Аделина патти биография личная жизнь
Одной из лучших оперных певиц всех времен, а не только конца XIX – начала XX века, когда она жила, считается Аделина Патти. Удивительный голос, удивительная судьба. Ее пение благодаря чуду звукозаписи могут оценить и наши современники. Колоратурное сопрано оперной дивы было желанным во всех театрах мира. Пресса не жалела красок, называя голос любимой примы композитора Джузеппе Верди гипнотическим. В России горячими поклонниками ее вокала были композиторы Серов и Чайковский. Ее по жизни преследовала удача. Каждое выступление – аншлаг, каждые гастроли – фурор, ее гонорары в свое время считались наивысшими в мире.
Пожалуй, современного читателя столь концентрированные строки об успехе заставят кисло улыбнуться и прекратить чтение, но не спешите. Не об успехе эта статья, а о живом человеке. Безумно талантливом, впечатлительном, искреннем, жертвенным. Она, как никто другой, была безразлична к своей славе, всю свою жизнь служа искусству так, что могла бы стать примером для многих современных исполнителей.
Семья Аделины
Родители будущей мировой звезды – профессиональные оперные певцы. У нее были две старшие сестры: Амалия и Карлотта, а также старший брат Карл. Четвертой родилась в семье Патти Аделина. Биография ее в детские годы свидетельствует о неожиданном и мощном проявлении таланта.
Ее мама, обладательница яркого сопрано, всего за несколько часов до родов исполняла партию Нормы в Королевской Мадридской опере. После родов голос Катерины Барилли оказался навсегда утерянным, в дальнейшем она уже не могла петь профессионально. Отец девочки, тенор Сальваторе Патти, зарабатывал в Испании деньги, которых едва хватало, чтобы свести концы с концами.
Когда семья Патти решила эмигрировать в Новый Свет? Все изменил случай. Представьте себе потрясение мамы, когда через шесть лет после рождения Аделины она подошла к двери детской и замерла. Она услышала абсолютную для любого знатока, глубоко прочувствованную и безупречную по технике исполнения выходную арию Нормы в исполнении своей крошечной дочери. Певица, оставившая сцену, так и не смогла открыть дверь, она молча стояла в слезах, будучи глубоко потрясенной голосом дочери. Такого не может быть!
Вскоре на семейном совете приняли решение эмигрировать в Соединенные Штаты.
Америка. Успех девочки-вундеркинда
В Новом Свете Аделина Патти с первых же дней стала знаменитостью, фактически став кормилицей семейства. Шутка ли, 300 полноценных концертов для семилетней крошки за 4 года (с 1850 по 1854 г.)! Абсолютный слух и блестящая память позволяли «маленькой Флоринде» запомнить любую арию, всего лишь несколько раз прослушав ее. Ее знали и любили не только на континенте, но и на Антильских островах, в Кубе.
Бог был благосклонен к ней: при такой нагрузке, бывает, даже взрослые певцы теряют голос, но Адель все-таки сохранила его. Удивительная девочка с недетскими печальными глазами и с вызывающим уважение стремлением смогла заставить всех считаться с ней не как с вундеркиндом, а как со взрослой певицей. Она прекрасно понимала, что выступать в таком же духе – это временно. Как только ее семья поправила свое материальное состояние, девушка вдохновенно начала готовиться к следующему этапу своей карьеры.
Девушка – певица
Под руководством кузена-музыканта, мужа своей старшей сестры, за четыре года блестяще осваивает 19 новых арий Аделина Патти. Биография ее гласит, что профессионализм девушки был признан американской публикой. Перед юной певицей открылись сцены театров Нового Света. Оперных знатоков из Соединенных Штатов восхитил уровень исполнения ею арии Лючии в одноименной опере Доницетти. Музыкальные критики поняли: в Америке засиял вокальный талант мирового масштаба.
В подтверждение ее профессионализма, вместе с другой примой Эммой Олбани Аделину удостоили особой чести. Их пригласили в Монреаль для солирования на мировой премьере кантаты Карла Сабатье, посвященной принцу Уэльскому.
