А нна семеновна каменко ва
Биография
С творчеством Анны Каменковой знаком каждый любитель кино. Она не только талантливая актриса, чей пик карьеры пришелся на период существования СССР, но и крайне востребованная артистка озвучивания: ее голосом в русском дубляже говорили Ума Турман, агент Скалли (Джиллиан Андерсон), Эмма Томпсон и другие звезды Голливуда.
Детство и юность
Анна Семеновна родилась 27 апреля 1953 года в семье советских интеллигентов в Москве. Ее родители Ольга Александровна Каменкова-Павлова и Семен Абрамович Гуревич, еврей по национальности, были образованными людьми, преподавали русский язык и литературу и с раннего детства прививали дочери культуру общения.
Анна Каменкова в детстве (кадр из фильма «Девочка ищет отца»)
Они мечтали, что девочка полюбит семейное дело и, подобно родителям, станет педагогом. Поэтому большую часть времени юная Каменкова-Павлова уделяла учебе и усвоению огромного количества информации, ведь, по мнению ее отца, педагог должен быть эрудированным во всем.
Впрочем, актерские таланты у Анны стали проявляться с детства, волею случая в 6 лет она уже оказалась на съемочной площадке. Дебют юной артистки оказался успешным, но родители посчитали, что она еще слишком мала для подобной карьеры, и запретили ей сниматься в кино. Девочку отдали в студию художественного слова, где она играла на сцене в многочисленных спектаклях.
Жизнь Анны не обошли и печальные события. В 1962 году ушла из жизни мать, когда девочке было 9 лет. Она переживала потерю и в тот период сблизилась со старшей сестрой Ольгой, заменившей ей маму. Позднее девушка связала свою жизнь с телевидением, преподавала в Высшей школе телевидения МГУ. Ее не стало в 2009 году.
Анна Каменкова в юности (кадр из фильма «Такая короткая долгая жизнь»)
Воспитание Каменковой легло на плечи отца Семена Гуревича. Он привил дочери любовь к книгам, часто водил ее в театр на спектакли по мотивам романов, чем окончательно подтолкнул Анну к выбору профессии актрисы.
После школы Каменкова подала документы в театральные училища. В 1970 году она стала студенткой престижного Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, где ее руководителем был великий советский актер Михаил Иванович Царев. Учеба огранила талант актрисы и открыла двери в лучшие театры Москвы.
Театр
Впервые на театральную сцену Анна вышла в 12 лет, когда маленькую актрису позвали на детскую роль в спектакль «Русалка». Руководство Большого театра позаботилось о грандиозности спектакля и задействовало великих актеров вроде Ведерникова, Козловского и других.
Актриса Анна Каменкова (кадр из фильма-спектакля «Рассказ от первого лица»)
Девочка с восхищением наблюдала за работой мастеров своего дела, для нее все выглядело волшебством. Но больше всего ее поразило музыкальное сопровождение постановки, которое придавало действу чувство завершенности. Анна словно завороженная ходила по театру и с тех пор не могла представить жизни без него.
Артистка вновь оказалась на сцене спустя 10 лет, во время учебы в Щепкинском училище. Педагоги высоко оценили ее актерские способности и рекомендовали ее руководителю Малого театра, который и пригласил Каменкову сыграть в постановке «Средство Макропулоса».
После окончания училища ей поступил ряд предложений от разных театров, но Анна остановила выбор на театре на Малой Бронной, что было продиктовано личностью художественного руководителя заведения – режиссера Анатолия Эфроса, работами которого актриса всегда восхищалась. Его спектакли пользовались успехом у публики, и Анна, как и другие коллеги, мечтала принять в них участие. На этой сцене актриса сыграла множество ролей, вскоре заняв место одной из ведущих артисток театра.
Анна Каменкова (кадр из фильма-спектакля «О ты, последняя любовь!»)
Впрочем, идиллия длилась недолго. После ухода Эфроса Каменкова стала терять интерес к постановкам, пропало ощущение вечного праздника и новизны. Ей попросту стало скучно с новыми режиссерами, и в 1992 году артистка покинула театр. Она не сомневалась в собственной востребованности и оказалась права, так как ей последовало предложение от подающего большие надежды режиссера. Полгода Анна репетировала роль в спектакле, который, увы, так и не был поставлен.
