Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Новости района

15.11.2014

Л.Е.: Вы пришли работать в школу искусств в середине прошлого учебного года, приняли три класса – 2, 3, 4. В этом году набрали новый класс – первый, в нем 11 детей. Ваши впечатления, учитывая, что вы много лет не преподавали.

Г.М.: Я не учила детей рисовать 30 лет. Но хорошо помню, какими они были тогда, и поражаюсь тому, с чем сталкиваюсь сейчас. За это время изменилась жизнь, изменились и наши дети. Они потрясающе талантливы! В них такой потенциал! Тогда у детей не было столько возможностей для развития, их воображение было трудно «разбудить». Сегодняшнее поколение расковано, активно, у них значительно больше впечатлений и, повторюсь, возможностей их получить. Единственное, что некоторых детей подводит: они путают умение рисовать с желанием это делать. А это разные вещи. Чтобы уметь рисовать, надо много и упорно работать, а от этого у них пропадает желание.

У меня 31 ученик. Говорить, что кто-то очень хорош, а у кого-то не хватает воображения, усидчивости, терпения или еще чего, не буду. Повторюсь лишь, что талантливых детей среди них на удивление много, и участвуют в конкурсах не только старшеклассники, причем, не одни и те же ребята, а есть возможность показать себя каждому.

Но если все же, привести пример, то назову несколько фамилий. Двое в этом году заканчивают обучение – Настя Деева и Вика Шурдукова. Девочки очень одаренные, Настя прекрасно рисует, у Вики потрясающее ассоциативное мышление, и у обеих хорошее будущее, если они, конечно, будут много работать. Необыкновенные способности у Нади Хухлаевой, она приезжает к нам из Домашовки. Девочка любит работать карандашом. Полина Трофименко – очень талантливая. Обязательно в этом ряду хочу назвать Руслана Барабанова, он пейзажист со своим особым взглядом на мир. Во 2-м классе учится Вика Шемякова – девочка с невероятными возможностями.

Л.Е.: Галина Николаевна. Знаю, что ваши ученики активно и успешно участвуют в различных конкурсах. Уверена, не мне одной интересно, как приходят они к возможности участвовать в них, и может, даже побеждать?

Г.М.: Рисование, как и любое другое дело, если им заниматься серьезно, требует большого терпения, усидчивости, внимания и много работы. И с пришедшими к нам в этом году детьми мы начали с азов. Есть много упражнений и для развития кисти, глазомера, ребята учатся пониманию цвета, правильной работе карандашом, штриховке, размытию красок, составлению композиции и очень многому другому, что необходимо знать, чтобы не просто рисовать, а рисовать правильно.

А в старших классах это все уже знают, и я им сразу даю темы для работы.

Л.Е.: Хорошо, ребята знают, как нарисовать, но придумать композицию – процесс не менее сложный. Не бывает так, что пробуют срисовать с картинки?

Г.М.: Нет! Прежде, чем ученики начинают работать непосредственно над созданием композиции, мы подробнейшим образом разбираем тему. Вот, например, сейчас я дала мальчикам тему «Война». Рассказала о предстоящем 70-летии Победы, о том, как важно знать и помнить об этом событии, как оно связано с семьями каждого из нас. А затем пошла работа над освоением материала. Я задаю вопросы, и мы тут же, наглядно, отвечаем на них: объясняя, я делаю рисунок на доске.

«Что у вас, прежде всего, ассоциируется со словом «война»? Танк? Какой – русский, немецкий? В чем их различие? А форма у солдат – русская, немецкая? А каски? Чем отличаются? А если мы говорим о войне, то это, в первую очередь, разрушенные дома или сгоревшие?» И так подробно обсуждаем все возможные детали будущей композиции. И вот уже ребята начинают, как я говорю, «просыпаться», у них появляются какие-то задумки, и только тогда они берутся за карандаш, начинают рисовать. Конечно, какие-то моменты они берут из увиденного в книгах, кино, Интернете, играх, но здесь речь о срисовывании не идет.