Диапазон, превышающий 3 октавы, пластичность во владении голосом и природная красота снискали горячих поклонников. Она пела только то, что ей нравилось. Зрители всегда видели только ее настоящий смех и настоящие слезы. Девушка заряжала своей энергией весь зал. Однако твердости ее характера могли позавидовать и опытные примы: то, что начато, должно быть допето.
Европейские сцены
Ощущая силу своего дара, девушка решила сделать то, что не удалось ее родителям: получить мировое признание. В 1861 году триумфально выступала в Лондоне, Париже и Берлине Аделина Патти. Певица шестнадцати лет с хрустально-чистым, способным выразить все сущее голосом покорила знающих толк в искусстве европейцев. Ее пригласили в Ковент-Гарден для исполнения роли Амины в «Соннамбуле» Беллини.
Ее голос хрустальной чистоты плавно скользил между октавами, выражая самую душу произведения. Казалось, технически он не имел пределов: во время исполнения арий эта маленькая фея сцены то голосом воспроизводила игру кларнета, то блестяще имитировала пенье соловья. Но что самое главное, она, исполняя лирику, умела трогать струны души, да так, что заставляла людей в зале плакать.
Добившись успеха в Европе, певица по-прежнему была востребована и американской публикой. Ее ожидала беспокойная жизнь: концерты то с одной стороны Атлантики, то с другой…
Женщина – символ времени
Как следует из биографии певицы, на публике она всегда появлялась в шикарных и дорогих нарядах. Портреты Аделины Патти в конце XIX века украшали многие модные салоны. Восхищение ею было характерно для человеческого сообщества XIX века. И это факт. Доказательством тому могут послужить литературные произведения писателей – ее современников. Оскар Уайльд упомянул о ней в «Дориане Грее», Эмиль Золя – в романе «Нана», Жюль Верн – в романе «Деревня в Тритопсе».
Чудесное спасение
Один из дней 1862 года перевернул ее жизнь. Из десятков человек экипажа и сотен и сотен людей, пассажиров парохода «Гамбург – Нью–Йорк» спаслись лишь несколько. Среди ревущих и вздымающихся штормовых волн суровой Атлантики пытались выжить трое: стройная черноволосая девушка и два моряка.
Бедняжку уже совсем оставили силы, она смирилась с мыслью о смерти и начала прощаться с одним из них. Тот оборвал ее грубо: «Перестань визжать от страха, не то по морде получишь. Пока я жив – ты не умрешь». Он держал ее на волнах, как мог. К счастью, море успокоилось, и потерпевших бедствие спас экипаж проплывавшего мимо парусника.
В дальнейшем этот день считала своим вторым днем рождения Аделина Патти. Музыка теперь для нее стала всем. Молодая женщина, дотоле опьяненная успехом, перед лицом гибели пересмотрела свои взгляды на жизнь.
Новые выступления
Слава, деньги для нее стали чем-то вторичным. Она, для которой богатство уже мало что значило, похоже, нашла вкус в огранке своего таланта. И это вскоре ощутили все, даже салонные сплетницы, обсуждающие ее наряды. Именно на этом этапе ее назвал лучшей певицей в мире и стал писать для нее партии великий композитор Верди, назвав ее «лучшей певицей в истории оперы» и «непревзойденной артисткой». Кстати, в своем мнении он был не одинок, его поддержали многочисленные музыкальные критики.
Впрочем, другой композитор – Россини, убежденный сторонник итальянской классики, подверг острой критике, нет, не вокал Аделины, – модификацию, изменение канонических арий ее концертмейстером и кузеном Стракошем.
В этом же 1862 году Патти исполнила партии из «Дома Пейна» Джона Говарда в Белом доме для президента США Авраама Линкольна и его жены Мэри. Президент не выдержал и расплакался: выразительный голос Аделины срезонировал с его чувствами, чувствами отца, потерявшего сына Вилли, который умер от тифа.
Даже современные музыкальные критики признают, что Аделина Патти владела одним из лучших сопрано в истории благодаря замечательной чистоте лиричного голоса и нереальному качеству техники бельканто.