Несколько лет Каменкова прожила вдали от театра, когда на дворе были годы кризиса. В конечном итоге она дождалась своего звездного часа, и ей стали поступать предложения от антрепризных театров. Одним из первых стал «Бенефис», который подарил актрисе главную роль в спектакле «Увлеченная ласточкой».
Анна Каменкова на сцене
В 1998 году Каменкова сыграла знаковую для себя роль – Ханну Хейберг из одноименной постановки «Ханна». Анна была очарована сильным характером героини, благодаря которой некогда у Ханса Кристиана Андерсона родился образ «Снежной Королевы». Но спектакль не снискал коммерческого успеха и вскоре был закрыт.
После этого артистка потеряла надежду получить подобную роль, но неожиданно художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз предложил ей место в спектакле французского режиссера Франка Бертье.
Роль оказалась тяжелой и нелегкой, что только придало актрисе азарта. Анна вложила в нее душу, а после спектаклей ей приходилось отдыхать по 2 дня, чтобы восстановить силы.
Фильмы
Первая встреча Анны с миром кинематографа состоялась в юном возрасте, когда девочке шел 5-й год. И этот случай предопределил дальнейшую творческую биографию исполнительницы. В картину она попала совершенно случайно. Во время прогулки с матерью по площади Революции Каменковы заметили ассистента по актерам, который прямо там проводил кастинг среди детей. Ребятня читала стихи, и Анна тоже захотела попробовать.
Анна Каменкова (кадр из фильма «Девочка ищет отца»)
Вместе с матерью она отправилась в Минск, где снимался фильм «Девочка ищет отца». За свою игру юная актриса получила первую в жизни награду на Международном детском фестивале, проходившем в Аргентине. Но тогда родители Каменковой посчитали, что ей нужно получить образование и устроить жизнь, поэтому запретили сниматься в кино.
Каменкова попала на съемочную площадку только спустя 16 лет. К тому моменту она уже была выпускницей престижного училища, а также подающей надежды актрисой театра. Ее взрослым дебютом в кино стала картина «Лесные качели», где одну из главных ролей исполнил ее художественный руководитель Анатолий Эфрос.
Затем в фильмографии молодого дарования появились кинофильмы «Такая короткая долгая жизнь», «Весенний призыв», «Следствие ведут ЗнаТоКи», в которых артистке удавалось воссоздать яркие и цельные образы.
Анна Каменкова (кадр из фильма «Весенний призыв»)
Ее карьера в кино развивалась стремительно, и уже в 1979 году актриса сыграла главную героиню в ленте «Молодая жена». Образ Мани Стрельцовой принес Анне первую премию Всесоюзного кинофестиваля.
В начале 80-х с ее участием вышли фильмы «Государственная граница», «Солнечный ветер». В экранизации «Поздняя любовь» по пьесе Александра Островского Каменкова сыграла вместе с Иннокентием Смоктуновским, Родионом Нахапетовым, Еленой Прокловой. Затем последовали съемки в кинокартинах «Город над головой», «Иван Бабушкин», «Покушение на ГОЭЛРО», где Анне доставались центральные роли.
Одной из наиболее ярких и запоминающихся ролей Каменковой стал образ Софьи Петровны из одноименного фильма. Этот персонаж нелегко дался актрисе, которая сильно переживала за события из жизни героини. Во-первых, ей пришлось играть женщину на 20 лет старше себя, а во-вторых, сам период, который был отображен в фильме, оказывал подавляющее действие. Тогда же она перекрасилась в блондинку, чтобы почувствовать себя моложе после возрастной роли.
Анна Каменкова (кадр из фильма «Софья Петровна»)
В период кризиса, который охватил все сферы страны, перед актрисой остро встал денежный вопрос. Анна была категорически против участия в сериалах или же съемках в рекламе. Тогда она вспомнила о студенческом увлечении и стала актрисой дубляжа. Каменкова ранее также участвовала в радиопостановках и озвучивала героев мультфильмов.