Л.Е.: Теперь мы примерно представляем, как идет процесс обучения, и можно переходить к вопросу о конкурсах. В каких вы уже успели поучаствовать и что планируете на ближайшее время?

Г.М.: Три работы – «Явление» Маши Сорокиной, «Православная тишина» Полины Мироновой и «Вера. Любовь» Надежды Хухлаевой участвовали в областной выставке детских работ в ТЮЗе. Сейчас рисунок Анжелики Зарубиной участвует в международном конкурсе акварельных рисунков «Планета» , тема «Море». Уже отобраны и готовлю документы к отправке 10 работ на конкурс «Угра – пояс Богородицы». Работы очень разные по темам, манере рисунка, но очень интересные и достойные внимания.
На подходе новый конкурс «Планета», в нем будут номинации «Портрет», «Пейзаж» и «Натюрморт». Я уже расписала, кто будет принимать в нем участие, и ребята готовятся – каждый по своей теме. Только пришло Положение о конкурсе юных дарований, который пройдет в феврале в Балабаново. К нему будет готовиться Полина Миронова.

Л.Е.: Такое количество непрерывно идущих конкурсов: какая организация их проводит?

Г.М.: Есть областные, но они редкие, а постоянно идущие – это сайт международного конкурса рисунков «Планета» в Интернете. На нем выложено Положение о конкурсе, состав жюри, кстати, участвуют в его организации и проведении профессиональные художники, многие имеют звания, то есть, это не игра какая-то.

Л.Е.: Хорошо, вы согласились участвовать, а куда отправляете работы?

Г.М.: А вот этот процесс очень хлопотный. Прежде всего, я оплачиваю взнос за участие в конкурсе (бесплатных конкурсов нет), сканирую квитанцию, фотографирую в определенном формате рисунок, все это выкладываю в электронную почту и отсылаю по указанному адресу. Если все сделано безошибочно, то мне сразу приходит ответ, что работа принята, если нет – СМС с отказом, и тогда начинаю снова фотографировать, отсылать. А когда жюри подведет итоги, на это уходит не меньше пары месяцев, мне, опять же, на электронную почту, приходит сообщение о том, кто из наших участников занял какое место, а также вид диплома, которым каждый из них награжден. Я этот «диплом» сбрасываю на флешку, сканирую в цветном варианте, и только после всего этого процесса наши ребята получают свои награды.

Л.Е.: Столько для, как преподавателя, дополнительных хлопот, да и трата средств… А есть в этом смысл? Участие в таких конкурсах и результаты могут быть учтены при последующем поступлении ученика в профильное учебное заведение?

Г.М.: Первое: это огромный стимул. Каждый стремиться, чтобы его работа соответствовала уровню, чтобы ее отобрали на конкурс: это же Интернет!

Второе: это не абстрактные конкурсы, повторюсь, на сайте имеются все основополагающие документы. И дипломы, и грамоты за участие и победы в них имеют вес, и в дальнейшем учитываются.

Л.Е.: Что бы вы хотели пожелать себе, своим ученикам?

Самым болезненным для нас на сегодня является вопрос отсутствия нормальных условий для обучения такого большого количества детей. Мы занимаем один небольшой кабинет, где проходят уроки со 2 и 3 классами, один маленький кабинетик, где вдоль стен поставили столы и рассадили плотными рядами 11 первоклассников, и один еще меньше, где занимаются старшеклассники. Их четверо, но и для них он крайне мал. В таких условиях, конечно, продуктивно и грамотно работать крайне сложно.

Но наш директор Елена Александровна делает все, чтобы решить каким-то образом эту проблему, и я надеюсь, что получится. И хочу сказать ей большое спасибо: Елена Александровна с большим энтузиазмом помогает нашему отделению. Посмотрите, сколько у нас теперь пособий, есть мольберты. Она всегда в курсе всех наших дел, переживает за конкурсантов.