Выступления в России
В 1869-1877 гг. прима неоднократно выступала в обеих российских столицах. За честь посетить ее концерты считали выдающиеся деятели искусства и представители высшего света. Театры были переполнены, билеты раскупались мгновенно. Тысячи взглядов притягивала «точеная небольшая фигурка, с профилем, точно вырезанным из слоновой кости», как писал о ней К. Станиславский.
О популярности ее в России упомянул Л. Толстой в «Анне Карениной», когда главной героине пообещали достать билет в ложу на концерт «итало-французской примы». Композиторы Петр Иванович Чайковский и Александр Николаевич Серов считали ее лучшей на оперной сцене (с такими экспертами трудно не согласиться). Чайковский писал:
Госпожа Патти по всей справедливости занимает уже много лет кряду первое место между всеми вокальными знаменитостями… Это одна из тех немногих избранниц, которые могут быть причислены к ряду первоклассных из первоклассных аристократических личностей.
Ее превозносили и ею восхищались. Как-то во время концерта в Белокаменной певица прикоснулась рукавом платья к сценическому светильнику, и оно вспыхнуло. Бдительные поклонники мгновенно потушили его. Впрочем, обгорелые одежные хлопья зрители не оставили лежать на сцене, а расхватали в качестве сувениров.
Однако не все российские музыканты придерживались мнения, что каноны современной им оперы задает именно Аделина Патти. Мусоргский («Раек», сатирическая пьеса) среди многих упомянутых закостенелых российских и зарубежных деятелей культуры иронично упомянул и эту приму в аспекте ее пребывания в своем мирке, в состоянии «сладострастного самоуслаждения».
Последний этап творчества оперной карьеры
Ее вклад в оперное искусство неоспорим. Практически всю свою жизнь находилась в фокусе слушательских симпатий Аделина Патти. Награды британского королевского двора и шведского престола свидетельствуют о том:
- Золотая медаль королевского филармонического общества (1895).
- Медаль литературы и искусства (1900).
Даже во время зрелости, нужно отдать должное, она постоянно меняла свой репертуар. Публика не переставала удивляться новизне ее образов: аплодировала Гильде в «Риголетто», титульной партии «Семирамиды», Зерлине из «Дона Джованни» и Виолетты из «Травиаты».
В 1893 г. по ее просьбе композитор Эмилио Пицци написал оперу с главной партией Габриэллы для мировой премьеры в Бостоне.
Единственный в жизни свой неудачный гастрольный тур по США певица Патти совершила 10 лет спустя! Ее голос уже не выдерживал сверхинтенсивных концертных нагрузок. Впрочем, и после этого прима выполняла отдельные арии на частных концертах.
Последнее ее значимое выступление состоялось 24 октября 1914 года на благотворительном, в помощь жертвам I мировой войны, концерте Красного Креста в лондонском Альберт-Холле.
Впрочем, некоторые музыкальные критики сходятся в том, что, обладая совершенной техникой, на заключительном этапе своей оперной и концертной карьеры певица уже не пыталась создавать эксклюзив на сцене, она превратилась в обычную консервативную «академичную» приму, обладающую совершенной техникой. Она поддерживала свою популярность за счет исполнения сентиментальных арий с запоминающимися мелодиями, которые прогнозировано нравились армии ее поклонников.
Звукозапись
Сохранившиеся записи голоса Патти относятся к 1905-1906 гг. и сделаны компанией Gramophone & Typewriter (предшественницей EMI Records). Однако это был голос примы, пребывающей в силу возраста (60 лет) уже далеко не на пике своей артистической формы. Однако знатоки, несмотря на уменьшившийся дыхательный диапазон, по записям могут оценить чистоту ее голоса и мастерство бельканто. Голос певицы завораживает, и можно только представить себе, каким он был, когда прима зарабатывала баснословные гонорары.
Личная жизнь
Страстной дамой, обладающей холерическим характером, слыла Аделина Патти. Биография, личная жизнь певицы несут на себе печать ее природного темперамента. Мало кому известно, но она была виртуозом не только на сцене, но и за бильярдным столом. Первым мужчиной примы считается тенор Марио. В дальнейшем, будучи любовницей Анри де Лосси, барона Вилле, прима трижды сочеталась узами брака. Первым мужем певицы, с 1877 г., был Генри де Роже де Каусак (Маркиз Ко). Оба имели связи на стороне, и брак скоро распался (в 1885 г.). Причем экс-супруг повел себя корыстно и мстительно: у примы отсудили половину ее состояния.