Шикарный голос Анна подарила многим советским актерам и зарубежным звездам. Ей нравится говорить за популярных актрис, она считает, что работать с ними гораздо легче, чем с малоизвестными личностями. Многие уже и не представляют другого голоса у той или иной знаменитости, которая стала объектом дубляжа Анны, что для артистки является высшей степенью похвалы.
Анна Каменкова (кадр из сериала «Очарование зла»)
Тем не менее, в 90-е годы актрисе удалось проявить себя на экране в ряде значимых проектов. Это фильмы «Очищение», «Круг обреченных», «Тесты для настоящих мужчин» и один из первых российских сериалов «Горячев и другие». Артистка одно время не соглашалась на многосерийные проекты, как потом рассказала в программе «Наедине со всеми», но со временем почувствовала интерес к работе в сериалах.
В новом веке она засветилась в телефильмах «Марш Турецкого», «Девять неизвестных», «Принцесса цирка». Яркими проектами актрисы в 2000-х годах стали детективы «МУР. Третий фронт», «Метод Фрейда» и «Однажды в Ростове». К последним работам звезды экрана относятся главные роли в популярном сериале «Тест на беременность» и экранизации Юрия Грымова «Три сестры».
Личная жизнь
О личной жизни Анна рассказывать не любит. Впрочем, о достижениях сына она говорит много и с удовольствием.
Анна Каменкова с мужем Анатолием Спиваком, 1982 год / Bizzarra, Википедия
С единственным мужем актриса познакомилась в молодости, на сцене театра на Малой Бронной. Анатолий Спивак, тогда еще актер, блистал в спектакле «Золотая карета». Он был старше Анны на 15 лет. Молодая девушка была заворожена той харизмой, элегантностью и шиком, которые источал ее избранник. Дома у него, несмотря на скромную зарплату, стояла антикварная мебель, была большая библиотека.
Позднее Анатолий занялся режиссурой. В 1980 году состоялась свадьба, а спустя 7 лет у них родился сын Сергей. Появление ребенка далось актрисе тяжело: из-за плотного рабочего графика она не сумела сохранить несколько беременностей, а ведь с Анатолием они задумывались о детях с начала совместной жизни.
Программа «Наедине со всеми» – Гость Анна Каменкова
Театром мальчик вовсе не интересовался, даже не смотрел постановки с участием матери и отца, а предпочел связать свою жизнь с юриспруденцией, что весьма радует актерское семейство. Для диплома Сергей выбрал тему защиты авторских прав. Но со временем театр тоже вошел в жизнь Спивака-младшего. Сейчас он работает в антрепризе «Независимый театральный проект», где играет его мама.
Актриса, как и многие ее коллеги, тщательно следит за фигурой и внешним видом, хотя не предпринимает никаких кардинальных действий по отношению к внешности. Тем не менее, долгие годы при росте 164 см ее вес сохраняется на отметке 55 кг. Образ обаятельной и интеллигентной актрисы поклонники могут наблюдать в «Инстаграме» на фото ее коллег.
Анна Каменкова сейчас
Востребованность артистки не снижается с годами. В 2018 году Анна порадовала любителей ее творчества появлением в проектах «Без меня», «Ван Гоги», «Семейное дело», где преображалась в возрастных героинь, матерей главных персонажей повествования.
Анна Каменкова в 2019 году (кадр из сериала «Тест на беременность»)
В 2019 году исполнительница повилась на телеэкранах в сериалах «Свадьбы и разводы» и втором сезоне «Теста на беременность».
Фильмография
- 1959 – «Девочка ищет отца»
- 1979 – «Молодая жена»
- 1987 – «Визит к Минотавру»
- 1989 – «Софья Петровна»
- 1992-1994 – «Горячев и другие»
- 2012 – «Метод Фрейда»
- 2017 – «Три сестры»
- 2018 – «Ван Гоги»
- 2018 – «Без меня»
- 2018 – «Семейное дело»
- 2019 – «Тест на беременность»
- 2019 – «Свадьбы и разводы»
Актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (1985)
БИОГРАФИЯ
Анна Каменкова родилась в интеллигентной семье. Ее мать Ольга Александровна работала в школе. Отец Семен Абрамович был филологом и автором множества педагогических пособий. Мать умерла, когда девочке было девять лет, и до 19 лет ее воспитывал отец. “Оглядываясь назад, понимаю, что у меня было странное детство. Папа регулярно водил меня по театрам, в кино, на встречи с артистами в Дом учителя, но он был далек от обычной, реальной жизни. Ему, например, было совершенно безразлично, во что я одета”, – вспоминает актриса.