Еще одно мое большое желание – чтобы после учебы к нам вернулась Маша Сорокина, которая в этом году поступила на дизайнерское отделение Калужского колледжа культуры и искусства. Школе нужны профессиональные кадры. Сами видите, что спрос на обучение у нас растет, а преподавателей не хватает. В этом году собирается туда же поступать наша выпускница Виктория Шурдукова, в дальнейшем планируют пойти учить дальше Настя Деева и Надежда Хухлаева. Это же здорово! Это наши дети, и очень хочется, чтобы они нашли свое место в жизни не где-то далеко от дома, а здесь, в Бабынино.

Л.Е.: Фотографии, которые вы видите, сделаны в каждом из трех кабинетов, и хотя схожи, показаны все, чтобы можно было убедиться, насколько малы классы: в самом большом кабинете с трудом вмещаются только 6 мольбертов, а во втором полугодии сюда должны перейти 11 первоклассников. Но хочется о радостном.

Главная мысль, с которой всегда покидаю школу искусств – она профессионально растет. Коллектив преподавателей постоянно совершенствуется, они ищут новые направления в работе, подходы к преподаванию. Наша школа искусств становится площадкой, на которой юные бабынинцы имеют возможность найти себя в будущих профессиях, о которых раньше и мечтать не могли. Мы можем гордиться, что именно здесь, в стенах нашей школы искусств получили достойное образование и, скажу избитую фразу «путевку в жизнь», но это именно так, сегодняшние музыканты, хореографы, а теперь и будущие художники. Да, их немного, но творчество – это особый «товар», научить тому же рисованию можно каждого, но думать и чувствовать цветом, образами, и суметь передать это на бумаге могут единицы. А школа дает возможность каждому попробовать себя, понять, есть ли в тебе та искра Божья, которую надо беречь и развивать.

Возвращаясь к художественному отделению, следует сказать несколько слов о Галине Николаевне. Она – педагог по призванию: непринужденно, доброжелательно, но требовательно подходящая к каждому, умеющая найти общий язык и с учениками, и с их родителями (что не менее важно). И здесь она на своем месте, потому что очень любит работать с детьми, и также трепетно относится к предмету, который преподает. У нее нет неспособных учеников, потому что дети талантливы от рождения. И перечисляя их, она каждому находит свои слова, в каждом видит свою особенность.

Придя в школу, Галина Николаевна начала с оформления классов: ее руками сделаны наглядные пособия, схемы, образцы приемов работы карандашом, красками. Много мелких предметов для наглядности она принесла из дома. Каждому из первоклассников сшила настенные мешки-карманы, куда каждый кладет свои работы и тетрадь.

Довольна преподавателем и Елена Александровна. Она отмечает профессионализм Галины Николаевны, прежде всего, как учителя. Ее раду ют атмосфера взаимопонимания и доброжелательности, царящая в отделении, энергичность и азарт, с какими Галина Николаевна ведет занятия, берется за любое дело.

* * *

К сожалению, последний штрих в моем рассказе будет сделан вопреки всем правилам. Он не касается того, что происходит в школе, речь о том, что творится под ее окнами. Со стороны улицы перед зданием аккуратный палисадник. У входа вазоны, чистота, порядок, а за ней…

С двух сторон здание окружено двором, являющимся частным владением граждан, сравнительно недавно поселившихся в маленьком домике между школой искусств и средней общеобразовательной школой. Когда-то этот двор был образцом содержания, удивлял всех количеством цветов и чистотой сада-огорода. Сейчас он поражает запустением и безобразной захламленностью. И именно этот двор частично окольцовывает здание школы. Под окнами учебных кабинетов на огромной свалке из мусора и гниющих досок пасутся десятки гусей, живущих здесь же, в полу разрушенных строениях. Проветрить классы нельзя – вонь, шум, да и посмотреть за окно на такой пейзаж не каждый сможет.

Полагаю, существуют какие-то санитарные нормы, требования, не допускающие подобного соседства учебного заведения и птичьего двора, и, наверное, есть в районе службы, которые могут помочь и школе, и ее ученикам.

Л. ЕГОРОВА.

Фото автора.



Возврат к списку