Вторым супругом с 1886 г. для Патти стал французский тенор Эрнесто Николини. Этот союз прервался из-за смерти певца. Он вполне мог бы стать счастливым, возможно, если бы в нем появились дети. Однако гастрольный стиль жизни дивы не дал свершиться их семейному счастью.
Третьим мужем Аделины с 1899 г. стал шведский аристократ барон Рольф Седерстрем, красавец, много младше певицы. Швед женился на стареющей диве по расчету. Чета поселилась в Южном Уэльсе, где Патти приобрела замок Крейг-и-Носс. Отдушинами для души певицы служили построенный по ее же замыслу небольшой частный театр, а также шикарный бильярдный стол, по нынешним ценам стоивший более ста тысяч долларов. После смерти знаменитой супруги Седерстрем недолго пробыл вдовцом, практически сразу женившись на более молодой женщине. Та родила ему дочь, которая и стала наследницей всего состояния.
Спонсорство и меценатство
При довольно бурной личной жизни певица не имела своих детей. Однако она любила и окружала заботой своих племянников, не жалея денег на их образование. Те, как и тетя, посвятили себя искусству:
- известная актриса и певица Бродвея Патти Люпон;
- популярный музыкант Скотт Дэвурс;
- певица валлийской оперы Лиза Дарк (супруга тенора Эрнесто Николлини).
По месту своего последнего проживания певица профинансировала строительство железнодорожной станции. Также на ее средства был создан известный зимний сад.
Последние годы
Она доживала свою жизнь в доброй старой Англии, стране классики, стране соблюдения традиций. Прима красиво состарилась, что бывает крайне редко. Она так и не утратила своего главного богатства – чудного голоса.
Умерла Патти в своем замке, однако потом была перезахоронена на известном парижском кладбище Пер-Лашез. В последние свои дни прима писала без всякого притворства:
Не думайте, что я принимала доброту, оказываемую мне целым светом, и многие почести, которых меня удостаивали, за вполне заслуженные мною. Я знаю, что это лишь дань за ниспосланное мне Богом дарование, а я только использовала этот свой Божий дар.
Заключение
Даже сегодня на “Ютубе” мы можем скачать и прослушать записи ее голоса. На фоне легкого треска несовершенной аппаратуры слышно, что она владеет им в даже в большей степени, чем многие современные дивы. Не верится, что эти записи сделаны 60-летней дамой! (Лишь только когда она была в почтенном возрасте, появилась такая техника). Какой же блистающей и пленительной Аделина выходила на сцену в 30 лет!? Это мы можем только представить, читая воспоминания ее современников.
Аделина Патти… Воплощающая собой золотой век театрального искусства, та, кому стоя аплодировала публика всех столиц мира, та, о ком расчувствованный Жак Оффенбах писал строки:
Спешу зреть в столице див, воплощающих на сцене кипение страстей. Обожаю Патти в «Доне Паскуале» и Терезу в «Сапере».
Символом своей эпохи стала Аделина Патти. Фото ее портретов отображают и одухотворенность, и красоту элегантной, стройной и красивой брюнетки с поразительно живыми, выразительными даже на полотне глазами. Нет причин не доверять такому эксперту оперы, каковым считается Джузеппе Верди. А он говорил, что перед нами – одна из настоящих королев классической сцены, одна из представительниц лучшего сопрано в мире на все времена!
У Винтельхальтера есть два замечательных портрета Аделины Патти. Захотелось узнать,кто она эта удивительная красавица.
“В чарующей красоте её голоса и в соловьиной чистоте её трелей, в баснословной лёгкости её колоратуры есть что-то нечеловеческое. Да, именно нечеловеческое…”П.И.Чайковский.
Виннтерхальтер .Аделина Патти.
Аделина Патти.
Полное имя — Адель Хуана Мария Патти
О НЕОБЫЧНОЙ СУДЬБЕ АДЕЛАИДЫ
Итальянская певица, колоратурное сопрано. С неизменным успехом выступала на оперных сценах мира около шестидесяти лет.