В пять лет Анна впервые снялась в кино, исполнив главную роль в картине “Девочка ищет отца” по одноименной повести Евгения Рысса о дочери белорусского партизана. В фильм ребенок попал совершенно случайно. “Мы с мамой гуляли в сквере на площади Революции возле фонтана, а там ассистент режиссера просил девочек лет восьми-девяти читать стихи. Я играла и наблюдала за этим. А потом подошла и сказала, что тоже знаю стихотворение. Ассистент попросил меня прочитать. Я рассказала стихотворение “Травка зеленеет, солнышко блестит…”. Они взяли наш телефон, а потом повезли нас на пробу в Минск. Режиссер опасался, что я слишком маленькая для такой большой роли, но все равно утвердил меня”, – рассказывает Анна. За этот фильм юная актриса получила свою первую награду – приз за лучшее исполнение детской роли на II Международном кинофестивале в Аргентине в 1960 году.
На съемках девочка настолько прониклась духом и атмосферой кинопроцесса, что окончательно решила стать актрисой. Анна посещала студию художественного слова, осваивала азы своей будущей профессии. К моменту окончания школы за плечами был уже и театральный опыт – в 12 лет девушка блистала на сцене Большого театра в опере “Русалка”. Актриса вспоминает: “Я имела счастье быть на одной сцене с Козловским, Атлантовым, Ведерниковым, Пьявко. Правда, я мало что тогда понимала, но ощущение грандиозности этого театра осталось. И грандиозное ощущение музыки. Слушать музыку в зале – это одно, а когда ты слышишь ее на сцене, когда тебя охватывают эти мощные симфонические волны…”.
В 1970 году Анна поступила в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, где ее руководителем был великий советский актер М.И. Царева.
ТЕАТР
После окончания института Анна Каменкова была принята в труппу Театра на Малой Бронной, где в то время главным режиссером был Александр Леонидович Дунаев. Дебютом актрисы на прославленной сцене стала роль Лены в постановке Дунаева “Ленушка”.
Главной причиной, по которой Анна выбрала именно этот театр, был Анатолий Эфрос, в то время работавший на Малой Бронной. По словам актрисы, его спектакли – это вершина театрального искусства XX века. “В первые годы работы на Малой Бронной я прошла невероятную, колоссальную школу режиссуры Эфроса. У меня было большое количество вводов: “Месяц в деревне”, “Женитьба”, “Дон Жуан”, “Своей дорогой” Ибрагимбекова, и “Ситуация” Розова. Мне, конечно, повезло: был спрос на молодую героиню. Эфрос вводил меня в роли, которые исполняли великолепные актрисы. Я училась у Ольги Яковлевой, рядом работали Леонид Броневой, Михаил Козаков, Лев Дуров. У нас был спектакль “Веранда в лесу” И. Дворецкого, где моими партнерами были Алексей Петренко, Ольга Остроумова, Елена Коренева, Олег Даль, Георгий Мартынюк, Анатолий Грачев. Это такое счастье и такое везение!”, – признается актриса. В общей сложности на сцене Театра на Малой Бронной Анна сыграла 18 ролей, заняв место одной из ведущих актрис театра.
Вскоре после ухода Эфроса из театра, труппу покинула и Анна Каменкова. Для нее это было тяжелым, но верным решением, о котором она никогда не жалела. В дальнейшем на правах приглашенной актрисы она играла в спектакле “Старые русские” театра им. Рубена Симонова, участвовала в нескольких постановках “Школы современной пьесы”. Также актриса активно сотрудничала с антрепризами.
КИНО
Первым взрослым дебютом актрисы в кино стала роль Светланы в картине “Лесные качели” (1975). Ее карьера в кино развивалась стремительно, и уже в 1979 году Анна исполнила одну из главных ролей в фильме “Молодая жена”. За образ Мани Стрельцовой, блистательно воплощенный актрисой в ленте, она получила первую Премию Всесоюзного кинофестиваля.
