», но как только я соглашусь, я поставлю себя в рамки, буду спешить и торопиться, чтобы уложиться в дедлайн. А мне проще все закончить, набрать предложения и принять окончательное решение.
– Какие еще планы на новый год?
– 12 января улетела в Италию продолжать работать над проектом «Тайная вечеря». До конца мая буду занята им, после чего поеду отдыхать в Баку. Но в марте сделаю перерыв, буду праздновать свое 55-летие с большой вечеринкой и танцами в Москве. Я хочу пригласить двух любимых диджеев, поскольку очень люблю дип-хаус. Очень многие мои знакомые не любят танцевать, но им придется (смеется). Летом я продолжу работу над «Пьетой», буду разрываться между Россией и Италией. В Москве я рисую живопись, а в районе Каррары в студии, которую я организовала с рабочими cooperativa scultori di Carrara создаю скульптуры.
Джамиля Алекперова
Media.az