Патти родилась в Мадриде в 1843 г. в семье бродячих драматических певцов — итальянца-отца и матери-испанки. Мать Аделины, пользовавшаяся на итальянской сцене заслуженной популярностью под именем Барилли, разрешившись последним ребенком, совершенно потеряла голос. Однако природа, как известно, не терпит пустоты: лишив мать работы, она подарила волшебный голос дочери.
В связи с материальными затруднениями семья вынуждена была перебраться из Италии в Америку, где в 1850 г. юная певица впервые вышла на сцену. Это произошло от великой нужды, ибо в тот день у родителей Аделины не было денег для ужина.
Очень быстро ее необыкновенный голос привлек внимание публики и антрепренеров. Но уже в раннем возрасте Патти демонстрировала капризность и строптивость характера, от которой не раз страдали родители, партнеры по сцене и служащие театра. Иной раз ее вздорность помогала карьере, но чаще служила поводом для пересудов.
Помимо голоса и прекрасных музыкальных способностей природа наделила Патти редкой выносливостью. За четыре года странствий по городам Южной и Северной Америки девочка дала более трехсот концертов — приблизительно по концерту каждые четыре дня.
И везде был небывалый успех. В Пуэрто-Рико, где до этого не видели и не слышали артистов-чужеземцев, девятилетнюю Аделину прозвали «маленькой колдуньей»
Но современному человеку стоит больше всего подивиться тому, как при таком колоссальном напряжении (фактически девочка давала по концерту через каждые четыре дня)
В 1855 г., когда необходимые средства для семьи были собраны, Аделина прекратила выступления и начала готовиться к профессиональной карьере. Ее учителем стал Морис Стракош — муж ее старшей сестры.
За четыре года Патти освоила девятнадцать классических партий и стараниями своего терпеливого учителя превратилась из юного «вундеркинда» в настоящую оперную певицу.
24 ноября 1859 г. стало знаменательной датой в истории исполнительского искусства. В этот день аудитория нью-йоркской музыкальной академии присутствовала при рождении новой выдающейся певицы в опере «Лючия ди Ламмермур».
Успех был ошеломляющим. Последовало приглашение повторить турне по американскому континенту, и вскоре Аделина уже пела в 14 операх. Но этого молодой актрисе было уже мало. Она всерьез мечтала покорить Европу.
В 1861 г. Патти отправилась в Лондон, а затем в Париж. Здесь повторилось то же, что и в Америке— публика была очарована волшебным голосом молодой девушки и буквально носила ее на руках.
Аделина стала большои любительницей супердорогих костюмов и камелий. Сначала она очень увлекалась красными розами и носила их постоянно на голове, но после громадного успеха в «Травиате» изменила розе и осталась верной красной камелии.
Она не только любила прикалывать цветок себе на грудь и украшать им свою прическу, но являлась всегда в театр с букетом камелий, а все комнаты ее роскошного помещения во время цветения камелий были нередко убраны целыми цветущими деревьями и кустами этого растения.
Да, она осознавала силу своего таланта, и слава всегда следовала впереди нее. Но в своих мемуарах Аделина скромно упоминает лишь о двух своих подлинных триумфах.
Первый — мадридский. В королевском театре пылкие испанцы выпустили из клеток стаи канареек, которые все и слетелись к ней, поющей, привлеченные, очевидно, ее голосом. Второй триумф — московский. Случайно Патти коснулась платьем сценической лампы, и оно вспыхнуло на ней, словно факел.
Пламя быстро погасили, певица даже не ощутила боли от ожогов, но москвичи мигом расхватали — на память — обгорелые хлопья ее опаленной одежды, летавшие в воздухе…
Аделина Патти не раз бывала в России, покорив русских с бесподобной легкостью, выдержав трудное соперничество даже с блистательной шведкой Христиной Нильсон, хотя в русском обществе меломанов произошел внушительный раскол на «паттистов» и «нильсонистов».