В 1987 году актриса снялась в фильме “Визит к Минотавру”, снятом по мотивам романа братьев Вайнеров. Каменкова исполнила роль Елены Сергеевны – молодой помощницы Тихонова. Партнерами актрисы в фильме стали Сергей Шакуров, Владимир Самойлов, Александр Филиппенко, и другие известные актеры.
Одной из самых заметных работ актрисы в кино стала роль Софьи Петровны в одноименной драме режиссера Аркадия Сиренко о периоде Большого террора в СССР. В тот момент актрисе было 35 лет, а ей предстояло сыграть 50-летнюю героиню. Актриса рассказывает: “Мне говорили, что я обрекаю себя в дальнейшем на роли пожилых героинь. Чтобы сыграть героиню, я гримировалась и старела внутренне. Меня очень задела эта история, я ее очень люблю”.
В 90-е годы Анна все чаще стала отказываться от поступающих предложений, и все основное время уделяла дубляжу. С ее участием вышли картины “Детство Темы”, “Очищение”, “Круг обреченных”, “Ты есть”, “Тесты для настоящих мужчин”, и лента российско-британского производства “Стрингер”. Сама актриса признается, что в ее профессии главное – уметь ждать и преодолевать неуважительное отношение к себе. Потому что роль всегда найдет своего актера.
Сейчас Анна Каменкова много снимается в сериалах, она все также востребована и любима зрителями. Она играла в картинах “Марш Турецкого”, “Девять неизвестных”, “Очарование зла”, “Принцесса цирка”, “Однажды в Ростове”, и других.
“Золото скифов”
В 2009 году на телеканале “Россия” состоялась премьера многосерийной картины “Золото скифов”. В центре сюжета – семья известного археолога Андрея Ивановича Берестова, посвятившего свою жизнь поискам легендарного Золотого шатра скифов. Анна Каменкова исполнила роль жены ученого Серафимы Игоревны. Ее партнерами в картине стали Елена Яковлева, Алексей Воробьев, Валентин Смирнитский, Александр Пашутин, и другие известные актеры.
ОЗВУЧИВАНИЕ
Особую страницу в творческой биографии актрисы занимает озвучивание фильмов. Мало кто знает, но именно ее голосом говорили Лариса в “Жестоком романсе” и Анастасия Ягужинская в фильме “Гардемарины, вперед!”. А список зарубежных картин, героев которых озвучивала Анна, по праву можно назвать внушительным. Это “Ромео и Джульетта” Ф. Дзеффирелли, “Унесенные ветром”, “Женщина французского лейтенанта”, “Телохранитель”, “Мосты округа Мэдисон”, “Список Шиндлера”, “Молчание ягнят”, “Танцующая в темноте”, и многие другие. Ее голосом говорят героини Вивьен Ли, Мерил Стрип, Джулии Робертс, Шэрон Стоун, Катрин Денев, Жюльетт Бинош, Эммануэль Сенье. Озвучивание – это колоссальный труд, который требует тщательной работы и умения войти в образ актера, с которым работаешь. Но именно это дело и помогло Анне пережить 90-е годы, когда она ушла из театра, и ей почти не предлагали роли в кино.
Актриса признается: “Знаю, многие ненавидят этот процесс. Даже себя терпеть не могут озвучивать. А я люблю, особенно когда хорошее кино с талантливыми артистами. Можно же увидеть все нюансы игры, попытаться прямо до самых заусенчиков раскопать внутреннее состояние исполнителя роли, проиграть все внутри себя. Когда меня вызвали на кастинг фильма “Знакомство с Факерами” озвучивать Барбру Стрейзанд, я вообще не понимала, зачем меня позвали. Это вообще не моя героиня — она там такая развязная, оторва, все время только про секс и говорит. И дубль делала так, походя, левой ногой. А мне потом говорят, что “Universal Pictures” утвердила именно меня. Как так? Мучилась я с этим дубляжом ужасно, но все-таки сделала. Забавно было…”.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В 1980 году актриса вышла замуж за своего коллегу по театральной сцене Анатолия Спивака. В 1987 году у них родился сын Сергей. Супруги живут в любви и согласии уже 35 лет. На вопрос о том, как удалось сохранить такие отношения, Анна отвечает: “Мой муж, подобно Пигмалиону, создал меня как актрису. Я часто думаю и понимаю, что если бы на его месте оказался какой-нибудь финансист, наш брак не продержался бы. Я не знала бы, о чем с таким мужем разговаривать! Разве может человек, далекий от актерской профессии, понять ночные съемки, постельные сцены с малознакомым коллегой, поцелуи?”.
В ЖИЗНИ
Анна признается, что для того, чтобы сохранить молодость, нужно всегда учиться чему-то новому. Совсем недавно актриса начала рисовать. По ее словам, живопись вдохновляет, с помощью нее человек учится видеть красоту окружающего мира. “По молодости все вокруг кажется бледным, а ярким – то, что бушует внутри тебя. С возрастом это проходит, начинаешь замечать каждую мелочь, видишь тоньше и лучше”, – рассказывает Анна Каменкова.
ИНТЕРВЬЮ
О внешности
“Я очень просто отношусь к нарядам. Могу спокойно выглядеть серенькой мышкой. Но это только в жизни. Когда я выхожу на сцену или на площадку — о, тут во мне сразу просыпается красавица!”.
О профессии
“Вообще наша профессия жестока. Сам факт проб чудовищен, я всегда просто в ужасе от этого. Каждый раз настраиваешь себя на то, что тебя будут отсматривать, выбирать. Причем так происходит до конца жизни. Редко обходится без проб, в основном всегда идут кастинги. Независимо от того, что артист уже сделал в кино. И ты вынужден ждать решения, волнуешься. Хотя, конечно, бывали и обратные ситуации, когда, наоборот, какая-то артистка была уже почти утверждена, но вместо нее брали меня. В “Солнечном ветре”, например, или в “Детстве Темы”… Самое обидное, что это абсолютно никак не связано с талантом человека. Случай, вкусовщина, пристрастие».
НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ
- Приз за лучшее исполнение детской роли за фильм “Девочка ищет отца” на II Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата, Аргентина (1960)
- Лауреат Приза за лучшую женскую роль на ВКФ в Ашхабаде за фильм “Молодая жена” (1979)
- Заслуженная артистка РСФСР (1985)
- Лауреат Специальной премии за лучшую женскую роль на XIII Всесоюзном фестивале телефильмов в Душанбе за фильм “Софья Петровна” (1989)
По материалам Википедии, сайтов 24smi.org, teatr.ru, 7days.ru, fakty.ua, teatral-online.ru, vokrug.tv, kinopoisk.ru
ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТРИСА
- Одна жизнь на двоих (2018), сериал
- Семейные обстоятельства (2017), сериал
- Тест на беременность (2014), сериал
- Танцы марионеток (2013)
- Процесс (2013)
- Она не могла иначе (2013), сериал
- Новая жизнь (2013), сериал
- Мама-детектив (2013), сериал
- Однажды в Ростове (2012), сериал
- Метод Фрейда (2012), сериал
- Исключение из правил (2012)
- МУР. Третий фронт (2011), сериал
- Концерт (2009)
- Золото скифов (2009), сериал
- Принцесса цирка (2008), сериал
- Если у вас нету тети… (2008)
- Последний приказ генерала (2006)
- Очарование зла (2006)
- Девять неизвестных (2006), сериал
- Золотые парни (2005), сериал
- Лавина (2001)
- Стрингер (1998)
- Тесты для настоящих мужчин (1998)
- Ты есть (1993)
- Круг обреченных (1991)
- Детство Темы (1991)
- Очищение (“Жизнь Василия Фивейского”) (1990)
- Софья Петровна (1989)
- Визит к Минотавру (1987)
- Последняя дорога (1986)
- Город над головой (1985)
- Поздняя любовь (1983)
- Месяц в деревне (1983)
- Солнечный ветер (1982)
- Год активного солнца (1982)
- Государственная граница (1980-1988)
- Молодая жена (1978)
- Весенний призыв (1976)
- Такая короткая долгая жизнь (1975)
- Лесные качели (1975)
- Хождение по мукам (1974-1977)
- Следствие ведут Знатоки (1971-1989), сериал
- Девочка ищет отца (1959)