Музыкальным партнером Патти не раз бывал прославленный тенор Эрнесто Николини, в дуэтах с которым, ведя любовную партию, Аделина томно закрывала глаза, словно пьющая голубица…
Большой успех способствовал Аделине в России. В книге «Моя жизнь в искусстве» К.С. Станиславский с восхищением вспоминал «о сверхъестественно высоких нотах чистейшего серебра» Патти, об её необыкновенной колоратуре и технике.
В его памяти, уже на склоне лет, ярко воскресала её «точёная небольшая фигурка, с профилем, точно вырезанным из слоновой кости». Молодой, только начинающий свою карьеру П.И. Чайковский слушал певицу в московском Большом театре. Она пела Розину.
Сохранились строки, написанные великим композитором о Патти: «В чарующей красоте её голоса и в соловьиной чистоте её трелей, в баснословной лёгкости её колоратуры есть что то нечеловеческое. Да, именно нечеловеческое…»
Восемь лет, из года в год, Петербург и Москва испытывали наслаждение, видя и слушая Патти. В 1873—1877 годах Лев Толстой писал «Анну Каренину». Помните, в одной из глав пятой части романа он отправляет свою героиню в театр на представление с участием Патти.
1 февраля 1877 г. в северной российской столице состоялся последний бенефис артистки в «Риголетто». В этот вечер Патти мучительно, с тяжелейшими истериками расставалась со своим первым мужем — маркизом Дека.
Подробности скандала со сладострастием смаковались прессой. Уезжая, уже на вокзале обиженная звезда говорила баритону Ивану Мельникову: «Нет смысла гастролировать в Петербурге, если обо мне здесь стали судить не как о хорошей певице, а лишь как о гадкой женщине, бросившей знатного мужа ради красивого любовника Николини»
И все-таки в 1904 г., через двадцать семь лет, Аделина снова появилась на берегах Невы. И снова пела. Шла русско-японская война. Как и в предыдущий свой приезд, певица все доходы от концертов отдала в фонд помощи раненым русским воинам.
После большого перерыва актрису встречали с восторгом, но и с опасением. Она держалась за руку своего молодого мужа и выглядела рядом с ним молодящейся старухой с крашеными рыжими волосами.
Однако когда она запела, слушатели были ошеломлены ее звонким, по-прежнему серебристым голосом. Творческое долголетие Патти было феноменальным — шестьдесят лет продолжалась ее сценическая деятельность.
Современники находили голос певицы, хотя и не отличавшийся особой силой, уникальным по мягкости, свежести, гибкости и блеску, а красота тембра буквально гипнотизировала слушателей. Ей был доступен диапазон от си малой октавы до фа третьей.
Аделина Патти слыла любимицей меломанов всего мира. Она одной из первых решилась запечатлеть свой голос в грамзаписи. Техника того времени была очень несовершенна, и многие великие певцы, услышав себя на граммофонной пластинке, не давали разрешения на выпуск своих записей.
Но Патти была решительной женщиной. Хотя к тому времени, когда появился граммофон, ей было уже около семидесяти, она сделала записи нескольких оперных арий. Фотографии ее представляют большую редкость и находятся в основном в частных коллекциях.Поэтому сегодня мы имеем возможность сд лышать её голос.Ей тогда было 70 лет.
<iframe src=”https://www.youtube.com/embed/_6jRLezhqN0″ frameborder=”0″ width=”425″ height=”350″></iframe>
20 октября 1914 г. Аделина навсегда простилась с публикой на концерте, организованном в помощь Обществу Красного Креста. Шла Первая мировая война, и знаменитая певица смотрелась на сцене словно осколок ушедшего ХIХ в. Ее последним вокальным номером стала любимая всеми простая английская песенка «Дом, мой милый дом».
Патти умерла в конце 1919 г., не потеряв ни своей красоты, ни волшебного голоса. Незадолго до смерти она писала в автобиографии:
«Не думайте, что я принимала доброту, оказываемую мне целым светом, и многие почести, которых меня удостаивали, за вполне заслуженные мною.
Я знаю, что это лишь дань за ниспосланное мне Богом дарование, а я только использовала этот свой. Божий дар».
Источники
https://www.loveorigami.info/story.php?aut=389&story=133
https://100v.com.ua/ru/Adelina-Patti-person
https://mayasakura.ru/zhenshhinyi-legendyi/adelina-patti